|
Тема: «Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий с применением блок-схемного подхода в организации дифференцированного обучения»
Тема: «Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий с применением блок-схемного подхода в организации дифференцированного обучения»
Стратегия: Создание условий развития творческого мышления и направленной познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ
Теоретический аспект
В настоящее время возросла актуальность поиска новых путей реформирования образования, которые позволили бы современной школе «повернуться лицом к ученику». Вопросы ориентации на индивидуальные особенности учащихся в обучении и воспитании не раз поднимались в мировой педагогической практике. О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребёнка говорили известные психологи и педагоги: Л.С. Выготский (зона ближайшего развития), П.Я. Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий), Л.В. Занков (теория развивающего обучения), Г. Песталоцци и др. Тем не менее продолжается активный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать педагогический процесс (Ю.К. Бабанский и др.) и максимально приблизить его к личности обучаемого. В настоящее время активно развиваются концепции и технологии личностно-ориентированного обучения (А.Г. Асмолов, М.Н. Берулава, Е.Д. Божович, Н.И. Пак, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская и др.). Для их реализации в рамках классно-урочной системы могут быть использованы различные подходы, в частности индивидуализация обучения (И.Э. Унт, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская, А.А. Ярулов и др.) и дифференциация обучения (Н.П. Гузик, Н.Д. Есипова, Л.В. Замогильнова, И.М. Осмоловская, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, В.В. Фирсов и др.). Особенно актуальной является проблема дифференциации обучения школьному курсу информатики. Это связано с большим разбросом знаний, умений и навыков школьников по данному предмету в рамках одного класса. Причинами являются: наличие домашнего компьютера у некоторых учащихся, «боязнь техники», индивидуальные способности и т.д. Одним из путей решения данной проблемы может быть использование в методике преподавания информатики новых педагогических технологий личностно-ориентированного обучения в целом и дифференцированного обучения в частности.
Для эффективной реализации идей дифференцированного обучения необходима качественная диагностика знаний, умений и навыков школьников, которая позволяла бы учителю своевременно и достоверно выявлять дидактическое состояние каждого учащегося.
Вопросы организации дифференцированного обучения информатике на сегодня являются очень актуальными. Основными направлениями в изучение данного метода является использование педагогических технологи компьютерной диагностики знаний. В основу положены разработки разноуровневых тестов. Данная методика уже себя зарекомендовала, как достаточно объективный инструмент.
Педагогическая идея
Оценка уровня развития учащегося на основе компьютерной диагностики имеет колоссальное количество достоинств, в частности: независимость, объективность, быстрота сбора информации и обработки информации, разноуровневость диагностики и т.п.
Однако, существенным недостатком данного метода является высокие психофизиологические затраты со стороны учащихся. Методика требовательна к психологическим особенностям восприятия компьютера как собеседника, что зачастую требует специальной работы с учащимися социально-психологических служб. Данная проблема возникает вследствие некоего страха работы на компьютере в атмосфере экзамена. Особенно это касается детей, не имеющих возможности регулярно работать с вычислительной техникой. Многие дети от природы лишены возможности в условиях экзамена показывать высокие результаты, хотя в простой непринуждённой обстановке проявляют высокую работоспособность.
Механизмом альтернативной оценки в данном случае может стать блок-схемный подход или метод «графов» в изучении учащимися информатики и информационно-коммуникационных технологий. Этот метод широко используется для решения практических задач в различных областях. Особенно эффективен данный подход при реализации модульного или блочно-модульного обучения. В ходе реализации применимы методы проектной деятельности, мозгового штурма, технологии погружения и т.д.
Разрешение противоречия в оценке уровня составило проблему исследования, которую можно сформулировать следующим образом: каковы особенности организации дифференцированного обучения школьников информатике на примере развития навыков самостоятельной работы
Объект исследования: учебный процесс по курсу информатики.
Предмет исследования: методика дифференцированного обучения курсу информатики.
Цель работы: изучить механизм организации дифференцированного обучения школьников курсу информатики на основе блок-схемной структуры.
Гипотеза исследования: разработка уроков с использование в учебном процессе блок-схемной структуры по курсу информатики позволит построить эффективную методику организации дифференцированного обучения и повысить качество усвоения знаний.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие частные задачи:
1) выявить предпосылки и методические особенности организации дифференцированного обучения информатике в школе;
2) определить задачи уровневой дифференциации в школьном курсе информатики;
3) разработать комплекс уроков направленных на развитие навыков самостоятельной работы на основе блок-схемной структуры;
4) разработать механизмы применения различных методик организации дифференцированного обучения школьников информатике в условиях блок-схемной структуры урока.
