|
Тема А. С. Пушкин Задани Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны»
Тема 1.
А.С. Пушкин
Задание1. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны».
Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении. Напишите, о чём рассказывает каждая из частей стихотворения, пользуясь следующими речевыми образцами:
1.Стихотворение можно разделить на …………. .
2. Первая часть стихотворения состоит из ….. строф.
3. В первой части стихотворения говорится о ………….
Задание 2.Объясните значение следующих слов:
Дольний______________________________________________________________________
целомудрие___________________________________________________________________
празднословие_________________________________________________________________
любоначалие__________________________________________________________________
Составьте с каждым из них предложение. При затруднениях пользуйтесь толковым словарем.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание3. Составьте из предложений связный ответ на вопрос: почему А.С. Пушкин сделал переложение молитвы Ефрема Сирина?
Она вмещает бесконечно многое: веру в отеческую любовь Всеблагого, убежденность в действенности молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами, стремление к покаянию, очищению, спасению.
Каждый христианин вносит в молитвенное творчество свою, пусть никому не заметную лепту: покаянную ноту, добрый помысел, оттенок чувства.
Христианская молитва есть выражение живого богообщения.
Потребность «говорить к Богу», открываться Всевышнему в том или ином жизненном положении, душевном состоянии присуща едва ли не всем русским поэтам.
Пушкин через интимно-духовные переживания приходит к нравственным ценностям православия.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2.
А.Н.Островский
Задание 1. Объясните смысл слов:
невежество___________________________________________________________________
деспотизм____________________________________________________________________
обличать_____________________________________________________________________
самодур _____________________________________________________________________
ханжа _______________________________________________________________________
Задание 2. Объясните название пьесы «Гроза», пользуясь следующими синтаксическими конструкциями
Название пьесы «Гроза» имеет как прямой,________________________________________
Грозы боятся все герои пьесы, кроме_____________________________________________
Катерина боится грозы, так как_________________________________________________
Грозой кажутся Дикой и Кабаниха, которых______________________________________
Грозой стал поступок Катерины, потому что_______________________________________
Задание 3. Выпишите примеры речевой характеристики различных персонажей драмы «Гроза»
Дикой_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кабаниха________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Катерина_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Напишите характеристику одного из представителей «темного царства» с использованием тематического словарика: подавлять стремление к воле; эксплуатировать; держать в страже; унижать, издеваться; требовать безоговорочного послушания; защищать старые «домостроевские» обычаи; суеверие; отсталость; лицемерие; ханжество; страх перед новым; деспотизм; самодурство, основанное на власти денег.
Задание 5. Выпишите цитаты из статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве», которые доказывают убеждение критика в том, что Катерина - «решительный цельный русский характер».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.С помощью стать Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» раскройте основные черты самодуров и объясните характер этого общественного явления.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 7. Расскажите о жизни Катерины в доме родителей от лица Катерины.
Задание 8.Расскажите о жизни Катерины в семье Кабановых от лица Варвары.
Тема 3.И.С. Тургенев
Задание 1. Дополните план сочинения на тему «Базаров – демократ-разночинец».
1.Вступление. Общественно-политическая обстановка в России 60-х годов 19 века.
2. Базаров – демократ-разночинец:
а.__________________________________________________________
б.__________________________________________________________
в.___________________________________________________________
г.___________________________________________________________
3. Тургенев о Базарове.
Задание 2.Пользуясь предложенными материалами, напишите вступление к сочинению на тему «Базаров – демократ-разночинец».
1812 - Отечественная война русского народа с французскими захватчиками.
1813 - 1815 гг. - заграничные походы русской армии, в результате которых в Россию вернулись люди, узнавшие, что такое свобода и свободный человек. Эти годы историками считаются временем, породившим движение декабристов.
1825 г. - восстание декабристов, завершившееся поражением.
1826 г. - казнь пяти декабристов. Пушкин пишет знаменитое «Послание в Сибирь», посвящённое сосланным.
1835 - Европа и Россия после событий 1830 года - революций во Франции и Бельгии, восстания в Польше, бунтов новгородских После 1835 г. - усиление политического гнёта: Герцен и Огарёв в новой ссылке, в 1836 г. Чаадаев объявлен сумасшедшим, в 1837 г. Лермонтов пишет «Смерть поэта».
1847 - Некрасов начинает издание «Современника».
