|
Урока: создать условия для знакомства с жизнью и творчеством Н. Н. Носова, познакомить с его новым произведением
Тема: Н.Н.Носов. Как Незнайка сочинял стихи. Из книги «Приключения Незнайки и его друзей».
Цель урока: создать условия для знакомства с жизнью и творчеством Н.Н.Носова, познакомить с его новым произведением.
Задачи уроков: создать условия для развития умения вычленять реплики персонажей, верно их интонировать при чтении по ролям; создать условия для формирования умения определять причину поступков героя произведения, для развития внимания к музыке стиха: ритму, рифме, для развития внимания к причинно-следственным связям совершаемых поступков; для развития речи, мышления. Воспитывать интерес к чтению.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний Учитель (У.): Ребята, посмотрите на этот слайд. (Слайд 1.)
Кто узнал, что это за местность и как называется? Дети (Д.): «Цветочный город».
У. А вы слышали про такой город? Д. Да, в книге «Приключения Незнайки и его друзей»
У. Такой город на самом деле существует? Д. Нет, он сказочный.
У. А кто-нибудь из вас читал книгу «Приключения Незнайки и его друзей»? (Дети отвечают.) У. Молодцы! Вы будете сегодня моими главными помощниками.
Ребята, а хотите отправиться в Цветочный город и узнать о приключениях Незнайки и его друзей? Д. Да!
У. Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? Д. Мы познакомимся со сказкой «Приключения Незнайки и его друзей».
У. Да, мы познакомимся с отрывком из этого романа-сказки «Как Незнайка сочинял стихи». - А кто знает, кто автор этого замечательного произведения? (У некоторых детей затруднение.) Д. Николай Носов.
У. А что вы о нём знаете? (Затруднение.)
3. Выявление причины затруднения.
Учитель: Какое у вас затруднение? Ученики: Не смогли рассказать о Николае Носове, его творчестве и не все знают его сказку о Незнайке и его друзьях. Учитель: Почему? Дети: Мы ещё не изучали произведения этого автора.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Так что же мы должны узнать сегодня? Какое затруднение нам нужно преодолеть? Дети: Узнать о жизни и творчестве Николая Носова.(Слайд 3).
У. Детский писатель, юморист Николай Николаевич Носов. родился в 1908 году 10 ноября в Киеве в актёрской семье. Николай, окончив семилетку (7 классов), пошёл работать на кирпичный завод простым рабочим, однако зря времени не терял – занимался самообразованием: много читал, увлекался музыкой, театром. В 19 лет поступил в Киевский художественный институт, но, проучившись там 2 года, перевёлся в Государственный институт кинематографии в Москве. Почти 20 лет он работал в области мультипликационного, учебного и научного кино кинорежиссёром. Когда Носову исполнилось 30 лет, в журнале «Мурзилка» был опубликован его первый рассказ для детей «Затейники».
(Слайд 4) До сих пор этот журнал популярен среди юных читателей. В 2014 году ему исполнилось 90 лет. (Издаётся с 1924 года.) .Через 7 лет вышел сборник рассказов «Тук-тук-тук», включающий рассказы «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др., а потом и другие весёлые книги. Носов ввёл в детскую литературу нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации. Наибольшую популярность получила трилогия «Приключения Незнайки и его друзей» (1957). Кто знает, как называются другие части трилогии?
Д. «Незнайка в Солнечном городе»(1959), «Незнайка на Луне»(1965).)
У. Я сказала: «Романа-сказки», «трилогия». (слайд 5) «Приключения Незнайки и его друзей» - первая часть трилогии.
Сейчас отправимся с вами в «Цветочный город».
- Кто жил в этом городе?
Д. Коротышки - малыши и малышки.(Слайд 6)
Сейчас мы про них прочитаем (Дети читают 1-ю главу)
Вопросы по содержанию
У. Дружили малыши и малышки между собой? Д.
У. Вы одобряете поступки малышей? Д. Нет.
У. А как коротышки одевались? Д. Малыши ходили в длинных брюках навыпуск, либо в коротких штанишках на помочах. А малышки любили носить платьица из пёстренькой, яркой материи
У. В одном доме жили 16 коротышек. Кто запомнил, как их звали?
Д. Знайка, Незнайка, Пилюлькин, Шпунтик, Винтик, Авоська, Небоська, Ворчун, Молчун, Пончик, Пулька, Сахарин Сахариныч Сиропчик, Тюбик, Гусля, Торопыжка, Растеряйка.
У. Вы знаете, почему Знайку малыши звали так? Д.
У. А почему он так много знал? Д.
У. Вы тоже можете стать Знайками! Что для этого нужно? Д. Много читать.
У. Правильно. Итак, на след. уроке мы познакомимся с отрывком «Как Незнайка сочинял стихи». Домашнее задание Читать с.38-43
2 урок
- В какой форме написан отрывок? Д. В виде диалога.
У. Правильно. Попросим тех, кто уже читал эту книгу, прочитать нам отрывок по ролям.
(Распределение ролей: автор, Незнайка, Цветик, Знайка, Торопыжка, Авоська, Пилюлькин.)
Но прежде чем начнём читать, проведём словарную работу. В тексте встретится слово «пакля». Кто объяснит значение этого слова? (Затруднение). Д. Нужно посмотреть в толковом словаре.(Работа со словарём С.И.Ожегова).
Д. Пакля - это грубое короткое волокно. Волокно - это непряденая нить.(Слайд 7.)
У. Итак, начинаем читать по ролям.
Физкультминутка.
- Физминутку мы проведём под песню «В траве сидел кузнечик». Слова этой песни написал Н.Носов
6. Первичное закрепление во внешней речи.
У. Проверим, внимательно ли вы слушали .
А для этого проведём конкурс «Ответы на вопросы»: Слайды 8-14
2) Выборочное чтение:
У. Найдите в учебнике, как объяснил Цветик, что такое стих? Д. « Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи». (Стр.40.)
У. Про кого Незнайка сначала сочинил стих? Д. Про Знайку.
У. Понравились стихи Знайке? Д.
У. Про кого ещё он сочинил стих? Д.
У. Зачитайте из учебника. Д. (Стр. 42)
У. Что на это ответил Торопыжка? У. Ещё какого друга он описал в своём стихотворении?
У. Как прореагировал Авоська? Прочитайте. (Зачитывают по стр.43)
У. А что сочинил Незнайку про Пилюлькина?
У. Я рада, что вы так внимательно слушали и читали. Как заканчивается этот отрывок? Прочитайте. Д. «С тех пор Незнайка решил больше не сочинять стихов".
У.Как думаете, а трудно быть поэтом? (Ответы детей.)
У. Хотите проверить? Д. Да.
У. Тогда вот вам такое задание на дом: продолжите стихи, подбирая подходящие рифмы. С.44 №4 б или в на выбор
10. Итог урока, рефлексия.
Учитель: Итак, чего вы не знали в начале урока? Д.Мы не знали о Н.Носове и его творчестве.
Учитель: Вы достигли цели урока? Дети: Да.
Учитель: Какое задание вам показалось самым интересныМ? (Дети отвечают).
У. Что нового узнали? Д. Что такое «роман», «трилогия», «пакля», «сюжет», «волокно», познакомились с новым произведением.
У. Кого бы вам хотелось похвалить за активную работу на уроке?
|
|
|