|
Учебно-методическое пособие к образовательной программе Инструментальный ансамбль «АккСи+» (аккордеон, баян, синтезатор.)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества
Кировского района
Учебно-методическое пособие
к образовательной программе
Инструментальный ансамбль
«АккСи+»
(аккордеон, баян, синтезатор.)
Автор: Брызгалова Марина Олеговна
педагог дополнительного образования
Санкт–Петербург
2011
Оглавление
Введение.
Данное пособие является необходимой частью методического комплекса к образовательной программе по обучению игре на аккордеоне, баяне «Инструментальный ансамбль «АккСи+» – для 1-2-го года обучения и рассчитано на работу с любыми детьми, проявляющими интерес к музыке и инструменту в возрасте 7-11 лет.
Цель: дать базовые знания по музыкальной грамоте и теории музыки;
Задачи:
познакомить с записью нот
познакомить с длительностями нот
научить определять короткие и длинные слоги, движение мелодии;
научить ориентироваться в клавиатуре аккордеона-баяна;
познакомить с простыми музыкальными жанрами: песня, танец, марш;
дать базовые знания музыкального сочинения.
познакомить с основами гармонии
познакомить с основами аккомпанемнта
Пособие предполагает развитие и закрепление интереса
к занятиям музыкой, приобретение первоначальных слуховых представлений и теоретических знаний, овладение основами творческой деятельности.
Помогает познакомиться с процессом творчества, сочинять и подбирать по слуху знакомые мелодии, аккомпанемент к ним, научиться читать и записывать нотный текст, а также приобрести первоначальные навыки игры на инструменте.
Образовательное пособие может использоваться педагогом на занятиях с детьми как иллюстрационный материал при объяснении какой-либо темы, так и для самостоятельной работы ребенка дома, отработки навыков.
Простота изложения тем занятий, использование различных сказок, игровых заданий дает возможность использовать пособие как самоучитель, а занятия сделать более интересными.
Юный друг!
Сегодня ты начинаешь увлекательное, хотя и очень непростое, путешествие в мир музыки.
Ты не просто будешь знакомиться с лучшими достижениями композиторов в этой области, но и учиться сам доставлять радость другим своей игрой на инструменте, сам будешь заниматься творчеством – сочинением, подбором по слуху знакомых тебе мелодий и другими видами творческих работ.
Ты научишься анализировать музыкальные произведения, узнаешь основные «нити», из которых создается музыкальная ткань, познакомишься с нотами – знаками, графически изображающими музыку.
Итак, в добрый путь!
В мире загадочных звуков.
Мы узнаем о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых имеются свои тайны и загадки.
Звуки шумовые и музыкальные.
Что такое звук? Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий. Каждый звук имеет свои, присущие только ему особенности, свойства звука.
Каковы же загадочные свойства звука?
Прежде всего, разделим все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые (от слова шум, шуметь) звуки музыкальные (от слова музыка).
Из музыкальных звуков складывается любая песня, музыкальное произведение, мелодия. У таких звуков и название особое – мелодичные.
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршания, не стука –
Музыкальные есть звуки.
Сила звука и динамический слух.
Тихий и громкий звук никогда не спутаешь. Если прислушаться к человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками. («Динамика» в переводе с греческого означает «силовой, относящийся к силе»).
Благодаря оттенкам наша речь становится более красочной. Мы никогда не говорим только громко или только тихо. Одно и тоже слово можно сказать очень громко, умеренно громко, чуть тише, совсем тихо.
Динамические оттенки в музыке – это музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать её более выразительно.
В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков. Попытайтесь запомнить обозначения динамических оттенков.
f форте - громко
mf меццо-форте - чуть тише, чем форте, умеренно громко
p пиано - тихо
mp меццо-пиано - чуть громче, чем пиано
m меццо - не очень
sf сфорцандо - внезапно громко
Кстати, от слияния двух слов: форте и пиано – произошло название инструмента – фортепиано. Значит, вместо фразы «играю на фортепиано» можно сказать «играю на громкотихе». Получается очень забавно.
Читаем сказку.
Научитесь вместе с детьми читать сказку с динамическими оттенками, меняя силу голоса на выделенных словах. Поставьте соответствующие силе звука знаки. Когда будете читать сказку второй раз, вместо русских слов «тихо», «громко» произносите итальянские «форте», «пиано».
Сказка про кота.
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Громко, настойчиво кушать просил,
Да чуть потише на печке храпел –
Вот вам и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот: «Брысь!
-И врассыпную они понеслись.
(А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что.)
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом чуть потише смеясь над котом
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся,
Внезапно громко чихнул,
К стене повернулся, и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.
