|
«повышение качества обученности и воспитанности, учащихся посредством использования личностно-ориентированного подхода»
ТЕМА: «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ И ВОСПИТАННОСТИ, УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
Условное разграничение учащихся на уроке основывается, прежде всего, на уровне социальной адаптации и степени тяжести заболевания, поэтому учителю важно знать точный диагноз своих воспитанников и принимать во внимание особенности их психики и учебно-познавательной деятельности.
Первая группа: Эти учащиеся, в основном успешно справляются с обучением, как в теории, так и в практической работе. У них проявляется устойчивое положительное отношение к занятиям по труду, отсутствуют значительные нарушения эмоционально-волевой сферы и признаки повышенной утомляемости. Профессиональные навыки вырабатывают довольно быстро, но выполнить работу могут не сразу. Особенно вначале требуют руководства деятельностью и индивидуального похода с учетом склонностей к определенному виду труда. По темпераменту эти учащиеся имеют сильный, подвижный тип психической деятельности. Эмоционально реагируют на воздействие извне. Реагирует на обиду, но отходчивы и незлобивы.
Хорошо удерживается в разных социальных группах; склоны к совместной деятельности, являются лидерами в классе, широко использует наработанные жизненные стереотипы, управляемы.
У учащихся первой группы отмечается устойчивость эмоциональной сферы, возможность восприятия действительности органами чувств, относительная устойчивость внимания, зрительно-моторная координация, хорошая врабатываемость. У них легко формируются общественно-полезные потребности и интересы, навыки адекватного поведения и отношения к жизненным обстоятельствам, стойкие трудовые навыки.
Для облегчения освоения трудовых навыков таким учащимся необходимо предоставить свободный темп работы, добиваясь автоматизации действий, не требуя самостоятельного планирования, и использовать наглядно - практический метод обучения. В результате формируется трудовой стереотип, который способствует успешной врабатываемости.
Работая с детьми первой группы, я использую такие методические наработки, как:
-пооперационные образцы, позволяют создать в сознании учащихся наглядного образа изделия, которые также способствуют развитию внимания, восприятия, а также исходя из особенности памяти, помогают постоянной активизировать и концентрировать внимание воспитанников на существенных признаках предлагаемого изделия; определять типичные виды брака (развитие контрольных действий).
-карточки-задания и тесты: при разработке заданий для первой группы учащихся применяются задания на различение или избирательные (выборочные) – в которых даётся несколько вариантов ответов (правильные, неправильные, неточные, неполные). Я применяю для текущего и итогового контроля по определённой изученной теме, а также на этапах закрепления, повторения и обобщения знаний. Их назначение состоит в том, чтобы установить степень достижения учащимися необходимого уровня технологической подготовки, получить объективную информацию о характере познавательной деятельности учащихся, трудностях и типичных ошибках в их работе, определить обусловившие их причины, выявить эффективность организации, методов и средств обучения. Результаты выполнения заданий позволяют мне отслеживать индивидуальный рост знаний и умений учащихся.
-ребусы загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, знаков.
-головоломка задача, загадка над которой необходимо подумать, поразмыслить.
-проблемные ситуации на уроках технологии имеются на каждом занятии, в качестве способа активации учения (активизирует умственную деятельность учащихся). Отсутствие целеустремленности, воли, мотивации, любознательности и инициативы, низкая активность требуют постоянного побуждения к целенаправленной деятельности, что может быть достигнуто введением элементов проблемности.
Поставленная перед воспитанниками проблема вызывает интерес, усиливает мотивацию, что служит важным условием формирования произвольного внимания (особенно в процессе теоретического обучения, где мотивация и интерес, как правило, снижены).
Активность особенно повышается в случаях, когда само явление уже знакомо учащимся, но они не осознают его сущность. Из особенностей восприятия и речи вытекает, также необходимость отказа от длительного и частого использования словесных методов, поэтому для развития мыслительных процессов и для развития речи на уроках технологии, я использую проблемные ситуации.
