|
Тезисы образовательного модуля «Этот загадочный мир» Образовательный модуль «Этот загадочный мир»
Тезисы образовательного модуля
«Этот загадочный мир»
Образовательный модуль «Этот загадочный мир» адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Материалы его можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности и в совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Тема данного модуля актуальна, так как потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей сказывается на воспитании у ребенка чувства гордости и любви к Родине. Современные дети не знают истории своей страны и не умеют гордиться достижениями своего народа.
Данный образовательный модуль способствует овладению детьми знаний об изобретателях космических ракет; о дате первого полета в космос и первом человеке, побывавшем в космосе; о первых «космонавтах» - животных; о празднике День Космонавтики.
В приложении даны разработки мероприятий и бесед по ознакомлению детей с космосом и всем, что с ним связано. Использованы разнообразные формы работы: сюжетные, дидактические и подвижные игры; беседы; досуги; просмотр мультфильмов; чтение и обсуждение рассказов.
Реализация модуля осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями в форме бесед, наблюдений, продуктивной деятельности и проведения совместных мероприятий.
Тема модуля: «Этот загадочный мир»
Цель:
Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через все доступные средства, формирующим базис нравственности и культуры поведения, чувство любви к Родине чувства ответственности и гордости за достижения страны в отечественной космонавтике.
Задачи:
1. Обобщать и расширять знания детей о Вселенной.
2. Познакомить детей с первыми "космонавтами" Белкой и Стрелкой, познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К. Э. Циолковском, С. П. Королевым, познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос - Юрием Алексеевичем Гагариным.
3. Дать представление о празднике - День Космонавтики.
4. Расширять и углублять представления об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме.
5. Активизировать словарь: небо, звёзды, планеты, спутники, космонавт, Солнце, Земля, Луна.
6. Обогащать словарь: Космос, Галактика, Вселенная, Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, невесомость, орбита, метеорит, скафандр.
7. Развивать опытную деятельность и экспериментирование.
8. Воспитывать уважение и чувство гордости за достижения своего народа, на основе конкретных исторических фактов.
Продолжительность модуля: долгосрочный
Срок реализации модуля: март - апрель
Участники модуля: дети и воспитатели старшей группы, родители
Актуализация темы
Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе. Потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей и замена их виртуальными играми сказывается на воспитании у ребёнка чувства гордости и любви к Родине. Дети не знают истории своей страны, не умеют гордиться достижениями своего народа.
История Россия богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её героев. Дети должны знать дату первого полёта в космос; о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; о героических покорителях космических просторов.
Гипотеза:
1. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, об изобретателях космической ракеты, о существовании праздника в России – День космонавтики.
2. При осуществлении систематической работы по ознакомлению детей с темой «Космос», дети овладевают полученной информацией и применяют полученные знания на практике.
Ожидаемые результаты
Дети овладевают знаниями:
• Об изобретателе космической ракеты;
• О дате первого полёта в космос;
• О первом космонавте, облетевшем вокруг земли;
• О животных – космонавтах;
• О празднике День Космонавтики;
• О космической технике.
По окончании эксперимента через активизацию мыслительной деятельности, выдвижение или опровержение гипотез, разрешение проблемных ситуаций, самостоятельного поиска решений дети владеют информацией и гордятся своей Родиной и её достижениями в области космонавтики.
Перспективное планирование образовательного модуля "Этот загадочный мир"
Подготовительный этап реализации модуля
|
Подготовка материала и оборудования, литературы, картинок.
Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе.
Разработка систем мероприятий.
Подбор познавательной и художественной литературы, фотографий о космосе.
Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.
