|
«Дифференциация акустически близких фонем «г» «к», «гь» «кь»
ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида № 573
ЮОУО ДО г. Москвы
Семинар для учителей – логопедов
«Нейропсихологический подход в коррекции дисграфии учащихся»
Конспект открытого логопедического подгруппового занятия во 2 классе
(Тема: «Дифференциация акустически близких фонем «г» - «к», «гь» - «кь»)
Учитель – логопед
Ковалевская Ольга Борисовна
г. Москва
2012 г.
-
Цели:
|
обучение различению звонких и глухих фонем «к» -«г». «кь» - «гь».
|
Задачи:
|
образовательные:
закрепление понятия звонкий и глухой согласные звуки, умения их сравнивать,
формирование навыка звукового анализа,
обучение преобразованию слов путем замены звонкого согласного звука на парный глухой звук и наоборот,
формирование навыка языкового анализа и синтеза (анализ и синтез предложений);
коррекционно-развивающие:
развитие фонематического восприятия (различение звуков «г» - «к», «гь» - «кь» в слоговом и словесном ряду),
развитие произвольного внимания, переключаемости внимания,
развитие мелкой моторики,
воспитательные:
воспитание интереса к занятиям,
воспитание умения работать в коллективе;
здоровьесберегающие:
контроль над правильной посадкой детей,
способствование созданию благоприятного психологического климата.
|
Оборудование:
|
картинка с изображением Кота в сапогах, гнома, крота; контурное изображение птицы с картинками птиц внутри (клест, кукушка, чайка, снегирь, иволга, голубь, пингвин); карточки с предложениями с пропущенными буквами К,Г; изображение улитки, в раковине которой спрятаны предложения ; карточки с предложениями, в которых находится слово, не подходящее по смыслу (внутри него находится правильное слово), символы звуков – синий и зеленый колокольчик, синие и зеленые наушники, 5 схем слов (демонстр.), тетради.
|
Этапы и виды работы на этапе
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
|
I.Орг. момент.
Отгадывание загадки.
|
-Вы узнаете , о ком мы будем говорить, если отгадаете загадку:
Умен, изворотлив усатый
дружок –
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может без красных сапог.
Ну, что угадали, ребята?
Учитель выставляет картинку на доску.
|
Учащиеся отгадывают загадку:
(Кот в сапогах)
|
Концентрация внимания учащихся,
развитие мышления.
|
II. Постановка цели.
Сравнение звуков «к» - «г», «кь» - «гь»,
соотнесение звуков с символами, буквами
|
1)-Ребята, к нам в гости пришли друзья Кота в сапогах крот и гном.
(Учитель выставляет на доску картинки крота и гнома).
-Какой первый звук в слове крот?
- Дайте его характеристику.
-Каким символом обозначим звук «к»?
(Выставить символ на доску).
-А какой буквой на письме обозначается звук «к»?
(Выставить букву на доску).
-Но, ведь, буква К обозначает еще один звук, какой?
- Каким символом его обозначим?
(Учитель подставляет под буквой К зеленые наушники).
2)(Аналогично выделяется первый звук в слове «гном», выставляются символы звуков «г», «гь» и буква Г).
3) –Скажите, а чем отличаются звуки «к» и «г»?
-А чем отличаются звуки «кь» и «гь»?
-Вы догадались, с какими звуками мы будем работать?
- А с какими буквами?
|
Учащиеся выделяют первый звук: «к».
Учащиеся дают характеристику звука «к»:звук «к» согласный, твердый, глухой.
-Синими наушниками.
-Буквой К.
-«кь».
-Зелеными наушниками.
-Звук «к» - глухой, а звук «г» - звонкий.
Звук «кь» - глухой, а звук «гь» - звонкий.
-Со звуками «к», «г», «кь», «гь».
-С буквами К и Г.
|
Формирование навыка звукового анализа,
повторение понятий «звонкий и глухой согласный».
|
III. Работа по теме урока.
1.Игра «Поймай звук».
2. Игра «Волшебная птица».
