|
Изображение войны 1812 года в романе Л. Толстого "Война и мир". Бородинское сражение
Учитель МОУ "Гимназия №34" г. Саратова Фомичева Ирина Альбертовна
Урок литературы в 10-м классе
Тема: Изображение войны 1812 года в романе Л.Толстого "Война и мир". Бородинское сражение.
Цели:
- показать роль народа в историческом событии, героизм русских людей, чувство сопричастности каждого
к судьбе Отечества;
- раскрыть замысел автора, что война противна человеческому состоянию,
- способствовать воспитанию патриотизма;
- развивать аналитическое мышление, внимание к слову.
Оборудование:
- мультимедийные слайды,
- видеофильм "Война и мир".
Методы:
- индуктивный метод при языковом исследовании;
- сравнительный анализ;
- аналитическая беседа
Технология:
- сотрудничество "учитель - ученик";
- элементы критического мышления.
Формы работы:
коллективная, парная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1.Приветствие.
Учитель: Тема нашего урока: "Изображение войны 1812 года в романе Л.Толстого "Война и мир". Бородинское сражение"
Слайд 1.
Тема урока: Изображение войны 1812 года в романе Л.Толстого "Война и мир". Бородинское сражение.
Учитель: Отечественную войну 1812 г. автор показывает с разных сторон: это и отступление русской армии по смоленской дороге, и оставление Москвы, и партизанская война, и роль главнокомандующих армиями. Сегодня мы остановимся на одном эпизоде - Бородинское сражение. Описание Бородинской битвы занимает 20 глав 3-го тома "Войны и мира". Это центр романа, его кульминация, решающий момент всей страны и многих героев книги. Здесь скрестятся все сюжетные линии. Пьер встретит Долохова, князь Андрей - Анатоля, здесь каждый характер раскроется по-новому, и здесь впервые появится громадная сила: народ - сила, выигравшая войну. Чьими глазами показано сражение? Почему?
Слайд 2.
Иллюстрация А.В.Николаева к роману "ВОйна и мир". Пьер в белой шляпе на фоне батареи Раевского.
Ученики: Толстой выбрал самого непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле Пьера и его непринужденным взглядом заставит нас смотреть на великое сражение при Бородине.
Учитель: Давайте сформулируем цели нашего урока.
Слайд 3.
Цели:
- рассмотреть, как показаны в битве офицеры и солдаты;- какие художественные средства использует автор;
- попытаемся проследить за развитием художественной мысли писателя, превращающего отдельные эпизоды в единое художественное полотно.
Учитель: Начнем с проверки домашнего задания. Я попросила вас ответить на вопрос: Как разные герои готовятся к бою? В результате работы с текстом романа т.3 вы должны были составить кластеры - выписать слова и словосочетания, характеризующие героя в этот период.
Слайд 4
Cхема построения кластера (портрет, поведение, отношение к другим людям, цель участия в битве)
Работа по озвучиванию кластеров.
Учащиеся рассказывают, как готовятся к битве раненые солдаты, мужики-ополченцы, Борис Друбецкой, Долохов, князь Андрей, какое настроение охватывает всех во время молебна.
Учитель: С помощью каких художественных средств автор показывает настроение героев пред битвой? (Описание, портрет, диалог, пейзаж)
Каков же дух армии и народа? ("Всем народом навалиться хотят")
Торжественному настроению русских людей в день решающей битвы соответствует картина Бородинского поля, поразившая Пьера своей величественной красотой (гл.30)
Ученик выходит к доске и выразительно читает эпизод - пейзаж перед битвой. В это время выходит ученица и выписывает на доске метафоры огня и света и эпитеты, выделяющие яркие, светлые краски: "лучи яркого солнца", "с золотым и розовым оттенком свет", "блестящие штыки", "дальние леса... точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня", "блестят золотые поля", "играющий лиловым, серым и молочно-белым цветами дым", "красивые, твердые, верные звуки".
После чтения эпизода:
Учитель: Я попросила выписать из этого отрывка метафоры огня и света, эпитеты, выделяющие яркие, светлые краски, звуки. Прочитайте, пожалуйста.
Вопрос классу: Какую картину создают эти художественные средства? Зачем дан такой пейзаж?
(Живите в мире).
