Главная страница

Т. М. Грабенко «Игры с песком или песочная терапия»


Скачать 172.26 Kb.
Название Т. М. Грабенко «Игры с песком или песочная терапия»
Дата 13.03.2016
Размер 172.26 Kb.
Тип Документы

Т.М. Грабенко «Игры с песком или песочная терапия»
В настоящее время значи­тельно возрос интерес специалистов — педаго­гов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использо­ванием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как про­цесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» извест­на с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок про­являет чудеса фантазии. Волна ли смо­ет им созданное, или чья-то неосторож­ная нога раздавит творение — ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим эн­тузиазмом приступить к новому строи­тельству. Один сюжет жизни заверша­ется, уступая место следующему. И так бесконечно.

Казалось бы, все очень просто. Но именно это простое, естественное для человека действие хранит уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправи­мо разрушено — просто старое уступает место новому... Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, в его внутреннем простран­стве существенно уменьшается доля тревоги и страха.

Естественно, такой терапевтичес­кий эффект игры с песком не мог долго оставаться незамеченным психотера­певтами. Швейцарский психолог и фи­лософ Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрос­лым и детям. Созданный ученицей и последовательницей Юнга Дорой Калфф метод «.........» (песочная те­рапия) долгое время существовал ис­ключительно в юнгианской парадигме: построенные клиентом песочные ком­позиции не интерпретировались, ибо процесс создания картин из песка сти­мулировал фантазии клиента, что в свою очередь позволяло обнаружить скрытые части «я», понять существо и особенности переживаний клиента.

В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ре­сурс — возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказко терапевтического подхода к работе с песочницей. Ре­бенок, играющий в песочнице с мини­атюрными фигурками, представляется Волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и соци­альными силами. Поскольку игра про­исходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возмож­ность творческого изменения диском­фортной для него ситуации, негативно­го состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт са­мостоятельного разрешения трудно­стей как внутреннего, так и внешнего плана — в этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт само­стоятельных конструктивных измене­ний ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.

Однако, уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.

Именно в песочнице создается до­полнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «ману­альный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С дру­гой стороны, более интенсивно и гар­монично происходит развитие позна­вательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагоги­ческой практике дает комплексный об­разовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком.7 Дол­жен ли он быть «доброй мамой», со­здающей ребенку комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или он соавтор песочной картины? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять важную особенность песочной тера­пии. Дело в том, что на песочном «ли­сте» перед терапевтом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир ста­новится реально осязаемым. Особо актуален в данном контексте древний принцип «не навреди».

Здесь для специалиста действуют три правила:

  • Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую ин­формацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоеди­нения.

  • Искренняя заинтересован­ность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в пе­сочнице. Рассматривая карти­ну ребенка, специалист как бы
    сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ре­бенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

  • Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике Это правило является одновременно и обя­зательным условием для любо­го рода профессиональной по­мощи человеку. Педагог не мо­жет в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из пе­сочницы, перестраивать карти­ну или высказывать оценочное суждение Внутренний мир че­ловека чрезвычайно хрупок, и
    только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста
    могут защитить ребенка от пси­хической травмы.

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Для организации процесса песоч­ной терапии потребуются: песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок.

ПЕСОЧНИЦА

Размер

Песочница представляет собой де­ревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50 х 70 х 8 (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочни­цы соответствует объему поля зритель­ного восприятия. Мы немало экспери­ментировали с размером и формой пе­сочницы и пришли к выводу, что данный размер действительно наиболее уда­чен и гармоничен.

Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной ра­боты. Когда мы переходим к групповой работе, пространство традиционной пе­сочницы оказывается слишком малым; поэтому для групповой работы мы реко­мендуем использовать песочницу раз­мером 100 х 140x8 см.

Материал

Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практи­ке работы с песком во многих дошколь­ных учреждениях используются пласти­ковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет

Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окра­шиваются в голубой цвет. Таким обра­зом, дно символизирует воду, а борта — небо.

Голубой цвет оказывает на челове­ка умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «го­лубая» песочница являет собой мини­атюрную модель нашей планеты в че­ловеческом восприятии. Может ли пе­сочница быть другого цвета? Почему бы и нет! Цвет бортов может менять­ся. Экспериментировать с разноцвет­ными бортами песочницы можно при помощи разноцветных дощечек, по размеру четко подогнанных под бор­та песочницы. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспе­риментировать и с разноцветными пе­сочницами, когда дно и борта окра­шиваются в один или несколько цве­тов. Если они одинакового размера, их можно хранить, складывая друг на друга и образуя таким образом ска­зочный домик. Крыша сооружается из соломы и веток дополнительно. Раз­ноцветные песочницы полезны не только для терапевтической, но и для коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Итак, песочница готова. Теперь ее можно на одну треть или наполовину за­полнить чистым (промытым и просеян­ным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очи­щать Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, про­мыть и прокалить.

