|
Классный час: "Жизнь дана на добрые дела"
Классный час: "Жизнь дана на добрые дела"
Цель: закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении; упражнять в грамотном построении ответов на заданные вопросы. Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи. Упражнять в подборе слов-антонимов, воспитывать чувство доброты.
Задачи:
Образовательные :
1.Способствовать формированию нравственных качеств.
2.Способствовать пониманию того, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками. Воспитательные : 1.Создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг к другу и окружающим, стремления прийти на помощь, совершать добрые дела, поступки.
2.Способствовать воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей. Развивающие :
1.Способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку.
2.Способствовать развитию чувства товарищества.
Оборудование: Скатерть; шаблон бумажной куклы; самодельные (или игрушечные) весы; чёрные и белые камешки или таблички со словами, плед (или покрывало),красивая игрушка, большая чашка (для релаксации в конце занятия).
Презентации «Творим добро» и «Твори добро».
Краткое описание:
В результате занятия учащиеся смогут дать нравственную оценку жестоким поступкам; раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности; оценить человеческие достоинства и недостатки. Новые понятия: гуманность, справедливость, сдержанность, человечность, злобность, жестокость, бездушие. Эпиграф к уроку: «Достается нам недёшево счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?»
Ход мероприятия
Орг. момент-Ребята, я предлагаю вам послушать небольшую музыкальную заставку. Послушайте внимательно и подумайте, чему будет посвящено наше занятие?
Песня «Дорогою добра» - Догадались, о чём мы сейчас будем говорить?
- Да, сегодня мы с вами поговорим о доброте и добрых делах и немного затронем тему зла, потому что добро и зло иногда соприкасаются. А теперь попробуйте разгадать кроссворд.
Следующая презентация «Твори добро».
Вводная беседа (кроссворд):
– Кто помогает в трудную минуту? (Друг)
– Как называется предмет, который дарят? (Подарок)
– Кто из животных самый преданный хозяину? (Собака)
– Какое чувство появляется при получении подарка? (Радость)
– Как по-другому можно назвать скромность, застенчивость? (Робость)
– Назовите одно из ценных качеств, которым должен владеть ученик? (Культура)
– Назвать волшебное слово, которое говорят при выполнении просьбы? (Спасибо) ( Слайд 1).
Ведущий: А теперь прочитаем, какое слово получилось по вертикали? (Доброта)
II. Основная часть
- Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, море, (дети продолжают – 2 слайд).цветы, улыбка, мама, учитель…
- Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.
- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить добрые и злые дела.
- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?
Игра “Стол переговоров.”
Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. “Стол переговоров” побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Ход игры. Для игры необходима скатерть на стол.
- Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)
- С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)
- Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? (Ответы детей)
- Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наша с вами “скатерть мира, а иначе – скатерть , которую мы постелем на стол переговоров”. То есть, если возникнет спор, “противники” могут сесть за стол и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте обыграем ситуацию и посмотрим, что из этого получится. (Педагог стелет на стол скатерть, а на нее ставит красивую игрушку.) Представьте себе, что Катя и Анжела хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут за “стол переговоров”, а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место за столом.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? (Ответы детей). А как вы, девочки, решите эту проблему?
Послушайте стихотворение о том, как нужно выходить из конфликтной ситуации.
Не навреди! Подумай! Не шуми!
Всех уважай! Добрее посмотри!
Не спорь, коль не уверен! Отойди!
А, если с кем и вышло что не очень,
То первым подойди сам, между прочим.
Скажи: - Давай забудем все разборки.
«Худой мир лучше ссоры» в поговорке.
- Какими словами заканчивается стихотворение? (Да, верно, худой мир лучше ссоры ). В народе всегда к доброте относились по-особому. Есть такая пословица «Доброе слово и кошке приятно». Что это означает? Давайте познакомимся ещё вот с такими пословицами ( слайд- 3).
Игра «Сказка». Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру.
Вед.- Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-яга, Золушка, Мачеха, Морозко, Мальвина.)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может, нам помогут в этом старинные весы?
- На одну чашу весов мы будем «складывать зло», вслух проговаривая слова и бросая чёрный камешек в чашу (или таблички).
- А что теперь надо сделать, чтобы перевесила чаша добра?
- Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свои приготовленные заранее белые камешки. Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла - слайд 4)
Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
А сейчас нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела. Я прочитаю отрывки из сказок, а вы угадайте, кто это?
1) –Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2)- Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом побороться, перехитрить его.(Кот в сапогах)
3) –Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4)-Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку ( Дюймовочка ).
Молодцы! Угадали всех добрых, сказочных героев.
Ситуация. А теперь проведём небольшой эксперимент.
