Главная страница

Программа «Диалог» Составила: педагог-психолог Щербакова Ольга Владимировна


Скачать 0.54 Mb.
Название Программа «Диалог» Составила: педагог-психолог Щербакова Ольга Владимировна
страница 1/4
Дата 08.03.2016
Размер 0.54 Mb.
Тип Программа
  1   2   3   4





Развивающая программа «Диалог»

Составила: педагог-психолог

Щербакова Ольга Владимировна

МБОУ СОШ №77 п. Казачьи Лагери


Пояснительная записка
Подростковый возраст считается наиболее сложным этапом в жизни ребенка, кризисом личностного развития. С 12 до 15 лет ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьёзнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу среди сверстников, часто игнорируя мнение родителей и педагогов. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Стремление обрести себя порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальности. Именно в этом возрасте происходит нацеленность подростка на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя.

При анализе данных опроса, проведенного среди подростков и педагогов, было выявлено:

- школа не всегда предоставляет подросткам возможности для позитивного творческого общения друг с другом;

- педагоги, взаимодействуя с подростками, часто руководствуются авторитарным или либеральным стилем общения;

- ведущей направленностью школы, по мнению педагогов, является образовательная сторона учебно-воспитательного процесса;

- опыт межличностного взаимодействия подростки зачастую получают в неформальной «уличном» взаимодействии.

Настоящая программа направлена на развитие у подростков творческого мышления, коммуникативных умений, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Основным условием реализации программы является сотрудничество подростков, ловантёров между собой и с педагогами, курирующими работу клуба.

Программа рассчитана на 25 часов. Занятия проводятся в подростковом клубе «Диалог» один раз в н еделю.
Цель программы:

Развитие эмоционально-коммуникативной культуры и творческого мышления подростков в условиях совместной творческой деятельности посредством создания подросткового клуба «Диалог».
Задачи:

  1. Создание психологически комфортных условий для организации совместного продуктивного общения подростков друг с другом и с педагогами.

  2. Развитие творческого мышления у подростков в условиях индивидуальной работы, работы в группах.

  3. Формирование толерантного отношения друг к другу, развитие коммуникативных способностей, культуры речи и поведения.

  4. Формирование основ эмоциональной саморегуляции у подростков, эмоционального осознания собственных чувств, переживаний в условиях межличностного взаимодействия.


Адресат: обучающиеся подросткового возраста (12 – 15 лет)
Структура занятия:

  1. Приветствие, разминка.

    1. Основная часть: разыгрывание этюдов, арт-терапевтические техники, дискуссии, ролевые, деловые игры и т.п.

  2. Подведение итогов занятия: рефлексия и ритуал прощания через групповое упражнение.


Ожидаемые результаты курса

Формальными результатами работы по данному курсу станут:

- количество проведенных занятий;

- количество участников занятий;

- количество видеозаписей занятий.
Ожидаемыми результатами проведения данного курса станут:

1. Понимание подростками смысла следующих понятий:

- тренинг;

- ценности;

- характер;

- друг;

- дружба;

- команда;

-«каналы восприятия информации»: визуальный, аудиальный, кинестетический;

- эмоции, ощущения, чувства.

2.Развитие умений и навыков:

- в области самопознания: понимать и принимать собственные ощущения, чувства, отслеживать своё состояние и состояние другого человека по внешним признакам, развитие вербальных и невербальных средств выразительности;

- в области межличностного взаимодействия: преодоление барьеров общения, стереотипы поведения; развитие умения адекватного использования невербальных и вербальных средств выразительности в процессе общения.

Положение

О подростковом клубе общения «Диалог»
Клуб – объединение учащихся с общими интересами, созданное для проведения совместных встреч с целью развития организационных, коммуникативных, творческих способностей подростков.
Цель работы клуба: организация позитивного творческого общения в условиях совместной творческой деятельности подростков.
Задачи клуба:

- Способствовать сплочению подросткового коллектива.

- Помочь учащимся познать себя, свои индивидуально-личностные особенности.

- Создать условия для развития межличностной культуры общения.

- Развивать коммуникативные умения учащихся в условиях позитивного творческого общения.

- Создать психологически комфортные условия для успешной социализации личности подростка.
Основные принципы деятельности клуба:

- Добровольность участия.

