Главная страница

Учебник по технологии. Рабочая тетрадь «Разноцветный мир»


Скачать 32.94 Kb.
Название Учебник по технологии. Рабочая тетрадь «Разноцветный мир»
Дата 02.03.2016
Размер 32.94 Kb.
Тип Учебник

Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.

Задачи:

  • Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.

  • Провести сравнительный анализ понятий: замысел, прообраз.

  • Изучить этапы работы выполнения орнамента «Золотая хохлома».

  • Выполнить орнамент в полосе.

  • Развивать у учащихся творческие способности.

  • Развивать интерес к народным промыслам и культурному наследию русского народа.

Материалы и оборудование:

  • Образцы детских работ по теме урока.

  • Аудиозапись народной мелодии.

  • Учебник по технологии.

  • Рабочая тетрадь «Разноцветный мир»

  • Гуашь, кисти, бумага для рисования.

Ход урока:

Организационный момент.

  1. Проблема урока:

Что такое прообраз в искусстве? Чем прообраз отличается от замысла? Как в народном промысле переосмысливается действительность?

Введение в проблему:

Вспомните, с какими предметами народного искусства вы ознакомились на прошлых уроках?

Дымковская игрушка.

Дымковскую игрушку лепят из глины, затем обжигают, грунтуют и по грунту раскрашивают красками, украшают сусальным золотом. Типичные сюжеты: всадники, дамы, животные.

Дымова Лиза 3А

Жостовская роспись.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Работы учеников 4 «А» класса (выпуск 2008)

Вопросы для беседы:

(Во время беседы, ученики рассматривают и анализируют иллюстрации в учебнике на страницах 36 – 37).

  • Народный художник переосмысливает жизненные явления или берёт свой замысел из фантазии?

  • Чем похожи слова «образ» и «прообраз»? Какой у них корень?

  • Глядя на животное, можно ли точно предположить, каким его изобразит художник?

  • Что возникает сначала: замысел или прообраз?

Изначально возникает замысел. Для художника он не всегда представляется отчётливо. Иногда художник долго ищет тот прообраз, с помощью которого можно создать образ, то есть то обобщённое изображение, по которому все сразу поймут его замысел. Для художника главное – не изобразить что-то конкретно существующее, а выбрать такую особенность действительности, чтобы все её узнали. В искусстве замысел может иметь несколько значений, хотя прообраз может быть один.

Физкультминутка. Выполняется под музыку пластический этюд «Орнамент»: при помощи рук и перестроений по несколько человек, ученики изображают формы орнамента.

  1. Объявление темы и цели урока.

Сегодня мы будем учиться рисовать орнамент в полосе «Золотая хохлома». Откройте и рассмотрите с. 30-36 в рабочей тетради «Разноцветный мир».

  • Что является прообразом этого орнамента?(травянистые растения, ягоды, цветы)

  • Как называется такой орнамент? (растительный)



  • Какие цвета используются в этом орнаменте хохломской росписи? (жёлтый, чёрный, красный)



  1. Выполнение практической работы.

Ход выполнения работы:

  • Расположить лист горизонтально и наметить полосу для орнамента (отступить по 6 см сверху и низа листа).

  • Выполнить фон (жёлтый).

  • Просушка.

  • Сделать набросок (стебель, ягоды, листья), соблюдая мотив.



  • Выполнить в цвете стебель, листья (чёрные).

  • Выполнить в цвете ягоды (красные).

  • Просушка.



  • Прорисовать мелкие детали (прорисовка)



  1. Выставка работ учащихся, анализ проделанной работы.





  1. Обобщение.

  • Что может стать прообразом произведения народного искусства?

  • В чём может быть выражен прообраз?