|
Учитель истории мбоу сош №6 г. Павлово Шарлыкова М. А. Современные тенденции образования
Выполнила: учитель истории МБОУ СОШ №6 г.Павлово Шарлыкова М.А.
- Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов , законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
-
Пояснительная записка
-
Раздел посвящен периоду между пресечением московской династии Рюриковичей и восшествием на престол первого царя из династии Романовых.
-
Эту эпоху традиционно называют в историографии Смутным временем.
-
Материал раздела даёт представление о причинах и предпосылках Смуты, об основных событиях Смутного времени -- переворотах и войнах, народных движениях и иноземных вторжениях. Большое внимание уделено личностям наиболее ярких деятелей Смуты.
-
-
История Смутного времени позволяет понять, что даже в самые сложные и тяжёлые годы, когда перед страной стояла угроза потери независимости представители разных сословий народа смогли объединиться для возрождения государственности.
Основные понятия и термины
-
Смутное время,
-
самозванство,
-
междуцарствие,
-
Семибоярщина,
-
ополчение,
-
«прелестные письма»,
-
Земский собор.
Персоналии:
-
Борис Годунов,
-
Лжедмитрий I,
-
Марина Мнишек,
-
Василий Шуйский,
-
Лжедмитрий II,
-
Патриарх Гермоген,
-
Иван Болотников,
-
Прокопий Ляпунов,
-
Иван Заруцкий,,
-
Кузьма Минин,
-
князь Дмитрий Пожарский,
-
Иван Сусанин,
-
Михаил Романов.
Цели и задачи изучения раздела
-
1. Обучающая цель:
-
Учащиеся должны знать особенности данного периода истории государства Российского; основные исторические понятия; хронологию данного периода.
-
2. Развивающая цель:
-
Учащиеся должны уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий и явлений периода Смутного времени; изучать и систематизировать информацию из различных источников; приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей, определять и аргументировать своё отношение к ним и их деятельности; давать характеристику и оценку внешнеполитического курса страны; устанавливать причинно-следственные связи и соотносить единичные факты с общими явлениями.
-
3. Воспитывающая цель:
-
Учащиеся должны понимать базовые национальные ценности, испытывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, и убедиться в необходимости сохранении культурных и исторических традиций Отечества.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
-
Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в начальной школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.
-
После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выготский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
-
В ходе изучения первого раздела программы учащиеся должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии России в период Смутного времени; к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории.
-
Учащиеся разовьют на конкретном историческом материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Произойдёт расширение их опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личности и народа в истории своей страны.
-
Учащиеся будут готовы применить исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников страны.
-
Разовьются умения организовывать «презентацию» информации, умение адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефликсивно-оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.
-
Научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности. Овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
-
Для развития творческих способностей учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.
Технология критического мышления.
-
Основные стадии учебного действия:
-
-- вызов
-
– осмысление
-
– рефлексия
-
Использование на уроке или каком-либо его этапе помогает включить в творческий процесс целый класс. Синквейны и использование пятиминутных эссе, небольших дискуссий, побуждают ребёнка искать образы в уже имеющемся личном знаниевом или практическом опыте, применять их в новых условиях и создавать новый ни на что не похожий свой продукт, а это уже творчество
Игровые технологии.
-
виды игры:
-
сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.
-
игровые приемы:
-
--приём озвучивания репродукций с картин,
-
- суд над исторической личностью, явлением.
Метод проектов.
-
внеклассная деятельность по истории: социальные проекты,
-
недели истории и правового ликбеза, ролевые/игровые проекты,
-
творческие (драматизация)
-
классно-урочная деятельность:
-
компьютерные учебные проекты,
-
творческие проекты (урок-реконструкция).
Проблемное обучение.
- Показатели творческой мыслительной деятельности:
-
беглость,
-
гибкость,
-
оригинальность,
-
точность.
-
На этапе введения проблемной ситуации необходимы «беглость» и «гибкость»;
-
на этапе выдвижения гипотезы – «оригинальность»;
-
на этапе проверка произведённого решения – «точность».
Эвристическое обучение.
-
эвристические методы обучения:
-
Методы гипотез,
-
Метод символического и образного видения,
-
Метод взаимообучения,
-
Метод самооценки,
-
Метод конструирования понятий,
-
Метод прогнозирования,
-
Метод «мозгового штурма»
дифференцированное обучение.
-
это технология обучения в одном классе детей с разными способностями.
-
ЦЕЛЕВЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
-
-
- приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
-
ВИДЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
-
ВНУТРЕННЯЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
-
ВНЕШНЯЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Формы организации деятельности
-
Фронтальные (при проверке первичного усвоения, при эвристической беседе).
-
Групповые (при проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний, при изучении нового материала).
-
Поурочное планирование по разделу
|
|
|