|
Организация предметно-развивающей среды в условиях детского сада
Организация предметно-развивающей среды в условиях детского сада.
Окружающая среда в дошкольных учреждениях – это способ эффективного развития детской индивидуальности с учетом интересов, склонностей и уровней активности ребенка. Ключевым аспектом формирования развивающей среды в детских садах является акцент на личностно-ориентированное взаимодействие между взрослыми и детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то время такая предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
С целью развивающей направленности предметной среды учитываются следующие условия:
-сочетание многофункциональных и легко трансформируемых элементов;
-доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;
-возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности.
Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр. В центре уединения – за ширмой они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мир. Этим простым способом достигается создание своего личного пространства.
В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному формировать в группе. Такая организация пространства является одним из условий среды, которая дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Используя опыт других детских садов, в группах можно планировать:
-«Стена творчества», позволяющая ребенку в любой момент заняться рисованием, рассматривать карту, играть в шашки. Для познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаружила себя полностью, а побуждала ребенка к поиску. С этой целью в старших группах можно повесить стенды с меняющейся наглядностью ( лабиринты, кроссворды и т. п.)
-«Дом-подиум» многофункционального характера, который может использоваться как сцена для театральной постановки, подиум для показа моделей одежды, дом для сюжетно-ролевой игры;
-«Кукольный дом», превращающий полки старого шкафа в дом, где на каждом этаже находятся по три комнаты с мебелью, домашней утварью, куклами;
-«Театральное помещение», рамки которого изготовлены из фанеры, обтянуты плотной тканью и прикреплены к шкафу с помощью рояльных петель, позволяющее вместе с декорациями, масками, костюмами быстро создать цирк, сказочный замок;
-«Лаборатория» - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической деятельности ребенка, предполагающей превращению детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения.
Таким образом, организуя предметную среду в группе детского сада, следует помнить, что она должна быть открытой и незамкнутой системой, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию.
|
|
|