Проблемную ситуацию можно определить как интеллектуальное затруднение, возникающее тогда, когда ученик не может (не знает), как объяснить явление, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом. В основу проблемной ситуации ставятся вопросы, подобные следующим: «почему ткань в одном направлении тянется больше, чем в другом», «почему швейная машина петляет сверху» и т.д. Я предупреждаю, что причин может быть несколько. Обычно учащиеся самостоятельно указывают на одну из них - другие причины они не могут установить без наводящих вопросов. Вопросы задаются при соблюдении определённых условий: вопрос сопровождается показом соответствующего предмета (изделия); высказывания учащихся стимулируются наводящими вопросами, поощрением не только за полностью правильные ответы, но и частично верные. Проблемную ситуацию я создаю используя эффект неожиданности и интонационные средства.
-технологические карты на уроках я использую постоянно, что создаёт предпосылки для регуляции деятельности - планирование работы и её самоконтроль при реализации плана.
-инструкционные карточки (т.к. у наших учащихся низкий уровень владения такими процессами, как анализ, синтез, абстрагирование, и развитие этих процессов требует опоры на практически - действенное мышление), то на уроках я использую для восприятия и запоминания нового материала, а также для его повторения, т.к. учащимся сложно запомнить и воспроизвести последовательность выполнения работы (пошив технологического узла). Для них более доступны опорные зарисовки (схемы) данного узла. Инструкционные карточки помогают в определенной последовательности (этапности) выполнить задание и сформировать необходимые знания.
-алгоритмы действий (планирование действий) играют большую роль в формировании умений, ориентировки в задании и планировании работы. Суть алгоритма заключается в том, что отдельные указания представленные в алгоритме отрабатываются по очереди. Содержащиеся в них указания должны быть понятны учащимся.
-игровые ситуации в процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психологических процессов у учащихся.
Обеспечивают возможность эффективной организации, взаимодействие педагога и учащегося продуктивной форме их общения благодаря тому, что они строятся на определенном моделировании жизненных ситуациях, обеспечивают реальную, практическую значимость полученных знаний и умений, перенос их в новые нестандартные условия.
Тематика игр разрабатывается педагогом. Учащиеся делятся на группы по желанию. Распределение особо ответственных ролей может быть заранее. Во главе групп следует поставить наиболее подготовленных и пользующихся уважением учащихся. Позиция педагога в ходе игры многогранна. До игры он инструктор, в процессе игры - консультант, при подведении итогов - организатор дискуссии и главный судья. Игра проходит более результативно, если в неё включен элемент соревнования между бригадами. Например в 5 классе , я предлагаю учащимся назвать в правильной последовательности детали швейной машины, через которые заправляется верхняя нить. Учащиеся первой бригады называют первую деталь, следующую деталь называет ученица второй бригады, потом 1-ой бригады и т.д. При неправильном названии право на ответ передаётся второй бригаде. Выигрывает бригада, у которой было меньше «разрывов в цепочке», больше правильных ответов.
Вторая группа: Для данных учащихся характерны недостатки в ориентировке и планировании совей работы. Обычно у них, даже при большом старании, длительное время «не получается» двигательное трудовое действие. Это проявляется в неправильном положении тела, удерживании инструмента и его расположении на изделии, в низкой точности, скованности, наличии лишних движений.
Изменение рабочего или бытового стереотипа вызывает состояние растерянности, поэтому приспособление к простым видам труда возможно при наличии помощи, контроля и руководства. В то же время, эти учащиеся обладают хорошей или средней работоспособностью, что создаёт благоприятные условия развития трудовой деятельности. Представления, эмоциональная сфера у этих учащихся достаточно развиты, присутствует эмоциональное разделение окружающего, проблемы возникают при выполнении сложнокоординированных действий.
