Главная страница

Доклад особенности формирования культуроведческой компетенции


Скачать 120.98 Kb.
Название Доклад особенности формирования культуроведческой компетенции
Кандрашкина А.Е
Дата 04.03.2016
Размер 120.98 Kb.
Тип Доклад

Районная научно – практическая конференция

«Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания»

ДОКЛАД
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ


НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 5-6 КЛАССАХ


Выполнил:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Энтузиастская ООШ»

Кандрашкина А.Е.
e-mail: [email protected]

2013 год
Введение
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.1

Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.2
Сколько же отводится времени в программе по русскому языку для формирования данных компетенций?

В примерных программах по русскому языку, подготовленных в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования, рекомендовано примерное тематическое планирование, где количество часов на формирование компетенций распределяется следующим образом:

  • Коммуникативная – 120 часов;

  • Языковая и лингвистическая - 566 часов;

  • Культуроведческая – 5 часов.


Вместе с тем содержание стандарта ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.

«Первостепенная задача современного образования и воспитания заключается не в усвоении определённого набора фактов, определённой совокупности знаний, обязательных для всех и каждого, а в формировании духовно богатой личности, формирования современного мышления, современного представления о целостности, взаимосвязи и взаимообусловности, о системном устройстве явлений природы, общества, и прежде всего, языка.»3

Решить эту задачу призван культуроведческий подход при обучении русскому языку в школе. Этим объясняется актуальность темы данного доклада.

«Основная направленность культуроведческого аспекта – осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия. Основные цели его – развитие духовно-нравственного мира школьника, национально-личностного самосознания, осознания учащимися многообразия духовного и материального мира, признания и понимания ими ценностей другой культуры, уважения к ней».4

Изучение русского языка в культуроведческом аспекте способствует формированию культуроведческой компетенции учащихся.

Культуроведческая компетенция включает в себя знание русского речевого этикета, наименований предметов и явлений традиционного русского быта, традиций, национальных игр, обрядов и обычаев, изобразительного искусства, устного народного творчества и т.д. Сюда же относится и знание русских невербальных средств общения (мимики, жестов). Существенное место в формировании культуроведческой компетенции

занимает текст художественной литературы не только как материал для упражнений и разборов, но и как средство духовного и эстетического воспитания и обучения речевому общению учащихся.
Планирование культуроведческого материала
Как было сказано выше, в примерной программе по русскому языку на формирование данного вида компетенции отводится очень мало времени. Поэтому, как и многие учителя, я столкнулась с рядом проблем:

  • В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского , по которой я работаю, и соответственно учебнику к ней тех же авторов крайне мало дано культуроведческих тем и материала , при этом не существует и соответствующего методического пособия;

  • В каком объёме преподносить культуроведческий материал, если строгих рамок его не определено.

Таким образом, каждый учитель должен самостоятельно решить 2 основных вопроса: ЧТО изучать и КАК изучать культуроведческий материал в школе.

На мой взгляд, разрешить эту проблему возможно, если систематически включать культуроведческий материал как на уроках, так и во внеурочную деятельность по предметам филологической направленности.

Планирование уроков русского языка по формированию культуроведческой компетенции

Основные способы знакомства учащихся с культуроведческим материалом на уроке:

  1. Сообщение учителя.

  2. Комментарии по ходу урока.

  3. Подготовленные выступления учащихся.

  4. Работа с культуроведческим материалом.

  5. Использование средств наглядности.



Класс

Тема урока

Культуроведческий материал

5

Язык – важнейшее средство общения. Язык и человек. язык и речь

Связь русского языка с культурой и историей России и мира. Степень владения русским языком - важный показатель культуры человека. Роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека.




Стили речи

Тексты разных стилей




Буквы И, У, А после шипящих

Почему после шипящих пишутся именно эти буквы?




Р/р Беседа по картине А.А. Пластова «Летом»

Работа с культуроведческим текстом. Будни в жизни простых людей. Лето – горячая пора в жизни селян.




Р/р. Письмо

Эпистолярный жанр - зеркало души автора и эпохи. Специфика эпистолярного жанра: содержание и стиль письма, структура, его оформление, о чем "говорят" письма.
История письма.




Предложения с обращением

Использование формул речевого этикета в ситуациях приветствия, благодарности, извинения, отказа, прощания; выбор и использование этикетных формул обращения в зависимости от пола, возраста, социального положения собеседника, его родственных связей с говорящим




Диалог

Формулы речевого этикета в телефонном разговоре.




Графика. Алфавит.

Сведения о о создателях русской азбуки Кирилле и Мефодии. Соотношение букв кириллицы и современного алфавита.




Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Почему сочетания ЧК, ЧН, НЩ, РЩ пишутся без мягкого знака?




Р/р. Рассуждение и его построение.

Смысл названий слова "неделя" и дней недели, их взаимосвязь.




Корень слова

Неполногласные сочетания

6

Официально – деловой стиль речи

Этикет делового письма, формирование умения писать деловое письмо-благодарность в соответствии с требованиями международного делового этикета.





Диалектизмы

Диалектизмы – огромное достояние народа, которое помогает понять нашу историю, литературный язык




Жаргонизмы

Культура употребления жаргонизмов. Сочинение «Какие слова лучше: жаргонные или литературные?»




Устаревшие слова

Причины устаревания слов, их роль в речи.




Исконно – русские и заимствованные слова

Происхождение слов, причины заимствований, составление словаря – памятки иноязычных корней.




