Методическая разработка тематического классного часа
«Семья и семейные ценности» 5 класс
Формы учебной работы: тематический классный час
Тема классного часа: «Семья и семейные ценности».
Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».
Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Психологический настрой.
На доске ребус 7я.
-Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.
-Итак, наш первый урок в этом учебном году – Урок семьи и семейных ценностей.
Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.
-А для начала мне бы очень хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем. (рассказы детей о своем летнем отдыхе).
2. Работа по теме .
- Здорово вы провели каникулы, хорошо отдохнули. Знаете, я заметила, что вы все рассказывая о свом отдыхе, употребляли слова «мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя». А кто это? (члены семьи).
- Совершенно верно, люди с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.
-А как вы думаете, с чего начинается любая семья ?
Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками.
-Так что же такое «семья» ? ( Ребята стараются сами ответить)
Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).
Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники,но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.
-А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботяться друг о друге, помогают).
Итак, ребята, существуют три функции семьи.
- хозяйственная;
- воспитательная;
- психологическая.
Хозяйственная: круг хозяйственно-бытовых обязанностей по дому.
Воспитательная: воспитание детей, роль родителей в воспитании
Психологическая: создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть.
Для закрепления знаний о функциях семьи я предлагаю вам потренироваться .
№ п/п
|
Название функции
|
Вид функции
|
1.
|
Уборка квартиры.
|
|
2.
|
Проверка домашнего задания у ребёнка.
|
|
3.
|
Мытьё посуды.
|
|
4.
|
Обсуждение с членами семьи событий дня.
|
|
5.
|
Приготовление обеда.
|
|
6.
|
Игры с ребёнком.
|
|
7.
|
Сочувствие тому, у кого неприятности.
|
|
8.
|
Чтение книги (сыну, дочери).
|
|
9.
|
Доставка продуктов.
|
|
10.
|
Разговор с членами семьи о взаимоотношениях со сверстниками.
|
|
11.
|
Уход за цветами.
|
|
12.
|
Благодарность членам семьи за помощь.
|
|
13.
|
Просмотр и обсуждение телефильма.
|
|
14.
|
Уход за домашними животными.
|
|
15.
|
Похвала за хорошо выполненное дело.
|
|
- Скажите, ребята, какие вы выполняете функции в семье?
( ответы учащихся)
- Ребята, а как вы думаете, какую семью можно назвать счастливой ? Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте легенду.
- Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
На доске таблички со словами:
Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
-Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
- В языке русского народа жили и живут слова, обозначающие степень родства. А каких родственников вы знаете? Конкурс «Кто это?»
КОНКУРС «КТО ЭТО?»
1.Брат жены - шурин.
2.Брат мужа - деверь.
3.Сестра мужа - золовка.
4. Мать жены - теща.
5.0тец жены - тесть.
6.Мать мужа - свекровь.
7.7. Отец мужа - свекор.
8.Дочь брата или сестры - племянница.
9. Брат отца или матери - дядя.
10.Родители мужа и жены - сваты.
Физкультминутка.
-Давайте и мы с вами немного отдохнем.
1,2,3,4,5, -
Начинаю я считать.
Мама, папа, брат, сестра,
А мизинчик – это я!
- Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).
-А как вы называете своих родителей? Как звучат слова «мама и папа» на бурятском языке?
-Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делают мамы, папы для своих детей?
Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.
- Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?
- А как вы помогаете своим родителям?
-Как выразить свою любовь к родителям?
-Как вести себя, когда провинился?
-Как повысить настроение папе, маме?
В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.
-Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь?
Ребята, вы, любите загадки? А давайте попробуем отгадать такие: У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (Восемь) Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра) У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один) Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра) Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а их всего трое (мать, дочь и внучка)
Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки У любимой ... (бабушки)
|
Четырёхколёсный "зверь" В гараже у нас теперь. От колёс клубится пыль -Едет наш ... (автомобиль)
|
Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед Мой родной, любимый ... (дед)
|
Эти шарики на нити Вы примерить не хотите ль? На любые ваши вкусы В маминой шкатулке ... (бусы)
|
Острый нос, стальное ушко, В ушке - ниточка-подружка. Сшить обновки помогла Нашей бабушке … (игла)
|
Это кушанье для всех Мама сварит на обед. И половник тут как тут –Разольет в тарелки ... (суп)
|
Подготовим место, Раскатаем тесто. Вот повидло, вот творог. Мы хотим испечь ... (пирог)
|
Полосатый зверь у мамы Блюдце выпросит сметаны. И, поев ее немножко, Замурлычет наша ... (кошка)
|
Сварит бабушка из ягод Что-то вкусненькое на год. Ах, какое объеденье Ароматное ... (варенье)
|
Что за шелковая лента Под воротничком надета? Говорит всем папа «здравствуй», Чуть поправив модный (галстук)
|
Папин номер наберем, Трубку к уху поднесем. С папой свяжет быстро он – Наш мобильный ... (телефон)
|
У него большая пряжка, Ну, а сам он худ, бедняжка. Носит папа целый день Жесткий кожаный … (ремень)
|
3. Обобщение.
- Итак, о чем мы сегодня говорили? (о семье).
-Что же такое семья? А почему 7 я? (мама, папа, я, 2бабушки, 2 дедушки).
-Но количество членов семьи может быть разным. Семья может быть многодетной, где больше трех детей. У нас в классе есть такие семьи? Может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа. Есть такие?
-А какую семью можно назвать счастливой? Да, главное, чтобы в семье царили лад, дружба, взаимопонимание, доброта,…. – тогда и будет в этой семье все хорошо. Тогда и назовут ее счастливой.
|