По темпераменту эти учащиеся возбудимы, беспокойны, склоны к бесцельной, безмотивной деятельности. Специфической особенностью их умственной деятельности является нарушение активного внимания, недостаточная способность к концентрации, быстрая истощаемость волевого усилия.
Эти учащиеся склонны к выполнению монотонной работы; требуют контроля, четкого объема работы, ритма труда и направления на конечный результат.
Мотивация (направленность личности): цели, идеалы, установки простые; руководствуется стандартными социальными стереотипами, привычки и желания меняет с трудом.
Специфической особенностью учащихся второй группы является нарушение активного внимания, недостаточная способность к его концентрации, быстрая истощаемость волевого усилия. Профессиональные навыки у них вырабатываются довольно быстро, но они не устойчивы. Эти учащиеся требуют постоянного контроля, учителя, индивидуального подхода с учетом их склонности и интересов.
Работая с детьми второй группы, я также применяю всё те же пособия, что и в работе с детьми первой группы. Отличия их состоит в более упращенном варианте: например тесты и карточки-задания разрабатываю я в виде альтернативного характера, требующие ответа типа «да-нет».
Третья группа: У этих учащихся недостатки в трудовом обучении связаны с особенностями процесса исполнения. Характер нарушений моторики - это локальные двигательные нарушения. Относительная сохранность интеллекта создаёт дополнительные возможности в преодолении таких недостатков.
Недоразвитие моторики проявляется в однообразии и замедленности движений. Способности к целенаправленной деятельности отсутствуют. Темп психической деятельности замедлен, утомляемость повышена, активное внимание неустойчиво и быстро истощаемо, не выдерживает физическое и психическое напряжение.
Для учащихся третьей группы характерным является замедленный темп психической деятельности, повышенная утомляемость, неустойчивость и быстрая истощаемость активного внимания, невыносливость к физическому и психическому напряжению, неспособность в полном объеме овладеть пространственными и временными представлениями. Период врабатываемости у них продолжителен и сопровождается обострениями, поэтому во избежание срывов им целесообразно предлагать на первых этапах обучения освоение несложных, однотипных трудовых ситуаций, дозированных по времени и объему без определенных норм выработки. По мере врабатывания и приобретения навыков целесообразно усложнять виды трудовой деятельности, но без увеличения объема работы.
Работая с детьми третьей группы, я также применяю всё те же пособия, что и в работе с детьми первой и второй группы. Отличия их состоит в ещё более упращенном варианте: например я применяю шаблоны выполнения определенной технологической операции, зарисовки моделей (фасонов) для того, чтобы учащиеся могли раскрасить представленные рисунки, что способствует развитию (мелкой моторики, представление цвета, развитие координации движений).
Учитывая эмоциональную неуравновешенность, необходимо на занятиях поддерживать спокойную, доброжелательную атмосферу без крайностей проявлении как положительных, так и отрицательных эмоций, с пониманием, чуткостью и терпением воспринимать смены настроения, беспричинную злобность или эйфорию.
Работая с детьми с 5-го по 9-ый класс, я провожу мониторинг развитие психических процессов в период трудового обучения учащихся (Таблица 1, таблица 2), отслеживая профессиональное развитие личности учащегося, его результаты позволяют характеризовать профессиональный рост учащегося.
Объектом мониторинга выступают психические процессы умственно отсталых учащихся (внимание, память, моторика, виды деятельности).
В связи с этим я ставлю перед собой задачи:
- получение информации об уровне сформированности психических процессов и коррекционной деятельности;
- отслеживание учителем своей деятельности;
- трудности, возникающие при усвоении материала учащимися.
Таким образом, моя основная задача при работе с такими детьми является формирование у ребенка осознанной деятельности, обеспечивая учащимся возможность осуществлять трудовую деятельность и проявлять в ней умственные качества и индивидуальный способ деятельности. При этом учащиеся должны ставиться в условия необходимости поэтапно выполнять деятельность, осознавать ее, а также проявлять в ней выделенные слагаемые умственной сферы.
|
|
|