- Взаимопомощь и поддержка членов клуба.

- Деятельность клуба должна удовлетворять потребности и интересы членов клуба.

- Проявление активности членов клуба в его жизнедеятельности.
Содержание деятельности клуба: развитие коммуникативных умений и групповой сплоченности у учащихся подросткового возраста, создание условий для самопознания и самореализации, укрепления межличностных взаимосвязей.
Работа по направлениям:

1. Организация на занятиях процесса позитивного творческого общения как деятельности, удовлетворяющей потребности обучающихся подросткового возраста.

2. Организация рефлексивной деятельности как составляющей самосознания обучающихся в процессе межличностного взаимодействия.

3. Организация на занятиях условий для развития коммуникативных качеств, вербальных и невербальных средств выразительности, креативности.

Формы работы клуба:

Тренинговые занятия в группе из 15 человек; групповая диагностика; индивидуальные и подгрупповые консультации.

Методы работы клуба:

игра; упражнение; беседа; исследование; дискуссия; психогимнастика; арт-терапия; элементы телесно-ориентированной терапии.
Организация работы клуба.

1. Членами клуба являются обучающиеся подросткового возраста

(12 – 15 лет).

2. Руководство клубом осуществляется педагогом-психологом О.В.Щербаковой.

3. Занятия проводятся согласно программе развития позитивного творческого общения в условиях подросткового клуба «Диалог» 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 1 час.


АННОТАЦИЯ

Программа «Диалог» направлена на развитие социально-коммуникативных навыков у подростков среднего и старшего школьного возраста. В ней представлены методы и формы развития личности подростка. Занятия способствуют:

- сплочению подросткового коллектива;

- помогают подросткам познать себя, свои индивидуально-личностные особенности.

Систематическая работа в подростковом клубе «Диалог» создает условия для развития межличностной и психологической культуры общения; повышает уровень мотивации и самооценки.

В процессе взаимодействия у подростков развиваются коммуникативные умения в условиях позитивного творческого общения. Тематика подобранного материала создаёт психологически комфортные условия для успешной социализации личности подростка.

Отзыв администрации о программе ПК «Диалог»

Ежегодно в школу поступают дети из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, где на ребенка длительное время воздействуют травмирующие ситуации, которые формируют у него внутреннюю напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.

Развитие социальной и коммуникативной компетентности у подростков из «Группы риска» чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

В школе должны быть свои традиции. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

В современном мире в результате стремительного развития средств связи, телекоммуникации и технологий общения у людей всех возрастных групп - детей, подростков, взрослых -  появилось больше возможностей для коммуникации. Однако зачастую, человеку оказывается трудно реагировать на постоянно ускоряющийся темп жизни и расширение возможного круга общения, что в результате осложняет его взаимоотношения окружающим миром и может привести к отчуждению от окружающих и одиночеству (типичный пример - уход в виртуальную реальность и сведение к минимуму общения в реальной жизни). Умение общаться, поддерживая хорошие отношения, становится все более важным умением в современной жизни.

К сожалению, ни в семье, ни в школе, многим детям так и не удается приобрести этот важнейший социальный навык. Наибольшей ценностью и авторитетом в формировании личности для детей, разумеется, является их семья. Однако в подростковом возрасте происходит смещение авторитетов и на первый план выходит потребность общения со сверстниками, принадлежности к одной компании, к сообществу молодежных субкультур и движений (хиппи, панки, готы, эмо-киды) и т.п. Многим становится тяжело сконцентрироваться на учебе, если у них не складывается общение с одноклассниками, учителями и нет ощущения причастности к школьному сообществу и школьной жизни. Если подросток в силу характера, воспитания или других причин чувствует неуверенность в себе, застенчив, имеет заниженную самооценку, то ему непросто ощутить свою общность с окружающими. Такие дети опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны и поэтому стараются держаться в стороне. В других случаях бывает, что общение развивается по одному и тому же (не всегда позитивному) сценарию. Возникает ощущение «повторяемости», втянутости в одни и те же конфликты.

В связи с этим возникла необходимость поиска новых подходов к работе с детьми, относящимися к так называемой «группе риска».