Е.Королева
Высота звука
и звуковысотный слух.
Теперь вы знаете, что звуки по силе бывают неодинаковыми. Но различаются они между собой не только динамикой. Чтобы узнать еще об одной тайне звука, поиграем в игру – диалог. Представьте, что встретились два человека: один большой-большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот – отвечать ему тоненько, нежно.
Где ты живешь? – прогремел великан.
- В цветке ландыша,- нежно зазвенело в ответ.
- С кем ты дружишь? – снова раздался громовой вопрос.
- С Дюймовочкой…
Можно придумать дальнейший диалог и исполнить его, убедитесь в новом свойстве звука.
Каждый музыкальный звук обладает
высотой. Именно она отличает один
звук от другого и любой шумовой от музыкального.
Высоту звука условно можно изобразить с помощью линии. У нас получится кривая или прямая – в зависимости от исходной мелодии. У музыкантов даже есть такое понятие – «звуковысотная линия». Наглядно это можно представить, сравнив два рисунка.
Попросите ребенка, ведя пальцем по первой линии, протянуть гласную «о-о» на одной высоте, без повышений.
Затем изменить голос с более низкого до более высокого, как показано на второй линии-схеме.
А теперь для развития у ребенка умения различать звуки по высоте выполним игровые задания.
БУБЕНЧИКИ.
Бубенчики висят,
Качаются, звенят,
Повторим мы их звон:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон!
Жили-были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким, высоким голоском. «Динь-динь!» - звенела его песенка. Средний бубенчик Дан пел свою песенку «дан-дан» средним голоском. А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка «дон-дон» звучала по другому.
Посмотрите на эти три линеечки.
На каждой из них нарисован бубенчик. Они поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звенит выше всех, а какой ниже всех?
Спойте песенку каждого бубенчика и покажите их рукой на разных линейках.
Динь Дан Дон
УЧЕНЫЙ КУЗНЕЧИК
Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают.
Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а от туда – вниз.
А теперь до пятого
цветка – и опять вниз:
А теперь на второй
цветок – и вниз:
Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождаем движением руки. Звуки, как это видно из рисунков, повышаются последовательно, как говорят музыканты, поступенно. Движение кузнечика по цветкам изображаем звуками на инструменте.
ЛЕСЕНКА
Вверх по лестнице идет девочка и поет:
Споем и сыграем движение девочки по лесенке вверх и вниз.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА
И ЧУВСТВО РИТМА
Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки. Но любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки, её составляющие, будут одинаковы по своей продолжительности (по своей длительности).
Попробуем рассмотреть какой-либо орнамент (слово орнамент означает украшение), с которым мы постоянно встречаемся в быту (на салфетках, коврах, обоях). Согласитесь, что любой орнамент делает красивее ту или иную вещь. В каждом орнаменте отдельные его элементы повторяются, и повтор этот отличает одна особенность – ритмичность.
В музыке мы можем услышать такую же ритмичность: длинные, короткие по длительности звуки равномерно чередуются, образуя ритмические рисунки.
Длительность – одна из важных особенностей звука. Чередование звуков различной длительности образуют ритмический рисунок.
Елена Алексеевна Королёва придумала интересную сказку, в которой рассказывается, как дружно жили в семье разные длительности.
ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
Жила-была большая дружная семья:
Они часто вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырех. Думали они, думали, как им удлинить счет, и придумали: после каждой цифры решили ребята добавлять букву «и».
По дороге бегут ребятишки
И считают шаги шалунишки,
А выходят у них вот так:
Видишь как быстро они бегут.
Мамы с папами их услыхали
И шаги свои вмиг сосчитали:
Вот что у них получилось.
Ну, и бабушки, чтоб не отстать,
Тоже стали шаги считать:
Тут прабабушка тихо сказала:
- А я тоже шаги сосчитала:
Ой, как медленно шла она!
Поучим длительности нот и попробуем запомнить их вид,
название и счет.
ЦЕЛАЯ НОТА
1 и 2 и 3 и 4 и
ПОЛОВИННЫЕ НОТЫ
1 и 2 и 3 и 4 и
ЧЕТВЕРТНЫЕ НОТЫ
1 и 2 и 3 и 4 и
ВОСЬМЫЕ НОТЫ
1 и 2 и 3 и 4 и
Если ребенку трудно понять и запомнить название длительностей можно для обозначения коротких и длинных звуков использовать другие условные знаки. Долгий звук выразить в виде не закрашенного овала, а короткие звуки будут представлять заштрихованные овалы.