|
Основной этап реализации модуля
|
Цикл
|
Совместная деятельность взрослых и детей
|
Образовательные области
|
Работа с родителями
|
Сроки проведения
|
I цикл
"Удивительный мир космоса"
|
Познавательная беседа "Неизвестная Вселенная"
|
Коммуникация
Познание
Социализация
|
Наблюдение с детьми за звездным небом
|
1 неделя марта
|
Сюжетно-ролевая игра "Исследователи новой планеты"
|
Безопасность
Коммуникация
Социализация
|
Просмотр мультфильма по книге К. Булычева "Тайна третьей планеты"
|
Познание
Социализация
|
Рисование на тему "Звездная фантазия"
|
Художественное творчество
Труд
|
II цикл
"Солнечная система"
|
Познавательная беседа "Планеты Солнечной системы"
|
Коммуникация
Познание
Социализация
|
Наблюдение с детьми за звездами: яркость, размер, Полярная звезда, созвездия
|
2 неделя марта
|
|
Чтение сказки народов Сибири "Небесный олень"
|
Чтение художественной литературы
Познание
|
|
|
Развлечение "Солнечный круг"
|
Коммуникация
Познание
Социализация
Физкультура
|
Рисование на тему "Созвездия"
|
Художественное творчество
Труд
|
III цикл
"Освоение Космоса"
|
Познавательная беседа на тему "Развитие русской космонавтики"
|
Коммуникация
Познание
Социализация
|
Изготовление с детьми оригами
"Космонавт", "Ракета"
|
3 неделя марта
|
Познавательная беседа на тему "Животные в Космосе"
|
Коммуникация
Познание
Социализация
|
Познавательная беседа на тему "Первый космонавт на Земле"
|
Коммуникация
Познание
Социализация
|
|
Сюжетно-ролевые игры "Космодром", "Юные исследователи космоса"
|
Безопасность
Коммуникация
Социализация
|
|
|
IV цикл
"Земля - наш общий дом"
|
Познавательная беседа "Земля - планета, на которой мы живем"
|
Коммуникация
Познание
Социализация
|
Наблюдение "Что необходимо для жизни на земле" (свет, тепло, вода, воздух, притяжение Земли)
|
4 неделя марта
|
Экологический досуг "Земля - наш дом родной"
|
Коммуникация
Познание
Социализация
Физкультура
|
Чтение рассказов В. Танасийчука "Удивительная прогулка", Т. Шорыгина "Зеленые сказки"
|
Чтение художественной литературы
Познание
|
Дидактическая игра "Найди лишнее"
|
Коммуникация
Познание
Социализация
|
Заключительный этап реализации модуля
|
Спортивный досуг "Большое космическое путешествие"
|
Коммуникация
Физкультура
Здоровье
Безопасность
|
Подготовить название и приветствие для своих команд
|
12 апреля
|
Познавательная беседа "Неизвестная Вселенная"
Цели:
сформировать у детей понятия "космос", "вселенная";
выяснить, что представляет собой Вселенная;
ввести понятия "звезды", "галактика";
воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.
Оборудование и материалы:
разрезные картинки на космическую тему ("рубашка" у каждой картинки должна быть своего цвета);
изображение различных видов галактик, Вселенной;
тонированные черным цветом листы бумаги формата А3;
конфетти, клей, кисти для клея.
Игра "Разрезные картинки"
Разрезные картинки раскладываются на столе лицевой стороной вверх. Детям предлагается взять по одному фрагменту картинки и взглянуть на их обратную сторону. Для составления картинки дети объединяются в группы по цвету выбранной "рубашки".Когда все картинки собраны, детям предоставляется возможность сделать вывод, что речь пойдет о космосе.
Содержание беседы
Что мы можем увидеть ночью и днем на небе? (Солнце, звезды, луну.) Все это находится в космическом пространстве. Слово "космос" означает "все на свете", "Вселенная" - это все, что существует. Земля - часть Вселенной, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звезды, облака газа и пыли - это тоже Вселенная.
Ученые используют телескопы и космические автоматические станции для изучения Вселенной. Они считают, что она образовалась в результате огромной вспышки, названной Большим Взрывом. Вселенная непрерывно расширяется, громадные скопления звезд, называемые галактиками, постепенно отдаляются друг от друга.
В лунную ночь можно увидеть белую полосу, проходящую через все небо. Это Млечный путь - наша галактика - одна из миллиона галактик, имеющая форму спирали, похожую на пропеллер. Галактики бывают разной формы и размеров.
Показываются иллюстрации с видами галактик.
На ночном небе мы видим звезды. Они очень разные и по размеру и температуре. Звезды - огненные шары, одни более горячие, другие - менее, поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие - белые, чуть менее горячие - голубые, потом желтые и красные.
А какая звезда к нам ближе всего? Солнце - это звезда. Она считается самой близкой к нам звездой во Вселенной. Солнце - шар, состоящий из раскаленных ярко светящихся газов. Оно дает нашей планете свет и тепло, без него не было бы жизни на Земле.
