|
Доклад особенности формирования культуроведческой компетенции
Районная научно – практическая конференция
«Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания»
ДОКЛАД
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 5-6 КЛАССАХ
Выполнил:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Энтузиастская ООШ»
Кандрашкина А.Е.
e-mail: [email protected]
2013 год
Введение
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.1
Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.2
Сколько же отводится времени в программе по русскому языку для формирования данных компетенций?
В примерных программах по русскому языку, подготовленных в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования, рекомендовано примерное тематическое планирование, где количество часов на формирование компетенций распределяется следующим образом:
Коммуникативная – 120 часов;
Языковая и лингвистическая - 566 часов;
Культуроведческая – 5 часов.
Вместе с тем содержание стандарта ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.
«Первостепенная задача современного образования и воспитания заключается не в усвоении определённого набора фактов, определённой совокупности знаний, обязательных для всех и каждого, а в формировании духовно богатой личности, формирования современного мышления, современного представления о целостности, взаимосвязи и взаимообусловности, о системном устройстве явлений природы, общества, и прежде всего, языка.»3
Решить эту задачу призван культуроведческий подход при обучении русскому языку в школе. Этим объясняется актуальность темы данного доклада.
«Основная направленность культуроведческого аспекта – осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия. Основные цели его – развитие духовно-нравственного мира школьника, национально-личностного самосознания, осознания учащимися многообразия духовного и материального мира, признания и понимания ими ценностей другой культуры, уважения к ней».4
Изучение русского языка в культуроведческом аспекте способствует формированию культуроведческой компетенции учащихся.
Культуроведческая компетенция включает в себя знание русского речевого этикета, наименований предметов и явлений традиционного русского быта, традиций, национальных игр, обрядов и обычаев, изобразительного искусства, устного народного творчества и т.д. Сюда же относится и знание русских невербальных средств общения (мимики, жестов). Существенное место в формировании культуроведческой компетенции
занимает текст художественной литературы не только как материал для упражнений и разборов, но и как средство духовного и эстетического воспитания и обучения речевому общению учащихся.
Планирование культуроведческого материала
Как было сказано выше, в примерной программе по русскому языку на формирование данного вида компетенции отводится очень мало времени. Поэтому, как и многие учителя, я столкнулась с рядом проблем:
-
В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского , по которой я работаю, и соответственно учебнику к ней тех же авторов крайне мало дано культуроведческих тем и материала , при этом не существует и соответствующего методического пособия;
В каком объёме преподносить культуроведческий материал, если строгих рамок его не определено.
Таким образом, каждый учитель должен самостоятельно решить 2 основных вопроса: ЧТО изучать и КАК изучать культуроведческий материал в школе.
На мой взгляд, разрешить эту проблему возможно, если систематически включать культуроведческий материал как на уроках, так и во внеурочную деятельность по предметам филологической направленности.
Планирование уроков русского языка по формированию культуроведческой компетенции
Основные способы знакомства учащихся с культуроведческим материалом на уроке:
Сообщение учителя.
Комментарии по ходу урока.
Подготовленные выступления учащихся.
Работа с культуроведческим материалом.
Использование средств наглядности.
Класс
|
Тема урока
|
Культуроведческий материал
|
5
|
Язык – важнейшее средство общения. Язык и человек. язык и речь
|
Связь русского языка с культурой и историей России и мира. Степень владения русским языком - важный показатель культуры человека. Роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека.
|
|
Стили речи
|
Тексты разных стилей
|
|
Буквы И, У, А после шипящих
|
Почему после шипящих пишутся именно эти буквы?
|
|
Р/р Беседа по картине А.А. Пластова «Летом»
|
Работа с культуроведческим текстом. Будни в жизни простых людей. Лето – горячая пора в жизни селян.
|
|
Р/р. Письмо
|
Эпистолярный жанр - зеркало души автора и эпохи. Специфика эпистолярного жанра: содержание и стиль письма, структура, его оформление, о чем "говорят" письма.
История письма.
|
|
Предложения с обращением
|
Использование формул речевого этикета в ситуациях приветствия, благодарности, извинения, отказа, прощания; выбор и использование этикетных формул обращения в зависимости от пола, возраста, социального положения собеседника, его родственных связей с говорящим
|
|
Диалог
|
Формулы речевого этикета в телефонном разговоре.
|
|
Графика. Алфавит.
|
Сведения о о создателях русской азбуки Кирилле и Мефодии. Соотношение букв кириллицы и современного алфавита.
|
|
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
|
Почему сочетания ЧК, ЧН, НЩ, РЩ пишутся без мягкого знака?
|
|
Р/р. Рассуждение и его построение.
|
Смысл названий слова "неделя" и дней недели, их взаимосвязь.
|
|
Корень слова
|
Неполногласные сочетания
|
6
|
Официально – деловой стиль речи
|
Этикет делового письма, формирование умения писать деловое письмо-благодарность в соответствии с требованиями международного делового этикета.
|
|
Диалектизмы
|
Диалектизмы – огромное достояние народа, которое помогает понять нашу историю, литературный язык
|
|
Жаргонизмы
|
Культура употребления жаргонизмов. Сочинение «Какие слова лучше: жаргонные или литературные?»
