Главная страница

Костюм древнего египта (2 ч.)


Скачать 113.84 Kb.
Название Костюм древнего египта (2 ч.)
Дата 29.02.2016
Размер 113.84 Kb.
Тип Урок

план-конспект


Раздел: ИСТОРИЯ КОСТЮМА (10 ч.)

Тема: КОСТЮМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (2 ч.)
Ключевые слова: урок технологии, исторический костюм, дизайн костюма, Древний Египет, схенти, калазирис, атеф, макетирование-наколка, мини-проект.

Цели:

познакомить с основными деталями одежды древних египтян;

сформировать представление о моде Древнего Египта;

ознакомить с принципами создания костюма на манекене.

включить в творческую деятельность по созданию моделей;

сформировать интерес историческому костюму, культурному наследию;

развивать творческие способности, образно-ассоциативное мышление, воображение, эстетический вкус.

Задачи:

обучить умению создавать модели в натуральную величину, используя методы аналогии и ассоциации, с опорой на искусство древних египтян;

повторить и закрепить материал, изученный на предыдущих уроках;

развивать умения презентовать выполненные работы;
Межпредметные связи:

история Древнего мира,

изобразительное искусство.
Оборудование:

а) наглядные пособия-

иллюстрации одежды древних египтян;

б) раздаточный материал-

цветные распечатки эскизов костюма Древнего Египта;

изображение условно пропорциональной фигуры человека.
Техническое сопровождение: фото-презентация ИКТ: архитектурные здания; одежда и аксессуары той эпохи; украшения
Ход урока

1. Организационная часть - проверка готовности к уроку, объявление темы урока и т. д. (4-5 мин.)

2. Актуализация знаний (5-6 минут).

Повторение материала, изученного на предыдущих уроках (устный опрос):

Назовите основные средства композиции костюма. (классический, спортивный, фольклорный и т. д.)

Для какого стиля при шитье используются шифон и бархат? (для романтического.)

Назовите основные методы создания эскизов одежды. (аналогия, ассоциация)

Перечислите основные средства композиции костюма. (силуэт, пропорции, линии, цвет, симметрия, ассиметрия.)

Какие приёмы цветовых сочетаний применяются в дизайне костюма? (Контрастные цвета и родственные цвета.)
3. Изложение нового материала (20 минут).

(выделенный материал учащиеся записывают в рабочую тетрадь)
Объяснение нового материала сопровождается презентацией по теме (см. приложение на диске)
3.1. Говорят: "Мода была всегда". Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации — Древнем Египте.

Мы будем рассматривать понятие «костюм» в значении выражения образа эпохи, т.е. исторический костюм. Все элементы, форма, цвет, материал костюма дают представление о культуре. Т. Арманд в книге «Орнаментация тканей» пишет: «…если бы исчезло всё и остался только женский костюм, то по нему можно было бы восстановить до известной степени эстетическую культуру прошедших эпох»

Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина. Тонкие черты лица с полными губами и огромными миндалевидными глазами, форма которых подчеркивалась специальными контурами, контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле. Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз (статуя Раннаи, бюст Нефертити).

Египетские художники, благодаря работе которых до нас, по росписям в гробницах и скульптурам, дошли сведения об одежде древних египтян, проходили специальную школу канона и стилизации, оттого в дошедших до нас изображениях костюм претерпевает ее вдвойне. Египтяне гордились своей чистотой и опрятностью, в древнем Египте нельзя было надеть утром одежду не вымывшись, не умастив себя ароматным маслом. Одежду часто стирали и раскладывали на солнце для просушки. Для того чтобы высушить плиссированную одежду, появившуюся в эпоху Среднего Царства, существовали специальные доски с прорезанными желобами, в которые укладывали складки, чтобы не помять их.
Ткани могли быть как однотонными, так и узорчатыми. Излюбленными орнаментальными мотивами были перья (символ богини Исиды) и цветы лотоса. Рисунок наносился на ткань с помощью вышивки или особого способа окраски с применением различных протрав. Наиболее популярными были орнаменты из клеток и ромбов с точками и кружками, а также чешуйчатый узор (перья кобчика — священной птицы богини Изиды и др.). Узоры на текстиле выполнялись шерстяными нитями ярких цветов.

Однако можно с уверенностью сказать, что уже в эпоху Древнего Царства египетские ткачи в совершенстве владели своим ремеслом, а портным прекрасно известно было искусство кроя.