Коллективная работа "Создание Вселенной"
Детям раздаются листы бумаги формата А3 черного цвета. Воспитатель помогает детям нарисовать клеем разные формы галактик (спиральную, круглую и неопределенной формы). Поверх клеевого слоя насыпаются блестки. Чтобы открыть изображения, дети берут бумагу за края и стряхивают лишние блестки. Полученные виды галактик объединяются в "часть Вселенной".
Приложения
к образовательному модулю «Этот загадочный мир»
Познавательная беседа "Планеты Солнечной системы"
Цели:
объяснить, что представляет собой Солнечная система;
ввести понятия "спутники", "кометы", "планеты", "метеор", "орбита";
обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система;
объяснить происхождение слов "астрономия", "астронавт", "астероид", "астроном", "астролет"
Оборудование и материалы:
магнитная доска, магниты;
изображение планет - Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна;
CD-диск "Энциклопедия Солнечной системы";
экран.
Содержание беседы
Вокруг нашей звезды - Солнца - вращаются 9 планет, входящих в Солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты, и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лед. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Ответы детей.)
Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты - из твердых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают определенного места как звезды, а двигаются по своей орбите. По размеру планеты меньше, чем звезды.
Воспитатель спрашивает, знают ли дети какие-нибудь планеты Солнечной системы.
В Солнечной системе девять планет. Большинство их астрономы назвали в честь греческих или римских богов.
Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога - Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение Меркурия. В последующем выставляет изображения планет на их орбиту.
Венера - вторая от Солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты - Венеры. Покрыта Венера толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара, за несколько секунд можно испечь пирог без духовки. Венера - самая яркая планета на небе.
Земля - третья от Солнца планета. Находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды. Поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник - Луну.
Марс - четвертая планета Солнечной системы. Названа именем бога войны - Марса. Марс - единственная планета, похожая на Землю тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того, как ученые узнали, что на Марсе жизни нет, люди верили, что там живут загадочные существа - марсиане.
Юпитер - пятая планета от Солнца, названная в честь самого главного римского бога - Юпитера. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер - гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.
Сатурн - шестая планета Солнечной системы. Названа в честь бога Сатурна, отца Юпитера. Сатурн - это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней, песка.
Уран - седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца Сатурна - Урана. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют "лежачая планета".
Нептун - Восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря - Нептуна, потому что она холодная и синяя. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.
Плутон - девятая (самая удаленная) планета от Солнца. Названа в честь бога подземного мира. Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.
Подвижная игра "Планеты, стройся!"
Вот мы и узнали, что вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой планеты свой путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам поможет "Астрономическая считалка":
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
Кто не видит - выйди вон.
Ученые предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она еще не найдена. В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.
Астероид - небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.
Комета - небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.
Метеоры - явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц, например, осколков комет или астероидов. Метеоры еще называют падающими звездами.
Изучением космоса занимается наука "астрономия" - "астра". Всем вам знаком цветок астра, на древнем языке "астра" означает "звезда".С помощью этой части образованы и другие слова, например, астронавт. Кто это? (Ответы детей.) Это человек, который летит к звезде, путешественник в космосе. А что означает слово "астроном"? Кто это? (Ответы детей.) Это человек, занимающийся астрономией. А что такое "астролет"? (Ответы детей.) Это космический корабль, летящий к звезде. Мы с вами сейчас отправимся в путешествие на астролете.
Путешествие на астролете
Детям предлагается отправится в космическое путешествие. Гаснет свет и на экране появляются изображения космического пространства, планет, комет, метеоров.
Просматривая изображения, задаются вопросы детям по теме беседы.
Развлечение "Солнечный круг"
Цели:
закрепить представление о Солнце;
совершенствовать умение соотносить предметы по форме, складывая целое из частей;
развивать логическое мышление и воображение детей.
Оборудование и материалы:
костюм Незнайки;
картинки с изображением космического корабля, разрезанные по принципу мозаики;
цветные карандаши;
листы для рисования с изображением Солнца;
изображение Солнца, велосипеда, автомобиля, самолета, космического корабля.
Содержание праздника
К детям приходит Незнайка и предлагает полететь к Солнцу на воздушных шариках. Дети объясняют ему, что это невозможно и почему.
