|
Творческая работа на уроке русского языка Кекух Ольга Леонидовна
Творческая работа на уроке русского языка
Кекух Ольга Леонидовна
«Интерес к учению,- писал Сухомлинский,- проявляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
Разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогают уроки творчества: во-первых, они могут отличаться высокой эмоциональностью, во-вторых, совершенствуя речь учащихся, мы тем самым помогаем ученику в учебной работе и по другим предметам, в –третьих, организуем ситуацию успеха.
Остановлюсь на сочинении-миниатюре. К сочинению-миниатюре в школе отношение особое, поскольку подготовка к такой работе связана с нахождение материала, который побудил бы желание ребят откликнуться.
Написанию творческих работ предшествует подготовительная работа: не только словарная и лексическая.
Понять окружающий мир, увидеть необычное в обычном поможет мир искусства.
Темы беру разные: «Музыка дождя», « Шепот осенних листьев», « В этот погожий сентябрьский денек» и т.п.
Например, сочинение-миниатюра «Пробуждение весны».
На уроке обращаемся к лирическим произведениям мастеров художественного слова, учащиеся рассматривают репродукции картин, иллюстрации, звучит классическая музыка («Времена года» Чайковского) - обращение к миру искусства считаю необходимым условием активизации творческого потенциала учащихся.
Развитие творческих способностей считаю одной из важных составляющих любого урока русского языка, не только развития речи.
Так например, опора на текст в качестве исходного или образцового дает возможность развивать у уч-ся чувство стиля, жанровой обусловленности высказывания, умение отбирать языковые средства.
Основой для построения высказывания может стать практически любое художественное произведение, которое изучается на уроках литературы или входит в круг самостоятельного чтения, независимо от объема и жанра.
Поскольку русский язык и литературанеразрывно связаны в курсе средней школы большая часть практического материала берется мной из произведений классиков.
Это может быть
-
практическая часть к монологическому ответу на уроке
работа над высказыванием известного драматурга
отрывок из прекрасного художественного произведения при работе над орфограммами + лингвистический анализ текста.
А такая форма работы, как создание дидактического материала к урокам, создает особое позитивное творческое отношение к учебному процессу. Создается модель учения с увлечением.
Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. Иначе, как говорится, с водой можно выплеснуть и ребенка.
Через творческие работы (лучшие из них демонстрируются на постоянно действующем стенде « Проба пера» )можно выйти на детскую одаренность.
Творческие способности учащихся развивает и учебно-исследовательская работа на уроке,как одна из эффективных форм повышения качества образования.
Наши ученики – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит на уроке русского языка нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.
Еще Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».
Компьютер становится не только помощником, но и незаменимым инструментом практически любой составляющей урока.
Я к этому шла в три этапа.
1 этап - создание ЦОРов выпускниками (сейчас это студенты), которые я использую на уроках как дидактический материал;
2 этап – мое обучение на курсах и создание собственных ЦОРов;
3 этап – привлечение ребят среднего звена (это мои семиклассники) к исследовательской деятельности. Которая, повторюсь, развивает творческие способности.
ИКТ – технологии, позволяющие уч-ся самостоятельно искать,о обрабатывать, анализировать и усваивать информацию из различных источников + наполняют уроки новым содержанием, являются фактором, влияющим на повышение качества образования.
Перед учащимися ставлю цель: научиться находить, отбирать и конкретизировать материал ( конкретно по теме).
За курс 7-го класса такая работа проделана по всем темам.
С каждым уроком увеличивается количество желающих этим заниматься. Сложились даже постоянные творческие группы.
Все это есть у меня на электронных носителях – прекрасный дидактический материал к любому уроку.
На начальном этапе это выглядело просто в форме презентаций.
Сейчас это уже вполне законченные исследовательские, творческие работы.
Например, творческие группы самостоятельно изучают тему «Частица» - последнее, что мы изучаем в 7 классе:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ (теоретические знания)
Задание «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»
ТЕСТ
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА
ФОРМА КОНТРОЛЯ: СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (уже в 7 классе работа над частью «С» ЕГЭ).
Это творчество, побуждающее к знанию. Ожидаемый результат – повышение качества образования.
Я думаю так, опираясь на собственный опыт, компетентность, фантазию учитель и ученики в совместной деятельности раскроют секреты языка, приобщатся к искусству слова, испытают свои силы в исследовательскойдеятельности и речевом творчестве.
|
|
|