Например, так:
Вместо счета можно использовать ритмо-слоги. Долгий звук обозначается слогом «та», короткий – «ти». Чтобы лучше разобраться как складывается ритмический рисунок, можно представить длительности в виде равномерных шагов:
Равные шагу - (четверть)
Равные двум шагам - (половинка)
Равные четырем шагам - (целая)
ПОИГРАЙТЕ С
ВАШИМ РЕБЕНКОМ
Прогулка
Нарисуем одну дорожку с половинными длительностями, другую – с четвертными:
та та та та
ти ти ти ти ти ти ти ти
Ребенок делает шаги и произносит слоги: «та», «та» ; один – на каждый шаг. Можно хлопать в ладоши. Родители в этот момент хлопают ритм четвертными и произносят короткие слоги «ти», по два на каждый шаг ребенка.
Попробуйте поочередно вместе варьировать сочетание длительностей. А теперь со счетом.
Во время пения прохлопаем ритм песенки.
Напомните ребенку, что звуки бывают высокие и низкие, но при этом бывают долгими и короткими.
Сигнал автомобиля может быть протяжным:
би… би…….
но автомобиль может давать и короткие сигналы:
би би би би
__ __ __ __
Петушок
И в песнях бывают короткие и долгие звуки. Споем знакомую песенку «Петушок».
Небо синее
Споем песенку «Небо синее» на одном звуке и сыграем на одной клавише.
не-бо си-не-е ро-ща в и-не-е
у-тро ран-не-е всё ру – мя-не-е
Теперь споем без слов, называя долгие звуки слогом «та», а короткие – «ти». Прохлопаем.
Месяц май
В не-бе пе-сен-ки зве-нят, все ре-бя-та вверх гля-дят.
Мно-го в не-бе пти-чьих стай, по-то-му что ме-сяц май.
Прохлопаем ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук.
Имена и ритмы.
Давайте поиграем! Сколько слогов в имени Клим? (Сколько раз открываете рот, столько и слогов.)
Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на имя Клим? Конечно, один.
А сколько слогов в имени О-ля? Сколько хлопков надо сделать? Верно, два.
Какой слог в имени Оля ударный, а какой безударный?
Для того, чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет более протяжным. Ударный слог в слове Оля – первый. И первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй.
Давайте заменим хлопки в записи вот такими значками – черточками: !
Ударный слог или хлопок будем подчеркивать снизу: !
Тогда имя Оля в записи будет выглядеть условно так:
! ! -
О-ля О-ля
А теперь отгадайте, где на рисунке зашифровано имя Клим, где Оля, а где Наташа. Подпишите нужное имя под рисунком.
! ! ! ! ! !
А можно различать по ритму имена, имеющие по два слога: О-ля и Фе-дот?
Ведь количество хлопков и в том и в другом случае два? Конечно, вы догадались! Тут все дело в ударных слогах.
! ! ! !
Фе-дот О-ля
Можно ли по ритму отличить имена Наташа и Марина?
Простучите ритм обоих слов. Ритм совпадает, не так ли?
Приведите примеры других имен, с таким же ритмом: Лариса, Виталий, Никита, Андрюша. Продолжите этот ряд имен.
Теперь поиграем немного по другому. Вы видите в одном столбце ряд имен, в другом рисунки ритмов этих имен. Нарисуйте карандашом стрелки, соединяющие нужное имя со схемой его ритма.
Клим ! ! !
Ваня !
Федот ! !
Оксана ! ! ! ! !
Маша ! !
Верочка ! !
Константин ! ! ! ! !
Зинаида ! ! !
Елизавета ! ! !
Максимилиан ! ! ! !
Слушай, слушай, различай
Звук короткий и протяжный.
Чувство ритма развивай –
Это очень, очень важно. Н. Кончаловская.
ТЕМБРОВАЯ ОКРАСКА
И ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ
Теплый – холодный, жесткий – мягкий, легкий – тяжелый, матовый – блестящий… Если найдется на земле человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся к невидимому и неосязаемому звуку.
Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей? Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от другого? Почему звуки высокого регистра в нашем воображении окрашиваются чаще всего в прозрачные светлые тона, а низкие звуки вызывают ощущение темных, холодных красок?
Это загадка еще одного свойства звука – тембра. Можно дать ему еще несколько характеристик: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный.
Тембр – окраска.
Этим свойством обладает любой
существующий в природе звук и, конечно, звук
музыкальный.
ЗНАКОМИМСЯ С ИНСТРУМЕНТОМ
Инструмент, на котором ты будешь учиться играть, состоит из трех основных частей:
- меха, при помощи которого происходит движение воздуха через специальные металлические язычки, в результате чего появляется звук.
- правой части с правой клавиатурой, главное назначение которой – игра мелодии. На аккордеоне правая клавиатура состоит из клавишей, на баяне – из кнопок.