1848 - революция во Франции. В России - начало «мрачного семилетия». Тургенев за границей. Запрещено имя Е.Белинского.
1855 - конец «мрачного семилетия». Герцен начинает издание «Полярной звезды», «Колокола». На арене общественной борьбы появляются революционеры-демократы.
Бунты новгородских военных поселений, восстания военного гарнизона в Севастополе, «холерных» бунтов в Москве и южных губерниях, гонений на прогрессивную интеллигенцию (были сосланы А.Герцен и Н Огарёв, изгнан из Московского университета Лермонтов, в опале - А.Пушкин).
1855 – поражение России в войне с Турцией.
50-60гг. – в России начинают развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозит крепостной строй. По этому вопросу произошел раскол между либералами и демократами.
1859 - Назревание революционной ситуации в России. Размежевание общественных сил в России. Происходит размежевание общественных сил. В N 5 журнала «Современник» появляется программная статья Н.Добролюбова «Что такое обломовщина?», в которой автор размышляет о месте человека в истории и общественной жизни страны.
Раскол в обществе. Политическая борьба. Уход с арены «отцов» - их нежелание уступать «детям» своё место. Ожидание реформ.
Появление романа «Отцы и дети» произошло в переломную эпоху для России. Таких этапов и таких произведений в истории страны было немного. Роль и место тургеневского романа можно сравнить разве только с комедией «Горе от ума». Ведь произошла не просто смена одного поколения другим, произошла смена «веков». Навсегда, безвозвратно уходит дворянское влияние на жизнь общества. И роману было суждено выполнить функцию иллюстрации, комментариев к этой переломной эпохе. Он как бы объяснял читателям, что же происходит вокруг. Кто правит веком. Кто пришёл на смену.
Итак, история авторского замысла, историческая обстановка в стране говорят о том, что роману было предопределено cыrpaтъ серьёзную роль в жизни общества. Он, конечно, не мог примирить общественных разногласий, но каждый читатель находил в нём ответы на свои вопросы. Конкретные социальные ответы на конкретные социальные вопросы. Правда, вопросы были одинаковые, а ответы разные.
Двойственный конфликт романа (социальный и философский) очевиден нам сегодня.
По мнению многих современников, Базаров изначально задуман как пародия на Добролюбова (умершего в 1861 году), как литературная месть. Этy версию поддерживает и объясняет Н. Чернышевский.
Тургенев опровергал эту точку зрения, приводя свою версию: «Я брал морские ванны в Вентноре, маленьком городке на острове Уайте, дело было в августе месяце 1860 года, - когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей» .... в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года). В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3*. Используя речевую характеристику Базарова и предложенный текст, напишите отрывок из дневника Базарова, охватывающий любой период из его жизни: в Петербурге, в Марьино, в Никольском, перед смертью.
Образец. 7 ИЮНЯ. Губернский гopoд. Встретил на балу сегодня фигуру.
На остальных баб не похожа. У ней такие плечи, каких я не видывал давно. Интересно, к какому разряду млекопитающих она относится? Завтра Аркадий везёт меня к ней в гостиницу.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План рецензии на пятое задание.
Соответствие речевой характеристике героя (тема, лексика, интонация);
соответствие логике характера героя;
соответствие авторскому стилю;
общее впечатление (речевые и грамматические ошибки, пожелания, оценка).
Задание 4.В таблице указаны эпитеты, характеризующие (или могущие охарактеризовать) героев романа. Выберите характеристики, подходящие каждому герою, укажите галочкой, какого или каких героев они характеризуют. Положительные свойства отмечайте синим карандашом, отрицательные - красным. Подсчитайте количество синих и красных отметок в каждой колонке и запишите эти цифры.
Проследите, много ли общего между героями? Какие характеристики их совпадают? Какие выводы можно сделать, проанализировав таблицу?
