Главная страница

Учитель истории мбоу сош №6 г. Павлово Шарлыкова М. А. Современные тенденции образования


Название Учитель истории мбоу сош №6 г. Павлово Шарлыкова М. А. Современные тенденции образования
Шарлыкова М.А
Дата 29.02.2016
Размер 445 b.
Тип Пояснительная записка


Выполнила: учитель истории МБОУ СОШ №6 г.Павлово Шарлыкова М.А.


Современные тенденции образования

    • Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов , законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.


Пояснительная записка

  • Раздел посвящен периоду между пресечением московской династии Рюриковичей и восшествием на престол первого царя из династии Романовых.

  • Эту эпоху традиционно называют в историографии Смутным временем.

  • Материал раздела даёт представление о причинах и предпосылках Смуты, об основных событиях Смутного времени -- переворотах и войнах, народных движениях и иноземных вторжениях. Большое внимание уделено личностям наиболее ярких деятелей Смуты.

  • Учащиеся узнают о путях выхода страны из кризиса, о восстановлении государства и последствиях «великого разорения».

  • История Смутного времени позволяет понять, что даже в самые сложные и тяжёлые годы, когда перед страной стояла угроза потери независимости представители разных сословий народа смогли объединиться для возрождения государственности.



Основные понятия и термины

  • Смутное время,

  • самозванство,

  • междуцарствие,

  • Семибоярщина,

  • ополчение,

  • «прелестные письма»,

  • Земский собор.



Персоналии:

  • Борис Годунов,

  • Лжедмитрий I,

  • Марина Мнишек,

  • Василий Шуйский,

  • Лжедмитрий II,

  • Патриарх Гермоген,

  • Иван Болотников,

  • Прокопий Ляпунов,

  • Иван Заруцкий,,

  • Кузьма Минин,

  • князь Дмитрий Пожарский,

  • Иван Сусанин,

  • Михаил Романов.



Цели и задачи изучения раздела

  • 1. Обучающая цель:

  • Учащиеся должны знать особенности данного периода истории государства Российского; основные исторические понятия; хронологию данного периода.

  • 2. Развивающая цель:

  • Учащиеся должны уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий и явлений периода Смутного времени; изучать и систематизировать информацию из различных источников; приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей, определять и аргументировать своё отношение к ним и их деятельности; давать характеристику и оценку внешнеполитического курса страны; устанавливать причинно-следственные связи и соотносить единичные факты с общими явлениями.

  • 3. Воспитывающая цель:

  • Учащиеся должны понимать базовые национальные ценности, испытывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, и убедиться в необходимости сохранении культурных и исторических традиций Отечества.



Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

  • Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в начальной школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.

  • После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выготский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.



Ожидаемые результаты освоения раздела программы

  • В ходе изучения первого раздела программы учащиеся должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии России в период Смутного времени; к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории.

  • Учащиеся разовьют на конкретном историческом материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Произойдёт расширение их опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личности и народа в истории своей страны.

  • Учащиеся будут готовы применить исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников страны.

  • Разовьются умения организовывать «презентацию» информации, умение адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефликсивно-оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.

  • Научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности. Овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.



Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

  • Для развития творческих способностей учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.



Технология критического мышления.

  • Основные стадии учебного действия:

  • -- вызов

  • – осмысление

  • – рефлексия

  • Использование на уроке или каком-либо его этапе помогает включить в творческий процесс целый класс. Синквейны и использование пятиминутных эссе, небольших дискуссий, побуждают ребёнка искать образы в уже имеющемся личном знаниевом или практическом опыте, применять их в новых условиях и создавать новый ни на что не похожий свой продукт, а это уже творчество



Игровые технологии.

  • виды игры:

  • сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.

  • игровые приемы:

  • --приём озвучивания репродукций с картин,

  • - суд над исторической личностью, явлением.



Метод проектов.

  • внеклассная деятельность по истории: социальные проекты,

  • недели истории и правового ликбеза, ролевые/игровые проекты,

  • творческие (драматизация)

  • классно-урочная деятельность:

  • компьютерные учебные проекты,

  • творческие проекты (урок-реконструкция).



Проблемное обучение.

    • Показатели творческой мыслительной деятельности:
  • беглость,

  • гибкость,

  • оригинальность,

  • точность.

  • На этапе введения проблемной ситуации необходимы «беглость» и «гибкость»;

  • на этапе выдвижения гипотезы – «оригинальность»;

  • на этапе проверка произведённого решения – «точность».



Эвристическое обучение.

  • эвристические методы обучения:

  • Методы гипотез,

  • Метод символического и образного видения,

  • Метод взаимообучения,

  • Метод самооценки,

  • Метод конструирования понятий,

  • Метод прогнозирования,

  • Метод «мозгового штурма»



дифференцированное обучение.

  • это технология обучения в одном классе детей с разными способностями.

  • ЦЕЛЕВЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • - обучение каждого на уровне его возможностей;

  • - приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

  • ВИДЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

  • ВНУТРЕННЯЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

  • ВНЕШНЯЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ



Формы организации деятельности

  • Фронтальные (при проверке первичного усвоения, при эвристической беседе).

  • Групповые (при проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний, при изучении нового материала).

  • Индивидуальные (на уроках контроля и обобщения изученного материала, на этапе закрепления полученных знаний).



Поурочное планирование по разделу