|
Учебник по технологии. Рабочая тетрадь «Разноцветный мир»
Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.
Задачи:
-
Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.
Провести сравнительный анализ понятий: замысел, прообраз.
Изучить этапы работы выполнения орнамента «Золотая хохлома».
Выполнить орнамент в полосе.
Развивать у учащихся творческие способности.
Развивать интерес к народным промыслам и культурному наследию русского народа.
Материалы и оборудование:
Образцы детских работ по теме урока.
Аудиозапись народной мелодии.
Учебник по технологии.
Рабочая тетрадь «Разноцветный мир»
Гуашь, кисти, бумага для рисования.
Ход урока:
Организационный момент.
Проблема урока:
Что такое прообраз в искусстве? Чем прообраз отличается от замысла? Как в народном промысле переосмысливается действительность?
Введение в проблему:
Вспомните, с какими предметами народного искусства вы ознакомились на прошлых уроках?
Дымковская игрушка.
Дымковскую игрушку лепят из глины, затем обжигают, грунтуют и по грунту раскрашивают красками, украшают сусальным золотом. Типичные сюжеты: всадники, дамы, животные.
Дымова Лиза 3А
Жостовская роспись.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
Работы учеников 4 «А» класса (выпуск 2008)
Вопросы для беседы:
(Во время беседы, ученики рассматривают и анализируют иллюстрации в учебнике на страницах 36 – 37).
Народный художник переосмысливает жизненные явления или берёт свой замысел из фантазии?
Чем похожи слова «образ» и «прообраз»? Какой у них корень?
Глядя на животное, можно ли точно предположить, каким его изобразит художник?
Что возникает сначала: замысел или прообраз?
Изначально возникает замысел. Для художника он не всегда представляется отчётливо. Иногда художник долго ищет тот прообраз, с помощью которого можно создать образ, то есть то обобщённое изображение, по которому все сразу поймут его замысел. Для художника главное – не изобразить что-то конкретно существующее, а выбрать такую особенность действительности, чтобы все её узнали. В искусстве замысел может иметь несколько значений, хотя прообраз может быть один.
Физкультминутка. Выполняется под музыку пластический этюд «Орнамент»: при помощи рук и перестроений по несколько человек, ученики изображают формы орнамента.
Объявление темы и цели урока.
Сегодня мы будем учиться рисовать орнамент в полосе «Золотая хохлома». Откройте и рассмотрите с. 30-36 в рабочей тетради «Разноцветный мир».
Что является прообразом этого орнамента?(травянистые растения, ягоды, цветы)
Как называется такой орнамент? (растительный)
Какие цвета используются в этом орнаменте хохломской росписи? (жёлтый, чёрный, красный)
Выполнение практической работы.
Ход выполнения работы:
Расположить лист горизонтально и наметить полосу для орнамента (отступить по 6 см сверху и низа листа).
Выполнить фон (жёлтый).
Просушка.
Сделать набросок (стебель, ягоды, листья), соблюдая мотив.
Выполнить в цвете стебель, листья (чёрные).
Выполнить в цвете ягоды (красные).
Просушка.
Прорисовать мелкие детали (прорисовка)
Выставка работ учащихся, анализ проделанной работы.
Обобщение.
Что может стать прообразом произведения народного искусства?
В чём может быть выражен прообраз?
|
|
|