Главная страница

Учитель химии и биологии мбоу «оош ст. Миннибаево» Шамсетдинова Ф. Д. Внешкольная работа по экологическому воспитанию


Скачать 62.22 Kb.
Название Учитель химии и биологии мбоу «оош ст. Миннибаево» Шамсетдинова Ф. Д. Внешкольная работа по экологическому воспитанию
Дата 11.03.2016
Размер 62.22 Kb.
Тип Документы

Учитель химии и биологии МБОУ «ООШ ст.Миннибаево» Шамсетдинова Ф.Д.

Внешкольная работа по экологическому воспитанию.
Природа для человека выступает в двух противоположных функциях как храм и мастерская. Человек был рожден в недрах древнейшего храма, название которому - Природа, и мы все принадлежим ей и находимся внутри ее. Человек в этом храме отнюдь не является царем, богом, он лишь венец творения, высшая форма проявления природного бытия.

С другой стороны, жизнедеятельность человека невозможна без извлечения из природной среды множества природных ресурсов – природа становится мастерской.

В этом и состоит основное противоречие во взаимодействии человека с природной средой.

Еще не умея писать, человек уже восхищался красотою природы, находил в ней источник вдохновения. Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание “с молоком матери”, среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, к родной природе.

Воспитать эти драгоценные чувства в человеке лозунгами и призывами невозможно. Тут нужен совсем иной подход: жить так, чтобы общаться с природой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту обычной былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорох леса.

Потребность постоянно бывать среди природы может возникнуть тогда, когда человек систематически, в разные времена года, в разную погоду может увидеть интересное и прекрасное в том, как растет гриб или как паук плетет паутину, может с одинаковой радостью слушать трели соловья и бесхитростное чириканье воробьишки. Природа учит нас эстетическому восприятию мира, каждый раз, неожиданно по-новому раскрывая нам прелести жизни.

Эмоционально-образное восприятие нашло свое проявление и в др. творческих формах самовыражения человека.

Прислушивайтесь к песне любого народа, и вы услышите в них то шепот листвы, то звонкую весеннюю капель, то раскаты грома, то тихий плеск волны, то соловьиную трель. Широкие, раздольные, заунывные и буйно радостные, выражая человеческое настроение, они сплетают их в своих словах, в своих напевах с картинами родной природы.

Теоретические знания, полученные учеником на уроках должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умение обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Для успешной деятельности важно не ограничиваться только одним видом экологической работы, а выбрать несколько направлений, сочетающихся между собой:
Общение с природой

Знакомство с природой, флорой культурных и дикорастущих растений. Экскурсии на природу в разные времена года, с целью наблюдений за изменениями в природе, сбор листьев, находки корней, сучков, в лесу, шишек. Хранение и сушка, из которых делаются различные поделки на конкурсы, украшение класса и т.д.

При постоянном общении с природой, во время работы с естественным материалом пробуждаются эстетические чувства, развивается художественный вкус, приобретаются трудовые навыки.

Воспитательная задача состоит в том, чтобы научить детей правильно собирать материал, не принося ущерба растениям.

На таких занятиях учащиеся познают:

  • значение природы в жизни человека,

  • законы об охране природы,

  • как собирать материал, не причиняя вреда природе,

  • природа в народном творчестве, произведениях художников, писателей, композиторов.



Экологический мониторинг.

Слежение за состояние окружающей среды – экологический мониторинг.

Экологический мониторинг – это уже первая собственно экологическая деятельность подростков. Не смотря на сложное для детей название, экологический мониторинг – это слежение, наблюдение за происходящим в окружающей среде за ее качеством для жизни.
 Экологические акции.

Это практические дела, которые несут улучшение экологической ситуации города и микрорайона.

Акции:

  • “Зимняя кормушка” - помоги птице зимой,

  • “Сохраним еловый лес”,

  • “Чистый город – хорошее настроение”,

  • “Не сжигайте листву”,

  • “Чистый двор”,

  • “Чистый воздух”,

  • “Первоцветы”,

  • “Чистая вода” и др.

В этих акциях принимают участие, как старшие, так и младшие школьники.
Экологическая тропа.

Природу любят многие, но внимательно и бережно относится, могут к ней только глубоко понимающие ее и, определенным образом воспитанные люди. Поэтому очень важно передать детям необходимые знания об окружающем мире, сформировать им круг умений, навыков, необходимых для их самостоятельного, активного и рационального общения с природой, научить их вдумчиво читать эту вечно молодую книгу природы, воспитывать у них чувства ответственности за сохранение естественной природной среды, чувства бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на земле. Одной из наиболее действенных форм организации общественно полезной деятельности школьников по охране природы является создание экологической тропы.

Задачей учебно – экологической тропы, создаваемой школьниками, является показ причинно–следственных связей в природе, взаимодействие природы и общества. Она дает возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном участке.
Экологические уроки и внеклассная работа.

С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребенок свой особый образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры.

Экологическое образование и воспитание детей осуществляется в основном через воздействие на эмоции и чувства детей. Как известно из возрастной психологии, дети в основном принимают окружающий мир через эмоции.

Уроки и внеклассные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Внеклассная работа – один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с учащимися.

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие природоведческие вопросы, интересующие детей. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия.

Необходимость проведения внеклассной работы обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе. Цели внеклассной работы по “Окружающему миру” шире, должны направляться на всестороннее развитие личности младшего школьника, способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала на уроках, развивать интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

На внеклассных занятиях учащиеся шире и глубже изучают природу, составляющие ее компоненты и их отличительные признаки, убеждаются в связи организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природу. Это подводит их к пониманию взаимосвязей в природе, материальностей ее, формируется понятие о научной картине мира.

Во внеклассной работе развиваются нравственные чувства и нормы поведения.

Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам не приходят сразу. Это результат целенаправленной и кропотливой работы не только при изучении природы на уроках и внеклассных занятиях, но и вовлечение учащихся в посильное участие охраны природы (озеленение школьной территории и дворов, выращивание комнатных растений в школе и дома, заготовка корма для птиц, изготовление скворечников и т. д.)

Внеклассная работа дает широкое поле для воспитания ответственности за порученное дело, проявление инициативы, принципиальной требовательности, взаимопомощи и т.д.

Особенно эффективны массовые мероприятия: утренники, праздники, походы, экскурсии по родному краю, КВНы. Учащиеся вместе работают, преодолевают трудности для достижения поставленных целей.

Воспитанию дисциплинированности, настойчивости, аккуратности и других положительных черт личности помогает внеклассная работа при сборе в коллекционировании растений и животных, изготовлении наглядных пособий, уходе за обитателями уголка живой природы и т. п.

Внеклассная работа создает благоприятные условия для эстетического воспитания, развитие способности восприятия прекрасного в предметах и явлениях природы, эстетических суждений и оценок творчества.

При целенаправленном руководстве учителя школьники учатся видеть и подмечать, понимать, ценить красоту природы, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру.

Особенно благоприятно общение с природой, когда учитель использует средства искусства, которые готовят детей к более глубокому и вдумчивому восприятию красоты и гармонии в природе. Успех внеклассной работы, ее результативность будет зависеть от подбора материала к каждому занятию, плана его построения и методики проведения.
Ожидаемые результаты.

Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. В будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в городе, области, стране….