Педагог-психолог Щербакова О.В. организовала подростковый клуб (ПК) «Диалог» и разработала цикл занятий, которые проходят непринужденно и легко. Занятия в ПК «Диалог» содержат множество интересных игровых упражнений, веселых разминок и конечно, непростых "испытаний". Доброжелательная атмосфера и открытое общение, способствует возможности раскрытия и активного участия каждого подростка. ПК «Диалог» ведет свою деятельность 2 года. За это время у подростков сформировались такие качества личности как:

-коммуникабельность;

-позитивная установка в общении;

-эмпатичность (умение прочувствовать состояние другого, сопереживать);

-аттрактивность (внешняя привлекательность, способность вызывать симпатию);

-убедительность речи;

-уверенность в себе;

-активность и инициативность в общении;

-повысился уровень произвольности при регуляции своих эмоций.

Считаю программу по развитию социальной и коммуникативной компетентности в современном мире актуальной и необходимой для работы с подростками, имеющими трудности в обучении и общении.


Отзывы подростков 10 класса.

Болденкова Дарья

Мне понравилось работать с Ольгой Владимировной, потому что на её занятиях мне было очень интересно. Я была загружена, весь день устала, придя к ней на занятия, я духовно отдыхала. Вместе с ней для малышей проводили профилактические мероприятия. Часто она помогала мне справиться с личными и школьными проблемами.
Степанянц Марина

Занятия с психологом мне сильно нравятся. Наша Ольга Владимировна помогает нам и в учебе, и в личной жизни. Она проводит мероприятия, в которых мы с удовольствием участвуем. В клубе «Диалог» мы может открыто высказывать своё мнение, делится секретами, через почту «Доверия». На её занятиях я могу сбросить камень с души. Я стала более уверенной, научилась смотреть на многие вещи более проще.
Шарипова Настя

Мне нравятся занятия с психологом. Тренинги в подростковом клубе помогли мне более раскрыться, познать себя, стать увереннее.
Денисова Кристина

Много впечатлений я получила от взаимодействия с Ольгой Владимировной в клубе «Диалог». Я лучше стала понимать себя, родителей и окружающих. Смогла наладить отношения с друзьями.
Список литературы:

1.А.Грецов «Тренинг уверенного поведения для старшеклассников» Москва 2008

2.Н.Н.Обозов «Типы личности, темперамент и характер» Санкт-Петербург 2001

3. Н.Н.Обозов «Психология конфликта» Санкт-Петербург 2001

4. О.Н.Рудякова «Развитие культуры общения в подростковой среде»

Волгоград 2011

5. О.Н.Рудякова «Психокоррекционная работа со старшеклассниками»

Волгоград 2008

6.М.Ю.Михайлина «Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях»

Волгоград 2009

7.Е.Е. Смирнова «Психология общения» Санкт-Петербург 2005

8. Я.Л.Коломенский «Психология социальной одаренности» Москва 2009

9.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я» Москва 2007

10.Т.Н.Щербакова «Тренинг коммуникативной компетентности для подростков»

Ростов на Дону 2008


Тематический план


№ занятия

Тема, содержание программы

Часы

1

«Познай самого себя»

Знакомство, выявлений ожиданий, обсуждение правил работы в группе, работа с понятием «команда». Научить снимать барьер на проявление чувств и эмоций.

2

2

«Я воспринимаю мир таким, каким его ощущаю»

Знакомство с особенностями восприятия информации человека по сенсорным каналам: аудиальному, визуальному, кинестетическому; игры и упражнения на выявление собственного ведущего канала. Дискуссия по притче «Три мудреца»

1

3

«Средства общения»

Сформировать представление учащихся о понятии «общение», рассмотреть структуру и средства общения.

«Общение без слов»

Игры и упражнения на развитие невербальных средств выразительности.

2

4

« Межличностные отношения»

Цель: сформировать у учащихся представление о различных видах человеческих взаимоотношений, раскрыть особенности каждого из них, развить навыки распознавания и особенности проявления.

1

5

«Социальное восприятие: как узнавать другого человека.»

Игры и упражнения на развитие лидерских качеств, умение презентовать себя. Дискуссия по притче «Похожий на всех», «Песенка».

1

6

«Приглядись к тому, кто рядом»

Игры и упражнения на развитие организаторских качеств, осознание того, какими нас видят другие и собственного желаемого образа.

