Стрекалова Марина Васильевна. Краеведение на уроках русского языка в начальной школе.
Алфавит.
Спиши в алфавитном порядке названия птиц Челябинской области.
Глухарь, тетерев, скворец, ласточка, дрофа, жаворонок, стрепет, куропатка, журавль (серый).
-
а) Напиши слова в три столбика в алфавитном порядке: звери, птицы, рыбы Челябинской области.
Рысь, карась, синица, белка, суслик, рипус, волк, кукушка, сойка, карп, рябчик, снегирь, лещ, судак, заяц-русак, поползень.
б) На какие ещё группы можно разделить эти слова?
Узнай у взрослых или найди на карте названия шести городов Челябинской области. Запиши их в алфавитном порядке.
Миша прочитал запись в тетради Маши и сразу определил, какое задание ей было дано учителем. А ты сможешь?
Акакуль, Еткуль, Ишкуль, Теренкуль, Чебаркуль.
а) Вместе с соседом по парте расшифруйте и запишите в алфавитном порядке названия ценных пушных зверей нашей области.
асалк, оёкрх, иицсла, тосйагрон, нолокко, оркан, дрыав.
б) На какие две группы можно разделить эти слова?
г) Прочитай описание внешнего вида горностая и найди этого зверька на картинке.
Горностай – небольшой, ловкий хищник. Это животное чаще всего селится вдоль рек, около тихих лесных озер, малых ручьев и болот. Горностай имеет вытянутое, гибкое тело. Длина тела взрослых животных колеблется от 20 до 40 см. Длина хвоста примерно в 3 раза меньше, чем длина тела. Самки в 2 раза меньше самцов. Вес тела от 100 до 370 граммов.
Мех горностая среди шкурок ценных пушных животных по красоте занимает одно из первых мест. В зимнее время года он становится очень густым, шелковистым, мягким, ярко-белоснежным. Кончик хвоста животного круглый год остается черным. Ближе к лету горностай меняет свою белоснежную шубку на рыжевато-бурую со светло-рыжей окраской на животе.
Попробуй вместе с родителями определить названия оставшихся животных и найти их описание в справочной литературе или интернете.
Звуки и буквы.
-
а) Прочитай стихотворение.
− Что ты делаешь, малышка?
− Куклам я читаю книжку!
Не закроют глазки
Ни за что без сказки.
Мне по буквам не прочесть,
Но зато картинки есть.
Вверх ногами? Ну и пусть!
Я из знаю наизусть.
(Р. Шагалеев)
б) В первом четверостишии подчеркни гласные буквы, а во втором – согласные.
а) Запиши буквами названия кустарников Челябинской области. Проверь правильность написания слов с помощью орфографического словаря.
[М А Л `И Н А], [С М А Р О Д `И Н А]
б) Почему одинаковые гласные звуки обозначили разными буквами? Подчеркни их.
-
Из стихотворного отрывка выпиши все буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.
Шишел-Мышел И лошадка
как родился - У овса,
Первым делом удивился: И звенящая
До чего чудесен свет, Оса
Ничего чудесней нет! И у девочки
И земля, Коса,
И небеса, И вращенье
И озера, Колеса,
И леса, И людские
И заката Голоса!
Полоса, Птиц и песен сколько!
Чудеса –
И только.
(Лев Рахлис)
а) Запиши названия озёр Челябинской области в следующем порядке:
те, в которых есть только глухие согласные звуки,
-
те, в которых согласные только звонкие согласные звуки,
те, в которых есть и глухие, и звонкиесогласные звуки.
Карабай, Джаланды, Иткуль, Аккуш, Аргази, Мисяш, Куташи.
б) Названия каких озёр нашего края ты знаешь? Запиши их и отметь значком + буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
Выпишите названия южноуральских озёр, в которых букв больше, чем звуков.
I в.
Кушкуль, Асламбай, Увильды, Таламай, Иткуль.
II в.
Куликай, Кильдяш, Арашкуль, Сыпкай, Рамгуль.
-
а) Маша прочитала названия рек Южного Урала и сказала, что они все начинаются с согласного звука. Миша с ней не согласился. А ты согласен с Машей или Мишей? Почему?
Егоза, Нязя, Коелга, Юрак, Зюзелга, Суроям.
б) Эти слова можно разделить на 2 группы разными способами. Какое обоснование для группировки слов можешь найти ты?
Запиши транскрипцию названий драгоценных и поделочных камней Ильменских гор.
Яшма, опал, топаз.
Прочитай названия рек Челябинской области. В каких словах все гласные – показатели мягкости предшествующего согласного звука?
Биянка, Березяк, Увелька, Сим.
а) Прочитай отрывок из стихотворения Риммы Дышаленковой «Цирк в самолёте».
На южный город поглядеть
Летит арктический медведь,
Везёт под апельсины
Плетеные корзины.
У белого медведя
Приятные соседи:
Усатый морж с моржихой
Пьют сливки с облепихой,
А рядом четверо моржат
Всё время просят шоколад,
Однако стюардесса
Их потчует «Дюшесом».
Косматый, маленький песец
Грызёт медовый леденец,
Он льдинок целый килограмм
Везёт южанам-малышам.
б) В любых двух четверостишиях подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
10. а) Прочитай стихотворение. Какое настроение вызвало оно у тебя? Почему?
Котёнок.
Серый худенький котёнок
Третий день у нас живёт.
Утром встанет и спросонок
Свой облезлый хвост сосёт.
Я тошда горчицей густо хвост намазала ему,
Он лизнул его…
-Невкусно!
Что ты сделала?
Мяу!
(В.Суслов)
б) Подчеркни буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.
11.а) Прочитай стихотворение Льва Рахлиса. Как бы ты его озаглавил?
Тёплое словечко
Вышло на крылечко.
Посидело, постояло,
Улыбнулось и -
Пропало.
Потемнело небо вдруг,
Стало холодно вокруг.
Чувствую:
Сердечко
Заныло у меня.
Без тёплого словечка
Не прожить
И дня.
Тёплое словечко...
Кто его найдёт,
Пусть по телефону
Мне
Его
Пришлёт.
б) Выпиши слова, в которых есть звук [й]. Подчеркни буквы, которые обозначают этот звук.
в) Составьте с соседом по парте список тёплых слов.
12. Прочитай стихотворение. Выпиши слова, в которых есть звук [й]. Подчеркни буквы, которые обозначают этот звук.
В гостях у Липучки.
Как-то Муха попросила:
-Есть хочу – спасенья нет!
И Липучка пригласила
Попрошайку на обед.
Муха – раз-
И прилетела:
Как – никак, такая честь.
Закружила, стала есть.
Муха ест, вздыхая грустно,
Возле форточки в углу.
-Ах, как вкусно –
Оторваться не могу!
(Л.Рахлис)
|