|
Т. М. Грабенко «Игры с песком или песочная терапия»
Т.М. Грабенко «Игры с песком или песочная терапия»
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов — педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение — ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Казалось бы, все очень просто. Но именно это простое, естественное для человека действие хранит уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому... Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля тревоги и страха.
Естественно, такой терапевтический эффект игры с песком не мог долго оставаться незамеченным психотерапевтами. Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым и детям. Созданный ученицей и последовательницей Юнга Дорой Калфф метод «.........» (песочная терапия) долгое время существовал исключительно в юнгианской парадигме: построенные клиентом песочные композиции не интерпретировались, ибо процесс создания картин из песка стимулировал фантазии клиента, что в свою очередь позволяло обнаружить скрытые части «я», понять существо и особенности переживаний клиента.
В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказко терапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется Волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации, негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана — в этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.
Однако, уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком.7 Должен ли он быть «доброй мамой», создающей ребенку комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или он соавтор песочной картины? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять важную особенность песочной терапии. Дело в том, что на песочном «листе» перед терапевтом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым. Особо актуален в данном контексте древний принцип «не навреди».
Здесь для специалиста действуют три правила:
Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.
Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы
сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и
только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста
могут защитить ребенка от психической травмы.
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Для организации процесса песочной терапии потребуются: песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок.
ПЕСОЧНИЦА
Размер
Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50 х 70 х 8 (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Мы немало экспериментировали с размером и формой песочницы и пришли к выводу, что данный размер действительно наиболее удачен и гармоничен.
Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Когда мы переходим к групповой работе, пространство традиционной песочницы оказывается слишком малым; поэтому для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140x8 см.
Материал
Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во многих дошкольных учреждениях используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет
Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо.
Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Может ли песочница быть другого цвета? Почему бы и нет! Цвет бортов может меняться. Экспериментировать с разноцветными бортами песочницы можно при помощи разноцветных дощечек, по размеру четко подогнанных под борта песочницы. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Если они одинакового размера, их можно хранить, складывая друг на друга и образуя таким образом сказочный домик. Крыша сооружается из соломы и веток дополнительно. Разноцветные песочницы полезны не только для терапевтической, но и для коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Итак, песочница готова. Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:
люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных). Позы должны быть как динамические, так и статические;
наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки; мебель различных эпох, культур и назначения);
домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного
назначения, фантастические транспортные средства);
объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
предметы, связанные с верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари);
объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
естественные природные пред меты (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
оружие;
фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.
Когда на занятие приходит ребенок или группа детей, то предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным.
ПЯТЬ ШАГОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО ПРОЦЕССА
Первый шаг —
демонстрация песочницы. Обычно мы говорим детям следующее: «Посмотрите: наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет: если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный, Вы можете создать любой ландшафт — и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».
Второй шаг -
демонстрация коллекции фигурок. Обычно мы говорим детям следующее: «Посмотрите: здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете ихрассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».
Третий шаг -
знакомство с правилами игр на песке. Очень часто педагоги задают нам такие вопросы: «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?». Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.
Как пример приведем фрагмент развивающего занятия в ДОУ № 76 Невского района Санкт-Петербурга (воспитатель ОЛЕЙНИК И. Е.).
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришел песок, чтобы поведать свои тайны, рассказать интересные истории и сказки. Здесь, в нашей песочнице, живет властелин песка — Песочный Человечек. Он очень веселый и знает много игр. Но раскрывать свои секреты он сможет только тем, кто готов соблюдать его законы. Песочный Человечек редко показывается людям, но если мы настоящие волшебники, то сможем его увидеть.
Дети. Как его увидеть? Как? Где человечек?
Воспитатель. Для этого нам необходимо встать вокруг песочницы, взяться за руки. И каждый должен назвать свое имя.
Дети. Я—Ася. Я —Рома. Я—Сережа...
Воспитатель. А теперь мы должны поведать Песочному Человечку о наших добрых делах. Но давайте договоримся, что Ася расскажет о том, какие добрые дела совершил Рома, Рома расскажет о Сереже, Сережа — о Кате... Так мы докажем Песочному Человечку, что мы — настоящие волшебники. Ведь волшебники постоянно совершают добрые дела.Дети. А он нас услышит? Как? Где
он? Его не видно!
