Главная страница

Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»


Скачать 167.82 Kb.
Название Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»
Дата 13.03.2016
Размер 167.82 Kb.
Тип Документы

Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»

Васина Наталья Ивановна

Старший воспитатель МАДОУ № 340

Московского р. г.Казани РТ
Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к современным дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование.

Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается удовлетворенность потребителя его состоянием. В данном случае речь идет о родителях детей, именно они должны быть удовлетворены качеством оказанных ребенку образовательных услуг.

Семья и современный детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Результаты опроса показали, что родители предпочитают получать информацию о деятельности детского сада по информационным каналам – через телевидение, радио, интернет, чтение периодической печати. Однако знания, воспринимаемые из разных источников, не помогают им получить достоверной картины по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме. У значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке. Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности родителей не позволяет им занять активную позицию в сотрудничестве с воспитателями в образовательном процессе их ребенка. Закономерным следствием этого являются не только их низкая активность, но порой конфликтность и безответственность. Столкнувшись с этой проблемой, а так – же с целью повышения степени удовлетворенности родителей качеством современного дошкольного образования, стало ясно, что необходимо искать новые формы работы с родителями по привлечению их к жизни детей в ДОУ, по сохранению института семьи.

В процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в современных условиях возникают следующие проблемы:

  • большие противоречия между материальными и духовыми запросами населения и между семейными обязанностями.

  • статус матери снижен, и отцовство, как важнейший элемент социализации, практически отсутствует.

  • авторитет и доверие к воспитателю находятся на недостаточном уровне.

  • средства массовой информации порой допускают негативную информацию о деятельности детского сада.

  • родители плохо представляют содержание воспитания и обучения детей в детском саду, часто занимают позицию сторонних наблюдателей.

  • родители и педагоги не всегда чувствуют себя единомышленниками.

Таким образом, мы поняли, что необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве и взаимопомощи, чтобы все затраченные усилия в конечном итоге положительно отразились на воспитании детей.

Прогрессивные педагоги, общественные деятели считают, чтобы повысить степень удовлетворённости родителей качеством оказанных ребенку образовательных услуг, необходимо повысить психолого-педагогическую культуру родителей. Важно проводить педагогическую пропаганду в каждом конкретном образовательном учреждении, для каждого конкретного родителя. Учитывая всё это, мы решили адаптировать традиционные формы работы с родителями к современным условиям. Ставя задачу повышения степени удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования, нашими педагогами были разработаны показатели уровня осведомленности и удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг в ДОУ:

  • Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.

  • Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ.

  • Удовлетворенность стилем взаимоотношений: педагог - родитель; педагог – ребенок.

  • Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах.

  • Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

  • Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.

Далее необходимо провести мониторинг удовлетворённости родителей деятельностью детского сада, при этом установить категорию участников процедур мониторинга, это: аведующий, старший воспитатель, педагоги-специалисты,  воспитатели, родители детей, посещающих детский сад.

Наметить периодичность проведения мониторинга : 2 раза в год.

Рекомендованные для использования методы: анализ, наблюдение, визуальная оценка, сбор, группировка, обработка данных.

Формы работы: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.

Ожидаемые результаты : повышение степени удовлетворенности родителей качеством образования в ДОУ.

Мы выбрали мониторинг по изучению удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения по методике Е. Н. Степанова представленной в книге «Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации» [Приложение №1] Наиболее эффективными формами работы детского сада с родителями опрошенные считают :

  • совместные праздники и развлечения, и др. мероприятия (82%).

  • специальные занятия, тренинги, семинары (72%),

  • посещение родителями занятий в детском саду (60%).

  • родительские собрания (30%),

  • беседы и консультации (48%)

Выводы по результатам анализа анкет: Созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности, запросы, интересы, и нужды родителей. Они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.

 Однако, родители хотели бы видеть более внимательное отношение воспитателей к некоторым аспектам развития их детей,  главными среди которых они считают:

  • развитие речи детей и обогащение словаря;

  • укрепление здоровья и развитие двигательной активности детей

  • подготовка к школе

А в целом, мы поняли, что для родителей не существует второстепенных тем, поскольку им необходимы знания об особенностях развития своего ребенка, задачах воспитания, методах организации игровой, развивающей среды. Стало ясным, что порой традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, консультации, беседы) воспринимаются родителями достаточно равнодушно, и не всегда виден весь широкий спектр ежедневной кропотливой работы, которая постоянно проводится педагогами и специалистами. Поэтому настала необходимость искать современные, инновационные формы взаимодействия с родителями, прислушиваясь к мнению родителей. Такие формы, которые бы позволили родителям максимально быть в курсе всей работы, проводимой педагогами дошкольного учреждения, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей, а так же с целью ознакомлении их с инновационной деятельностью образовательного учреждения. Иными словами, необходимо качественное преобразование используемых форм работы с родителями:

  • развитие диалогических отношений «педагог-семья»;

  • поиск, и реализация интерактивных методов обучения взрослых

  • изучение интересов, мнений и запросов родителей

  • изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

Был разработан план работы по повышению удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ, где предусматривалось:

  • Повышение квалификационного уровня педагогов.

  • Улучшение питания детей.

  • Повышение уровеня физкультурно - оздоровительной работы через организацию секций в детском саду, работу семейных клубов.

  • Повышение уровеня материально-технического оснащения

  • Обучение родителей педагогическим знаниям, вовлечение родителей в образовательный процесс.

  • Повышение уровень информированности родителей

Для реализации данного плана, провели акции для создания презентативного имиджа детского сада (благотворительные акции, марафоны: «Поможем братьям нашим меньшим», «Книгам вторую жизнь», «Дни добрых дел», «Береги природу»). Ежегодно проводим «День открытых дверей» с организацией экскурсии родителей по детскому саду: группам, кабинетам, пищеблоку - с дегустацией блюд детской кухни.

Организованы постоянно действующая «Почта доверия» и консультативные приёмные педагогов по предварительным заявкам, так как порой родители не решаются задать педагогу волнующие их вопросы, особенно те, которые носят интимный характер и требуют доверия к собеседнику. Традиционной стала акция «Гость группы» ( приглашенные родители рассказывают о своей профессии, проводят мастер – классы: «Красивая коса», «Волшебные нитки», «Юный поварёнок»). Проводится конкурс «Семейной газеты», где семья рассказывает об интересных семейных событихях и традициях : «Воспоминание о лете», «Мой домашний любимец», «День рождения». Организуются творческие выставки, совместные мероприятия, родители вовлекаются в планирование и организацию тематических проектов. Уровень вовлеченности родителей в образовательный процесс отслеживается через «Доски почета», рубрики «Спасибо за участие в проекте». Итоги проведенного мероприятия выкладываются на сайт группы , детского сада.

Сайт образовательного учреждения, помогает повысить степень осведомленности родителей деятельностью детского сада. Здесь родители имеют возможность получать информацию о мероприятиях детского сада, получать ответы на вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалистов и воспитателей. На сайте наши родители знакомятся со сценариями мероприятий, получают рекомендации по подготовке костюмов детей к утреннику. Благодаря сайту, родители, больше знают о том, каких успехов добились их дети, и дошкольное учреждение, вцелом. Здесь же педагоги осуществляют обратную связь с родителями.

Очень удобной и эффективной формой работы с родителями является «Экран настроения», уголок эмоционального состояния детей «Здравствуй, я пришёл» , «Экран добрых дел». Информация при этом подбирается для конкретных родителей и про конкретных детей. В детском саду работает клуб: «Первоклашка» - для родителей детей подготовительных к школе групп. «Супер мама» - для родителей детей младших групп. На заседаниях клубов поднимались и обсуждались интересующие родителей проблемы. Систематически выпускается газета «Берёзка», в которой нашли отражение следующие рубрики: «Чем живёт детский сад», «Советы специалистов», «Чем занять ребёнка дома в выходные и праздники» и др. В газете мы стараемся проанонсировать то или иное готовящееся мероприятие, рассказываем о проводимых конкурсах среди групп, благодарим самых активных родителей.

Иными словами, вся работа с родителями строится по направлениям :




Направление работы

Преследуемые цели

Формы работы

1

Педагогическое просвещение родителей

Повышение педагогической грамотности родителей

Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, педагогические советы родительские собрания, консультации и др.

2

Включение родителей в деятельность ДОУ

Создание условий для включения родителей в образовательный процесс ДОУ

Соревнования, кружки, конкурсы, викторины, совместные мероприятия


3

Обучение родителей практическим навыкам

Овладение практическими навыками

Тренинги, открытые занятия, консультации, досуги и др.


Благодаря разнообразию новых форм родители увидели своих детей совсем другими глазами – оказывается, их дети умеют не только красиво петь, танцевать, участвовать в спортивных соревнованиях, но знают ответы на многие вопросы по экологии, математике, краеведению, умеют логически рассуждать. Мы почувствовали совсем другое отношение к педагогам.