- левой части с левой клавиатурой, при помощи которой мы играем музыкальное сопровождение или аккомпанемент. С нее мы и начнем более подробное знакомство с инструментом.
ЛЕВАЯ КЛАВИАТУРА
Она состоит из пяти или шести длинных и множества коротких рядов.
Счет рядов ведется от меха.
Второй ряд называется основным , так как мы его в основном и используем для аккомпанемента.
Одна из кнопок отмечена ямочкой для лучшего ориентирования.
На первых порах мы и будем использовать для упражнений ее и кнопку, находящуюся рядом:
При помощи этих двух кнопок познакомимся с основными ритмами, из которых складывается музыка.
«ТРИ КИТА» В МУЗЫКЕ
Вся музыка стоит как бы на «трех китах» - основных музыкальных жанрах:
МАРШ
ПЕСНЯ
ТАНЕЦ
Вот сейчас при помощи левой клавиатуры мы и попробуем их изобразить.
МАРШ Будем нажимать две кнопки вместе, пытаясь изобразить шаги. Шаги должны быть ровными, ритмичными, кнопки нажимать уверенно, не размазывая.
ПЕСНЯ Нажимаем поочередно кнопки 3 и 2 пальцами. От характера нажатия будет зависеть характер нашей песни: если нажимать мягко, песня получается спокойной, лирической; если более коротко, отрывисто – песня подвижного веселого характера.
ТАНЕЦ – ВАЛЬС Это наиболее узнаваемый танец с характерным ритмом, поэтому можно начать знакомство с танцем именно с вальса. Ритм вальса получится , если мы нажмем один раз кнопку 3 пальцем и 2 раза – 2 пальцем.
А можно ли записать ту музыку, которую мы исполнили? Да конечно, но не всю музыку, а только тот ритмический рисунок, который мы сыграли. И понадобятся для этого обыкновенные палочки: шаг – палочка, еще шаг – еще палочка: | | | | | | | | | | | |
Но если мы попробуем записать песню и вальс, то увидим, что их ритм похож на ритм марша, и отличить одно от другого кажется невозможным.
Чуть позже попробуем в этом разобраться, а пока давай поиграем наши ритмические рисунки.
Играя марш, песню и вальс, ты мог обратить внимание, что, нажимая кнопку 3 пальцем, мы слышим один звук, а нажимая кнопку 2 пальцем звучат сразу несколько звуков. Оказывается, кнопки, расположенные во втором ряду, называются басы, а на третьем ряду звучат аккорды.
Аккорд – одновременное звучание
трех и более звуков.
После того, как ты овладеешь уверенным исполнением ритмических рисунков при помощи басов и аккордов на одном коротком ряду, попробуем подняться на один короткий ряд выше кнопки, отмеченной ямочкой:
Или ниже её:
а потом соединить эти два упражнения вместе:
ДВИЖЕНИЕ МЕХА
Звукоизвлечение на баяне и аккордеоне производится движением меха с одновременным нажатием клавиши.
Мех приводиться в движение левой рукой, кисть которой продевается под ремень левой части корпуса.
Мех может двигаться как на разжим, так и на сжим.
При разжиме мех развертывается веерообразно, немного вниз. При сжиме верхняя часть меха также остается открытой больше, чем нижняя.
Смена меха – это дыхание, поэтому она
не может производиться как угодно, а обязательно должна готовиться сознательно.
Мех ведем плавно, без рывков, не дергая.
ПРАВАЯ КЛАВИАТУРА
Правая клавиатура служит для исполнения мелодии.
На аккордеоне на правой клавиатуре клавиши как и у рояля,
на баяне – кнопки.
Для того чтобы лучше ощущать клавиатуру будем делать следующие упражнения:
На аккордеоне – поставим пальцы на пяти соседних белых клавишах и будем последовательно нажимать их одновременно разводя мех и получая звук.
На баяне – будем последовательно нажимать кнопки 1, 2 и 3-го ряда по коротким рядам (хроматическая гамма).
При этом рука должна быть свободной, пальцы – полукруглые, мягкие, звук должен получаться певучим, без рывков. Обратите внимание на ведение меха.
НАШИ ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ
Удержать в голове все множество мелодий просто невозможно, точно так же, как запомнить наизусть весь объем существующих литературных произведений. Поэтому существуют особые знаки, служащие для изображения музыкальных звуков – ноты.
Их всего 7: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Чтобы быстрее выучить и запомнить их, выучим простое стихотворение:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Едет зайка на такси.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре –
Ест морковное пюре.
Все эти звуки находятся между собой в определенном соотношении, и, если расставить их по порядку на ступеньках лесенки, то получится так:
Мы видим, что РЕ выше по отношению к ДО,
ФА – выше РЕ,
МИ – ниже ЛЯ и т.д.