|
|
Устаревшие слова
|
Причины устаревания слов, их роль в речи.
|
|
Исконно – русские и заимствованные слова
|
Происхождение слов, причины заимствований, составление словаря – памятки иноязычных корней.
|
|
Урок – викторина «Праздник фразеологизмов»
|
Этимология фразеологизмов. Фразеологизмы -
носители национально – культурной информации
|
|
Р/р. Сжатое изложение
|
Знакомство с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля. Происхождение слов.
|
|
Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений
|
Знакомство с правилами речевого этикета при изучении притяжательных местоимений
|
|
Глаголы переходные и непереходные
|
Возвратные глаголы: как правильно сказать «извините» или «извиняюсь»?
|
|
Сочинение – рассуждение на грамматическую тему «Путешествие в слово»
|
Углубление сведений учащихся об этимологическом анализе слова
|
Формирование культуроведческой компетенции на внеурочной деятельности по предметам филологического цикла
Одним из эффективных способов совершенствования культуроведческой компетенции учащих является внеклассная работа по предмету.
Внеурочная и внеклассная деятельность школьников воспитывает бережное отношение к слову, к богатству языка и стремление настойчиво овладевать этими богатствами. Внеурочная и внеклассная работа - хороший помощник и союзник в развитии творческих возможностей детей, формировании у них эстетически-нравственных ориентаций, коммуникативной и культуроведческой компетенций.5
Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель:
развитие у учащихся интереса к русскому языку как учебному предмету, формирование у них бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку , как неисчерпаемому богатству великого русского народа.
Какие же мероприятия, расширяющие возможности учителя, работающего над формированием у обучаемых культуроведческой компетенции, провожу я?
проведение открытых уроков;
проведение факультативных занятий с целью закрепления базовых умений и применения их к выполнению заданий повышенного и высокого уровня сложности.
Мною разработаны и апробированы программы предметных кружков:
-
2011/2012 год - «Занимательная грамматика» - 5 класс (русский язык). Пятиклассники на занятиях кружка знакомились с возможностью использования фразеологизмов(им давались стилистические указания), устанавливали типичные ситуации говорения; перед изучением орфографических правил ребятам предлагалось с помощью этимологического словаря узнать происхождение названий частей речи;
2012/2013 год - «Школа юного филолога» - 6 класс (русский язык).В одном из блоков данного курса – «Языкознание и история русского языка» - учащиеся изучают такие темы: «Откуда есть пошла славянская письменность», «История буквы ЯТЬ», «Оформление древнерусских книг» и т.д.
2012/2013 год - «Владимирские просёлки – 6,8 классы (литературное краеведение). Важность курса определяется тем, что он является средством приобщения школьников к духовной жизни народа в ее глубинных проявлениях через литературные произведения. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. В настоящее время школьники работают над проектом «Престольный праздник моего села»; анализируют документы церковного обихода церкви с. Беляницыно, выполняют филологический анализ текстов владимирских писателей.
филологические олимпиады - школьные, районные, всероссийские;
предметные недели
В 2011/12 году в рамках недели русского языка и литературы был проведён конкурс работ учащихся о русских филологах «Давайте говорить о русском!» для 7 – 9 классов. Ребята подготовили доклады, рефераты, презентации, которые успешно защитили. Хочется отметить самую юную конкурсантку, ученицу 5 класса – Маковееву Кристину, которая приняла участие вне конкурса. Она подготовила презентацию о
Таким образом, можно построить любой урок и внеклассное занятие на культуроведческом материале или вводить культуроведческий материал фрагментарно как иллюстрацию к языковому материалу. А делать это необходимо, чтобы воспитывать в учащихся любовь к родному языку и гордость за свой великий народ.
Результативность работы (5 класс – 2011-2012 год)
качество знаний
русский язык – 56 % ( «5» - 3 человека);
литература – 72 %
Успеваемость
Русский язык – 100 %
Литература – 100%
Участие в олимпиадах
Русский медвежонок – 2011 дипломы участников;
Общероссийская олимпиада по русскому языку «Олимпус» (весенняя сессия – Сомова Е. (5 класс) – 3 место;
4)Участие в районных конкурсах
Районный конкурс чтецов классической прозы «Живая классика» - Бочарова Полина ( участие)
Районный конкурс «Минута славы» - Бочарова Полина (участие), Маковеева Кристина (лауреат)
Полученный опыт позволяет сделать вывод, что используемые формы, методы, приёмы работы учителя по формированию у учащихся языковой и культуроведческой компетенций достаточно эффективны и способствуют развитию личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций.
Список литературы
Быстрова Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания // Обучение русскому языку в школе: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М., 2004. – С. 153.
В.Журавлёв Русский язык и русский характер. Концепция преподавания русского литературного языка в русской школе. http://slovnik.narod.ru/rus/shuravlev/13.html
Комарова Ю.В Приемы формирования культуроведческой компетенции школьников на основе текстов художественной литературы. http://old.iro.yar.ru/pnpo/uch08/36.doc
http://standart.edu.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|