Главная страница

Спасско-Кижский погост Дата создания


Скачать 118.9 Kb.
Название Спасско-Кижский погост Дата создания
Дата 24.02.2016
Размер 118.9 Kb.
Тип Документы


Спасско-Кижский погост

Дата создания Преображенская церковь 1714г.

Покровская церковь 1764г.

Шатровая колокольня 1874г.

Место постройки остров Кижи на Онежском озере

Словом "погост" в старину называли крупное поселение. Здесь жили представители светской и церковной власти, стоял стрелецкий гарнизон; здесь происходили народные сходы, ярмарки, церковные и другие празднества. Сотни крестьян из окрестных волостей съезжались сюда на лодках и заполняли губную избу, толпились в трапезных церквей и под крыльцом, шумели в лавках и питейных заведениях, до отказа наполняли "дворы на приезд". Здесь были приказы и суды, лавки и ремесленные мастерские, амбары и склады, церкви и школы - одним словом, на погосте сосредоточивалась вся духовная, культурная, экономическая и политическая жизнь округа.

Архитектурный облик

Преображенская церковь. В ярусах глав и бочек, образующих стройную декоративно-конструктивную систему; в живописной скульптурной пластике открытого бревенчатого сруба; в большой выразительности косящатых оконных и дверных проемов; в правдивой красоте и убедительной силе мощных кронштейнов, несущих крыльцо; в упругой, построенной на тонких контрастах, резьбе столбов, поддерживающих кровлю крыльца, и в характерной, мастерски прорисованной форме водосливов на кровле заключена особая гармония.

Покровская церковь. Построенная на полвека позже Преображенской церкви, она несет в своей архитектуре первые черты стилистического изменения народного деревянного зодчества. Все ее помещения - сени, трапезная, четверик и алтарь - имеют одинаковую ширину и в плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами.


















Архитектурный ансамбль Кижского погоста включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО по критериям I, IV и V:
Критерий I

  • Воспринимаемый жителями Карелии как «Настоящее восьмое чудо света» архитектурный ансамбль Кижского погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся с совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.


Критерий IV

  • Кижский погост является выдающимся примером архитектурного ансамбля типичного для малонаселённых районов средневековых и пост-средневековых православных поселений, где проповедникам приходилось справляться с проблемой широко разбросанных христианских общин и суровым климатом.


Критерий V

  • Погост и здания, которые были сгруппированы в виде музейной экспозиции в южной части острова, являются исключительными примерами традиционной деревянной архитектуры Карелии и в целом Севера России и финско-скандинавского региона.
    Русские плотники, чья слава восходит к средневековому Новгороду, достигли апогея в плотницком искусстве. Необратимые изменения привели к тому, что это традиционное искусство исчезает. Следовательно, абсолютно необходимо, чтобы такие ансамбли как Кижский погост были сохранены как иллюстрации истории древней технологии, за то, что они учат нас былому образу жизни.




Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви: "«Обложися сей олтарь Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа Боголепного Преображения Господня по плоти от Рождества Христова АΨДI года июня 6 дня…» гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви, (Метрика по получению верных сведений о древне-православных храмах Божиих…Олонецкой губернии, 23 марта 1887 года).

Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект). Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 год) в Вологодской области.

Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах. По своему типу храм — «летний» не отапливаемый, зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров.

Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тёсом в начале XIX века, главки покрыты лужёным железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора А. В. Ополовникова.

Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.


Название Церковь Преображения Господня 

Авторы Настоящие имена создателей церкви неизвестны.

Дата создания (1714 год)

Место постройки остров Кижи, расположенный в северной части Онежского озера

Архитектурный стиль древнерусское православное зодчество

Назначение По своему типу храм — «летний» не отапливаемый, зимой в нём службу не проводят.

Архитектурный облик Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухсходного крытого крыльца на консолях.
Бочка в архитектуре крыша, имеющая форму полуцилиндра с повышенным и заострённым верхом.
Конструктивное решение Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров. Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён фундамент.
Материалы Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» — осиновый. Фундамент -бутовый на известковом растворе.
Габариты 37 метров.

История создания произведения

Замысел произведения

Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии

Продолжительность и этапы строительства ????
Судьба произведения
Реконструкция Церковь была обшита тёсом в начале XIX века, главки покрыты лужёным железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора А. В. Ополовникова.
Сегодняшний облик Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект). Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 год) в Вологодской области.
Интересные факты

Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах.

Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.




Название Покровская церковь

Авторы неизвестны

Дата создания 1764 год

Место постройки на острове Кижи рядом с Преображенской.

Назначение Храм — «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.
Архитектурный облик Купола этого храма отличаются выразительностью, утончёнными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Покровская церковь расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.

Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс— один из немногих декоративных элементов этого храма. Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.

Конструктивное решение

Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную.

Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.

Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором всё же внешний облик.

Все декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.

Материалы Материал рубки — сосна. Лемех главок — осиновый
История создания произведения

Замысел произведения

Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви?

Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

Продолжительность и этапы строительства
Судьба произведения

Разрушение

Иконостас Покровской церкви — тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым.

Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной.

Реконструкция

Нынешний иконостас был реконструирован в 50-е годы XX в.

Сегодняшний облик

Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырёхрядный тябловый иконостас, который реконструирован в 50-е годы 20 столетия, на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948 г.

Интересные факты

Иконы, датируемые второй половиной 17 века, были подобраны для иконостаса из «Кижской коллекции», составленной из заонежских икон, вывозившихся в годы оккупации в Финляндию.
Тябло́ (от лат. tábula — доска) — деревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон.




Название Колокольня

Авторы неизвестны

Дата создания 1863год

Место постройки остов Кижи

Назначение колокольня

Архитектурный облик

Композиция колокольни решена по традиционной схеме «восьмерик на четверике», с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Сруб рублен «в лапу». Дощатая обшивка устроена из бруса. Кровли перекрыты тёсом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму.

Конструктивное решение

В плане квадратный четверик разделён двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объём сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница.

Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. Перед входами устроены невысокие рубленные площадки крылец. С запада и востока устроены фальшивые арочные порталы, подобные входным. Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с четырьмя отверстиями посередине доски.
Чула́н — подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.

Сени - нежилое помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах 
Материалы Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.

Фундамент бутовый на известковом растворе.
История создания произведения

Замысел произведения

Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни.

Продолжительность и этапы строительства
Судьба произведения

Разрушение

Реконструкция

В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра.

Полица - – в русской деревянной архитектуре нижняя пологая часть крутой двухскатной или шатровой крыши, отводящаядождевые воды от стен.

Фронтон - это завершение фасада здания, ограниченное по бокам скатами крыши.
Сегодняшний облик

Интересные факты