В.Базаров
|
Е.Базаров
|
Xaрaктepucтики
|
|
А.Кирсанов
|
Н.Кирсанов
|
П.Кирсанов
|
|
|
Безвольный
|
|
|
|
|
|
|
Романтичный
|
|
|
|
|
|
|
Глупый
|
|
|
|
|
|
|
|
Самолюбивый
|
|
|
|
|
|
|
Самовлюблённый
|
|
|
|
|
|
|
Ранимый
|
|
|
|
|
|
|
|
Тонко
|
чувствующий
|
|
|
|
|
|
Суть людей
|
|
|
|
|
|
|
Умеющийнайтинастоящеедело
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Деятельный
|
|
|
|
|
|
|
Страдающий
|
|
|
|
|
|
|
Самоуверенный
|
|
|
|
|
|
|
Насмешливый
|
|
|
|
|
|
|
Избалованный
|
|
|
|
|
|
|
Смелый
|
|
|
|
|
|
|
|
Жёлчный
|
|
|
|
|
|
|
|
Недалекий
|
|
|
|
|
|
|
|
Примитивный
|
|
|
|
|
|
|
Дvxовно ограниченный
|
|
|
|
|
|
Умеющий глубоко
|
любить
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умеющий
|
глубоко
|
|
|
|
|
|
страдать
|
|
|
|
|
|
|
|
Отставной человек
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сильный духовно
|
|
|
|
|
|
|
|
Вызывающий
|
неприязнь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Невоспитанный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Циник
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нахал
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Распушенный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слашаво-поиторный
|
|
|
|
|
|
|
|
Любящий
|
красивую
|
|
|
|
|
|
|
|
фразу
|
|
|
|
|
Болеющий за
|
русский
|
|
|
|
|
|
|
|
народ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Понимающий
|
жизнь
|
|
|
|
|
|
|
|
народа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Остроумный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Суетливый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тонко чувствующий
|
|
|
|
|
|
|
|
Природу, музыку
|
|
|
|
|
Несдержанный
|
|
|
|
|
|
|
|
Умный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
образованный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поверхностно
|
образованный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имеющий своё мнение
|
|
|
|
|
|
|
|
Не
|
имеющий
|
своего
|
|
|
|
|
|
|
|
мнения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пошлый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пустой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ничтожный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Размазня
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Волевой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эгоистичный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Холодный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способный
|
|
многое
|
|
|
|
|
|
|
|
сделать
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мужественный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Равнодушный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сентиментальный
|
|
|
|
|
|
|
|
Принципиальный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умеющий
|
подчинять
|
|
|
|
|
|
|
|
себя делv
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Лишний человек»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5*. Проанализируйте диалог Е.Базарова и П.П.Кирсанова из 10 главы, выпишите авторские ремарки, сформулируйте правила ведения диалога.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Запишите ответ на вопрос, пользуясь предложенным материалом.
Почему появление литературного произведения вызвало такие бурные споры в обществе?
Полемический роман Тургенева был создан в переломное для страны время; вневременное, вечное звучание; автор затрагивал очень актуальные проблемы современной жизни.
Борьба Тургенева с самим собой, его трагическую неспособность сделать идеологический и человеческий выбор, встать на ту или иную сторону; нет и не может быть верного ответа на вопрос, кто прав. С болью осознаёт поколение уходящих свою слабость; напрасно так уверено в своих силах молодое поколение; в борьбе «отцов» и «детей» не бывает победителей. Проигрывают все. Но если нет борьбы, нет прогресса. Если нет отрицания прошлого, нет будущего.
Задание 7. Используя высказывания Тургенева, напишите заключение к сочинению на тему « Базаров – демократ-разночинец».
1. И.Тургенев - К.К. Случевскому. 14 апрели 1862 г.:
«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса ...
Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, - если он его не полюбит ... я виноват и не достиг своей цели ...
Графиня Сальяс неправа, говоря, что лица, подобные Николаю Петровичу и Павлу Петровичу, - наши деды: Николай Петрович - это я, Огарёв и тысячи других; Павел Петрович - Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники. Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность.»
2. И.Тургенев - АЛ. Философовой. 18 августа 1874 г.:
«Базаров - это моё любимое детище, из-за которого я рассорился с Катковым, на которого я потратил все находящиеся в моём распоряжении краски, Базаров - этот умница, этот герой - карикатура? !?»
3. И.Тургенев - А.Фету. 6 апрели 1862 г.:
«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!»
4. Тургенев рассуждает в редакции «Современника»:
«... в новом поколении мы видим игнорирование авторитетов. Вообще сухость, односторонность, отсутствие всяких эстетических увлечений, - все они точно мертворождённые. Меня страшит, что они внесут в литературу ту же мертвечину, какая сидит в них самих. У них не было ни детства, ни юности, ни молодости - это какие-то нравственные уроды ... Им завидно, что их вырастили на постном масле, и вот они с нахальством хотят стереть с лица земли поэзию, изящные искусства, все эстетические наслаждения и водворить свои семинарские грубые принципы. Это, господа, литературные Робеспьеры ...»