Другими словами, все звуки находятся в определенном соотношении между собой.
А теперь давай посмотрим на правую клавиатуру наших инструментов.
АККОРДЕОН.
Ты видишь здесь множество белых и черных клавиш, которые определенным образом чередуются. Белые клавиши – это наши знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си, которые повторяются на каждой восьмой клавише.
А черные заимствуют свое имя у ближайших белых соседей: если у левой – тогда к ее имени прибавляется слово «диез», если у правой – слово «бемоль». Поэтому любая черная клавиша, имея только один голос, может называться то одним, то другим именем. Обозначаются эти знаки так:
ДИЕЗБЕМОЛЬ
БАЯН. Если развернуть короткие ряды баяна в одну прямую линию, мы получим туже последовательность, что и на клавиатуре аккордеона:
ПЕРВАЯ МЕЛОДИЯ
МУЗЫКА В КУХНЕ
В твоей кухне, конечно, найдутся два стакана, или две чашки, или две бутылки? Налей в них воды, но не поровну. Возьми в руку деревянный карандаш и легонько, мягко ударяй по бокам сосудов.
Слышишь, как отличаются звуки? Один из них повыше, другой пониже. Как это зависит от уровня воды в сосуде? Чтобы убедиться в выводе, стань исследователем и отливай, переливай воду.
А теперь ударяя деревянной палочкой, попробуй извлечь тревожные и беззаботные, шутливые и горестные, торжественные и унылые звуки. Постарайся выразить своё настроение
«Мне взгрустнулось»,
«Я бодр и жизнерадостен»,
«Я устал»
«Мне смешно»…
или что-то другое должен рассказать о твоем настроении звук.
СОЧИНЯЕМ МЕЛОДИЮ
Используя сосуды с водой или нажимая две клавиши на инструменте, ты уже можешь сочинить простую мелодию. Правда, в ней будут повторяться только два звука: тот, что повыше, и тот, что пониже. Вслушайся в звуки и поиграй их в разных сочетаниях. Слышишь, вырисовывается твоя первая мелодия?
Попробуем записать, что у тебя получилось. Для этого проведем две линии: верхняя будет предназначена для высокого, нижняя – для более низкого звука.
Звуки будем изображать овалами, как принято в музыке:
С какого звука начинается твоя мелодия? С более высокого? Тогда пиши овал на верхней строчке:
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Какой звук продолжает мелодию? Если низкий, записывай овал внизу после первого:
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Если более высокий звук повторяется несколько раз, то пиши его на верхней строчке нужное число раз, например:
____________________________________________________
____________________________________________________
Есть ли какая-нибудь закономерность в чередовании звуков твоей мелодии? Попробуй сыграть несколько вариантов и запиши лучший.
Итак, чтобы записать получившуюся мелодию, надо разобрать ее по звукам: с какого мелодия начинается, какой звук следует за первым и так далее.
Сначала посмотри, а затем сыграй следующие примеры:
___________________________________________________________
Видишь, ты уже играешь почти по нотам. Звуки играются в том порядке, в каком записаны слева направо. Теперь запиши несколько своих примеров и сыграй их.
Сочиняем песню.
Для этого вспомни какой-нибудь стишок.
Несколько раз проговори его вслух, прохлопай ритм, отмечая ударные слоги.
Теперь совмести этот ритм со звуками. Получилось? Если сбился, повтори еще раз. Попробуй спеть, вторя себе на сосудах с водой или на инструменте.
Чтобы вышло совсем замечательно, вспомним, что у песен бывают инструментальные вступления и заключения. Песня при этом оказывается как бы в середине между ними:
Вступление Песня Заключение
(звучат только (звучит твое (звучат только
сосуды) пение и сосуды) сосуды)
Музыка во вступлении и заключении может быть абсолютно одинаковой, а может быть и разной. Сочиняй, как тебе нравится. Есть интересный прием одновременной игры сразу по обеим сосудам или клавишам. Тогда пишутся они друг под другом.
_______________________________________
_______________________________________
А теперь приготовимся исполнить всю песню со вступлением и заключением.
ПЯТЬ ЛИНЕЕК И
ВОЛШЕБНЫЙ КЛЮЧ
Еще в давние времена люди условились записывать музыку на пяти линейках, которые называются нотный стан.
5 _____________________________________________
4 _____________________________________________
3 _____________________________________________
2 ____________________________________________
1 _____________________________________________
Это домик, в котором живут нотки.
Посмотрим, как они пишутся:
На линейках: Между линейками:
Под линейками: Над линейками:
На верхних добавочных: На нижних добавочных:
Но чтобы зайти в дом, его надо открыть ключом. И только музыкальные ключи впускают ноты на нотный стан. Давай познакомимся с двумя волшебными ключами, открывающими секрет нотной записи.
