|
Бижова Татьяна Васильевна Эссе «Моя педагогическая философия»
Бижова Татьяна Васильевна
Эссе «Моя педагогическая философия»
Школа…..Сейчас, по прошествии многих лет, работая учителем в школе, невольно задумываешься: почему традиционная школа устроена именно так, а не иначе? Почему именно эта педагогическая система оказалась востребована и живуча? Природа не поскупилась на многообразие. Мы все такие разные – даже живущие рядом. А сколько на Земле рас, наций, религий… Почему же массовая школа во всем цивилизованном мире устроена одинаково? Но редкие «авторские» исключения все же существуют.
Почему школа такая? 18 век принес Европе не виданное ранее движение. Ломалось все: вековые традиции государственного устройства, семейные устои, мораль и нравственность, способы передвижения, добывания и хранения пищи – огромные массы людей меняли способ жизни. 18 век принес ртутный термометр, вакцинацию против оспы, открыл теорию вероятностей и дифференциальное исчисление. Стали появляться фабрики. Школа появилась, чтобы разрешить социальное противоречие: фабрикантам приходилось брать на работу воспитанных в доиндустриальную эпоху людей, ибо других работников просто не было; и они не хотели этого делать, ибо «людей, миновавших период полового созревания и занимавшихся ранее сельскохозяйственным трудом или каким- либо другим ремеслом, почти невозможно превратить в полезные производству рабочие руки». [1]
Индустриализация предъявляла новые требования к работникам. Среди простых горожан третьего сословия стала распространяться грамотность. Вопросы образования стали серьезно волновать общество. Вольтер прямо выступил против образования «черни», Дидро – за бесплатную, открытую всем слоям школу.
Однако развитие событий было предопределено. На лимонном дереве вырастает лимон, в индустриальном обществе выросла школа – фабрика. Ее цели были ясны: научить слушать и запоминать, действовать по инструкции, послушно выполнять указания, согласовывать свои действия с коллективными действиями. Научить считать и писать, научить пунктуальности и четкости в выполнении однообразной работы. Дети стали сырьем, которое нужно обработать по определенной технологии, чтобы получить человека «индустриального».
С усложнением производства растет и объем необходимого образования. Дети начинают ходить в школу все с более раннего возраста, учебный день и учебный год становятся все длиннее. Постепенно в школе все большее место занимают арифметика и естественные науки. В 19 и 20 веках школа значительно усложнилась, в ней отразились успехи науки, изменение культурной, технической, бытовой среды. Но школа осталась при этом преимущественно школой - фабрикой.
Впрочем, намерения отдельных людей часто не совпадают с движением общества в целом. В любые исторические времена были учителя, которые сопротивлялись образовательному конвейеру. Выпадали из потока и самые талантливые дети.[2] Несоответствие школьной программы и технологии обучения запросам талантливых людей стало причиной возникновения мифов о проявившейся в школе тупости некоторых классиков науки: Чарльза Дарвина, Альберта Эйнштейна и других. Чем сложнее культурная среда, тем больше появляется шансов и возможностей для талантливых учеников и выдающихся учителей избежать «всеобщего уравнивания».
Сегодня школа – фабрика по-прежнему жива, но ее сильно лихорадит. Мы вступаем в новый этап цивилизации – мир стремительно меняется. Значит школу лихорадит закономерно. Перед всем миром встают новые задачи образования. Какие задачи учит решать современная школа? Какие задачи ставит перед молодым человеком жизнь? Даже без всякого анализа мы чувствуем, что это задачи разного типа.
Научить читать и писать, ознакомить с основами наук – это цель школы. Научиться подчиняться воле старшего, инструкциям, правилам – это не менее значимая для современной школы цель. Школа всегда более болезненно относится к нарушению дисциплины, чем неуспеваемости ученика. Школа не заметила смены общественных потребностей. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. И главная задача школы – научить жить детей в динамичном, быстро меняющемся мире.
Как повернуть образование в нужную сторону? Вот несколько принципов из книги «Приемы педагогической техники».[3]
Принцип свободы выбора (предоставлять ученику право выбора). Вот несколько примеров свободного выбора. В.Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них. И.П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала;
-
Принцип открытости (использовать в обучении открытые задачи: не только давать задания, но и сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
-
Принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений и навыков организовывать преимущественно в форме деятельности). Ученик должен искать, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи, рассматривать их в разных моделях;
Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью приемов обратной связи). Учитель на уроке отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания и т.д.;
Принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности при меньших затратах). Если учитель грамотно согласует содержание и формы обучения с интересами школьников, тогда они сами будут стремиться узнать – а что же дальше?
Но и самая лучшая педагогическая техника – только половина дела. Вторая половина – содержание обучения. Чему учить?
Решение современных задач все больше требует системного подхода, умения видеть последствия. Нужно насытить школьное образование открытыми задачами, постоянно сталкивать ученика с исследовательскими задачами. Они есть в любой предметной и межпредметной области. И они ответственны за развитие творческой интуиции. Ведь интуиция – это не только «дар божий», это опыт решения нестандартных задач.
Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик САМ стремится к знаниям, так, что ничего не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах. Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого САМ.
Список используемой литературы
Э. Тоффлер. Третья волна. – М.: «АСТ», 1999
Ю.З. Гильбух. Внимание: одаренные дети. – М.: «Знание», 1991
А. А. Гин. Приемы педагогической техники. – М.: «Вита – пресс»,1999
|
|
|