Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»
Васина Наталья Ивановна
Старший воспитатель МАДОУ № 340
Московского р. г.Казани РТ
Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к современным дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование.
Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается удовлетворенность потребителя его состоянием. В данном случае речь идет о родителях детей, именно они должны быть удовлетворены качеством оказанных ребенку образовательных услуг.
Семья и современный детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Результаты опроса показали, что родители предпочитают получать информацию о деятельности детского сада по информационным каналам – через телевидение, радио, интернет, чтение периодической печати. Однако знания, воспринимаемые из разных источников, не помогают им получить достоверной картины по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме. У значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке. Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности родителей не позволяет им занять активную позицию в сотрудничестве с воспитателями в образовательном процессе их ребенка. Закономерным следствием этого являются не только их низкая активность, но порой конфликтность и безответственность. Столкнувшись с этой проблемой, а так – же с целью повышения степени удовлетворенности родителей качеством современного дошкольного образования, стало ясно, что необходимо искать новые формы работы с родителями по привлечению их к жизни детей в ДОУ, по сохранению института семьи.
В процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в современных условиях возникают следующие проблемы:
большие противоречия между материальными и духовыми запросами населения и между семейными обязанностями.
статус матери снижен, и отцовство, как важнейший элемент социализации, практически отсутствует.
авторитет и доверие к воспитателю находятся на недостаточном уровне.
средства массовой информации порой допускают негативную информацию о деятельности детского сада.
родители плохо представляют содержание воспитания и обучения детей в детском саду, часто занимают позицию сторонних наблюдателей.
родители и педагоги не всегда чувствуют себя единомышленниками.
Таким образом, мы поняли, что необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве и взаимопомощи, чтобы все затраченные усилия в конечном итоге положительно отразились на воспитании детей.
Прогрессивные педагоги, общественные деятели считают, чтобы повысить степень удовлетворённости родителей качеством оказанных ребенку образовательных услуг, необходимо повысить психолого-педагогическую культуру родителей. Важно проводить педагогическую пропаганду в каждом конкретном образовательном учреждении, для каждого конкретного родителя. Учитывая всё это, мы решили адаптировать традиционные формы работы с родителями к современным условиям. Ставя задачу повышения степени удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования, нашими педагогами были разработаны показатели уровня осведомленности и удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг в ДОУ:
Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.
Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ.
Удовлетворенность стилем взаимоотношений: педагог - родитель; педагог – ребенок.
Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах.
Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.
Далее необходимо провести мониторинг удовлетворённости родителей деятельностью детского сада, при этом установить категорию участников процедур мониторинга, это: аведующий, старший воспитатель, педагоги-специалисты, воспитатели, родители детей, посещающих детский сад.
Наметить периодичность проведения мониторинга : 2 раза в год.
Рекомендованные для использования методы: анализ, наблюдение, визуальная оценка, сбор, группировка, обработка данных.
Формы работы: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.
Ожидаемые результаты : повышение степени удовлетворенности родителей качеством образования в ДОУ.
Мы выбрали мониторинг по изучению удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения по методике Е. Н. Степанова представленной в книге «Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации» [Приложение №1] Наиболее эффективными формами работы детского сада с родителями опрошенные считают :
совместные праздники и развлечения, и др. мероприятия (82%).
специальные занятия, тренинги, семинары (72%),
посещение родителями занятий в детском саду (60%).
родительские собрания (30%),
беседы и консультации (48%)
Выводы по результатам анализа анкет: Созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности, запросы, интересы, и нужды родителей. Они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.
Однако, родители хотели бы видеть более внимательное отношение воспитателей к некоторым аспектам развития их детей, главными среди которых они считают:
развитие речи детей и обогащение словаря;
укрепление здоровья и развитие двигательной активности детей
подготовка к школе
А в целом, мы поняли, что для родителей не существует второстепенных тем, поскольку им необходимы знания об особенностях развития своего ребенка, задачах воспитания, методах организации игровой, развивающей среды. Стало ясным, что порой традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, консультации, беседы) воспринимаются родителями достаточно равнодушно, и не всегда виден весь широкий спектр ежедневной кропотливой работы, которая постоянно проводится педагогами и специалистами. Поэтому настала необходимость искать современные, инновационные формы взаимодействия с родителями, прислушиваясь к мнению родителей. Такие формы, которые бы позволили родителям максимально быть в курсе всей работы, проводимой педагогами дошкольного учреждения, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей, а так же с целью ознакомлении их с инновационной деятельностью образовательного учреждения. Иными словами, необходимо качественное преобразование используемых форм работы с родителями:
развитие диалогических отношений «педагог-семья»;
поиск, и реализация интерактивных методов обучения взрослых
изучение интересов, мнений и запросов родителей
изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
Был разработан план работы по повышению удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ, где предусматривалось:
Повышение квалификационного уровня педагогов.