5. И.Тургенев - А.Герцену, 10 апрели 1862 г.:
«Шутка была бы неважная представить его - идеалом; а сделать его волком и всё-таки оправдать его - это было трудно».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Пользуясь материалами, составьте связный текст на тему «Речевая характеристика Евгения Базарова».
Он умеет находить правильную интонацию и слова для всех: его понимают и крестьяне, и прислуга, и дети. Выражая свои взгляды в спорах с Павлом Петровичем, он резок, почти груб в точном и зачастую афористичном выражении своих мыслей.Когда мы слышим первые слова, сказанные Базаровым, мы уже знакомы с деталями его внешности и не ошибаемся: этот герой сознательно подчёркивает в себе черты человека низкого происхождения, плебея. Уже потом мы узнаем, что дед его с материнской стороны были секунд-майор, служил при Суворове и что мать его - столбовая дворянка. Отец же - простой штаб-лекарь. То есть из двух ветвей он сознательно выбирает линию отца и гордится ею. В эти моменты они используют профессиональные термины, часто латынь, называют имена учёных, названия болезней.
Первые слова, им сказанные, - ответ на вопрос о его имени. Он предпочитает просторечный вариант. Так говорят о себе крестьяне. Следующая его фраза в этой сцене обращена к ямщику и очень точна и образна. Она тоже имеет просторечный оттенок. Базаров немногословен, меток, остроумен. Говорит, когда есть что сказать или нужно ответить. Часто использует пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Возможно, это связано с тем, что Дед со стороны отца - дьячок, по словам Базарова, «землю пахал». Он вырван из привычной среды и хорошо понимает, что Кирсановы - баричи, ему не чета.
К другим он относится так же критично: тон его по отношению к Николаю Петровичу, Павлу Петровичу, да и к своим родителям, постоянно ироничен. Заимствованные слова использует только в терминологическом плане. В разговорах с другими персонажами он краток, говорит только о делах. С отцом и матерью - сдержанно нежен. С Аркадием вначале разговаривает как с единомышленником. Но само несовпадение их интересов даже на языковом уровне «предсказывает» их последующее расхождение.
Отец и сын Базаровы показаны и в процессе их труда (остальные персонажи лишены возможности продемонстрировать свои деловые умения непосредственно). Именно тогда Базаров попадает в свою среду: ему не нужно обороняться, нападать. Это его истинное лицо: делового, скромного, трезвого, умного и полезного человека, специалиста в медицине, талантливого, уверенного в себе и своем высоком призвании - служить России.
Но сама Россия не готова к встрече с ним. Он для неё слишком непримирим, дерзок, резок, несгибаем, непривычен. Говоря о себе, он часто употребляет слова с суффиксами в уменьшительно-уничижительном значении: чемоданишко, одежонка. Его речь всегда зависит от отношения к собеседнику: с Кукшиной он презрительно краток, с Фенечкой - уважителен, с Одинцовой - разговорчив и очень вежлив, почти осторожен.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задние 9. Анализ последнего абзаца романа - описания сельского кладбища.
Почему автор заканчивает роман именно этим описанием? Как оно помогает нам разгадать тайну романа? Можно ли согласиться с тем, что роман Тургенева - о любви?
Ответьте на следующие вопросы.
1.С чего начинается этот отрывок?
Открывается описание печальной _____________________________________________________________________________
2.Как удаётся автору передать эту картину?
Взгляд автора движется постепенно, останавливаясь на __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Как меняется интонация высказывания?
Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ автор постепенно возвышает голос __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Какие средства использует при этом автор?
Это создаётся и ______________ средствами ____________________________________________и лексическими _____________________________________________________________________________.
5.Почему Тургенев завершает скорбную картину описания страданий старичков риторическими вопросами?
Скорбная картина описания страданий одиноких старичков подробна, эпична и завершается риторическими вопросами: «Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?», ведущими нас к философскому выводу ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, преходящих споров и ссор _________________________________________________________. Он как бы говорит нам: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
И в этом смысле роман Тургенева - о любви. Которая сильнее смерти, ибо она вечна.
6. Как связаны предложения в тексте? Какие средства связи использует автор, чтобы избежать повторов?
Автор использует __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|