Урок – викторина «Праздник фразеологизмов»

Этимология фразеологизмов. Фразеологизмы -

носители национально – культурной информации




Р/р. Сжатое изложение

Знакомство с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля. Происхождение слов.




Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений

Знакомство с правилами речевого этикета при изучении притяжательных местоимений




Глаголы переходные и непереходные

Возвратные глаголы: как правильно сказать «извините» или «извиняюсь»?




Сочинение – рассуждение на грамматическую тему «Путешествие в слово»

Углубление сведений учащихся об этимологическом анализе слова



Формирование культуроведческой компетенции на внеурочной деятельности по предметам филологического цикла
Одним из эффективных способов совершенствования культуроведческой компетенции учащих является внеклассная работа по предмету.

Внеурочная и внеклассная деятельность школьников воспитывает бережное отношение к слову, к богатству языка и стремление настойчиво овладевать этими богатствами. Внеурочная и внеклассная работа - хороший помощник и союзник в развитии творческих возможностей детей, формировании у них эстетически-нравственных ориентаций, коммуникативной и культуроведческой компетенций.5
Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель:
развитие у учащихся интереса к русскому языку как учебному предмету, формирование у них бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку , как неисчерпаемому богатству великого русского народа.
Какие же мероприятия, расширяющие возможности учителя, работающего над формированием у обучаемых культуроведческой компетенции, провожу я?

  1. проведение открытых уроков;

  2. проведение факультативных занятий с целью закрепления базовых умений и применения их к выполнению заданий повышенного и высокого уровня сложности.

Мною разработаны и апробированы программы предметных кружков:

      • 2011/2012 год - «Занимательная грамматика» - 5 класс (русский язык). Пятиклассники на занятиях кружка знакомились с возможностью использования фразеологизмов(им давались стилистические указания), устанавливали типичные ситуации говорения; перед изучением орфографических правил ребятам предлагалось с помощью этимологического словаря узнать происхождение названий частей речи;




      • 2012/2013 год - «Школа юного филолога» - 6 класс (русский язык).В одном из блоков данного курса – «Языкознание и история русского языка» - учащиеся изучают такие темы: «Откуда есть пошла славянская письменность», «История буквы ЯТЬ», «Оформление древнерусских книг» и т.д.



  • 2012/2013 год - «Владимирские просёлки – 6,8 классы (литературное краеведение). Важность курса определяется тем, что он является средством приобщения школьников к духовной жизни народа в ее глубинных проявлениях через литературные произведения. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. В настоящее время школьники работают над проектом «Престольный праздник моего села»; анализируют документы церковного обихода церкви с. Беляницыно, выполняют филологический анализ текстов владимирских писателей.



  1. филологические олимпиады - школьные, районные, всероссийские;

  2. предметные недели

В 2011/12 году в рамках недели русского языка и литературы был проведён конкурс работ учащихся о русских филологах «Давайте говорить о русском!» для 7 – 9 классов. Ребята подготовили доклады, рефераты, презентации, которые успешно защитили. Хочется отметить самую юную конкурсантку, ученицу 5 класса – Маковееву Кристину, которая приняла участие вне конкурса. Она подготовила презентацию о

Таким образом, можно построить любой урок и внеклассное занятие на культуроведческом материале или вводить культуроведческий материал фрагментарно как иллюстрацию к языковому материалу. А делать это необходимо, чтобы воспитывать в учащихся любовь к родному языку и гордость за свой великий народ.

Результативность работы (5 класс – 2011-2012 год)


  1. качество знаний

русский язык – 56 % ( «5» - 3 человека);

литература – 72 %

  1. Успеваемость

Русский язык – 100 %

Литература – 100%

  1. Участие в олимпиадах

    • Русский медвежонок – 2011 дипломы участников;

    • Общероссийская олимпиада по русскому языку «Олимпус» (весенняя сессия – Сомова Е. (5 класс) – 3 место;

4)Участие в районных конкурсах

    • Районный конкурс чтецов классической прозы «Живая классика» - Бочарова Полина ( участие)

    • Районный конкурс «Минута славы» - Бочарова Полина (участие), Маковеева Кристина (лауреат)

Полученный опыт позволяет сделать вывод, что используемые формы, методы, приёмы работы учителя по формированию у учащихся языковой и культуроведческой компетенций достаточно эффективны и способствуют развитию личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций.

Список литературы

  1. Быстрова Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания // Обучение русскому языку в школе: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М., 2004. – С. 153.

  2. В.Журавлёв Русский язык и русский характер. Концепция преподавания русского литературного языка в русской школе. http://slovnik.narod.ru/rus/shuravlev/13.html

  3. Комарова Ю.В Приемы формирования культуроведческой компетенции школьников на основе текстов художественной литературы. http://old.iro.yar.ru/pnpo/uch08/36.doc

  4. http://standart.edu.ru/

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/




1 http://standart.edu.ru/



2 http://ru.wikipedia.org/wiki/


3 В.Журавлёв Русский язык и русский характер. Концепция преподавания русского литературного языка в русской школе. http://slovnik.narod.ru/rus/shuravlev/13.html



4 Быстрова Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания // Обучение русскому языку в школе: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М., 2004. – С. 153.

5 Комарова Ю.В Приемы формирования культуроведческой компетенции школьников на основе текстов художественной литературы. http://old.iro.yar.ru/pnpo/uch08/36.doc