Проведя мониторинг удовлетворённости родителей деятельностью детского сада в конце года [Приложение № 2] мы отметили, что созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чём свидетельствуют следующие результаты:

  • родители удовлетворены уровнем и содержанием образовательной работы и считают, что: их ребенок с удовольствием посещает детский сад;

  • сотрудники детского сада внимательно относятся к их ребенку;

  • в детском саду ребенок получает больше, чем, если бы он воспитывался дома;

  • благодаря контакту с воспитателями, они стали лучше разбираться в особенностях поведения своего ребенка, понимают его потребности.

  • педагоги активно используют новые технологий в работе, учитывая социальный запрос, интересы, нужды и потребности родителей;

  • Родители активно участвуют в жизни детского сада

Таким образом, чтобы повысить степень удовлетворённости современных родителей качеством оказанных ребенку образовательных услуг, важно не только качественно и интересно оказывать эти услуг, но и обучать воспитательному делу родителей, чтобы усилия, направленные ими на воспитание и формирование личностных качеств ребенка, не оказались бесполезными или, что еще хуже, губительными.

Мы стремимся, чтобы педагоги для родителей стали друзьями, участок – детским парком для семейных прогулок и праздников, а детский сад – родным домом, где любого взрослого и ребенка любят таким, какой он есть.

Приложение 1

Анкета удовлетворенности деятельностью ДОУ для родителей

Уважаемые родители! С целью улучшения качества образовательного процесса в ДОУ просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы.

1. Вы систематически и достаточно получаете информацию о:




да

нет

трудно сказать

целях и задачах детского сада










содержании деятельности педагогов










особенностях развития вашего ребенка










режиме работы дошкольного учреждения










питании (меню)











2. Вы получаете информацию об особенностях развития ребенка в детском саду на основе:




да

нет

трудно сказать

Информационного стенда










Индивидуальных бесед с воспитателями










Индивидуальных бесед с медицинской сестрой










Бесед со специалистами










Собраний










Бесед с заведующей










Не получаю никакой информации










6. Удовлетворены ли Вы:




да

нет

трудно сказать

отношением ребенка с педагогами










Отношениями ребенкасо сверстниками










Вашими отношениями с педагогами











7. Знакомы ли Вы с образовательной программой детского сада?

- Да, в полной мере

- Да, частично

- Нет

8. Соответствует ли образовательная программа ДОУ вашим запросам

- Да, в полной мере

- Да, частично

- Нет удовлетворенности

9. Какие формы работы наиболее эффективные:

- посещение воспитателем ребенка на дому;

- родительские собрания;

- специальные занятия, тренинги, семинары для родителей;

- совместные праздники и развлечения;

- индивидуальные беседы и консультации;

-другие формы работы (укажите какие) ____________________

10. Удовлетворены ли Вы спектром дополнительных услуг, предоставляемых дошкольным учреждением?

- Да, в полной мере

- Да, частично

- Нет удовлетворенности

11. Вам нравится территория и помещение детского сада?

- Да, в полной мере

- Нет удовлетворенности

14. Какие проблемы, на Ваш взгляд, наиболее характерны для ДОУ




да

нет

трудно сказать

Низкая материальная база










Недостаточная профессиональная компетентность педагогов










Недостаточное внимание к детям










Недостаточное уважение к родителям










Недостаточное качество воспитательно-образовательной работы










Отсутствие интересной работы с родителями










Недостаточное информирование родителей о ребенке











Приложение №2

Анкета итоговая:

Удовлетворённость родителей:

%

Стабильностью, добрыми традициями в ДОУ




Высоким уровнем развития ребёнка в соответствии с требованиями образовательной программы




Стабильным коллективом, достижениями педагогов, положительной мотивацией к работе




Общением педагогов с детьми, учитывая их индивидуальные особенности




Общением педагогов с родителями на основе диалога, открытости с использованием делового стиля в сочетании с личностным стилем общения




Информированностью о жизни и деятельности ребёнка в ДОУ




Созданием предметной среды, способствующей комфортному самочувствию детей и их родителей




Связями с другими социальными институтами образования и воспитания




Вовлеченность родителей в образовательный процесс ребенка




ИТОГО





«Список литературы»

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова М.:ТЦ «Сфера», 2001 – 128с

  2. Солодянкина О.В.» Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ.» М.: «Аркти», 2005, С. 221.