Первый из них применяется для записи мелодии и называется
скрипичный ключ или ключ СОЛЬ:
Почему СОЛЬ?
Потому что мы начинаем писать ключ со второй линейки, а на второй линейки в этом ключе записывается звук СОЛЬ.
Почему скрипичный?
Он открывает секрет записи только высоких звуков, которые раньше можно было сыграть только на скрипке.
От СОЛЬ звуки разбегаются в разные стороны:
Другой ключ применяется для записи аккомпанемента и называется
басовый ключ или ключ ФА.
Ключ ФА называется потому, что пишем его с четвертой линейки, где пишется звук ФА, а басовый потому, что служит для записи басов.
ЛЕВАЯ КЛАВИАТУРА
Где найти ноты на правой клавиатуре, мы уже знаем.
А как быть с левой?
Басы на левой клавиатуре находятся во втором ряду. Помнишь кнопку с ямочкой? Это нота до. А другие ноты расположены несколько в другом порядке, чем на правой клавиатуре:
верх
низ
Это второй ряд – основной. Постарайся запомнить расположение басов.
Теперь мы можем более подробно познакомиться с левой клавиатурой:
Первый ряд – вспомогательный: обозначается буквой В и служит для помощи в тех случаях, когда до басов на основном ряду добраться трудно. Он полностью повторяет структуру основного ряда, но смещен таким образом, что напротив ноты ДО находится нота МИ.
Второй ряд – основной: используется без дополнительных обозначений.
Следующие три ряда – аккорды:
3 ряд – мажорные аккорды обозначаются буквой Б.
4 ряд – минорные аккорды обозначаются буквой М.
5 ряд – доминантсептаккорды обозначаются цифрой 7.
Более подробно мы будем знакомиться с аккордами позднее, а сейчас посмотрим расположение левой клавиатуры:
РЯДЫ: 1 2 3 4 5
ЗАПИСЫВАЕМ МЕЛОДИЮ
Итак, мы научились определять ритмический рисунок мелодии, познакомились с нотами и ключами, узнали, что одни звуки длятся дольше, другие короче, и при определении ритмического рисунка даже познакомились с двумя различными длительностями: половинками и четвертинками. Вспомни сказку про дружную семью.
Попробуем составить сводную таблицу длительностей. Она будет выглядеть следующим образом:
счет: 1 и 2 и 3 и 4 и
Итак, теперь нам известны:
Ритмический рисунок
Ноты и их длительности
Расположение звуков на клавиатуре
Соединив вместе эти компоненты , мы можем смело приступать к созданию мелодии , как это делают профессиональные композиторы.
Давай сделаем это на примере песенки «Солнышко».
Прочтем стихотворение:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Прислушайся, где ты делаешь ударение? Ответить тебе помогут твои же шаги. Прошагай под слова стихотворения, как шагают под музыку. Ты заметишь – шаги твои разные: сначала тяжелый, сильный шаг, потом – легкий, слабый шаг, причем легких может быть несколько:
СОЛ-НЫШ-КО
сильный слабые
Если бы мы записали стишок в одну строчку и отделили одну сильную долю от другой, то он бы выглядел так:
Солнышко | солнышко | выгляни в о | кошечко
Таким образом, мы разделили стихотворение на такты, как это делают в нотной записи, а перед каждой сильной долей поставили тактовую черту.
В каждом такте этого стихотворения четыре шага, четыре четверти. Обозначаются они так:
4 – сколько долей в такте
4 - каких долей
Называются эти цифры размер произведения и ставятся после ключа.
А теперь запишем ритмический рисунок:
| | | |
Мы знаем ноты и расположение их на клавиатуре.
Можно ли создать мелодию на одном звуке?
Можно, но мелодия при этом получится однообразной и неинтересной. Чтобы мелодия получилась более разнообразной, используем большее число звуков. Остается определить размер пьесы расставить тактовые черты, и мы получим запись сочиненной пьесы:
Для того чтобы мы могли исполнить пьесы двумя руками нам необходимо познакомиться еще с некоторыми теоретическими положениями. И начнем мы с лада.
Существует два основных вида лада: мажор и минор.
Прочтем сказку
Е. Королевой о двух ладах:
Один из них минор – окрашивает произведение в грустные, печальные тона. Другой – мажор любит яркие, веселые краски.
ДВА БРАТА
В давние – давние времена в сказочной стране Звукляндия правил король Дин-дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать и скучать.
Бывало сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам – песню запевать.
