|
Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода
Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.
Сегодня в России идет формирование гражданского общества; права человека и его свобода признаются высшей ценностью. Продолжается становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Главная задача новой образовательной политики состоит в «достижении современного качественного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Воплощать эту задачу призваны образовательные учреждения, которые « должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся», т.е. школа должна формировать у школьников:
- Гражданскую ответственность;
- Правовое самосознание;
- Духовно-нравственную культуру;
- Инициативность и самостоятельность;
- Способности к успешной социализации в обществе.
Но как добиться того, чтобы из стен школы вышел вполне сформировавшийся человек – достойный гражданин своего Отечества?
В современном мире существует множество соблазнов, от которых ребенка можно уберечь лишь совместными усилиями педагогов, родителей и самих детей. Важно помнить, что ребенок – это человек, не достигший самостоятельности и ответственности, и потому мы за него отвечаем.
В одной психологической книге о подростках, очень серьезной и подробной, основанной на многих исследованиях, показано, что дети нечетных возрастов - 5,7,9,11,13,15 лет, склонны уходить в себя, закрываться: 15-летний подросток может ни с того ни с сего встать от телевизора, который смотрит вся семья, выйти, хлопнуть дверью, а когда его спрашивают: «Что с тобой?» - ответ почти всегда один: «Отстаньте!»
Что-то в нем происходит, что-то варится, что-то постигается – он и сам не может себя понять. Родителям кажется, что ребенка подменили: был послушный, покладистый, никогда никаких проблем, а сейчас как будто бес в него вселился!
Этот бес называется утверждением своего «Я».
И очень важно, кто в этот момент окажется рядом, за кем войдет подросток во взрослую жизнь, в какой компании он окажется.
Сами подростки так объясняют причины, подтолкнувшие их к противоправным действиям:
- демонстративный протест против старших;
- желание показать свою незаурядность;
- любопытство, желание испытать неизведанное;
- стремление забыться, отключиться от неприятностей;
- поиск новых развлечений;
- не отстать от компании.
Только совместная работа педагогов и родителей сможет не допустить противоправных действий со стороны подростка, не дать ему оступиться в трудный переходный период из детства в мир взрослой жизни со всеми его соблазнами.
«Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - писал В.А. Сухомлинский. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Семья оказывает на ребенка огромное воспитательное воздействие. Именно в семье закладываются основы морально – нравственных качеств ребенка, формируются оценочные суждения, закладывается характер. Поэтому при искоренении у учащихся «плохих» качеств и воспитания у них «хороших» необходимо вести работу не только с самим школьником, но и с его семьей.
Для того чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы работы с ними. Целесообразно сочетать коллективные и индивидуальные формы работы с родителями. Разъяснительную работу, начатую, например, на родительских собраниях, следует продолжать при индивидуальных встречах с ними дома и в школе.
Вот основные формы работы с родителями:
- посещение семьи школьника;
- приглашение родителей в школу;
- классные родительские собрания;
- беседы и лекции для родителей;
- консультации;
- вечера вопросов и ответов;
- конференция по обмену опытом воспитания;
- знакомство родителей с педагогической литературой;
- работа с активом родителей.
Педагог, работающий с «трудными» детьми должен помнить, что чаще всего появление этих детей обусловлено лишением их внимания, любви, ласки и заботы со стороны взрослых (родителей, учителей, воспитателей) и сверстников.
Представим, что будет с нами, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 раза – в увещевательном и 50 – в обвинительном?..
Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений! Нужно время от времени распоряжаться собой полностью – нужна, короче, своя доля свободы. Без нее – задохнется дух…
Психолог И.В. Страхов выделяет основные признаки педагогического такта:
- естественность, простота обращения, без фамильярности, искренность тона, лишенная всякой фальши;
- просьба без упрашивания;
- доверие к школьнику без попустительства;
- советы и рекомендации без навязчивости;
- требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
- серьезность тона без натянутости в отношениях;
- ирония и юмор, лишенные унижающей насмешливости;
- требовательность без мелкой придирчивости;
- деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
- твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;
- развитие самостоятельности без мелочной опеки;
- быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений;
- внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля, спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;
- ведение беседы с учеником без навязчивого дидактизма и морализирования.
Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях классного руководителя и учащихся в процессе общения.
По данным социологических опросов, даже 18-летние юноши и девушки не владеют правовой информацией, что же говорить о подростках. Большинство из них не знают, что уголовная ответственность за некоторые виды преступлений (например, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) наступает с 14(!) лет. Уголовная ответственность по общему правилу наступает с 16 лет.
В целях профилактики правонарушений необходимо регулярно проводить беседы с подростками, знакомить их с правовой информацией, организовывать встречи с сотрудниками правоохранительных органов.
|
|
|