Главная страница

«Дифференциация акустически близких фонем «г» «к», «гь» «кь»


Название «Дифференциация акустически близких фонем «г» «к», «гь» «кь»
Дата 24.02.2016
Размер 174 Kb.
Тип Конспект


ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида № 573

ЮОУО ДО г. Москвы

Семинар для учителей – логопедов

«Нейропсихологический подход в коррекции дисграфии учащихся»

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия во 2 классе

(Тема: «Дифференциация акустически близких фонем «г» - «к», «гь» - «кь»)

Учитель – логопед

Ковалевская Ольга Борисовна

г. Москва

2012 г.


Цели:

обучение различению звонких и глухих фонем «к» -«г». «кь» - «гь».

Задачи:

образовательные:

закрепление понятия звонкий и глухой согласные звуки, умения их сравнивать,

формирование навыка звукового анализа,

обучение преобразованию слов путем замены звонкого согласного звука на парный глухой звук и наоборот,

формирование навыка языкового анализа и синтеза (анализ и синтез предложений);

коррекционно-развивающие:

развитие фонематического восприятия (различение звуков «г» - «к», «гь» - «кь» в слоговом и словесном ряду),

развитие произвольного внимания, переключаемости внимания,

развитие мелкой моторики,

воспитательные:

воспитание интереса к занятиям,

воспитание умения работать в коллективе;

здоровьесберегающие:

контроль над правильной посадкой детей,

способствование созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

картинка с изображением Кота в сапогах, гнома, крота; контурное изображение птицы с картинками птиц внутри (клест, кукушка, чайка, снегирь, иволга, голубь, пингвин); карточки с предложениями с пропущенными буквами К,Г; изображение улитки, в раковине которой спрятаны предложения ; карточки с предложениями, в которых находится слово, не подходящее по смыслу (внутри него находится правильное слово), символы звуков – синий и зеленый колокольчик, синие и зеленые наушники, 5 схем слов (демонстр.), тетради.




Этапы и виды работы на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I.Орг. момент.

Отгадывание загадки.

-Вы узнаете , о ком мы будем говорить, если отгадаете загадку:

Умен, изворотлив усатый

дружок –

Хозяина сделал богатым.

Но жить он не может без красных сапог.

Ну, что угадали, ребята?


Учитель выставляет картинку на доску.


Учащиеся отгадывают загадку:

(Кот в сапогах)


Концентрация внимания учащихся,

развитие мышления.

II. Постановка цели.

Сравнение звуков «к» - «г», «кь» - «гь»,

соотнесение звуков с символами, буквами

1)-Ребята, к нам в гости пришли друзья Кота в сапогах крот и гном.

(Учитель выставляет на доску картинки крота и гнома).

-Какой первый звук в слове крот?
- Дайте его характеристику.


-Каким символом обозначим звук «к»?

(Выставить символ на доску).
-А какой буквой на письме обозначается звук «к»?

(Выставить букву на доску).
-Но, ведь, буква К обозначает еще один звук, какой?

- Каким символом его обозначим?
(Учитель подставляет под буквой К зеленые наушники).
2)(Аналогично выделяется первый звук в слове «гном», выставляются символы звуков «г», «гь» и буква Г).
3) –Скажите, а чем отличаются звуки «к» и «г»?

-А чем отличаются звуки «кь» и «гь»?

-Вы догадались, с какими звуками мы будем работать?

- А с какими буквами?


Учащиеся выделяют первый звук: «к».
Учащиеся дают характеристику звука «к»:звук «к» согласный, твердый, глухой.

-Синими наушниками.


-Буквой К.


-«кь».
-Зелеными наушниками.

-Звук «к» - глухой, а звук «г» - звонкий.

Звук «кь» - глухой, а звук «гь» - звонкий.

-Со звуками «к», «г», «кь», «гь».

-С буквами К и Г.

Формирование навыка звукового анализа,

повторение понятий «звонкий и глухой согласный».