Основным материалом, из которого кроили и шили одежду в древнем Египте, был лён. Пряхи пряли волокна с помощью веретен, из полученных нитей ткали на ткацких станках то прочное, тончайшее полотно, которым так славился древний Египет. Древнеегипетские ткани окрашивались в различные цвета, чаще всего в красный, зелёный и синий жёлтые и коричневые красители. В чёрный цвет ткани не окрашивали. Траурным считался голубой цвет одежды. Но самым распространённым и любимым у всех слоёв населения был белый цвет. Кроме льняных тканей население носило одежды из кожи, хлопка.

Виссон - название весьма любимой в древности материи. Это было тончайшее полотно, представлял собою совершенно прозрачную материю, особая хлопчатобумажная материя, употреблявшаяся для одевания мумий. Виссоном называли всякую материю, доведенную в обработке до высшего совершенства. Виссон часто упоминается в Библии.

В эпоху Нового царства появился тончайший лен («ткань воздуха», «царский лен») светлых натуральных оттенков и узорчатый. Цветную одежду носили только представители привилегированных сословий. Однако светлая нежная ткань была самой популярной, ведь именно она подчеркивала красоту смуглой кожи египтян. Одежда из прозрачной, тончайшей «ткани воздуха», «царского льна» была необычайно красивой. В эпоху Нового царства ткань представляет собой нежную сеточку из золотых нитей и жемчужин. Именно она составляла верхний слой в многослойных одеждах.

Благодаря жаркому климату жители долины Нила не так уж и нуждались в одежде, а обнаженное тело у древних египтян не принято было скрывать, отсутствие одежды не воспринималось как вызов, в нем для египтянина не было ничего постыдного.

Египтяне гордились своей чистотой и опрятностью, в древнем Египте нельзя было надеть утром одежду не вымывшись, не умастив себя ароматным маслом.

Вся одежда древнего египтянина эпохи Древнего Царства состояла из одной набедренной повязки – схенти Средняя часть схенти могла быть треугольной, веерообразной, могла иметь форму трапеции. Иногда схенти делали из шкуры антилоп и газелей, вся поверхность такого схенти из кожи, кроме средней вставки, была иссечена прорезями для удобства движения. У египетских женщин древнейшей одеждой был калазирис — своеобразный узкий сарафан или юбка и жилет, плотно облегавший тело. Он держался на одной или двух бретельках и доходил до лодыжек, оставляя грудь открытой. Эту одежду носили женщины всех слоёв общества. Есть предположение, что калазирисы были вязаными, настолько узки были они, судя по изображениям, что вообще не очень понятно, как можно было ходить в такой одежде. Покрой калазириса остается прежним, прибавляются лишь украшения и отделка. Встречаются изображения в тонких, слегка драпированных покрывалах (плащах), но большинство женщин продолжает носить калазирис традиционной формы. Нововведением является короткий женский парик, который имели право носить только очень знатные женщины.

Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди. Существовали и большие покрывала, они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах.
Одежду принято украшать золотыми пластинами, бусами или, если он сделан из ткани, вышивать золотыми узорами. Вообще украшений в эпоху Нового Царства носят много, это бусы и ожерелья, к которым на золотых нитях подвешивают кулоны с изображениями богов или портретные, тщательно выписанные миниатюры. Браслеты на руках и ногах теперь носят и мужчины и женщины, носят также серьги; в волосы вплетают золотые украшения, унизывают пальцы перстнями и кольцами. В поясе одежду перехватывают дорогими поясами, состоящими из золотых пластин.
В качестве отделки для нарядов древние египтяне использовали плиссировку, бахрому, золотые блёстки и фаянсовый или стеклянный бисер.

Древним египтянам были известны перчатки и рукавицы. Рукавицы изготовлялись из полотна и применялись для защиты рук от мозолей и травм при стрельбе из лука или управлении колесницей.

Долгое время единственным видом обуви у древних египтян были сандалии. Они представляли собой лишь подошву (иногда с загнутым кверху носком), к которой крепились два ремешка: один ремешок начинался у большого пальца и соединялся с другим. Изготовлялись сандалии обычно из кожи или листьев папируса. В царских гробницах археологи неоднократно находили золотые сандалии. В одном из сундуков, обнаруженных исследователями в гробнице Тутанхамона, среди прочих вещей оказались самые настоящие шлёпанцы без каблуков, с кожаными носками, расшитые мелкими золотыми блёстками. Несмотря на то, что обувь была такой простой, египтяне её очень берегли. Крестьяне, отправляясь в город по делам, часто несли свои сандалии в руках и обувались только на месте. Знатные люди тоже часто ходили босиком, особенно у себя дома.