Конкурс "Собери космический корабль"
Детей делят на команды и предлагают из разрезанных картинок собрать "космические корабли".
Подвижная игра "Космонавты"
По краям зала начерчены контуры трехместных ракет. Количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Дети водят хоровод, приговаривая: "Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет". Дети бегут занимать места в ракетах, кто не успел, остаются на космодроме. А кто успел, закрывают глаза и рассказывают, где пролетают и что видят.
Незнайка соглашается лететь к Солнцу на космическом корабле. А когда его спрашивают, в чем он собрался лететь, отвечает, что в своих прекрасных штанишках. Дети объясняют, что космонавтам нужна специальная одежда - скафандр.
Конкурс "Кто быстрее"
Детям на скорость предлагают надеть скафандры-комбинезоны.
Незнайка решает вернуться из путешествия к завтрашнему дню, а ребята объясняют, что до Солнца очень далеко. Воспитатель подводит детей к стенду с изображением Солнца и рассказывает, что Солнце настолько далеко от нас, что на велосипеде до него можно доехать за 3000 лет (выставляется изображение велосипеда), на машине - за 1000 лет (выставляется изображение автомобиля), на самолете долететь - за 20 лет (выставляется изображение самолета), на ракете- за несколько месяцев (выставляется изображение ракеты). Дети делают вывод, на чем же быстрее добраться до Солнца.
Незнайка соглашается с детьми и говорит, что придет к ним в гости через несколько месяцев. Когда воспитатель спрашивает у Незнайки, близко ли он собирается подлететь к Солнышку, тот отвечает, что рассчитывает побегать по Солнцу босиком, позагорать. Дети объясняют Незнайке, что Солнце - это огромный, раскаленный шар, и при приближении к нему, можно сгореть. Что с поверхности Солнца постоянно извергаются языки пламени (демонстрируют картинку с изображением Солнца).
Детям раздают рисунки с изображенным Солнцем и предлагают дорисовать языки пламени.
Незнайка смотрит на рисунки и удивляется, что Солнышко такое маленькое и такое горячее. Дети рассказывают ему, что нам кажется будто оно маленькое, потому что Солнышко очень далеко. Ведь когда мы видим в небе самолет, он тоже нам кажется маленьким, а когда самолет опускается на землю, то мы видим, что он очень большой.
Незнайка делает вывод, что полететь к Солнышку так просто ему не удастся. Поет прощальную песенку ребятам и дарит по воздушному шарику.
Познавательная беседа на тему "Развитие русской космонавтики"
Цели:
расширить представления детей о космических полетах;
познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К. Э. Циолковском, С. П. Королевым.
Оборудование и материалы:
портреты К. Циолковского, С. Королева;
маски с изображением планет.
Ход беседы
Людям очень хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Похоже ли живые существа на людей? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годились, потому что планеты были очень далеко. И тогда ученые придумали ракеты.
Подвижная игра "Планеты стройся"
А вы знаете, что первую в мире ракету изобрел русский ученый – Константин Эдуардович Циолковский.
Он жил в городе Калуге и работал учителем в школе. Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и мечтал до них долететь (показать портрет К. Э. Циолковского).
Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до планет. Ученый проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат, который мог бы полететь за пределы Земли. Но, к сожалению, у него такой возможности не было. И, только, через много лет, другой русский ученый - С. П. Королев смог сконструировать и изготовить первый космический спутник (показать портрет С. П. Королева).
Дидактическая игра «Семейка слов»
Познавательная беседа на тему
"Животные в Космосе"
Цели:
расширить представления детей о космических полетах;
познакомить детей с первыми "космонавтами" Белкой и Стрелкой.
Оборудование и материалы:
картинки с изображением Лайки, Белки и Стрелки
Ход беседы
А вы знаете, что собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая из собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде проходили каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки - есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос (показать картинку с изображением Лайки).
А 9 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка (показать картинки с изображением Белки и Стрелки). Собаки прошли все виды испытаний. Они могли довольно длительно находиться в кабине без движения, переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугались звуков, сидели в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания. По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла. 20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат, и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка.
Подвижная игра «Ракета»
Познавательная беседа на тему
"Первый космонавт на Земле"
Цели:
познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос;
воспитывать интерес к профессии космонавта;
подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;
воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине.
