|
Тема: «звук о»
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР.
Тема: «ЗВУК О »
Цель: 1.Познакомить детей со звуком «О» и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки. 2. Развивать умение выделять гласный звук в начале слова. 3. Развивать фонетические процессы.
Оборудование: 1. Сюжетная картинка «Девочка охает» для звукоподражания, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, зеркала по количеству детей, предметные картинки со звуком «О» в начале в ударной позиции.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Логопед: Послушайте ряды слов. Выделите в каждом ряду лишнее слово.
КАКНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА.
КАМ – КОМ – КОМ – КОТ. и.т.д.
2.Массаж лица.
Совместное с логопедом выполнение массажа.
Солнышко проснулось, Поглаживающие движения.
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
Ходит пальчик по дорожке: Зигзагообразное движение.
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Будут розовыми щечки:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Дождик, дождик, веселей Постукивающие движения.
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Солнышко проснулось, Поглаживающие движения.
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
Развитие артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.
«Окошко».
«Почесывание» нижней и верхней губ зубами.
«Накажем непослушный язычок»
«Болтушка»
Вдохнуть и на выдохе произносить: О____________________________
Объявление темы занятия. Акустико – артикуляционный образ звука.
Логопед выставляет сюжетную картину. На которой больная девочка лежит на кровати.
-Посмотрите, Оля заболела и охает: «О-о-о». Какой звук она произносит? (О).Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком «О».
Хоровое и индивидуальное произнесение звука «О», с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы вытянуты вперед. Воздух выходит свободно, не встречает преграду. Звук «О» - гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.
5. Физкультминутка по лексической теме.
6.Закрепление звука в слогах.
Логопед утрированно произносит слоги ОП и вместе с детьми проводит его анализ.
Логопед: Сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук. «О». Назовите второй звук «П». О – это какой звук? (Гласный , обозначаем фишкой красного цвета.) А звук «П»? (Согласный, обозначаем фишкой синего цвета.)
Выложите из фишек слог ОП. (Дети выкладывают схему слога «ОП».)
Покажите звук «О» на схеме. (Дети указывают на красную фишку.) Покажите звук «П» на схеме. (Дети указывают на синюю фишку на схеме.) Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один.) Сколько согласных звуков (Один.)
Таким же образом проводится анализ звукосочетаний ОУ, ОА.
Закрепление звуков в словах.
Дети у которых на столах есть картинки со звуком «О» в начале слова. Меняются ими с товарищами. Со второй частью детей проводится игра «Домик». (Дети вставляют фишку в первое окошко домика т. к. звук «О» находится в начале слов ОБЛОКО, ОЧКИ…)
9. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений по предметным картинкам. Дети отвечают на вопросы логопеда: Где живет окунь? ) Окунь живет в воде.) ; Какого цвета облако? (Облако белого цвета.) и т. д.
10 Закрепление звука в тексте.
Повторение вслед за логопедом.
ОМ – ом – ом – плывет по реке сом.
Ок – ок – ок – выпил Ваня вкусный сок.
От –от – от – в зоопарке бегемот.
Ох – ох – ох – вырос на грядке горох.
10 Итог занятия.
Логопед: Как охала Оля ? (О-о-о.) Какой это звук? Назовите слова, которые начинаются со звука «О».
Оценка деятельности детей.
Задания для закрепления вне занятий.
*Игра «Выдели звук». Учить детей выделять начальный звук в словах: окунь, окна. Обруч, осень с дальнейшей характеристикой звука.
*Звуковой анализ Слога ОП с выкладыванием схемы и показом звуков «О» и «П» на схеме.
* Игра «Слушай, повторяй». Взрослый произносит ряды слогов, дети повторяют: АП – ОП – УП; УП – АП – ОП и т.д
|
|
|