Вместе с Пьером мы спускаемся с Кургана и попадаем в гущу битвы. Куда?
Мы на батарее Раевского (гл.31-32)
Работа с текстом.
Слайд 5.
На батарее Раевского
Какой рисуется война не на дальнем расстоянии, а вблизи?
Звуки, краски
(Исчезают праздничные светлые краски. Звуки стрельбы уже не кажутся "красивыми, твердыми, верными звуками". Пушки стреляют "беспрестанно одна за другою...оглушая своими звуками..." Дым выстрелов уже не кажется "круглым, плотным, играющим лиловым, серым и молочно-белым цветами" (отметим метафору "играющим", указывающую на радостный колорит картины).Пушки стреляют, "застилая всю окрестность пороховым дымом".И если раньше, издали, Пьер видел массы войск, блеск штыков, зеленые ящики, пушки, и "все это было оживленно, величественно и неожиданно", то теперь, вблизи, он видит тяжкий солдатский труд, простое и опасное дело, в котором нет ничего парадного.)
Солдатский труд
( "...заряжавшим и накатывавшим орудия, беспрестанно пробегавшими мимо него (Пьера) с сумками и зарядами"; "к десяти часам человек двадцать уже унесли с батареи")
В чем проявляется мужество?
(скрывают страх, шутят:"ласковое и шутливое участие", "с веселыми и ласковыми лицами", "на всех лицах людей...светилась скрытая теплота...чувства")
Учитель: Соответствует ли увиденное на батарее Раевского предшествующему пейзажу? Что поражает?
(Поражает несоответствие всего происходящего здесь, на центральном редуте и только что виденной нами торжественной, волшебной картины)
- Что видит Пьер на лицах воинов, когда смерть стала косить людей и труд их сделался особенно напряженным?
( "Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах этих людей...молнии скрытого, разгорающего огня", "грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер")
Чувство, объединяющее русских, ассоциируется не только с огнем и светом, но и с грозовой тучей. Добрые, ласковые, веселые солдаты вместе с тем выступают как грозные мстители, как люди, отличающиеся непоколебимым духом и несокрушимым мужеством. На рубежах Москвы они стояли насмерть и врагу их не сломить.
- Какие ключевые слова, называющие участников сражения, можно отметить в тексте?
("люди", "семейное оживление", "семейного кружка")
- Вспомните, какое ключевое слово было в эпизоде "Аустерлицкое сражение". (Толпа).
Почему здесь "люди","семья"?
(Скрытая теплота единого, общего всем чувства - вот что делает участников сражения людьми и превращает их в дружную семью. Здесь, по Толстому, выражение единения людей, подчиненных общей цели, составляет их духовную силу и помогает им одержать победу над более сильным противником. Народная война объединяет людей, и на этом единстве основан их героизм.
гл 32 конец - Какой увидел войну Пьер?
("Из того семейного кружка... он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему".
"Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!")
- Теперь мы посмотрим фрагмент фильма "Война и мир" и ответим на вопрос: Как и почему изменилась Бородинская панорама?
Просмотр видеофрагмента "Мертвое поле".
Составление "тонких" и "толстых" вопросов.
Слайд 6 "Вопросы к видефрагменту"
"Тонкие" вопросы "Толстые" вопросы
Кто...? Как и почему изменилось...?
Что...? С какой целью.....?
Когда...? Какое значение...?
Чем...? Объясните, почему...?
Какой смысл...?
Озвучивание вопросов.
Учитель: Как же изменилась Бородинская панорама? Чем же все закончилось? Победой или поражением?
(Нравственной победой русских).
Творческая работа.
Учитель: Попробуйте создать синквейн, начав со слов "Бородинское сражение"
(Самостоятельная работа в парах).
Озвучивание работ желающих.
Демонстрация варианта учителя.
Слайд 7
Бородинское сражение
Грандиозное, героическое.
Раскрывает, проверяет, торжествует.
Русские побеждают нравственно.
Патриотизм.
Итоги урока.
Домашнее задание.
- На следующем уроке мы продолжим разговор о войне 12812 года, но теперьостановимся на двух главнокомандующих: Наполеоне и Кутузове. Собрать материал по гл.20-29, 39 1 вариант - о Кутузове; 2 вариант - о Наполеоне.
|
|
|