Во дворец явились, королю поклонились
Солдаты были у него необычные –
Все, как один певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин-Дон их Звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснется,
С боку на бок повернется,
И все заново начнется:
Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь как следует совсем разучились.
Король был ужасно огорчен.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так, и сяк,
А они не хотят никак.
И вот однажды прибыли в Звукляндию из далекой страны Ладии два брата – Лада. Один был веселый плясун – хохотун Мажор. Другой грустный, задумчивый – Минор. Узнали они о беде короля и решили ему помочь.
Во дворец явились, королю поклонились.
- Здравствуй, Дин-Дон, - говорят. –
Хотим послушать твоих солдат.
- А ну,- скомандовал Звукам король,-
Запевать все изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»
- Давай, - говорят, -
Дин-Дон, мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил Мажор Звуки в ряд –
Получился звукоряд.
Скомандовал им Мажор: «На тон-полутон рассчитайсь!». Звуки быстренько рассчитались:
Тон, тон, полутон,
Тон, тон, тон, полутон.
- Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели.
Все мы дружно встали в ряд,
Получился звукоряд.
Не простой – мажорный,
Радостный, задорный.
Закончили Звуки петь, шагнул вперед – Минор. Скомандовал: «На тон – полутон рассчитайсь!» Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.
- Тон, полутон,
Тон, тон, полутон,
Тон, тон.
- Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.
Мы минорный звукоряд,
Грустных Звуков длинный ряд.
Песню грустную поём
И сейчас мы заревем.
С тех пор наступил порядок в Звукляндии.
Дин-Дон по другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал,
Загрустит он – Минор явится,
Захочет веселиться – Мажор появится.
Стали звуки жить ладно,
И песни звучали складно.
Е. Королева.
ПОЛУТОН
Знакомясь с правой клавиатурой наших инструментов, мы могли заметить, что чередование белых и черных кнопок происходит не равномерно, а в каком – то определенном порядке. Но при этом расстояние между двумя соседними звуками будет всегда одинаково. (вспомни картинку, когда мы «вытягивали» правую клавиатуру баяна в один ряд).
Это кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками и будет называться полутон.
МАЖОРНЫЙ ЛАД
Мажор в переводе означает большой. Если звуки лада расположить по ступеням от тоники до тоники, - будет гамма. Мажорную гамму можно строить от любого звука последовательно, и гамма эта будет носить название первой ступени – тоники, от которой ты начнешь строить её.
Например, ты хочешь построить мажорную гамму от ноты до – тоникой будет до, а гамма будет называться до-мажор.
А если гамма начинается от тоники РЕ? – Значит, ре-мажор.
Строим мажорный звукоряд:
Каждый звук лада называется ступенью и обозначается цифрами от 1 до 7.
Все ступени лада делятся на две большие группы: главные и побочные.
Главные: I, IV u V. Каждая из них имеет свое название и обозначение:
I- Тоника (Т)
IV-Субдоминанта(S)
V- Доминанта(D)
Зная главные ступени, мы можем к сочиненным мелодиям при помощи основных ритмов подобрать аккомпанемент или сопровождение. Надо только запомнить, что на левой клавиатуре главные ступени находятся в следующем соотношении:
доминанта
тоника
субдоминанта
Основной ряд
НАСТРАИВАЕМСЯ НА ТОНАЛЬНОСТЬ
Итак, познакомившись с главными ступенями лада, попробуем поиграть на левой клавиатуре различные последовательности из этих ступеней. Так как мы будем использовать мажорный лад, то и аккорды понадобятся мажорные.
А теперь поиграем последовательности:
T-S-T
T-D-T
T-S-T-D-T
T-S-D-T
Если ты внимательно следил за сменой аккордов, то мог заметить, что все эти последовательности заканчиваются тоникой. Это очень важный вывод: он нам пригодится, когда мы будем подбирать левую руку к сочиненным пьесам.
Теперь попробуем поиграть эти же последовательности правой рукой. Для этого нам надо «настроиться» на тональность, услышать взаимодействие звуковых сочетаний, поэтому обязательно будем использовать аккорды (не случайно, мы в левой руке использовали не просто басы, а басы с аккордами).
АККОРД – это сочетание трех или более звуков, взятых одновременно на инструменте:
Если клавишу нажать –
Будет звук один звучать.
Коль сумеешь три нажать ты одновременно
То получится аккорд - попробуй непременно!
Один из видов аккорда – это трезвучие.
А что такое трезвучие – это звучание трех звуков одновременно. Эти звуки стоят не рядом друг с другом, а через ступени, то есть через один звук.
Можно строить трезвучия от любого звука, в любой гамме. Например, если построить трезвучие в гамме до-мажор с первой ступени, оно будет называться тоническим трезвучием, то есть так, как называется первая ступень гаммы – тоника.