Египетские мастера умели с помощью различных присадок придавать золоту разнообразные оттенки - от белого до зелёного. Широко применялся также электр - сплав золота с серебром; из него изготовляли повседневные предметы, а также крепления и связующие элементы в браслетах и ожерельях. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов

Самыми распространёнными из всех видов украшений были всевозможные ожерелья, особенно т. н. ускх - большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда чаще всего имели каплевидную форму, остальные - круглую или овальную. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями. Зачастую такое ожерелье было настолько широким, что целиком закрывало плечи и верхнюю часть груди, и очень тяжёлым - царское золотое ожерелье могло весить несколько килограммов. Ожерелья были не только частью наряда — они служили также почётными знаками. Фараоны награждали золотыми ожерельями особо отличившихся военных и чиновников.

Знаками царского могущества фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. В эпоху архаики, до объединения Верхнего и Нижнего Египта, властитель каждого из них имел свою корону. Атеф - белая корона с двумя окрашенными в красный цвет перьями страуса по бокам. Древнейшим из них был пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо.

Прически делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине, концы украшали кистями. Иногда волосы завивали мелкими волнами — такая завивка получалась после расчесывания мелких, тонких косичек. Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу. Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой. Применялись накладные косы из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных. Женские парики этого времени особо разнообразны. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название «геометрических

Современный английский археолог Леонард Котрелл так писал о древнеегипетских красавицах:

«Как бы радовались египетские дамы, если бы знали, что даже спустя 5 тысяч лет они могут вызывать восхищение! Если надеть на Нефертити платье „от Диора“, и она войдёт в нём в фешенебельный ресторан, то будет встречена восхищёнными взглядами присутствующих».


4. Закрепление нового материала. Выполнение заданий в тестовой форме. (10минут) (см. приложение 1)

5. Творческая работа

Тема «Проектирование костюма древних египтян».(40 минут)

(см. приложение на диске)
Оборудование:

принадлежности и инструменты-

ватман;

простой карандаш;

краски;

фломастеры;

ножницы;

степлер;

цветная бумага;

клей- карандаш.
Изложение нового материала (5-6 минут)

Макетирование-наколка это техническое средство моделирования одежды. Он заключается в том, что художник на манекене формирует из бумаги или специальной дешёвой ткани модель. Этот способ позволяет более наглядно, образно выявить наиболее важные стороны, даёт более реальное и точное представление о покрое и особенностях этой одежды. Многие знаменитые модельеры предпочитали этот способ выражения своего замысла.

Для создания костюма художник проникал в историческую суть и характер народа, его традиции. Так и вы, сегодня узнали много нового о культуре и одежде Древнего Египта. Попробуйте себя в роли художников-модельеров и дизайнеров одежды, используя рисунки, иллюстрации одежды древних египтян. ( См. приложение 2-7)

Задание: (30 минут)

5.1. Выбрать идею костюма –

а) выбрать какую именно деталь, аксессуар одежды будет создавать команда.

5.2. выполнить модели одежды Древнего Египта, используя макетирование-наколку, с помощью методов аналогии и ассоциации.

а) приготовить необходимые материалы для изготовления модели;

б) примерить на манекен бумагу и обвести нужную форму выкройки;

в) вырезать выкройку;

г) оформить, нарисовать необходимые орнаменты, используя рисунки, иллюстрации. (раздаточный материал)

5.3. Сделать краткое описание модели

6. Защита выполненной творческой работы. Презентация (5-6 минут).

7. Подведение итогов, выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Выполнить на листах ф. А4 эскиз одежды древних египтян в цвете.

Подписать детали, элементы костюма.


По результатам работы можно сделать следующие выводы:

Данный урок оказался чрезвычайно интересным для семиклассниц, созданные ими модели отличаются проникновением в тему.

Была создана доброжелательная обстановка среди работающих команд;

Закрепили полученные знания;

Ученицы научились демонстрировать результаты своего труда;

Таким образом, учащиеся, опираясь на знания, литературные источники, могут в проектной деятельности самостоятельно под руководством учителя воссоздать костюм-образ.
Литература

Чернякова В. Н. Изучаем дизайн костюма // Школа и производство.- 2012.-№3.-С. 38-42.

Арманд Т. Орнаментация тканей. М.,1937. с.21.

Рачинская Е. И., Сидоренко В. И. Моделирование и художественное оформление одежды.//Ростов н /Д. изд. «Феникс»,2002.

Лазарева Т. Ф. Особенности воссоздания (реконструкции) народного костюма в школе // Школа и производство.-2011.-№1.-С.44.
Интернет-ресурсы:

http://wikipedia.org.

http://suit-history.org.

http://afield.org

http://festival.1 september.ru

http://ms77ru/история моды.ru

Некрасова Е. Г.

Учитель технологии,

МОБУ Новобурейская СОШ №3


Некрасова Елена Геннадьевна-учитель технологии МОБУ Новобурейская СОШ №3