|
Учитель истории е. Г. Еремина
МКОУ С(К)ШИ № 116
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 116 V вида»
АВТОР РАЗРАБОТКИ:
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
Е. Г. ЕРЕМИНА
Внеклассное занятие по истории к предметной неделе
«ЗАГАДКИ ИСТОРИИ»
«ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» (6-9 классы)
Цели, задачи:
Занятие сопровождается показом презентации.
Ход занятия:
Уч-ль: - Приветствую финалистов конкурса «Загадки истории»! Итак, сегодня финал! Мы узнаем, кто станет знатоком истории нашей Родины, кто разгадает больше ее загадок!
Желаю вам успехов и новых открытий!
Учащиеся делятся на две команды, выбирают капитана и по жребию выбирают название команды («Цари», «Князья»).
1 тур «Знакомство». Представить свою команду.
2 тур «Конверт для любознательных»: представители команд берут задание из конверта. Обсуждают в команде, один представитель говорит ответ. Если ответ команды неправильный, право ответить на вопрос команды соперника предоставляется второй команде или гостям.
Вопросы тура:
- «Это оружие состоит из клинка и рукоятки. Часто в древности в рукоятку засыпали горсть родной земли, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем – считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу». (Меч)
- «Это блюдо русской кухни. В знак примирения или заключения какого-то важного договора люди варили и ели его вместе. Отсюда и пошла русская пословица» (Каша, «С ним кашу не сваришь!»).
3 тур «Исторический портрет»
Задание на слайде. Угадать о ком идет речь:
- «Русский князь, выдающийся полководец. Выиграл крупное сражение со шведами, когда ему было только 20 лет. Эта победа принесла ему историческую славу». (А. Невский)
- «Благодаря этому человеку мы знаем «Откуда есть пошла Земля Русская…» (Нестор).
4 тур «Черный ящик»
Речь идет об оберегах и вещах из сказок.
Задание - угадать о чем идет речь в вопросе:
Этот оберег защищал от болезней (гребень)
Эта вещь приносила владельцу богатство (ключ)
Он указывал дорогу (клубок)
Оно превращалось в реку (полотенце)
5 тур «Конкурс поваров»
- Из представленных продуктов выбрать те, которые НЕ употреблялись в пищу в Древней Руси:
ГОРОХ
ГРЕЧКА
МОРКОВЬ
КОНСЕРВЫ РЫБНЫЕ *
РИС *
МАКАРОНЫ *
КАРТОФЕЛЬ *
ПОДСОЛНЕЧНИК *
ХЛЕБ БЕЛЫЙ
ХЛЕБ ЧЕРНЫЙ
ЧАЙ *
КОФЕ *
СОЛЬ
ЛИМОНЫ
ТОМАТЫ *
Загадка:
- «Этот отварной овощ египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо. Пифагор говорил, что этот продукт поддерживает бодрость и веселое настроение духа. А вот славяне, да и мы тоже кладем этот продукт в суп, солим, квасим…» (капуста).
- «Этот продукт был не только лакомством, но и игрушкой» (пряник).
- «Так славяне называли шипучий напиток, похожий на квас» (щи).
6 тур «Всякая всячина». Блиц-вопросы:
- Оружие славян, применявшееся в бою и на охоте (копье)
- Древнерусское огнестрельное оружие (пищаль)
- Старинное защитное приспособление русского воина, состоящее из железных колец (кольчуга)
- Металлический головной убор воина в Древней Руси (шлем)
- Три былинных богатыря
- В какой войне участвовала Царь-пушка (ни в какой, для обороны Кремля)
- Это оружие оборонительного назначения, в сражении воин прикрывал им свое тело (щит).
7 тур «Как измеряли на Руси?»
Ученики рассказывают о мерах длины на Руси:
Вершок = 4,5 см. (Длина фаланги указательного пальца)
Пядь = 4 вершка = 17,78 см. (Расстояние между концами максимально разведенных большого и указательного пальцев)
Локоть = 38-46 см. (Не имел точной величины и в каждом конкретном случае был индивидуальным)
Аршин = 71,12 см (Слово тюркского происхождения, пришло на Русь с Востока в 16 веке)
Сажень = 2, 134 м.
Косая сажень = 2,48 см.
Командам предлагается решить задачу:
Длина школьной парты 90 см. Сколько будет длина парты в вершках? 20 вершков).
8 тур «Деньги на Руси»
Учащиеся рассказывают о деньгах, которые были у наших предков:
- В Древнюю Русь само слово «деньги» пришло с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего уха: куны, ногаты, резаны, белки.
Куны – это шкурки куницы, которые высоко ценились.
Ногаты – это более мелкая единица, часть шкурки, лапка животного.
Резаны – это обрезки серебряных монет. Если торговля шла на вес, то они служили мелкими гирьками.
На смену «натуральным» деньгам пришли: рубль, гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка.
Копейка – вошла в обращение в 16 в. и получила свое название по изображенному на ней всаднику с копьем.
Рубль состоял из 100 коп.
Полтина = 50 коп.
Гривна = 10 коп.
Алтын = 3 коп.
Копейка = 4 полушки
Интересная картина открылась бы нам на базаре. Цены на съестные припасы были такие:
Пуд коровьего масла – 60 коп. (1 пуд = 16 кг.)
Рыба свежая или соленая продавалась возами или бочками по цене 37 коп. за пуд
1 курица – 1 коп.
10 яиц - 1 коп.
Шуба из овчины – 30-40 коп.
Шуба бархатная, подбитая соболем – 70 руб.
Деньги носили в кожаных кошельках, которые привязывали к поясу. Небольшие суммы завязывали в платок и носили за пазухой. Простой люд деньги прятал за щеку, при этом мог рьяно торговаться.
Вопрос командам:
- Что означает слово «рубль»? (происходит от глагола «рубить», что говорит о его происхождении, когда от большого слитка серебра «отрубали» часть.
Уч-ль: подошло к концу наше занятие, осталось последнее задание: объясните цитату, которую вы видите на слайде:
«Народ, не знающий своё прошлое, не имеет будущего…».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ:
Уч-ль – кто же оказался лучшим знатоком истории, кто разгадал больше ее загадок?
Подсчет баллов, награждение победителей.
|
|
|