Построим трезвучия от главных ступеней через ноту. Попробуем теперь при помощи построенных аккордов играть приведенные выше последовательности. Ты видишь, что играть их не совсем удобно – приходиться делать большие скачки. Чтобы избежать этого попробуем соединить аккорды плавно без скачков.
Возьмем последовательность T-S-T.
Посмотрим, нет ли в этих аккордах одинаковых звуков. В нашем примере это звук ДО.
Теперь определяем, в каком он голосе – нижнем.
Дальше звук ДО из аккорда S нужно перевести так же в нижний голос, а остальные голоса расположить выше в среднем и верхнем голосе.
В этой последовательности движение голосов Т-S плавное:
ДО – на месте
МИ – переходит в ФА
СОЛЬ – в ЛЯ
Мы видим, что звуки аккорда S расположились не через ноту,
а по – другому.
Такой вид аккорда называется обращением трезвучия,
т.е. таким аккордом, в котором один из звуков трезвучия перенесен на октаву вверх или вниз.
Октавой называется расстояние между двумя звуками одинакового названия, например: ДО-ДО, МИ-МИ,ФА-ФА.
Все трезвучия имеют обращения, которые тоже являются аккордами.
У трезвучия есть два обращения:
Построим полную последовательность главных ступеней – нашу «настройку» на тональность:
ПОДБИРАЕМ ЛЕВУЮ РУКУ
Знакомство с главными ступенями, умение строить аккорды, открыли перед нами двери в целую науку в творчестве, имя которой – гармония.
Овладев гармонией, ты можешь подбирать аккомпанемент самостоятельно, украшать пьесы дополнительными голосами.
Сделаем это на примере пьесы «Солнышко».
Сначала посмотрим на последний звук – ДО. Мелодия, как правило, заканчивается на тонике, то есть определяем тональность – ДО-МАЖОР.
Определяем главные ступени и находим их на клавиатуре.
Так как мелодия заканчивается на Т, то и в аккомпанементе ставим Т:
Теперь постараемся определить и подобрать левую руку на сильные доли каждого такта:
1 такт – звук ФА, возникает ассоциация с S, у которой в басу – тоже ФА. 2 такт – звук РЕ, лучше всего звучит D.
Так как мелодия состоит из двух почти одинаковых половин, можно предположить, что гармония у них будет одинакова.
Остался звук МИ. По строению аккордов определяем гармонию – T.
А можно ли записать левую руку нотами? Конечно можно, только запомни, что аккорды в левой руке записываются в басовом ключе с буквенным обозначением:
В большинстве случаях вместо аккорда в традиционной записи пишут просто штиль с буквенным обозначением аккорда.
Если аккорд берется от другого баса, то этот бас обозначается маленькой нотой в скобках.
Осталось записать нашу пьесу для исполнения двумя руками:
На основании проделанной работы мы можем определить некоторые правила подбора руки:
- мелодия, как правило, заканчивается тоникой.
- перед тоникой чаще всего идет доминанта.
- если звуки в правой и левой руке совпадают, начинать подбор лучше с них.
-если в мелодии встречаются звуки, которые уже были гармонизованы, можно попробовать повторить ту же гармонию.
ПАУЗЫ
Что такое пауза?
Перерыв в звучании.
Или, проще говоря, -
Это знак молчания.
Так же как человек не может говорить без перерыва, так и музыка не может звучать без остановки. Паузы, как и ноты, бывают разных длительностей:
РАЗМЕР, СЧЕТ
В такте сильные и слабые доли чередуются.
Это равномерное чередование сильных и слабых долей называется метром.
Его мы сразу узнаем если посмотрим на нотоносец: в начале музыкального произведения после ключа выставляется «счет» - две цифры, одна под другой: 2 3 4 3 6
4 4 4 8 8
Что это означает?
Верхняя цифра указывает сколько нот в такте, счет.
Нижняя – каких нот (четвертных, восьмых).
Сделав первые шаги в мир музыки,
попробовав на основе своих собственных мелодии познакомиться с процессом творчества,
научившись записывать нотный текст,
мы можем сделать следующий шаг и приступить к знакомству с многообразием музыки,
созданной композиторами разных времен и народов,
стилей и направлений.
Библиография:
Абелян Л. Забавное сольфеджио. – М.: Сов. композитор, 1985.
Андреева Е. Основы музыкальной грамоты. – Киев: Музична Украина, 1984.
Вахромеев И. Азбука творчества. – СПб: ГДТЮ, 1993.
Мирек А. Школа игры на аккордеоне. – М.,Москва, 1964.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. -Ярославль: Академия развития, 1997.
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству.- М., «Аквариум» 1997.
|
|
|