1

7

«Какая Я? Моя и твоя уникальность

Игры и упражнения на расширение пространства доверия у участников группы, диагностическое исследование.

1

8

«Дружба – это доверие без границ»

Игры и упражнения на развитие сенсорных каналов восприятия информации, расширение пространства доверия у подростков. Письменная рефлексия.

1

9

«Друг познается в беде. Конструктивное преодоление конфликта»

Сформировать представление о понятии «конфликт».

Игры и упражнения на развитие коммуникативных умений, активное взаимодействие участников группы.

2

10

«Мы – команда!»

Моделирование проблемных игровых ситуаций с целью выявления групповой сплоченности (умения действовать сообща, быть мобильным, прислушиваться к мнению друг друга, разрешать спорные ситуации конструктивным образом, делать выбор).

1

11

«Знаете ли вы себя?»

Диагностика «Довольны ли вы собой?», «Что вы за птица?»

1

12

«Ценностные ориентации личности»

Понятие «ценности», активизирующий опросник «Как поживаешь?»

1

13

«Характер»

Определение характера, «Притча о каменотесе, который хотел себе другой жизни», игры «Качества» и «Черты характера»

1

14

«Я – концепция и её ключевые компоненты»

Содействовать расширению самосознания подростков.

1

15

«Мышление»

Определение мышления, виды мышления, тест «Художник или мыслитель?», упражнение «Способы применения предметов».

2

16

«Защита от манипуляций»

Виды манипуляций. Ролевые игры на проработку возможных действий манипуляций. Тест «Способность воздействовать на окружающих»

1

17

«Эмоции, мимика и жесты»

Знакомство с понятиями. Практические задания на развитие умения понимать язык жестов.

1

18

«Конструктивное взаимодействие»

Знакомство с понятиями. Тест «Ваш стиль общения», разработка алгоритма успешного собеседника.

1

19

«Романтические отношения и любовь»

Развивать культуру общения.

1

20

Итоговое «В гостях у друзей»

1

Итого: 24 часа



d:\фото\dscf0911.jpg
d:\фото\dscf0908.jpg

s5000660

img_2728

Занятие на тему: «Познай самого себя»

Цели: создать благоприятную эмоциональную атмосферу принятия и доверительности в общении; познакомить подростков друг с другом; установить правила работы в группе; предложить программы занятий.

1.Ритуал знакомства

Под легкую музыку заходят гости, садятся полукругом. Назвать своё имя, рассказать немного о себе, чем увлекаетесь.

2.3накомство с мифом о сотворении мира.

В комнате темно, на сцене появляются девочки в одежде Богов со свечами.

Когда - то Бог создал весь мир за 6 дней. Вначале сотворил небо и землю. Затем тьму и пустоту. И сказал Бог: «Да будет свет» И появляется свет - тепло в душе.

Представьте себе, что вы находитесь в царстве Бога-Яхве (Бог Огня)

Вы присутствуете на совете мудрецов, которые живут по древним законам: не лгать, не зариться на чужое, не красть, не убивать. Вас согревают искры теплого огня Бога Яхвы. Вам хорошо, уютно, вы счастливы.

(Включить свет)

Сегодня вы присутствуете на историческом моменте, рождении подросткового клуба «Ариандна». Это клуб мудрых и находчивых.

В те далекие времена в Греции существовали независимые города Минены, Афины.

Афины охвачены горем. Рыдают женщины, отчаяние на лицах мужчин. Царь Минос в третий раз требует девушек и юношей на съедение чудовищному Минотавру. На помощь пришел бесстрашный Тесей.

Красота Тесея тронула сердце Ариандны. Она тайно принесла ему меч и клубок ниток. В этот момент, когда чуть было не погиб Тесей, раненый, он схватил одной рукой Минотавра за рог, другой нанес удар мечом прямо в сердце. Тело Минотавра рухнуло к его ногам. Справедливость восторжествовала. По нити Ариандны вывел Тесей своих спутников из лабиринта.

Так люди ликовали и радовались своему спасению. Благодаря мудрости, взаимной симпатии, уверенности в себе Ариандна смогла помочь Тесею.