Улучшение питания детей.
Повышение уровеня физкультурно - оздоровительной работы через организацию секций в детском саду, работу семейных клубов.
Повышение уровеня материально-технического оснащения
Обучение родителей педагогическим знаниям, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Повышение уровень информированности родителей
Для реализации данного плана, провели акции для создания презентативного имиджа детского сада (благотворительные акции, марафоны: «Поможем братьям нашим меньшим», «Книгам вторую жизнь», «Дни добрых дел», «Береги природу»). Ежегодно проводим «День открытых дверей» с организацией экскурсии родителей по детскому саду: группам, кабинетам, пищеблоку - с дегустацией блюд детской кухни.
Организованы постоянно действующая «Почта доверия» и консультативные приёмные педагогов по предварительным заявкам, так как порой родители не решаются задать педагогу волнующие их вопросы, особенно те, которые носят интимный характер и требуют доверия к собеседнику. Традиционной стала акция «Гость группы» ( приглашенные родители рассказывают о своей профессии, проводят мастер – классы: «Красивая коса», «Волшебные нитки», «Юный поварёнок»). Проводится конкурс «Семейной газеты», где семья рассказывает об интересных семейных событихях и традициях : «Воспоминание о лете», «Мой домашний любимец», «День рождения». Организуются творческие выставки, совместные мероприятия, родители вовлекаются в планирование и организацию тематических проектов. Уровень вовлеченности родителей в образовательный процесс отслеживается через «Доски почета», рубрики «Спасибо за участие в проекте». Итоги проведенного мероприятия выкладываются на сайт группы , детского сада.
Сайт образовательного учреждения, помогает повысить степень осведомленности родителей деятельностью детского сада. Здесь родители имеют возможность получать информацию о мероприятиях детского сада, получать ответы на вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалистов и воспитателей. На сайте наши родители знакомятся со сценариями мероприятий, получают рекомендации по подготовке костюмов детей к утреннику. Благодаря сайту, родители, больше знают о том, каких успехов добились их дети, и дошкольное учреждение, вцелом. Здесь же педагоги осуществляют обратную связь с родителями.
Очень удобной и эффективной формой работы с родителями является «Экран настроения», уголок эмоционального состояния детей «Здравствуй, я пришёл» , «Экран добрых дел». Информация при этом подбирается для конкретных родителей и про конкретных детей. В детском саду работает клуб: «Первоклашка» - для родителей детей подготовительных к школе групп. «Супер мама» - для родителей детей младших групп. На заседаниях клубов поднимались и обсуждались интересующие родителей проблемы. Систематически выпускается газета «Берёзка», в которой нашли отражение следующие рубрики: «Чем живёт детский сад», «Советы специалистов», «Чем занять ребёнка дома в выходные и праздники» и др. В газете мы стараемся проанонсировать то или иное готовящееся мероприятие, рассказываем о проводимых конкурсах среди групп, благодарим самых активных родителей.
Иными словами, вся работа с родителями строится по направлениям :
|
Направление работы
|
Преследуемые цели
|
Формы работы
|
1
|
Педагогическое просвещение родителей
|
Повышение педагогической грамотности родителей
|
Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, педагогические советы родительские собрания, консультации и др.
|
2
|
Включение родителей в деятельность ДОУ
|
Создание условий для включения родителей в образовательный процесс ДОУ
|
Соревнования, кружки, конкурсы, викторины, совместные мероприятия
|
3
|
Обучение родителей практическим навыкам
|
Овладение практическими навыками
|
Тренинги, открытые занятия, консультации, досуги и др.
|
Благодаря разнообразию новых форм родители увидели своих детей совсем другими глазами – оказывается, их дети умеют не только красиво петь, танцевать, участвовать в спортивных соревнованиях, но знают ответы на многие вопросы по экологии, математике, краеведению, умеют логически рассуждать. Мы почувствовали совсем другое отношение к педагогам.
Проведя мониторинг удовлетворённости родителей деятельностью детского сада в конце года [Приложение № 2] мы отметили, что созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чём свидетельствуют следующие результаты:
родители удовлетворены уровнем и содержанием образовательной работы и считают, что: их ребенок с удовольствием посещает детский сад;
сотрудники детского сада внимательно относятся к их ребенку;
в детском саду ребенок получает больше, чем, если бы он воспитывался дома;
-
благодаря контакту с воспитателями, они стали лучше разбираться в особенностях поведения своего ребенка, понимают его потребности.