Оборудование и материалы:
портреты Ю. Гагарина, В. Терешковой;
принадлежности для игры "Поле чудес".
Ход беседы
12 апреля наша стана отмечает День Космонавтики. Этот праздник, прежде всего для космонавтов. Космонавты - люди, которые летают в космическое пространство на ракетах. А кто знает, кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ответы детей.)
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Детство Юрия прошло в деревне Клушино. Юрий Гагарин закончил с отличием училище летчиков. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток». Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. За этот подвиг Ю. А. Гагарину присвоено звание Героя Советского Союза. День полета 12 апреля был объявлен праздником - Днём космонавтики.
После полете Ю. А. Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины. Первая в мире женщина – космонавт – Валентина Терешкова (показывается портрет). Многие космонавты летали в космос не один раз. Сейчас совершаются совместные полеты космонавтов разных стран. Работа космонавтов, очень опасна. Труд их по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград.
Игра «Поле чудес»
Хотите ребята, я вам расскажу об испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле:
Представьте, если бы вас посадили в большой шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом?
А вот еще одно испытание – представьте, что вас посадили в кресло, пристегнули ремнями и машина со страшной силой закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда.
А еще ребята, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в вибромашину, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадает.
Испытания серьезные. А почему же все космонавты справляются с ними, как вы думаете? (тренированные, занимаются спортом).
Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета). Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь).
Подвижная игра «Ракета»
Познавательная беседа
"Земля - планета, на которой мы живем"
Цели:
закрепить понятие "Солнечная система", уточнить знания о планетах Солнечной системы, их особенностях, последовательности расположения по отношению к Солнцу;
закрепить представления детей об океанах и материках планеты Земля;
учить применять свои знания о растительном и животном мире для поиска объекта, извлекать нужные сведения из имеющихся данных;
развивать логическое мышление, фантазию, воображение детей;
воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.
Оборудование и материалы:
модель Солнечной системы, магниты и таблички с названием планет;
бутылка с запиской, иллюстрации животных Австралии;
глобус;
мяч;
модель корабля;
"послания инопланетян".
Ход беседы
Воспитатель объявляет детям, что учеными получены и расшифрованы сигналы из космоса. В первом сигнале, инопланетяне сообщают, что отправили свои космические корабли к разным планетам в поисках друзей и просят помочь своим посланникам, если понадобится. Во втором сигнале кто-то просит о помощи. Они сбились с пути и просят определить, где находятся их космические корабли. Ребятам зачитывают расшифрованные сигналы и кто догадывается, о какой планете идет речь, отправляется туда и устанавливает табличку с ее названием (используется модель Солнечной системы и магниты с названием планет). Когда речь заходит о планете Земля, воспитатель предлагает рассмотреть глобус и обращает внимание на то, что на нем больше синего цвета. Выясняют, что же обозначено на глобусе синим и голубым цветом. Воспитатель объясняет детям, что жить без воды невозможно, а также без воздуха и солнечного света. Дети садятся в импровизированный пароход и начинают путешествие сначала по реке, затем по морю и, наконец, по океану, выясняют, почему на Земле много воды, а ее нужно беречь. Все высаживаются на остров.
Дидактическая игра с мячом "Хорошо - плохо"
Воспитатель показывает детям бутылку с посланием, которую волной прибило к берегу:
"Тому, кто найдет наше послание! Мы, существа с другой планеты, совершили посадку в разных местах планеты Земля. Помогите нам собраться вместе, иначе наши корабли не смогут вернуться на родную планету. Для этого определите, пожалуйста ,где мы находимся."
Подсказка 1:
"Мы оказались на огромном куске суши, со всех сторон окруженном жидкостью, нам очень, очень жарко. Здесь живут диковинные существа. Одно огромное, с большими ушами и длинным, как шланг, носом (Слон). Другое - похоже на веревку, шипит и ползает по земле (Змея). Третье - высокое, с длинной шеей, копытами и пятнистой шкурой (Жираф). А еще грозный зверь, с длинной шерстью вокруг головы, ходит как царь и рычит (Лев).
Где находятся эти инопланетяне? (В Африке)
Подсказка 2:
В этом сообщении одни лишь фотографии. На них изображены кенгуру, страус эму, коала, утконос, хамелеон.