Сегодня мы с вами вместе объединены одним желанием нести позитив друг другу; создать ауру теплоты и добра.

3. Наша концепция существования «Жить в мире и согласии с самим и людьми, нести положительную энергетику окружающим».

Каждый член клуба должен соблюдать правила:

Уметь контролировать свои эмоции и чувства.

Уметь слушать и слышать.

Уважать мнение собеседника.

Быть взаимовежливым.

Уметь делиться своими радостями и радоваться за других.

Жить по закону «Бумеранга».

В трудную минуту протянуть руку помощи.

В подростковом клубе мы научимся:

лучше познавать себя;

использовать свой внутренний потенциал;

овладеем приемами саморегуляции;

научимся налаживать межличностные отношения;

улучшим свое психологическое здоровье.

Упражнение «Мой благородный поступок»

В этом упражнении каждый участник по кругу должен вспомнить о каком-либо поступке, который он считает благородным.

Тест «Рисунок мужчины»

Необходимо нарисовать рисунок как можно точно.

«Геометрический тест» - поможет узнать немного о себе.

Рефлексия

Что полезного для себя узнали на тренинге? Понравилось вам или нет?


Занятие на тему: «Познай себя»

Цель: продолжить знакомство с членами клуба «Диалог» повысить групповую сплоченность; научить снимать барьер на проявление чувств и эмоций; познакомить с главным источником активности человека.

Любой камень, любая травинка, Любой куст, любой зверь растет, Живет, действует и ощущает лишь по «собственному нраву», И в этом - основа того, что мир добр, богат и прекрасен.

Г.Гессе

Ритуал приветствия

Все сидят по кругу, т.к. в кругу глаза лучше видят друг друга, легко общаться друг с другом. Игра «Комплимент»

Основное содержание

Игра «Слепой и поводырь» - разбиваются на пары: один слепой (с закрытыми глазами); другой - поводырь. И наоборот.

Задача: провести слепого по заданию. Обсуждение:

Не было ли страшно?

Уверенно ли вы себя чувствовали?

Легко ли могли доверять друг другу?

Каковы ощущения при соприкосновении с предметами?

Геометрический тест на самоопределение

«Взгляд на реальность»

Человек - часть Вселенной.

Воспринимает мир - внутри (чувство, эмоции); внешне (логика, разум)

Сознание - помогает понять, почему наши фантазии, мысленные образы, желания и страхи оказывают влияние на реальные события.

Мысль материальна - она дитя поступка.

Наши мысли творят окружающую действительность. Многое зависит от наших взглядов, точки зрения. Стоит изменить мысли, так сразу произойдут изменения в окружающем мире.

Если кого-то что-то тревожит, посещают часто темные суждения и мысли, то пусть поработает воображение, нарисуйте образно две корзины. В одной хорошие мысли, а в другую постарайтесь выкинуть темные мысли и

подумайте о чем - то приятном. Ведь успех в любом деле зависит от активности, гибкости ума, широты мышления и глубины. Любой шаг к успеху зависит от потребности и мотивации к действию. (Рассмотреть пример из жизни школьника)

Потребность - это главный источник активности человека (материальные, биологические: потребность в пище, одежде, жилище, тепле; социальные - общение, потребность связана с распределением ролей в обществе; духовные: связанные с общественным существованием человека, общественной деятельностью)

Каждый человек сам творит свою жизнь, поэтому критически взгляните на

свой образ жизни.

Определите свои ценности в жизни:

человек;

здоровье;

семья; -друзья;

любовь;

развлечения;

работа;

деньги;

творчество;

уверенность в себе;

спорт и т.д.

Тест «Самооценка» 7 кругов. Нужно поставить «Я»

Рефлексия

Каждый волен сам определить качество собственной жизни.

Вы хотите изменить обстоятельства?

Для этого необходимо развивать свой тип сознания, настраивать себя на успех. Люди действуют активно и проактивно.

Мозг подобен саду, за которым можно ухаживать, а можно его и запустить

(вербальная агрессия), отравить (вредные привычки).

Помните!

Вы можете заставить мозг работать на себя, им же всё пустить на самотёк, позволить мозгу работать так, что вас будут преследовать неудачи.

Аутотренинг . Установка на успех


ПК «Диалог»

  1   2   3   4