Главная страница

Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока -урок-исследование


Скачать 125.22 Kb.
Название Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока -урок-исследование
Дата 25.02.2016
Размер 125.22 Kb.
Тип Методическая разработка



Методическая разработка урока литературы

по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс).

Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина.

Тип урока –урок-исследование.



«Голубая Русь» Сергея Есенина (по творчеству С. Есенина)
Цели урока
обучающие: познакомиться со стихами поэта, посвящёнными теме родины, с особенностями творческого метода;

проследить, как раскрывается в стихах Есенина образ «голубой Руси»;
развивающие: активизация творческой деятельности; развитие навыков самостоятельной работы с художественными текстами, анализа стихотворений, интерпретации и анализа художественных текстов; активизация творческой деятельности;

совершенствование навыков выразительного чтения, монологической речи;

развитие музыкальной культуры.
воспитательные: воспитание любви к родине; воспитание любви к литературе.

Тип урока – урок – исследование.
Оборудование:

портрет С. Есенина;

эпиграф;

выставка книг;

запись голоса С. Есенина, песни на его стихотворения (магнитофон);

столы расставлены для работы в группах;

папки заданий для каждой группы.
Эпиграф «Всё моё творчество выросло из одного большого чувства – любви к Родине…». (С. Есенин.)
Краткий комментарий к организации урока:

  1. Класс делится на группы, учитывается уровень подготовки учащихся и личные интересы, что даёт учителю возможность дифференцированно подойти к обучению и реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

  2. Каждая группа получает папку с заданиями (опережающими).


Ход урока:

  1. Организация работы. Приветствие, сообщение темы, целей урока, настрой на работу.

Слово учителя.

Тема нашего урока-исследования – «Голубая Русь» Сергея Есенина. «Всё моё творчество выросло из одного большого чувства – любви к Родине…» - писал С.Есенин, эти слова являются эпиграфом к нашему уроку.

Главным образом лирики Есенина стала Россия. Он рисовал её по-пушкински сочными, определёнными красками, и под пером поэта «чёрная, потом пропахшая выть», «топи да болота», «сиротливо прижавшиеся к вербам избы деревень» неузнаваемо преображаются, становятся «несказанно прекрасными».

Сегодня мы познакомимся со стихами С.Есенина, посвящёнными родине. Наша задача – выяснить, какая она, есенинская Русь, какие краски, образы дарит поэт родному краю; убедиться в том, что родина для поэта – самое дорогое, это то, что даёт ему силы жить, творить.
- Рефлексия настроения, эмоционального состояния.

Звучит музыка на стихи С.Есенина (1 мин.)
II. Творческая работа.

Задание 1. Какие краски дарит Есенин отчему краю?

I группа. «Золотой» вопрос. Найдите «одетые в золото» есенинские строки.
Цветопись – одна из характерных черт стихов Есенина. Она менее всего связана с украшательством. В цветописи находят выход его «буйство глаз» и «половодье чувств», т.е. взволнованное восприятие бытия и романтически приподнятое к нему отношение. Особенно значим для поэта эпитет «золотой». Он один из наиболее часто встречающихся в лирике Есенина:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

«Закружилась листва золотая…»

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

«Не жалею, не зову, не плачу…»

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

«Топи да болота…»

Золотой, т.е. жёлтый, но непременно с оттенком высшей ценности. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» золотой не столько цвет избы, сколько символ её ценности как символ уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией:

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Поэт подарил своему краю золотой цвет, т.к. он символ высшей ценности и привязанности к дорогим его сердцу местам.
II группа. «Цвета радуги» малой родины.
В стихах Есенина радуга - некий мост в невидимый мир, соединяющий небо и землю, реальное и чудесное. Все привыкли видеть Русь бедной, нищей, убогой, а Есенин обернул её нарядной стороной. Всё, к чему он притрагивался словом, будь то покосившаяся избёнка или сломанное дерево, становилось прекрасным. Он не просто красил, у него был какой-то свой особенный способ «крашения», дающий большой звук.

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета:

розовый: Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне…

«Не жалею, не зову, не плачу…»

алый: Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

«Выткался на озере алый свет зари…»

малиновый: О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку.

«Запели тёсаные дроги…»

багряный: Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

«Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, серебряный, медный; много зелёного цвета:

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы.

«С добрым утром!»

Есть и белый, и чёрный, и серый цвета:

Чёрная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить!

«Чёрная, потом пропахшая выть…»

Но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. Они пронизывают строки есенинских стихов. Когда поэт хочет придать синеве особую праздничную звучность, он употребляет малиновую краску, но это не просто краска, но и образ, с которым связано множество чисто русских ассоциаций: малиновый звон колоколов, мелодия песни «Калинка-малинка», малиновые меха тальянки.
Учитель: Среди всех цветов есть особенный, все другие краски превосходящий.