Методология урока
Целевой подход к построению структуры уроков на основе метода «графов» делится на три алгоритма
Алгоритм «Следования»
В основу структуры положено непрерывное решение задачи, поиска информации учащимися как индивидуально, так и в групповой форме.
Механизм: начальные условия известны, известен результат;
Поиск: создать поток непрерывных умозаключений, решений, приводящих к однозначному результату.
Метод не даёт право на ошибку.
Диагностика: Выявляет прочность знаний и умение их применить.
Алгоритм «Выбор» или «Ветвление»
В основу структуры положено непрерывное решение задачи, поиска информации учащимися как индивидуально, так и в групповой форме.
Механизм: начальные условия и промежуточные условия известны, известен результат;
Поиск: создать поток непрерывных умозаключений, решений, приводящих к однозначному результату путём отброса ненужных решений.
Метод не даёт право на ошибку.
Диагностика: Выявляет умение творчески подойти к решению задач, правильно сделать выбор.
Алгоритм «Повторение»
В основу структуры положено непрерывное решение задачи, поиска информации учащимися как индивидуально, так и в групповой форме.
Механизм: начальные условия известны, известен результат;
Поиск: создать поток непрерывных умозаключений, решений, приводящих к однозначному результату путём отброса и повторение схем решения.
Метод даёт право на ошибку
Диагностика: Выявляет умение анализировать свою умственную деятельность – находить правильное решение путём построения правильных логических цепочек В ходе разработки структуры урока алгоритмы могут быть использованы как для проверки знаний, умений, навыков, объяснения нового материалы, закрепление.
Использование алгоритмов накладывает ограничения на временные рамки выполнения заданий, так как должен учитывать все свойства исследуемых алгоритмов:
Локальность начальных и конечных результатов.
Конечность средств реализации.
Конкретность механизмов применения.
Творческий «серфинг»
Открытость системы промежуточных решений.
Возможность самооценки (видение оценки)
а также
Уровень готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности.
Материальные возможности школы.
Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.
Практическое применение
Метод «графов» успешно был применён в курсе изучении информатики в начальной школе. Изучение информатики во 2-4 классах построена на УМК Горячева А.А., Гориной К.Г., Волковой Т.О. «Информатика в играх и задачах», с использованием блочно-модульной технологии. Применение блок-схемных структур изучения материала привело к доработке базовых заданий, не нарушающих структуру УМК. Однако, расширение творческих заданий по каждому модулю позволило увеличить уровень дифференциации обучения. Базовые задания логически дополняются заданиями, обеспечивающими более широкую связь изучаемых понятий с окружающим миром. Использование метода Блок-схем значительно повышает теоретическую подготовку учащихся. Применительно к УМК Горячева А.А. и др. блок-схемный подход позволяет обобщить и закрепить материал урока
Пример:
Применение блок-схемных структур изучения информатики в начальной школе (2 класс)
Базовое задание:
Учащиеся по признакам принадлежности предметов какой-либо группе называют множества: музыкальные инструменты, спортивные товары, слесарный инструмент
Это задание соответствует «Линейному» алгоритму - легко отслеживаются систематические знания на узнавание предметов, кругозор, словарный запас:
Доработка:
Выделите элементы множеств или множество, соответствующие данной категории людей (назовите эти категории):
Данное задание соответствует творческому решению задачи на основе алгоритма «Выбора».
Позволяет отследить правильность выбора и оценить своевременность обнаружения ошибочного мышления.
Составьте рассказ про каждого из людей, используя элементы из известных множеств, на тему:
а) Клоун Петрушка не любит играть в барабан. Почему?
б) Труба и коньки – любимые вещи Весёлого соседа. Почему?
г) Деловому человеку нравится отвёртка и пила. Почему?
Деловой человек
Весёлый сосед
Клоун Петрушка
Данное задание соответствует алгоритму «Повторения» и позволяет оценить в комплексе творческое мышление учащихся. Учащийся в процессе составления рассказа может выявить собственные ошибки при составлении логических связей между элементами множеств. Анализируя публично ответы учащихся, делаются выводы о необходимости исправления тех или иных логических структур, разработанных учащимися
Примеры рассказа, составленного детьми:
Клоун Петрушка играл мячом и попал в барабан. Изломал его. Больше Петрушка не играет в барабан.