педагоги активно используют новые технологий в работе, учитывая социальный запрос, интересы, нужды и потребности родителей;
Родители активно участвуют в жизни детского сада
Таким образом, чтобы повысить степень удовлетворённости современных родителей качеством оказанных ребенку образовательных услуг, важно не только качественно и интересно оказывать эти услуг, но и обучать воспитательному делу родителей, чтобы усилия, направленные ими на воспитание и формирование личностных качеств ребенка, не оказались бесполезными или, что еще хуже, губительными.
Мы стремимся, чтобы педагоги для родителей стали друзьями, участок – детским парком для семейных прогулок и праздников, а детский сад – родным домом, где любого взрослого и ребенка любят таким, какой он есть.
Приложение 1
Анкета удовлетворенности деятельностью ДОУ для родителей
Уважаемые родители! С целью улучшения качества образовательного процесса в ДОУ просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы.
1. Вы систематически и достаточно получаете информацию о:
|
да
|
нет
|
трудно сказать
|
целях и задачах детского сада
|
|
|
|
содержании деятельности педагогов
|
|
|
|
особенностях развития вашего ребенка
|
|
|
|
режиме работы дошкольного учреждения
|
|
|
|
питании (меню)
|
|
|
|
2. Вы получаете информацию об особенностях развития ребенка в детском саду на основе:
|
да
|
нет
|
трудно сказать
|
Информационного стенда
|
|
|
|
Индивидуальных бесед с воспитателями
|
|
|
|
Индивидуальных бесед с медицинской сестрой
|
|
|
|
Бесед со специалистами
|
|
|
|
Собраний
|
|
|
|
Бесед с заведующей
|
|
|
|
Не получаю никакой информации
|
|
|
|
6. Удовлетворены ли Вы:
|
да
|
нет
|
трудно сказать
|
отношением ребенка с педагогами
|
|
|
|
Отношениями ребенкасо сверстниками
|
|
|
|
Вашими отношениями с педагогами
|
|
|
|
7. Знакомы ли Вы с образовательной программой детского сада?
- Да, в полной мере
- Да, частично
- Нет
8. Соответствует ли образовательная программа ДОУ вашим запросам
- Да, в полной мере
- Да, частично
- Нет удовлетворенности
9. Какие формы работы наиболее эффективные:
- посещение воспитателем ребенка на дому;
- родительские собрания;
- специальные занятия, тренинги, семинары для родителей;
- совместные праздники и развлечения;
- индивидуальные беседы и консультации;
-другие формы работы (укажите какие) ____________________
10. Удовлетворены ли Вы спектром дополнительных услуг, предоставляемых дошкольным учреждением?
- Да, в полной мере
- Да, частично
- Нет удовлетворенности
11. Вам нравится территория и помещение детского сада?
- Да, в полной мере
- Нет удовлетворенности
14. Какие проблемы, на Ваш взгляд, наиболее характерны для ДОУ
|
да
|
нет
|
трудно сказать
|
Низкая материальная база
|
|
|
|
Недостаточная профессиональная компетентность педагогов
|
|
|
|
Недостаточное внимание к детям
|
|
|
|
Недостаточное уважение к родителям
|
|
|
|
Недостаточное качество воспитательно-образовательной работы
|
|
|
|
Отсутствие интересной работы с родителями
|
|
|
|
Недостаточное информирование родителей о ребенке
|
|
|
|
Приложение №2
Анкета итоговая:
Удовлетворённость родителей:
|
%
|
Стабильностью, добрыми традициями в ДОУ
|
|
Высоким уровнем развития ребёнка в соответствии с требованиями образовательной программы
|
|
Стабильным коллективом, достижениями педагогов, положительной мотивацией к работе
|
|
Общением педагогов с детьми, учитывая их индивидуальные особенности
|
|
Общением педагогов с родителями на основе диалога, открытости с использованием делового стиля в сочетании с личностным стилем общения
|
|
Информированностью о жизни и деятельности ребёнка в ДОУ
|
|
Созданием предметной среды, способствующей комфортному самочувствию детей и их родителей
|
|
Связями с другими социальными институтами образования и воспитания
|
|
Вовлеченность родителей в образовательный процесс ребенка
|
|
ИТОГО
|
|
«Список литературы»
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова М.:ТЦ «Сфера», 2001 – 128с
Солодянкина О.В.» Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ.» М.: «Аркти», 2005, С. 221.
|