Главная страница

«Шахматная страна»


Скачать 43.96 Kb.
Название «Шахматная страна»
Дата 17.03.2016
Размер 43.96 Kb.
Тип Конспект

Конспект проведения НОД в старшей группе по шахматам.

Тема: «Шахматная страна»

Программные задачи:

  1. Обучать правилам игры в шахматы. Познакомить с новой фигурой «слоном», его первоначальном положении на шахматной доске и его ходом

  2. Создать условия для формирования и развития коммуникативных, интеллектуальных компетенций детей.

  3. Формировать мотивацию к познанию и творчеству; активизировать мыслительную деятельность детей.

  4. Способствовать воспитанию волевых качеств и самостоятельности.

Материал: наборы шахмат, магнитная доска, набор магнитных шахмат, изображения шахматных фигур, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти, банки с водой, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход образовательной деятельности.

- Ребята, вы любите путешествовать?

- А куда можно совершить путешествие?

- Я вам предлагаю отправиться в необычную страну, а в какую вы узнаете, если отгадаете мою загадку

Король с королевой живут без корон

Ладья без вёсел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки,

А рядом не человечки?

- Правильно, это шахматы.

-Вы согласны отправиться в страну шахмат?

-Ребята я предлагаю сыграть со мной в игру «Согласен ли ты…», я буду называть предложения, а вы отвечать да или нет.

-Что шахматное поле квадратное? (да)

-Что шахматное поле больше доски? (нет)

-Что во всех горизонталях и вертикалях одинаковое количество полей? (да)

- Что в диагонали все поля одинакового цвета? (да)

-Что на шахматной доске белых полей больше? (нет)

- Молодцы, наше путешествие продолжается, и чтобы оно было интересней, я предлагаю расставить шахматные фигуры. Но для начала, скажите, как должна располагаться шахматная доска (в правом нижнем углу находится белое поле)

- С какой стороны выстраиваются белые фигуры? (где отмечены горизонтали 1 и 2)

- А с которой стороны расставляются чёрные фигуры? (где отмечены горизонтали 8 и 7)

- Ребята посмотрите, шахматная доска у нас есть, но чего же на ней не хватает? (шахматных фигур)

- Ребята, чтобы шахматные фигуры появились необходимо отгадать загадку о фигуре, а для того чтобы играть шахматными фигурами необходимо правильно рассказать как эта фигура перемещается по шахматной доске.

-Шагаем лишь вперёд, а не наоборот.

По чину нам положен один короткий шаг.

Зато назад не может нас передвинуть враг. (пешка)

- Как вы догадались? Правильно это пешка. Где она стоит в первоначальном положении? Как ходит? Как рубит?

- Дети, скажите, сколько белых пешек участвует в игре? (8). А сколько чёрных пешек участвует в игре? (8)

- Поставьте пешки в начальное положение.

-Отгадайте, о какой фигуре следующая загадка.

Видимо она упряма, если ходит только прямо.

Не петляет прыг да скок,

не шагнёт наискосок.

Так от края и до края может двигаться она

Это башня боевая не уклюжа, но сильна. (ладья)

- Правильно, как вы догадались? Какое место занимает ладья в первоначальном положении на шахматной доске? (по углам). Как ладья передвигается по шахматной доске? Сколько белых ладьей участвует в игре? (сколько чёрных)

- Отгадайте следующую фигуру.

Прыгнет он – подкова звяк,

Необычный каждый шаг, Буква «Г» и так и сяк.

- Почему вы так думайте? Правильно это «конь». Какое место на шахматной доске занимает эта фигура? Как ходит «конь» по шахматной доске? Сколько белых «коней» участвует в игре? (сколько чёрных)

- Ребята, посмотрите, мы назвали все знакомые нам шахматные фигуры, но свободные поля на шахматной доске ещё остались. Как вы думайте, есть ли ещё шахматные фигуры с которыми мы ещё не познакомились?

- Ребята, я предлагаю вам познакомиться ещё с одной шахматной фигурой. Она называется «слон». Его первоначальное место рядом с конём. В игре участвуют четыре «слона». (два белых и два чёрных)

Встал вначале (не забудь)

Он другой не хочет доли-

Знает только белый путь.

А когда на поле чёрном

Слон стоит, вступая в бой, Ходит правилам покорный,

Чёрной тропкой слон такой.

До конца игры слоны

Цвету своему верны.

-Дети, фигура «слон», ходит только по диагоналям.

- Дети покажите самые длинные диагонали. (самые короткие)

-Дети, как вы думайте, на каком поле будет находится слон, если в первоначальном положении слон стоял на белом поле? (если стоял на чёрном поле)

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть.

Физминутка.

-Я вам предлагаю превратиться в пешек.

Ну-ка, пешки, поиграем

Вправо-влево, а потом (наклоны головы)

Наши ножки разомнём (приседают)

1,2,3- на месте шаг

Встали пешки дружно в ряд

(повтор. 2-3 раза)

Мы размялись от души,

За столы скорей спеши.

- А сейчас я предлагаю вам пройти за столы, выбрать себе партнёра и поиграть. Не забудьте как правильно расположить шахматную доску и расставить шахматные фигуры.

(игра в парах)

-Вот мы с вами поиграли. Все молодцы, а чтобы осталось хорошее настроение от нашего путешествия, я предлагаю выбрать изображение любой шахматной фигуры и раскрасить её.

Работы детей выставляются на магнитной доске.

- Ребята, что вам больше всего запомнилось? Что больше всего понравилось?