Воспитатель. Хозяин нашей песочницы очень чутко прислушивается ко всему, что здесь происходит. Другое дело, если мы ему не понравимся, не сможем доказать, что мы достойны узнать его тайны и сказки, сыграть с ним в увлекательные игры, — он так и не появится!
Дети. Мы хорошие и добрые!
Воспитатель. Это надо доказать! Песочный Человечек нас слушает очень внимательно и пустым словам не доверяет, ему нужны факты.
Милый Песочный Человечек Я -Ирина Евгеньевна, я хочу рассказать тебе об Асе. Асенька очень любит животных, она заботится о наших хомячках, всегда накормит их, напоит, вычистит клетку Благодаря Асе они у нас не болеют и всегда веселы. Теперь твоя очередь, Ася!
А с я . Я расскажу о Роме?.. Рома хороший, он конфеты всем дает.
Воспитатель. Песочный Человечек, Ася тебе хочет сказать, что Рома щедрый, заботливый мальчик, всегда думает о своих друзьях и знает, чем их порадовать. Я правильно тебя поняла, Ася?
Ася. Правильно!
Когда с помощью взрослого ребята рассказали о добрых делах друг друга, то взрослый просит их разъединить руки, положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести заклинание:
В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Песочный Человек, приди!
(Звучит музыка и в руках у взрослого появляется кукла-марионетка в золотистом одеянии.)
В ос п и т а т е л ь . Откройте глаза, дети!
(От лица Песочного Человечка)
Я вас слушал, я вас слышал, Вы такие молодцы! Вы волшебники-творцы. Я открою вам секреты. Только знать надо при этом Правила моей страны. Очень все они просты! Я сейчас их изложу И запомнить попрошу! Вы готовы мне внимать?Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране — Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Пэры, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня?! Или надо повторить?! Чтоб запомнить и дружить!
(Несколько раз дети повторяют правила работы с песком, начиная со слов "Здесь нельзя кусаться, драться...»)
В дальнейшем дети повторяют ритуал входа в страну с некоторыми изменениями. Например: вызывая Песочного Человечка, они стоят вокруг песочницы, взявшись за руки, и рассказывают о том, как использовали знания, полученные в ходе занятий с песком (нарисовали картину; рассказали маме и сестренке; посадили рассаду на подоконнике; попросили воспитателя или родителей прочитать о том, что узнали в детской энциклопедии, и пр.); о своих желаниях и просьбах (узнать буквы; поиграть с трансформерами и с покемо-нами; узнать, как раньше строились города; научиться решать задачи и пр.); о проведенном дне; о своих мечтах и т. д.
Дети опускают руки в песочницу, произносят заклинание
Появившийся в руках воспитателя Песочный Человечек приветствует детей, спрашивает о том, нужно ли ему повторить правила жизни в Песочной Стране, и предлагает тему игрового занятия. (Важно отметить, что Песочный Человечек вводится воспитателем в игру только тогда, когда ребята искренни, не лукавят. Соблюдение правил игры отслеживается при помощи этого сказочного персонажа, причем при их неоднократном нарушении мягко, но безапелляционно игра сворачивается.)
Четвертый шаг —
формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др.). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят.
Пятый шаг —
завершение занятия, ритуал выхода. Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности. Например:
В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!После произнесения этих слов ребята прощаются с Песочным Человечком.Как вы понимаете, мы «прошли» лишь первые шаги по дороге песочных игр. Подробнее познакомиться с этим методом вы можете из книг: «Практикум по креативной терапии», «Практикум по песочной терапии». «Тренинг по сказкотерапии» (Авторы: Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д., Грабенко Т.М. СПб., Изд-во «Речь», 2002—2004) и на сайте Института сказкотерапии:
Я учитель-дефектолог МАДОУ №53 города Томска. Работаю с детьми дошкольного возраста, имеющими интеллектуальные нарушения. В своей работе применяю метод песочной игротерапии.
В рамках педагогической мастерской предполагаю найти единомышленников по вопросу использования песочной игротерапии в работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью, а также обсудить вопрос организации песочной игротерапии с детьми.
Процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".