Можем ли мы сказать, на каком материке находятся эти путешественники? (В Австралии)
Подсказка 3:
"Мы замерзли, кругом лед, снег, холодная вода. Помогите понять, где мы находимся. Видим большого, лохматого белого зверя, он с удовольствием плавает в этой холодной воде, ныряет за рыбой (Белый медведь). Здесь ходит странный зверь, на голове растут как будто ветки, он разгребает копытом снег и, достав что-то из-под снега, жует (Северный олень). А у этого толстого животного вместо ног ласты, а из пасти торчат два длинных клыка. Несмотря на свою неповоротливость, он очень быстр и ловок в воде (Морж).
Где находятся эти инопланетяне (В Арктике).
Подсказка 4:
"Вокруг нас очень много растительности. Есть высокие растения с белыми стволами, есть колючие: одни с короткими, а другие с длинными иголками. Помогите понять, где мы находимся:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы (Заяц).
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал (Кабан).
Хоть верь, хоть не верь,
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он не спроста
Два развесистых куста (Олень).
Он как елка - весь в иголках,
Ловит смело страшных змей
И малюсеньких мышей (Еж).
Где находятся эти инопланетяне (В лесу).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь наши космические гости получили информацию и смогут встретиться и вместе отправиться на родную планету.
Экологический досуг "Земля - наш дом родной"
Цели:
подвести детей к пониманию того, что планета Земля - наш общий дом;
на примерах показать, что планета Земля нуждается в защите и бережном отношении;
объяснить, что жестокость и равнодушие к природе могут привести к ее гибели;
познакомить с некоторыми правилами поведения в природе;
вызвать желание своим участием внести вклад на благо защиты природы.
Ход досуга
Зал украшен плакатами в защиту Земли, цветами, деревьями, птичками и животными. Под музыку входит Лесная Фея.
Лесная Фея:
На земле исчезают цветы,
С каждым днем все заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли:
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное "Стой!",
Нам казалось все мало и мало,
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели...
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я - Лесная Фея. Я пришла к вам рассказать о том, что наши братья меньшие нуждаются в защите и охране. Беречь и сохранять нужно и животных, и растения, и реки, и озера, и моря. Все, что создала природа, нуждается в нашей с вами защите.
Но я пришла не одна, со мной - мои лесные друзья.
Входят Травяная Ведьма и Ромашка.
Ромашка:
Много трав полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная Ведьма:
Я хочу тебя, дружок,
Дать в букет еще цветок.
(Протягивает ядовитые цветы.)
Ромашка: Ох, эта ведьма! То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную. Так и норовит сделать гадость.
Травяная Ведьма:
Я одумалась, ребята!
Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем,
Дома их поставим в воду.
Ромашка:
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Лесная Фея: А теперь послушайте небольшую историю. Жил-был маленький Шмель, радовался солнышку, теплу, а больше всего любил цветы. Но однажды, когда Шмель отдыхал на своем любимом цветке, на полянку прибежали ребятишки, стали кричать, бегать, рвать цветы. Шмель едва успел улететь, а его любимый цветок был сорван.
Полетел Шмель искать свой цветок и нашел его среди букета в одном дворе. Цветок был непохож на себя. Он склонил свою желтую головку, не было прежнего запаха. Цветок просто умирал. И Шмель решился обратиться к людям, предупредить, что все цветы могут исчезнуть, если люди не будут беречь природу. Вот этот Шмель и пришел к нам.
Выбегает под музыку Шмель
Шмель: Здравствуйте, ребята! Все знают, и вы, конечно, тоже, что в гостях надо вести себя вежливо. Правила вежливости - для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда ты к ним приходишь. Но вот ты отправляешься на загородную прогулку или в поход. Помни, что в поле, на лугу, в лесу, - ты гость. Ты - в гостях у природы, у тех, кто здесь живет. Здесь тоже нельзя вести себя, как вздумается. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать в гостях у природы. Мне очень не понравилось, как вели себя ребята, о которых рассказала вам Фея. Они не знали никаких правил.
Ромашка: А действительно, все ли ребята знают эти правила?