III группа. «Синий» вопрос. Любимый цвет поэта. Вспомните «синие» строки

С. Есенина.
Это «голубое» - стихия его простой, сотканной из

музыки души. Оно расплескалось волнами в стихах. И

Есенин не боится ни повторности, ни однообразия своих

эпитетов: он ими пользуется не от скудости поэтической

фантазии, просто потому, что не хотел бы и не мог ска-

зать иначе.

У него всё синее и голубое…

Н. Петровская

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Но всё-таки у него есть и любимые цвета – синий и голубой. Эпитет «синий» встречается в стихах Есенина более 50 раз:

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет…

«Синий туман. Снеговое раздолье…»
Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали…

«Заметался пожар голубой…»

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

«Нивы сжаты, рощи голы…»

Синяя цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придаёт романтическую одухотворённость, свежесть образам, создаваемым Есениным. Лучше всего, по моему мнению, это выражено в стихотворении «Я по первому снегу бреду»:

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

«Я по первому снегу бреду…»

Голубые и синие цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края -

Только синь сосёт глаза.

«Гой ты, Русь моя родная…»

Есенинский синий цвет может быть разным: от нежно-голубого, почти перламутрового, до густоты, до черноты.

В прозрачном холоде заголубели долы,

Отчётлив стук подкованных копыт…

«Голубень»
За тёмной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягнёночек кудрявый – месяц

Гуляет в голубой траве.

«За тёмной прядью перелесиц…»

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге…

«Я покинул родимый дом…»
Я думаю, что только Есенин мог сказать: «Россия! Какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и «синее» что-то!» Поэт не только увидел синь родных просторов, но и услышал её в имени Родины, в бездне пространства самого дорогого ему слова – Россия.

Вывод по заданию1. Золотые, розовые, малиновые, синие цвета. Настроение поэта как бы опирается на цветовые детали пейзажа, а они, в свой черёд, обостряют чувство и мысль. Уберите цветопись, и стих потускнеет.
Задание 2. Очень рано проявилась у Есенина склонность к образному видению мира и стала одной из самых ярких отличительных черт его поэтического дарования.

Найдите подтверждение следующим словам С. Есенина: « В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и образность».
I группа. В лирике С.Есенина есть и движение, и звуки, и краски. Исследователь Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок…»Согласны ли вы с этим? Найдите примеры изображения запахов.
По словам исследователя Козловского, ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Поэт любил свою родину, природу, умел слушать её и слышать, и она отдавала ему всё: и цвета, и звуки, и ароматы.

Поэт чувствует и «запах мёда от невинных рук», и как «пахнет смолистой сосной», «пахнет яблоком и мёдом».

Образ родины открывается нам и в «свинцовой свежести полыни», и в том, как «суховатой липой пахнет от колёс».

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

«Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Даже воспоминания о доме, в котором он провёл детство, полны запахов: «пахнет рыхлыми драчёнами», «хомутный запах дёгтя».

Недаром говорят, что слово имеет свой цвет и запах. Скажешь «Есенин», и перед тобой закружатся осенние листья, взмахнут весенней причёской берёзы, запахнет «черёмуха душистая», как будто сама фамилия поэта создана для выражения России с её пейзажами и ещё никем не разгаданным народом.
II группа. «Сочинитель бедный, это ты ли сочиняешь песни о луне?» Насколько оригинальны, даже неожиданны в стихах Есенина образы луны (месяца).
В жизни мы часто воспринимаем луну, месяц только лишь как небесное светило. И даже не думали, что её можно называть как-то иначе. Для Есенина же образ луны был особенно важен; он имел для поэта символическое значение. Образ этот прослеживается во всём его творчестве.

В своих стихотворениях поэт показывает луну, сравнивая её то с дыней ( «луна-дыня»), то с животными («показался ей месяц над хатой одним из её щенков», «золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде». Луна может, освещая землю, лить по капле масло («рожок луны по капле масло льёт»), может поцеловать («поцелуй луны»).

Луна у Есенина не застывший пейзажный фон: она живёт. Она любимый герой поэта, что-то родное и близкое.
III группа. Мировосприятие Есенина складывается под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова. Это неразрывные понятия. Как Есенин изображает природу?
Природа у С. Есенина не застывший пейзажный фон: она живёт, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она – любимый герой поэта.

Поэт часто прибегает к приёму олицетворения. В его стихах «спит черёмуха в белой накидке», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сочная зелень», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «плачет метель, как цыганская скрипка», «берёзы в белом плачут по лесам», «тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень - рыжая кобыла - чешет гриву».

Мне очень нравится стихотворение «Поёт зима – аукает». В нём обычный пейзаж. Но там, где, на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое давно уже примелькалось, молодой поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Новизна образа «аукающей зимы», напевность, музыкальность стиха, ритм которого невольно ассоциируется с «музыкой» снежной вьюги – всё это говорит о мастерстве поэта.
Слово учителя.

Во время приезда в Константиново Есенин написал стихотворение, в котором показал, что жизнь человеческая подчиняется законам природы. По воспоминаниям А. Есениной, в работе над ним у него была замечательная помощница – наша рязанская природа с пролетающими в поле косяками журавлей, с костром рябины красной, стоявшей под нашим боковым окном. Вы, конечно, догадались, что это «Отговорила роща золотая…».
Прослушивание (4 мин.)