К.Г.Юнг
АННОТАЦИЯ: На сегодняшний день дети с интеллектуальными нарушениями составляют одну из многочисленных групп среди детей с особыми образовательными потребностями. Нарушение познавательной деятельности является основной в сложной структуре нарушений их интеллектуального развития. Отмечается грубое недоразвитие речи и всех её функций. Характерно ярко выраженные эмоциональные нарушения, повышенная возбудимость, наличие аффектов, гнев, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроения, чувство страха, повышенная тревожность. Отсутствие или слабо выраженный познавательный интерес.
Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы педагоги, можем использовать игры с песком в процессе специальных занятий, целью которых является математическое развитие, развитие речи, обучение конструированию.
ПРОБЛЕМА заключается в том, что метод песочной игротерапии описан для детей с нормальным уровнем интеллектуального развития, а вопрос песочной игротерапии для детей с нарушением интеллекта недостаточно изучен в специальной литературе.
ГИПОТЕЗОЙ является предположение о том, что использование игр-занятий с песком в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта, позволяет повысить интерес ребёнка к занятиям, более интенсивно развивать познавательные функции, обогащать эмоциональный опыт.
Теоретическая информация:
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.
В книге даны основные принципы игр на песке. Рассмотрены игры с песком на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, на развитие фонематического слуха, обучающие игры, рекомендации по использованию песка на индивидуальных и групповых занятиях.)
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.
В книге представлены традиционные и нетрадиционные приемы обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе детей и подростков с глубоким нарушением интеллекта в сочетании с другими формами патологии.)
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии.
Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкотерапии.
Большебратская Э.Э. Песочная терапия.
Эта книга дает читателю представление о песочной терапии
Анна Скавитина Аналитическая игра в песок (сэндплэй) - дверь в королевство детства
Андреева Виктория Песочная терапия - когда “Ребенок” спасает “Взрослого” (Обращение к Архетипу ребенка)
Н.А.Сакович Технология игры в песок. Игры на мосту.
В книге приводится подробное описание классического юнгианского направления Sandplay, а также модификаций песочной терапии, применяемых для работы с дошкольниками, подростками, семьей.
Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие.
В книге раскрыты многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития.
Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики. Развивающие игры с песком и водой.
В книге представлены игры с песком и водой для детей 1-3 лет.
Штейнхардт Л. Юнгианская песочная терапия.
Книга представляет собой компактный и высокоинформативный обзор истории, теории и практики юнгианского подхода в песочной терапии как составной части терапии через искусство.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.
В данной книге описаны современные методы и техники терапии творчеством или креативной терапии. Авторы раскрывают секреты песочной терапии.
Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия В книге описаны символические значения песочного поля и миниатюрных фигурок, способы ведения консультаций, а также оборудование кабинета.
Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница Русскоязычное издание книги знакомит воспитателей и учителей с различными игровыми методиками рисования на песке, которые открывают широкие возможности для развития, коррекции и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Колмакова Н.В. Статья об использовании песочной игровой терапии "Волшебный песок"
Кузуб Н.В., Осипчук Э.И. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста
Мартынова Н.С. Песко-терапия в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Матяш Ю.Б. Применение песочной игротерапии в создании психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста
Практико-ориентированный материал:
Картотека песочных игр
Фотогалерея оборудования, необходимого для игр с песком
Примерные конспекты занятий
Консультации:
Игры с песком
Адаптационные игры и занятия в песке
Песок как средство развития познавательных способностей
Предложение к сотрудничеству:
Приглашаю педагогов, родителей, заинтересованных данной темой, к взаимодействию и сотрудничеству. Если Вы желаете представить педагогический опыт в разделе "Практико-ориентированный материал", присылайте свои разработки по адресу [email protected]
Вопросы для обсуждения:
Жду Ваши предложения и замечания,а также предлагаю обсудить следующие вопросы:
Используете ли Вы игры с песком в своей работе? Если да, то какие именно? Какое нестандартное оборудование Вы могли бы порекомендовать? Применяете ли Вы игры с песком в сочетании с другими нетрадиционными методами?
Какие проблемы возникали у Вас при внедрении песочной игротерапии в коррекционный процесс?
Насколько Вы оцениваете эффективность использования песочной игротерапии с детьми с нарушением интеллектуального развития?
|
|
|