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор ми­ниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

  • люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и нацио­нальной принадлежности, про­фессиям, эпохе (от первобытных до современных). Позы должны быть как динамические, так и статические;

  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

  • летающие животные (дикие, до­машние, доисторические);

  • обитатели водного мира (разно­образные рыбы, млекопитаю­щие, моллюски, крабы);

  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие пост­ройки; мебель различных эпох, культур и назначения);

  • домашняя утварь (посуда, пред­меты обихода, убранства стола);

  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

  • объекты небесного простран­ства (солнце, луна, звезды, ра­дуга, облака);

  • транспортные средства (назем­ный, водный, воздушный транс­порт гражданского и военного
    назначения, фантастические транспортные средства);

  • объекты среды обитания челове­ка (заборы, изгороди, мосты, во­рота, дорожные знаки);

  • предметы, связанные с верова­ниями человека (храмы, иконы, божки, алтари);

  • объекты ландшафта и естествен­ной активности Земли (вулканы, горы);

  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

  • естественные природные пред­ меты (кристаллы, камни, рако­вины, куски дерева, металла, се­мена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

  • оружие;

  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

  • злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, все, что встречается в окружа­ющем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недо­статочно для размещения всей коллек­ции, то могут использоваться и прозрач­ные коробки.

Когда на занятие приходит ребенок или группа детей, то предложение «по­играть в песочнице» выглядит совершен­но естественным.

ПЯТЬ ШАГОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО ПРОЦЕССА

Первый шаг —

демонстрация песочницы. Обыч­но мы говорим детям следующее: «По­смотрите: наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны го­лубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символи­зируют небо. У песочницы есть еще один секрет: если мы с вами раздвинем пе­сок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действи­тельно, дно символизирует воду. Вы мо­жете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный, Вы можете создать любой ланд­шафт — и горный, и холмистый, и рав­нинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».

Второй шаг -

демонстрация коллекции фигу­рок. Обычно мы говорим детям следу­ющее: «Посмотрите: здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете ихрассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и мно­гое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете ис­пользовать разные фигурки».

Третий шаг -

знакомство с правилами игр на песке. Очень часто педагоги за­дают нам такие вопросы: «Как научить детей бережному отношению к пес­ку? Как запретить кидать песок в гла­за товарищам? Как объяснить, что ру­шить созданное другими нельзя?». Действительно, игры с песком выдви­гают значительное число ограниче­ний, запретов. Чтобы избежать нра­воучений, мы рекомендуем познако­мить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторя­ющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрыва­ются.
Как пример приведем фрагмент раз­вивающего занятия в ДОУ № 76 Невского района Санкт-Петербурга (воспитатель ОЛЕЙНИК И. Е.).

Воспитатель. Ребята, се­годня к нам пришел песок, чтобы пове­дать свои тайны, рассказать интересные истории и сказки. Здесь, в нашей песоч­нице, живет властелин песка — Песоч­ный Человечек. Он очень веселый и зна­ет много игр. Но раскрывать свои сек­реты он сможет только тем, кто готов соблюдать его законы. Песочный Чело­вечек редко показывается людям, но если мы настоящие волшебники, то смо­жем его увидеть.

Дети. Как его увидеть? Как? Где человечек?

Воспитатель. Для этого нам необходимо встать вокруг песочницы, взяться за руки. И каждый должен на­звать свое имя.

Дети. Я—Ася. Я —Рома. Я—Се­режа...

Воспитатель. А теперь мы должны поведать Песочному Человеч­ку о наших добрых делах. Но давайте договоримся, что Ася расскажет о том, какие добрые дела совершил Рома, Рома расскажет о Сереже, Сережа — о Кате... Так мы докажем Песочному Че­ловечку, что мы — настоящие волшеб­ники. Ведь волшебники постоянно со­вершают добрые дела.Дети. А он нас услышит? Как? Где

он? Его не видно!

