|
«Шахматная страна»
Конспект проведения НОД в старшей группе по шахматам.
Тема: «Шахматная страна»
Программные задачи:
-
Обучать правилам игры в шахматы. Познакомить с новой фигурой «слоном», его первоначальном положении на шахматной доске и его ходом
Создать условия для формирования и развития коммуникативных, интеллектуальных компетенций детей.
Формировать мотивацию к познанию и творчеству; активизировать мыслительную деятельность детей.
Способствовать воспитанию волевых качеств и самостоятельности.
Материал: наборы шахмат, магнитная доска, набор магнитных шахмат, изображения шахматных фигур, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти, банки с водой, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход образовательной деятельности.
- Ребята, вы любите путешествовать?
- А куда можно совершить путешествие?
- Я вам предлагаю отправиться в необычную страну, а в какую вы узнаете, если отгадаете мою загадку
Король с королевой живут без корон
Ладья без вёсел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки,
А рядом не человечки?
- Правильно, это шахматы.
-Вы согласны отправиться в страну шахмат?
-Ребята я предлагаю сыграть со мной в игру «Согласен ли ты…», я буду называть предложения, а вы отвечать да или нет.
-Что шахматное поле квадратное? (да)
-Что шахматное поле больше доски? (нет)
-Что во всех горизонталях и вертикалях одинаковое количество полей? (да)
- Что в диагонали все поля одинакового цвета? (да)
-Что на шахматной доске белых полей больше? (нет)
- Молодцы, наше путешествие продолжается, и чтобы оно было интересней, я предлагаю расставить шахматные фигуры. Но для начала, скажите, как должна располагаться шахматная доска (в правом нижнем углу находится белое поле)
- С какой стороны выстраиваются белые фигуры? (где отмечены горизонтали 1 и 2)
- А с которой стороны расставляются чёрные фигуры? (где отмечены горизонтали 8 и 7)
- Ребята посмотрите, шахматная доска у нас есть, но чего же на ней не хватает? (шахматных фигур)
- Ребята, чтобы шахматные фигуры появились необходимо отгадать загадку о фигуре, а для того чтобы играть шахматными фигурами необходимо правильно рассказать как эта фигура перемещается по шахматной доске.
-Шагаем лишь вперёд, а не наоборот.
По чину нам положен один короткий шаг.
Зато назад не может нас передвинуть враг. (пешка)
- Как вы догадались? Правильно это пешка. Где она стоит в первоначальном положении? Как ходит? Как рубит?
- Дети, скажите, сколько белых пешек участвует в игре? (8). А сколько чёрных пешек участвует в игре? (8)
- Поставьте пешки в начальное положение.
-Отгадайте, о какой фигуре следующая загадка.
Видимо она упряма, если ходит только прямо.
Не петляет прыг да скок,
не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она
Это башня боевая не уклюжа, но сильна. (ладья)
- Правильно, как вы догадались? Какое место занимает ладья в первоначальном положении на шахматной доске? (по углам). Как ладья передвигается по шахматной доске? Сколько белых ладьей участвует в игре? (сколько чёрных)
- Отгадайте следующую фигуру.
Прыгнет он – подкова звяк,
Необычный каждый шаг, Буква «Г» и так и сяк.
- Почему вы так думайте? Правильно это «конь». Какое место на шахматной доске занимает эта фигура? Как ходит «конь» по шахматной доске? Сколько белых «коней» участвует в игре? (сколько чёрных)
- Ребята, посмотрите, мы назвали все знакомые нам шахматные фигуры, но свободные поля на шахматной доске ещё остались. Как вы думайте, есть ли ещё шахматные фигуры с которыми мы ещё не познакомились?
- Ребята, я предлагаю вам познакомиться ещё с одной шахматной фигурой. Она называется «слон». Его первоначальное место рядом с конём. В игре участвуют четыре «слона». (два белых и два чёрных)
Встал вначале (не забудь)
Он другой не хочет доли-
Знает только белый путь.
А когда на поле чёрном
Слон стоит, вступая в бой, Ходит правилам покорный,
Чёрной тропкой слон такой.
До конца игры слоны
Цвету своему верны.
-Дети, фигура «слон», ходит только по диагоналям.
- Дети покажите самые длинные диагонали. (самые короткие)
-Дети, как вы думайте, на каком поле будет находится слон, если в первоначальном положении слон стоял на белом поле? (если стоял на чёрном поле)
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть.
Физминутка.
-Я вам предлагаю превратиться в пешек.
Ну-ка, пешки, поиграем
Вправо-влево, а потом (наклоны головы)
Наши ножки разомнём (приседают)
1,2,3- на месте шаг
Встали пешки дружно в ряд
(повтор. 2-3 раза)
Мы размялись от души,
За столы скорей спеши.
- А сейчас я предлагаю вам пройти за столы, выбрать себе партнёра и поиграть. Не забудьте как правильно расположить шахматную доску и расставить шахматные фигуры.
(игра в парах)
-Вот мы с вами поиграли. Все молодцы, а чтобы осталось хорошее настроение от нашего путешествия, я предлагаю выбрать изображение любой шахматной фигуры и раскрасить её.
Работы детей выставляются на магнитной доске.
- Ребята, что вам больше всего запомнилось? Что больше всего понравилось?
|
|
|