Шмель: Мы познакомимся с некоторыми простыми, но очень важными правилами:
Звери всякие важны, звери всякие нужны. Не трогайте, не обижайте, не убивайте зверей, которые вам встретятся. Помните: они здесь хозяева, а вы гости. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
Не старайтесь спасать птенцов. Иногда вам кажется - птичка в беде. Вот она убегает от вас. Летать не умеет, зато умеет спрятаться, чтобы не нашел ее хищник. А родители обязательно найдут своего птенца.
Не оставляйте после себя мусор на лужайке или у реки. Не оставляйте непогашенных костров. Все это грозит большой бедой для природы.
Лесная Фея: Помните, ребята, мы очень верим в то, что вы наши друзья.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Земля - наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая березка. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе! Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача - предотвратить все это. Больших проблем нам пока не решить, но кое-что вы можете сделать: посадить деревья, ухаживать за лесом, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, полянку.
Ромашка: Я думаю, что наша встреча сегодня не пройдет даром, вы станете настоящими защитниками природы.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
Спортивный досуг
"Большое космическое путешествие"
Ведущий: Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Его совершил наш российский космонавт Юрий Гагарин. Это был отважный поступок, никто еще из людей не летал на ракете в космос. Юрий Гагарин облетел вокруг Земли и вернулся героем. С тех пор каждый год 12 апреля празднуется День космонавтики. А вы хотите быть космонавтами?
Космонавтом чтобы стать,
Надо многое узнать,
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, очень смелым.
Кто знает, где будущие космонавты готовятся к полету в космос? (В Звездном городке). Представьте себе, что мы оказались там в центре подготовки полетов.
Дети берут мячи. Идет разминка.
Разминка
1. Ходьба по кругу, в полуприседе, на носочках, мяч вверху.
2. Бег с изменением направления.
3. Общеразвивающие упражнения.
Ведущий: Вижу, что вы хорошо владеете своим телом. А сейчас вопросы и загадки про космонавтов. Отвечаем по очереди, за каждый правильный ответ присуждается очко команде.
- Каких космонавтов вы знаете?
- Какие названия космических кораблей и ракет вы знаете?
- Зачем космонавту скафандр?
- Какие планеты вы знаете?
Отгадайте загадки:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.
(Солнце.)
Ни начала, ни конца;
Ни затылка, ни лица;
Знают все, и мал и стар,
Что она большущий шар.
(Земля.)
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Межпланетную...
(Ракету).
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет
Что такое?..
(Самолет.)
Ну а теперь пора готовиться к полету
Мы построим, мы построим
Самый лучший звездолет.
Все устроим, все проверим
И отправимся в полет.
На старт выходят две команды - "Ракета" и "Спутник". Звучат приветствия команд друг другу.
Звучит приветствие команды "Спутник" и приветствие команды "Ракета".
Ведущий: Ребята, чтобы полететь в космос, люди сначала строят ракету, затем ученые и механики оснащают ее научным оборудованием, запасами пищи и воды, так как современные космонавты летают много дней и даже месяцев. Поэтому наши команды сейчас разделятся на строителей, механиков и космонавтов. ( Идет расчет на 1-й, 2-й, 3-й поочередно в двух командах.)
Конструирование "Готовим ракету к полету"
"Механики" и "космонавты" остаются на местах, а "строители" двух команд выходят на старт для проведения эстафеты "Кто быстрее построит ракету?". Затем на старт выходят "механики" для проведения эстафеты "Кто быстрее заполнит ракету едой и оборудованием?". Последними соревнуются "космонавты" в эстафете "Кто быстрее будет готов к взлету?". В конце каждой эстафеты победившая команда получает по зачетному очку.
Ведущий дает команду на взлет ракет. "Провожающие" исполняют ритмичный танец для взлетающих.
Ведущий: А теперь давайте поиграем в игру "Земля, Огонь, Вода, Воздух". По команде "Земля" нужно присесть, "Воздух" - подуть, "Вода" - делать движения, как будто плывут, "Огонь" - руки вверх и повороты вокруг себя. Кто ошибается - выбывает из игры.
На этом праздник заканчивается, подсчитываются очки, победившая команда награждается космическим угощением.
Библиографический список:
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006 г.
Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: «Учитель», 2005 г.
Паникова Е. А., Инкина В. В. Беседы о космосе методическое пособие - Москва: Творческий центр "Сфера" 2011 г.
|
|
|