Сл. С.Есенин

Муз. Г.Пономаренко

Вок. ансамбль «Канторс»
Задание 3 (общее). «Русь моя, кто ты?» Как отвечает на свой вопрос сам поэт, по-разному обращаясь к Руси, родине в своей поэзии.

Чтение стихотворений.

«Запели тёсаные дроги…» - «О Русь – малиновое поле…»

«Тебе одной плету венок…» - «О Русь, покойный уголок…»

«Где ты, где ты, отчий дом…» - «Синий, синий мой цветок…»
Задание 4. Какие стихи, на ваш взгляд, выразительно свидетельствуют о том, что он влюблён «в поля и леса, в своё деревенское небо, в животных и цветы».
Чтение стихотворений (по выбору учащихся)

Чтение стихотворения учителем (по выбору, например, «Несказанное, синее, нежное…»).
Слово учителя.

Сегодня на нашем уроке прозвучало много стихов С. Есенина в вашем, ребята, исполнении. А как С.Есенин сам читал свои стихи?
По воспоминаниям Августы Миклашевской, Есенин читал свои стихи удивительно хорошо. Причём у него как бы были две манеры чтения: одна с эстрады, на людях, и другая, когда он читал друзьям в компании. Имеющиеся звукозаписи запечатлели только первую манеру его замечательного чтения. К тому же фонографические валики, сохранившие в своих бороздках декламацию поэта, дошли до нас в настолько плохом состоянии, что долгое время надежда на то, что они когда-нибудь зазвучат, была весьма призрачной. Но они зазвучали.
Прослушивание записи (1 мин.)

«Исповедь хулигана», чтение С. Есенина, 1920 год.
Задание 5. Если бы меня спросили, что, на ваш взгляд, «самое есенинское» в стихах Есенина о России, я бы ответила: какая-то особая задушевность, сердечность, простодушность, непосредственность признания.
Сочинение-миниатюра «Край любимый! Сердцу снятся…»
Чтение работ учащихся (1 – 2 по желанию).
III. Итог урока.
Какая она, есенинская Русь?
Лирика – это автопортрет поэта. Таким автопортретом становится «несказанное, синее, нежное» его родины, его «голубой Руси», открывшейся нам в золотых, малиновых, синих красках, удивительных образах, звуках, запахах. И это родина не только С. Есенина, но и наша с вами родина.
IV. Рефлексия содержания учебного материала.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…
Выставление оценок за урок.
V. Выставка книг.
VI. Домашнее задание. Чтение поэмы «Анна Снегина»

Самоанализ урока


Класс - 11
Предмет – литература

Тема урока – «Голубая Русь» Сергея Есенина (по творчеству поэта С. Есенина).

Тип урока – урок–исследование.
Данный урок является вторым в системе уроков по творчеству С. Есенина после знакомства с творческой биографией поэта. Материал урока позволит глубже понять творчество поэта в 1924 – 1925 годы, в частности, поэму «Анна Снегина».


При планировании урока были учтены возрастные особенности учащихся, умение работать самостоятельно, отбирать материал в зависимости от задания, анализировать, делать выводы.

Тема и содержание урока предопределили постановку триединой дидактической цели урока:

обучающие: познакомиться со стихами поэта, посвящёнными теме родины, с особенностями творческого метода; проследить, как раскрывается в стихах Есенина образ «голубой Руси»;

развивающие: активизация творческой деятельности; развитие навыков самостоятельной работы с художественными текстами, анализа стихотворений, интерпретации и анализа художественных текстов; активизация творческой деятельности; совершенствование навыков выразительного чтения, монологической речи; развитие музыкальной культуры.

воспитательные: воспитание любви к родине; воспитание любви к литературе.

Отбор содержания материала, форм и методов обучения проводился в соответствии с целью урока. Главным этапом урока является творческая работа учащихся. При подготовке к уроку класс был разделён на 3 группы с учётом подготовки учащихся и личных интересов. Каждая группа получила творческое задание. Форма групповой работы формирует умения слушать другого, умение рефлексировать, культурно общаться, сопереживать. Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально. Все этапы логично связаны между собой. В начале урока важную роль играла рефлексия настроения, эмоционального состояния учащихся. При работе над основной темой урока использовался эвристический метод. Дидактический материал, ТСО отбирались в соответствии с целями.

Психологическая атмосфера на уроке спокойная, доброжелательная. Оптимальная работоспособность достигнута за счёт чередования видов деятельности учащихся, заинтересованности учащихся материалом урока, дисциплинированности и организованности.

Результаты урока оцениваю как высокие. Считаю, что цели, поставленные на уроке, удалось реализовать.

В перспективе планирую продолжить проведение нетрадиционных уроков по литературе, так как они повышают положительную мотивацию к изучению литературы, развивают познавательную активность учащихся, инициативу, дают возможность реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.