Нахождение картинок, в названии которых есть звуки «г», «к».
3. Игра «Подбери схему к слову».
Подбор схемы к слову, звуковой анализ слова.
|
-С Котом в сапогах произошла беда. Его заколдовала злая волшебница. Он разучился разговаривать человеческим языком. Заклятье разрушиться, если будут выполнены сложные задания. Крот и гном пришли просить о помощи, поможем им?
а)- Первое задание. Я буду называть слоги, а вы когда услышите слог со звонким звуком «г», поймайте его - хлопните в ладоши.
Ка, га, ко, ку, гэ, кы.
б)- То же со словами.
Карета, голос, вагон, стакан, фольга, мрак.
в)-Теперь вы будете ловить звонкий звук «гь».
Ки, ге, гя, кё, гю, кя.
г) Кино, герань, бумаги, быки, тапки, шланги.
2.- Следующее испытание. Прилетела волшебная птица.
(Учитель вывешивает на доску контурное изображение птицы с изображениями птиц внутри(клеста, кукушки, чайки, снегиря, иволги, голубя, пингвина) .
-Назовите птиц, в названии которых есть звук «к».
-Назовите птиц, в названии которых есть звук «г».
-Мы назвали птиц со звуком «к», «г». Какую птицу мы не назвали?
- Почему?
-Следующее задание. Нужно закодировать названия птиц. А для этого надо подобрать к ним схему.
(Учитель выставляет две схемы).
-К какой схеме подходит слово «кукушка»?
-Сколько звуков в слове «кукушка»?
-Сколько гласных звуков?
-Сколько твердых согласных?
-Сколько звуков «к» в слове?
-Какие они по счету?
-Работа со схемой:
-Сколько звуков в слове «иволга»?
-Назовите их по порядку. (…) Обратите внимание, после звука «в» произносится звук «а», но на письме обозначим его какой буквой?
-Какой по счету звук «г»?
-Какой звук перед ним? После него?
(Учитель записывает слово «иволга» на доске).
-Найдите название реки в этом слове.
|
Учащиеся хлопают на слоги и слова со звонкими согласными звуками «г», «гь».
Учащиеся называют птиц:
-Клест, кукушка, чайка.
- Иволга, пингвин, голубь.
-Снегиря.
-Потому что в слове «снегирь» есть звук «гь».
Выходит ученик, выбирает схему и по порядку называет звуки в слове «кукушка».
Учащиеся отвечают на вопросы.
Аналогично второй ученик подбирает схему к слову «иволга»).
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся выделяют в слове «иволга» слово «Волга».
|
Развитие фонематического восприятия.
Формирование навыка звукового анализа.
Формирование навыка полного звукового анализа.
|
IV .Физ.минутка.
Снятие физического и психологического напряжения.
|
Учитель показывает движения и произносит слова физ. минутки и пальчиковой гимнастики.
Раз, два, три, четыре,
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, бра, сестра, кошка Мурка, два котенка,
Мой сверчок, щегол и я –
Вот и вся моя семья.
|
(Хлопаем в ладоши),
(Шагаем на месте),
(Прыжки на месте),
(Шагаем на месте),
(Поочередно загибаем пальцы сначала на правой руке, потом на левой).
|
Пальчиковая гимнастика.
Фонарики.
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
|
Поочередно сжимать и разжимать пальцы на правой и левой руке.
|
Колечки.
Под счет (1, 2, 3, 4) соединять поочередно большие пальцы обеих рук с указательными, средними, мизинцами, а затем в противоположном направлении.
Ухо-нос.
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
|
Учащиеся повторяют движения и слова.
|
Развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, межполушарного взаимодействия.
|
V. Продолжение работы по теме урока.
1. Упражнение «Измени слово».
Звуко-буквенный анализ и синтез слов.
2. Игра «Улитка».
Определение границ предложений и слов.
3. Упражнение «Какие слова спрятались?»
Работа над семантикой слов, звуко-буквенный анализ и синтез.
4. Упражнение «Добавь букву».