- Я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала и не разрешу больше. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль и загибать при этом край бумаги. Начнём с меня. Хотя я и взрослая, но иногда тоже ненароком обижала людей (воспитатель проговаривает плохое слово и передаёт куклу детям, ученики выполняют работу и кукла по кругу доходит до учителя).
- Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?
- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
Вед.- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?
- Почему мы дольше помним обиды?
- Нравится ли нам, когда нас обижают?
- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
- Как быть добрее?
Ведущий: - Скромный не хвастает своими успехами, не считает, что он все знает. Некоторые люди в общении с товарищами хотят подчеркнуть свое превосходство над другими, начинают хвастаться, упрекать других в неумении делать что-то вместо того, чтобы помочь им в этом.
О. Высотская очень хорошо написала в своём стихотворение «Ёжик» о помощи товарищу. (Обыгрывание стихотворения по ролям).
Сережа очень нелюдим,ох, как бы подружиться с ним!
А может быть, напрасный труд? Не зря его Ежом зовут!
Девчонки просят: «Ежик, дай перочинный ножик!».
А Коля крикнет, всех смеша: «Не уколитесь об Ежа»!
Но он как- будто глух и нем сидит, не говорит ни с кем.
– Серёжа, взять в кино билет? А он сердито крикнет: «Нет»!
– А на коньках пойдёшь кататься? «Нет, мама будет волноваться.»
И вот уже под Новый год узнали о Еже:
Что нет отца, а мать больна, давно уж не встаёт она.
Он должен в доме прибирать и самому надо стирать.
Конечно, трудно одному приходится Серёже.
Решил Алёша: «Мы ему всей звёздочкой поможем!»
Друзья стучатся у дверей: « Открой, Серёжа, поскорей,
Мы в нашем переулке тебе купили булки.
И сахар взяли заодно! А здесь в пакетике пшено!
Давай готовить ужин!» Сережа был сконфужен.
Уж не казался он ежом. Он стал совсем не колкий,
Скорей за чайником пошёл, достал посуду с полки.
Теперь хотел бы он дружить, пожалуй, с целым светом!
Когда кому-то трудно жить, должны мы знать об этом!
Ведущий: Кто помог Серёже раскрыть доброту его души? (Дети отвечают).
А теперь попробуйте ответить на вопросы теста. Внимательно прочитайте, подумайте и только потом говорите ( слайд-5).
Ребята, а в заключение я предлагаю вам послушать небольшую притчу(это малый поучительный рассказ).
Притча - чтение (слайд – 6).
Жил юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал:- Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем – либо.
В первый день сын забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость. Отец ответил сыну:
- А теперь вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпение или не поругаешься с кем – либо.(слайд-7)
Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвёл сына к садовым воротам и произнёс:
- Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем – то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе своё сердце. Показывай всегда своим друзьям, как они тебе дороги!
Какой вывод можно сделать из всего услышанного сегодня ?( ответы детей). Причинённая нами (ненамеренно) боль кукле, причинённая боль юношей людям остаётся в душе ещё очень долго и никакие комплименты и извинения не могут её разгладить. Есть такое изречение русского учёного Павлова: «Словом можно убить, словом можно воскресить».
Чтение стихотворения на слайде….(слайд – 8)
А теперь давайте попробуем поделиться добротой друг с другом. Садитесь на это покрывало в круг, возьмитесь за руки и закройте глаза. Вспомните, что у каждого из вас есть любимая чашка (оговаривая задание, воспитатель в это время берёт большую чашку в руки и становится в круг). Мысленно наполните её до краёв своей добротой. Представьте рядом с собой чашки друзей, они пустые. Отлейте в них из своей чашки доброты. Отливайте, не жалейте! Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза! Посмотрите, какие добрые и чистые глаза у ваших друзей от вашей щедрой доброты. Я тоже хочу поделиться своей добротой с вами, протяните свои чашки.(воспитатель как- бы «отсыпает» в «воображаемые» чашки свою доброту). Я думаю, вы стали теперь намного добрее и щедрее друг к другу.
Итог И в заключение хочу сказать: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее .
(слайд- сердце). Пусть ваше сердце наполняют: дружба, нежность, милосердие, любовь, терпимость, искренность, душевность, доброта.
Дом. задание: в свободное время или на уроках рисования нарисовать добрые рисунки и написать добрые пожелания друг другу, воспитателю, учителю.
Ресурсы интернета к занятиям о добре:
№ 1 автор – Корсакова.
№ 2 http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=788 автор – Клишина Ольг
№3 http://prihodr.ucoz.ru/load/o_zhizni_khristianskoj/tvori_dobro/2-1-0-23 ( СТК «Светочь» 2010). СТК "Светоч" © 2010
Материал переработан и дополнен воспитателем РГООУ «Боградская санаторная школа – интернат» Луцук Алефтиной Ивановной.
Январь 2011г.
|
|
|