III. Работа по теме урока.

1.Игра «Поймай звук».


2. Игра «Волшебная птица».

Нахождение картинок, в названии которых есть звуки «г», «к».

3. Игра «Подбери схему к слову».

Подбор схемы к слову, звуковой анализ слова.


-С Котом в сапогах произошла беда. Его заколдовала злая волшебница. Он разучился разговаривать человеческим языком. Заклятье разрушиться, если будут выполнены сложные задания. Крот и гном пришли просить о помощи, поможем им?
а)- Первое задание. Я буду называть слоги, а вы когда услышите слог со звонким звуком «г», поймайте его - хлопните в ладоши.
Ка, га, ко, ку, гэ, кы.
б)- То же со словами.

Карета, голос, вагон, стакан, фольга, мрак.
в)-Теперь вы будете ловить звонкий звук «гь».
Ки, ге, гя, кё, гю, кя.
г) Кино, герань, бумаги, быки, тапки, шланги.
2.- Следующее испытание. Прилетела волшебная птица.
(Учитель вывешивает на доску контурное изображение птицы с изображениями птиц внутри(клеста, кукушки, чайки, снегиря, иволги, голубя, пингвина) .
-Назовите птиц, в названии которых есть звук «к».

-Назовите птиц, в названии которых есть звук «г».
-Мы назвали птиц со звуком «к», «г». Какую птицу мы не назвали?

- Почему?

-Следующее задание. Нужно закодировать названия птиц. А для этого надо подобрать к ним схему.

(Учитель выставляет две схемы).










































































































































-К какой схеме подходит слово «кукушка»?
-Сколько звуков в слове «кукушка»?

-Сколько гласных звуков?

-Сколько твердых согласных?

-Сколько звуков «к» в слове?

-Какие они по счету?




















































































































































-Работа со схемой:

-Сколько звуков в слове «иволга»?

-Назовите их по порядку. (…) Обратите внимание, после звука «в» произносится звук «а», но на письме обозначим его какой буквой?

-Какой по счету звук «г»?

-Какой звук перед ним? После него?
(Учитель записывает слово «иволга» на доске).

-Найдите название реки в этом слове.




Учащиеся хлопают на слоги и слова со звонкими согласными звуками «г», «гь».

Учащиеся называют птиц:

-Клест, кукушка, чайка.

- Иволга, пингвин, голубь.

-Снегиря.

-Потому что в слове «снегирь» есть звук «гь».

Выходит ученик, выбирает схему и по порядку называет звуки в слове «кукушка».

Учащиеся отвечают на вопросы.

Аналогично второй ученик подбирает схему к слову «иволга»).

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся выделяют в слове «иволга» слово «Волга».



Развитие фонематического восприятия.


Формирование навыка звукового анализа.


Формирование навыка полного звукового анализа.


IV .Физ.минутка.

Снятие физического и психологического напряжения.

Учитель показывает движения и произносит слова физ. минутки и пальчиковой гимнастики.


Раз, два, три, четыре,

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, бра, сестра, кошка Мурка, два котенка,

Мой сверчок, щегол и я –

Вот и вся моя семья.

(Хлопаем в ладоши),

(Шагаем на месте),
(Прыжки на месте),

(Шагаем на месте),

(Поочередно загибаем пальцы сначала на правой руке, потом на левой).


Пальчиковая гимнастика.

Фонарики.

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

Поочередно сжимать и разжимать пальцы на правой и левой руке.


Колечки.

Под счет (1, 2, 3, 4) соединять поочередно большие пальцы обеих рук с указательными, средними, мизинцами, а затем в противоположном направлении.
Ухо-нос.

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».



Учащиеся повторяют движения и слова.

Развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, межполушарного взаимодействия.

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Упражнение «Измени слово».

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

2. Игра «Улитка».

Определение границ предложений и слов.

3. Упражнение «Какие слова спрятались?»

Работа над семантикой слов, звуко-буквенный анализ и синтез.

4. Упражнение «Добавь букву».