Воспитатель. Хозяин нашей песочницы очень чутко прислушивается ко всему, что здесь происходит. Другое дело, если мы ему не понравимся, не сможем доказать, что мы достойны узнать его тайны и сказки, сыграть с ним в увле­кательные игры, — он так и не появится!

Дети. Мы хорошие и добрые!

Воспитатель. Это надо дока­зать! Песочный Человечек нас слуша­ет очень внимательно и пустым словам не доверяет, ему нужны факты.

Милый Песочный Человечек Я -Ирина Евгеньевна, я хочу рассказать тебе об Асе. Асенька очень любит животных, она заботится о наших хомячках, всегда накормит их, напоит, вычистит клетку Бла­годаря Асе они у нас не болеют и всегда веселы. Теперь твоя очередь, Ася!

А с я . Я расскажу о Роме?.. Рома хороший, он конфеты всем дает.

Воспитатель. Песочный Человечек, Ася тебе хочет сказать, что Рома щедрый, заботливый мальчик, все­гда думает о своих друзьях и знает, чем их порадовать. Я правильно тебя поня­ла, Ася?

Ася. Правильно!

Когда с помощью взрослого ребята рассказали о добрых делах друг друга, то взрослый просит их разъединить руки, положить свои раскрытые ладошки в пе­сочницу, закрыть глаза и произнести за­клинание:

В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Песочный Человек, приди!

(Звучит музыка и в руках у взросло­го появляется кукла-марионетка в золо­тистом одеянии.)

В ос п и т а т е л ь . Откройте гла­за, дети!

(От лица Песочного Человечка)

Я вас слушал, я вас слышал, Вы такие молодцы! Вы волшебники-творцы. Я открою вам секреты. Только знать надо при этом Правила моей страны. Очень все они просты! Я сейчас их изложу И запомнить попрошу! Вы готовы мне внимать?Значит, можно начинать?

Повторяйте все за мной!

Вредных нет детей в стране — Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Пэры, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня?! Или надо повторить?! Чтоб запомнить и дружить!

(Несколько раз дети повторяют пра­вила работы с песком, начиная со слов "Здесь нельзя кусаться, драться...»)

В дальнейшем дети повторяют ри­туал входа в страну с некоторыми изме­нениями. Например: вызывая Песочно­го Человечка, они стоят вокруг песоч­ницы, взявшись за руки, и рассказыва­ют о том, как использовали знания, по­лученные в ходе занятий с песком (на­рисовали картину; рассказали маме и сестренке; посадили рассаду на подо­коннике; попросили воспитателя или родителей прочитать о том, что узнали в детской энциклопедии, и пр.); о своих желаниях и просьбах (узнать буквы; по­играть с трансформерами и с покемо-нами; узнать, как раньше строились го­рода; научиться решать задачи и пр.); о проведенном дне; о своих мечтах и т. д.

Дети опускают руки в песочницу, про­износят заклинание

Появившийся в руках воспитателя Песочный Человечек приветствует де­тей, спрашивает о том, нужно ли ему по­вторить правила жизни в Песочной Стране, и предлагает тему игрового за­нятия. (Важно отметить, что Песочный Человечек вводится воспитателем в игру только тогда, когда ребята искрен­ни, не лукавят. Соблюдение правил игры отслеживается при помощи этого ска­зочного персонажа, причем при их нео­днократном нарушении мягко, но беза­пелляционно игра сворачивается.)

Четвертый шаг —

формулирование темы заня­тия, инструкций к играм, основное содержание занятия Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др.). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо собы­тии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образователь­ный материал преподносится детям этим сказочным персо­нажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализиру­ет результаты творческих ра­бот, «коронует» и подбадрива­ет каждого из ребят.

Пятый шаг —

завершение занятия, ри­туал выхода. Завершая рабо­ту в песочнице, ребятишки раз­бирают свои постройки, рас­ставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова бла­годарности. Например:

В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!После произнесения этих слов ребята прощаются с Пе­сочным Человечком.Как вы понима­ете, мы «прошли» лишь первые шаги по дороге песочных игр. Подробнее по­знакомиться с этим методом вы можете из книг: «Практикум по креативной тера­пии», «Практикум по песочной терапии». «Тренинг по сказкотерапии» (Авторы: Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д., Грабенко Т.М. СПб., Изд-во «Речь», 2002—2004) и на сайте Института сказкотерапии:

Я учитель-дефектолог МАДОУ №53 города Томска. Работаю с детьми дошкольного возраста, имеющими интеллектуальные нарушения. В своей работе применяю метод песочной игротерапии.
В рамках педагогической мастерской предполагаю найти единомышленников по вопросу использования песочной игротерапии в работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью, а также обсудить вопрос организации песочной игротерапии с детьми.

Процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

К.Г.Юнг


АННОТАЦИЯ: На сегодняшний день дети с интеллектуальными нарушениями составляют одну из многочисленных групп среди детей с особыми образовательными потребностями. Нарушение познавательной деятельности является основной в сложной структуре нарушений их интеллектуального развития. Отмечается грубое недоразвитие речи и всех её функций. Характерно ярко выраженные эмоциональные нарушения, повышенная возбудимость, наличие аффектов, гнев, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроения, чувство страха, повышенная тревожность. Отсутствие или слабо выраженный познавательный интерес.
Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы педагоги, можем использовать игры с песком в процессе специальных занятий, целью которых является математическое развитие, развитие речи, обучение конструированию.
ПРОБЛЕМА заключается в том, что метод песочной игротерапии описан для детей с нормальным уровнем интеллектуального развития, а вопрос песочной игротерапии для детей с нарушением интеллекта недостаточно изучен в специальной литературе.
ГИПОТЕЗОЙ является предположение о том, что использование игр-занятий с песком в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта, позволяет повысить интерес ребёнка к занятиям, более интенсивно развивать познавательные функции, обогащать эмоциональный опыт.
Теоретическая информация:

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.

В книге даны основные принципы игр на песке. Рассмотрены игры с песком на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, на развитие фонематического слуха, обучающие игры, рекомендации по использованию песка на индивидуальных и групповых занятиях.)

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.

В книге представлены традиционные и нетрадиционные приемы обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе детей и подростков с глубоким нарушением интеллекта в сочетании с другими формами патологии.)

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии.

Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкотерапии.

Большебратская Э.Э. Песочная терапия.

Эта книга дает читателю представление о песочной терапии

Анна Скавитина Аналитическая игра в песок (сэндплэй) - дверь в королевство детства

Андреева Виктория Песочная терапия - когда “Ребенок” спасает “Взрослого” (Обращение к Архетипу ребенка)

Н.А.Сакович Технология игры в песок. Игры на мосту.

В книге приводится подробное описание классического юнгианского направления Sandplay, а также модификаций песочной терапии, применяемых для работы с дошкольниками, подростками, семьей.

Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие.

В книге раскрыты многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития.

Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики. Развивающие игры с песком и водой.

В книге представлены игры с песком и водой для детей 1-3 лет.

Штейнхардт Л. Юнгианская песочная терапия.

Книга представляет собой компактный и высокоинформативный обзор истории, теории и практики юнгианского подхода в песочной терапии как составной части терапии через искусство.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.

В данной книге описаны современные методы и техники терапии творчеством или креативной терапии. Авторы раскрывают секреты песочной терапии.

Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия В книге описаны символические значения песочного поля и миниатюрных фигурок, способы ведения консультаций, а также оборудование кабинета.

Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница Русскоязычное издание книги знакомит воспитателей и учителей с различными игровыми методиками рисования на песке, которые открывают широкие возможности для развития, коррекции и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Колмакова Н.В. Статья об использовании песочной игровой терапии "Волшебный песок"

Кузуб Н.В., Осипчук Э.И. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста

Мартынова Н.С. Песко-терапия в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Матяш Ю.Б. Применение песочной игротерапии в создании психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

Практико-ориентированный материал:
Картотека песочных игр
Фотогалерея оборудования, необходимого для игр с песком
Примерные конспекты занятий
Консультации:
Игры с песком
Адаптационные игры и занятия в песке
Песок как средство развития познавательных способностей
Предложение к сотрудничеству:
Приглашаю педагогов, родителей, заинтересованных данной темой, к взаимодействию и сотрудничеству. Если Вы желаете представить педагогический опыт в разделе "Практико-ориентированный материал", присылайте свои разработки по адресу [email protected]

Вопросы для обсуждения:
Жду Ваши предложения и замечания,а также предлагаю обсудить следующие вопросы:

Используете ли Вы игры с песком в своей работе? Если да, то какие именно? Какое нестандартное оборудование Вы могли бы порекомендовать? Применяете ли Вы игры с песком в сочетании с другими нетрадиционными методами?

Какие проблемы возникали у Вас при внедрении песочной игротерапии в коррекционный процесс?

Насколько Вы оцениваете эффективность использования песочной игротерапии с детьми с нарушением интеллектуального развития?