Звуко-буквенный синтез слов.
|
– Крот и гном запутались в словах. Помогите им разобраться.
-Откройте тетради, страница разделена на две части. В одной части написана буква к, а в другой г.
-Я буду называть слова. Если услышите слово со звуком «к» или «кь», где напишите слово?
- А если я назову слово со звуком «г» или «гь»? (Под буквой Г).
-Гол. Куда напишите слово?
-Замените 1-й звук на звук «к», что получится?
- Куда запишите слово?
Аналогично:
Кости - гости, маги – маки, крот - грот, Галина – калина, икра – игра.
(Учитель уточняет значение слов «кол», «маги», «грот».)
-Прочитайте слова со звуками «к», «кь», «г», «гь».
(Учитель выставляет на доску изображение улитки, в раковине которой спрятаны предложения).
-Навстречу кроту и гному выползла улитка. Прочитайте, какие предложения в ней спрятаны
-Прочитайте только 1-е предложение.
-Назовите 1-е слово в предложении; 2-е; 3-е.
-Здесь есть слова со звуком «г»? Назовите его. Со звуком «гь»? Со звуком «к»?
(Аналогичная работа со 2-м предложением).
-Следующее задание.
(У детей на столах карточки 1, 2 с предложениями).
-Возьмите карточку с номером 1. Прочитайте первое предложение.
-Подходит сюда слово «курок»? А что такое «курок»?
-Если убрать одну букву, то получится слово, которое подойдет по смыслу.
Прочитайте предложение с этим словом.
Аналогичная работа с другим предложением:
За угрозой пришла прекрасная погода.
-Последнее испытание. Возьмите карточку с номером 2. На ней записаны предложения с пропущенными буквами К и Г.
(… аля … аждый день … ормит … олубей. Ален…а сматывает нит…и в …лубок .)
-Вставьте пропущенные буквы и запишите предложения в тетрадь.
-Прочитайте предложения.
-Назовите слова со звуком «к».
-А есть слово со звуком «г»? Со звуком «кь»? … «гь».
-Ребята, вы помогли коту и гному расколдовать Кота в сапогах. Теперь он снова будет разговаривать.
|
Учащиеся определяют место написания слов.
Учащиеся записывают слово.
-Кол.
-Под буквой К.
Учащиеся определяют значения слов.
Учащиеся читают слова.
Учащиеся читают предложения:
- За окном гудит вьюга. Волк скрылся в глубоком овраге.
Учащиеся читают 1-е предложение.
Учащиеся производят анализ предложения.
Учащиеся называют слова со звуками «»г», «к», «гь».
Учащиеся читают предложение:
«Начался первый курок».
Учащиеся определяют значение слова, в случае затруднений им помогает учитель.
-Урок.
Учащиеся читают новое предложение: «Начался первый урок».
Учащиеся записывают восстановленные предложения .
Учащиеся читают предложения:
«Галя каждый день кормит голубей. Аленка сматывает нитки в клубок».
Учащиеся называют слова со звуками «г», «к», «кь».
|
Развитие фонематического восприятия,
формирование навыка звуко-буквенного анализа,
формирование навыка письма,
развитие семантической стороны речи.
Формирование навыка языкового анализа,
совершенствование навыка чтения.
Развитие семантической стороны речи,
формирование навыка звуко-
буквенного анализа.
Формирование навыка синтеза слов, звуко-буквенного анализа, совершенствование навыка письма.
|
VI Итог.
Обобщение знаний.
|
-Какие звуки мы искали в словах и предложениях?
-Мы смогли выполнить все задания, потому что знаем, чем отличаются звуки «г» и «к»?
-А звуки «гь» и «кь»?
|
Учащиеся называют звуки , с которыми работали на занятии.
Учащиеся определяют отличия звуков «г» - «к», «гь» - «кь».
|
Сравнение звуков по звонкости-глухости.
|
Литература:
1.Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М., 1991.
2.Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М., 1995.
3.Яворская. О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. – СПб., 2010.
|
|
|