Звуко-буквенный синтез слов.


– Крот и гном запутались в словах. Помогите им разобраться.

-Откройте тетради, страница разделена на две части. В одной части написана буква к, а в другой г.

-Я буду называть слова. Если услышите слово со звуком «к» или «кь», где напишите слово?

- А если я назову слово со звуком «г» или «гь»? (Под буквой Г).
-Гол. Куда напишите слово?
-Замените 1-й звук на звук «к», что получится?

- Куда запишите слово?

Аналогично:

Кости - гости, маги – маки, крот - грот, Галина – калина, икра – игра.
(Учитель уточняет значение слов «кол», «маги», «грот».)
-Прочитайте слова со звуками «к», «кь», «г», «гь».
(Учитель выставляет на доску изображение улитки, в раковине которой спрятаны предложения).
-Навстречу кроту и гному выползла улитка. Прочитайте, какие предложения в ней спрятаны


-Прочитайте только 1-е предложение.

-Назовите 1-е слово в предложении; 2-е; 3-е.

-Здесь есть слова со звуком «г»? Назовите его. Со звуком «гь»? Со звуком «к»?
(Аналогичная работа со 2-м предложением).
-Следующее задание.
(У детей на столах карточки 1, 2 с предложениями).
-Возьмите карточку с номером 1. Прочитайте первое предложение.
-Подходит сюда слово «курок»? А что такое «курок»?
-Если убрать одну букву, то получится слово, которое подойдет по смыслу.

Прочитайте предложение с этим словом.
Аналогичная работа с другим предложением:

За угрозой пришла прекрасная погода.

-Последнее испытание. Возьмите карточку с номером 2. На ней записаны предложения с пропущенными буквами К и Г.
(… аля … аждый день … ормит … олубей. Ален…а сматывает нит…и в …лубок .)

-Вставьте пропущенные буквы и запишите предложения в тетрадь.
-Прочитайте предложения.

-Назовите слова со звуком «к».

-А есть слово со звуком «г»? Со звуком «кь»? … «гь».
-Ребята, вы помогли коту и гному расколдовать Кота в сапогах. Теперь он снова будет разговаривать.


Учащиеся определяют место написания слов.

Учащиеся записывают слово.
-Кол.
-Под буквой К.
Учащиеся определяют значения слов.
Учащиеся читают слова.

Учащиеся читают предложения:

- За окном гудит вьюга. Волк скрылся в глубоком овраге.
Учащиеся читают 1-е предложение.

Учащиеся производят анализ предложения.

Учащиеся называют слова со звуками «»г», «к», «гь».

Учащиеся читают предложение:

«Начался первый курок».
Учащиеся определяют значение слова, в случае затруднений им помогает учитель.

-Урок.

Учащиеся читают новое предложение: «Начался первый урок».

Учащиеся записывают восстановленные предложения .
Учащиеся читают предложения:

«Галя каждый день кормит голубей. Аленка сматывает нитки в клубок».

Учащиеся называют слова со звуками «г», «к», «кь».

Развитие фонематического восприятия,

формирование навыка звуко-буквенного анализа,

формирование навыка письма,

развитие семантической стороны речи.

Формирование навыка языкового анализа,

совершенствование навыка чтения.


Развитие семантической стороны речи,

формирование навыка звуко-

буквенного анализа.

Формирование навыка синтеза слов, звуко-буквенного анализа, совершенствование навыка письма.


VI Итог.

Обобщение знаний.

-Какие звуки мы искали в словах и предложениях?

-Мы смогли выполнить все задания, потому что знаем, чем отличаются звуки «г» и «к»?

-А звуки «гь» и «кь»?

Учащиеся называют звуки , с которыми работали на занятии.

Учащиеся определяют отличия звуков «г» - «к», «гь» - «кь».

Сравнение звуков по звонкости-глухости.


Литература:

1.Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М., 1991.

2.Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М., 1995.

3.Яворская. О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. – СПб., 2010.