Однажды клоун Петрушка катался на коньках. Вдруг коньки сломались, и он решил их отремонтировать. Взял отвертку и клещи и начал чинить. Вдруг заиграл барабан, и он забыл, для чего нужна отвёртка и клещи. С тех пор Петрушка не любит играть в барабан.
Как-то раз клоун Петрушка играл в барабан очень громко и напугал детей. Мама запретила ему играть в мяч и кататься на коньках. С тех пор Петрушка не любит играть в барабан.
Внедрение блок-схемных возможно и в средней и старшей школе, уроки в которой проходят в традиционной форме. В этом случае снова применяется модульная технология. Особенно эффективное применение блок-схем возможно на практических занятиях.
Применение блок-схемных структур в среднем звене (6 класс)
Практическая работа №8 «Строим диаграммы»
Базовое задание: (Информатика: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова. – 5-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 208 с.:ил.)
Задание 4
1. Откройте текстовый файл Задача4.dос (Мои документы\ 6класс\3аготовки):
Тихий океан имеет площадь 179 млн км2 , Атлантический - 93 млн км2, Индийский - 75 млн км2 и Северный Ледовитый - 13 млн км2.
2. На основании этой информации создайте и заполните следующую таблицу (пункт меню Таблица – Вставить -Таблица)
Океан
|
Тихий
|
Атлантический
|
Индийский
|
Северный Ледовитый
|
Площадь
(млн. км2)
|
179
|
93
|
75
|
13
|
По таблице постройте круговую диаграмму «Площади океанов» (Выделите таблицу, откройте пункт меню Вставка-Объект-Диаграмма). Предусмотрите вывод названия диаграммы, легенды и выраженный в процентах вклад каждого океана в воды Мирового океана (команда Параметры-диаграммы).
Поставьте себе оценку: максимум 3 балла (запишите ниже)
Сохраните файл в собственной папке под именем Океаны и закройте программу.
Доработка:
Алгоритм «Выбор»
Задание 4
1. Откройте текстовый файл Задача4.dос (Мои документы\ 6класс\3аготовки):
Тихий океан имеет площадь 179 млн км2 , Атлантический - 93 млн км2, Индийский - 75 млн км2 и Северный Ледовитый - 13 млн км2.
2. На основании этой информации создайте и заполните следующую таблицу:
Океан
|
Тихий
|
Атлантический
|
Индийский
|
Северный Ледовитый
|
Площадь (млн. км2)
|
179
|
93
|
75
|
13
|
По таблице постройте произвольную круговую диаграмму «Площади океанов». Предусмотрите вывод названия диаграммы, легенды и выраженный в процентах вклад каждого океана в воды Мирового океана (команда Параметры-диаграммы, пункт меню Диаграмма).
Изменить диаграмму согласно рисунка
Какие действия необходимо выполнить, чтобы изменить параметры диаграммы? (запишите ниже диаграммы)
Поставьте себе оценку : максимум 4 балла (запишите ниже)
Сохраните файл в собственной папке под именем Океаны1 и закройте программу.
Алгоритм «Повторение»
Задание 4
1. Откройте текстовый файл Задача4.dос (Мои документы\ 6класс\3аготовки):
Тихий океан имеет площадь 179 млн км2 , Атлантический - 93 млн км2, Индийский - 75 млн км2 и Северный Ледовитый - 13 млн км2.
2. На основании этой информации создайте и заполните следующую таблицу:
Океан
|
Тихий
|
Атлантический
|
Индийский
|
Северный Ледовитый
|
Площадь (млн. км2)
|
179
|
93
|
75
|
13
|
По таблице постройте диаграммы «Площади океанов»
Какие действия необходимо выполнить, чтобы изменить параметры диаграммы? (запишите ниже диаграммы)
Сколько способов изменения параметров диаграммы вы нашли? (запишите ниже диаграммы)
Какие диаграммы на ваш взгляд наиболее наглядно отражают информацию? (запишите ниже диаграммы)
Поставьте себе оценку: максимум 5 баллов(оценка 5 ставится если построены 2 из 3 возможных диаграмм)
Сохраните файл в собственной папке под именем Океаны2 и закройте программу.
Заключение
Механизм развития навыков самостоятельной работы на основе блок-схемного подхода позволяет полностью реализовать основы модульной технологии: обеспечивает индивидуализацию обучения по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.
|
|
|