|
Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими косвенный объект (глагол + о (об) + существительное единственного числа)
Конспект урока формирования грамматического строя речи
3 класс II отделение
Учитель: Тасина М.А.
Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими косвенный объект (глагол + о (об) + существительное единственного числа)
Задачи:
Познакомить со словосочетаниями по вопросной схеме: что делает? + о ком? (о чём?).
Учить составлять предложения с данными словосочетаниями.
Учить устанавливать грамматические обобщения.
-
Развивать практические навыки построения словосочетаний и предложений, правильного оформления речевых единиц с сочетаниями, обозначающими косвенный объект.
Учить сознательно, образовывать грамматические структуры.
Учить устанавливать по вопросам связи между словами в предложении.
Развивать слуховое восприятие на материале урока.
Этапы урока
|
Ход урока
|
Примечание
|
I. Организация начала урока
|
- Сядьте, девочки.
- Сядьте, мальчики.
- Кто сегодня дежурный?
(Я сегодня дежурный)
… напомни ребятам, как надо работать на уроке
(На уроке надо внимательно слушать учителя и товарищей, исправлять ошибки товарища, правильно говорить)
- Какой сейчас урок, …
(Сейчас урок грамматики)
|
|
II. Основная часть
а) словарный диктант
б) анализ слов по вопросам
в) чтение стихотворения, ответы на вопросы
г) выделение словосочетаний
д) формулировка вывода
е) упражнения на закрепление
ж) составление предложений по схеме
з) составление предложений из слов
|
- Ребята, послушайте задание. Будем писать диктант. Откройте тетради. Слова надо записать в три столбика по родам.
(внук, лето, сестра, окно, сын, брат, девочка, озеро, лиса.)
- Прочитайте слова мужского рода.
Ученик читает: внук, сын, брат.
- Какое окончание имеют слова мужского рода?
(Слова мужского рода не имеют окончания.)
(Слова мужского рода имеют нулевое окончание.)
- Прочитайте слова женского рода.
Ученик читает: сестра, девочка, лиса.
- Какое окончание имеют слова женского рода?
(Слова женского рода имеют окончание -а)
- Прочитайте слова среднего рода.
Ученик читает: окно, озеро, лето.
- Какое окончание имеют слова среднего рода?
(Слова среднего рода имеют окончание -о)
- Прочитайте стихотворение.
Мой братишка, мой товарищ,
Настоящий старший друг.
Он уехал к синю морю,
На далекий теплый юг,
Я, и бабушка, и мама
Вспоминали все втроем,
Кто – о внуке,
Кто – о сыне,
Кто – о брате о своем…
- О ком вспоминала бабушка?
(Бабушка вспоминала о внуке.)
- О ком вспоминала мама?
(Мама вспоминала о сыне.)
- О ком вспоминал мальчик?
(Мальчик вспоминал о брате.)
- Найдите словосочетания по схеме: что делали? + о ком?
что делали? + о ком?
вспоминали о внуке
вспоминали о сыне
вспоминали о брате
- Какой вывод можно сделать?
(Слова мужского рода, отвечающие на вопрос о ком? имеют окончание –е).
- Будете работать в парах. У вас на партах лежат карточки с заданием. Прочитайте задание.
(Допиши окончания, определи род, поставь вопросы к выделенным словам).
- Будете выполнять задание по очереди, рассказывая товарищу правило.
1. Ребята читали рассказ о смелом мальчик…
2. Дети были в зоопарке, а потом долго вспоминали о большом слон…
3. Витя всем рассказывал о своем товарищ…
4. В живом уголке ребята заботятся о ёжик…
|
- Послушайте задание. Вставьте слова, измените окончания, определите род, поставьте вопрос. Напишите предложения.
Мальчик долго гулял и забыл об …
Ребята вспоминали о летнем …
Ученики пели песню о смешном …
Витя всем рассказывал о своем …
(поход, обед, клоун)
- Составьте предложение по схеме:
кто? + что делает? + о ком? (м.р.)
кто? + что делает? + о чём? (м.р.)
- Прочитайте слова.
мальчик, читает, учительница, о, заботиться, сказку, маленьком, о, золотом, котёнке, ключике
- Составьте 2 предложения из данных слов.
Ученик составляют предложения, повторяют правило.
|
на доске
Все ученики работают в тетрадях, один ученик у доски.
|
I. Организация конца урока
|
- Учитель подводит итог урока, ученики повторяют вывод по таблице.
(Слова мужского рода, отвечающие на вопросы о ком? о чём? имеют окончание –е).
|
|
|
|
|