Главная страница

«Создания благоприятной среды в работе с одаренными детьми»


Скачать 95.85 Kb.
Название «Создания благоприятной среды в работе с одаренными детьми»
Дата 12.02.2016
Размер 95.85 Kb.
Тип Документы

Методическое сообщение на тему:

«Создания благоприятной среды в работе с одаренными детьми».
Эпиграфом моего выступления могут служить слова педагога-новатора Игоря Павловича Волкова “Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться… сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому мы стремимся в меру своих сил и способностей”.
Существует прекрасная, на мой взгляд, притча о появлении на Земле талантливых людей.

В руках у Творца была чаша сотворения мира. Взглянул в неё Отец Небесный, а на самом дне чаши блестит несколько волшебных капель. Блестящие капли источали тонкий, приятный аромат, но этих капель было очень мало. Бог сказал: «Подарю я этот чудесный нектар людям!»

Однако человечество в ту пору уже разрослось. Удивительного нектара не хватило бы на всех. Тогда, вершитель судеб человеческих, как художник, обмакнув кисть в чашу, одарил людей благодатным дождём. Дождь этот состоял не из воды. Это были капли таланта. Достался этот нектар не всем людям, но кому посчастливилось быть одарёнными, имеют различные способности в искусстве. Остальным людям Всевышний дал умение слушать и воспринимать прекрасное.
Что такое одаренность? Одаренный и талантливый часто употребляют в литературе как синонимы, но многие исследователи утверждают, что одаренные это те, которые имеют высокую степень способности к какой либо специальной деятельности, а талантливые – те, у которых имеется творческий элемент и доминируют природные качества. Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманности педагогики, мы обязаны признать потенциальную одаренность каждого ребенка.

С какими видами одаренности у ребёнка мы имеем дело:

- общей одарённостью - она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности);

-специальной - обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

В какой форме проявляется его одаренность:

- явной – можно увидеть в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, как бы «сама по себе», достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения;

- скрытой - проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребёнка ошибочно могут отнести к числу «неперспективных». Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя».

Суммируя все сказанное, нарисуем портрет одаренного ребенка:

1. Внимательный, собранный, постоянно готовый к напряженной работе.

2. Неуемная потребность трудится без устали, срока и отдыха.

3. Особенности мышления: быстрота мыслительного процесса, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, продуктивность умственной работы.

4. Широкий круг познавательных интересов, выступающих постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.

Немаловажную роль в работе с одаренными детьми на первичном этапе играет диагностика способностей ребенка. А. Хааном и Г.Каффом была разработана методика диагностики степени выраженности у ребенка различных видов одаренности. Утверждения, по которым оценивается ребенок, можно рассматривать и как программу его дальнейшего развития. Остановимся подробнее лишь на художественных способностях.

Ребенок имеет высокий уровень художественно-изобразительных способностей или одарен, если он:

  • не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

  • в своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего- то вполне удавшегося;

  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства;

  • когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

  • стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

  • не стесняется высказать собственное мнение о классических произведения, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Ярким примером художественно одаренного ребенка может служить герой притчи Александры Лопатиной.

Кудрявый мальчик старательно рисовал угольком огромного петуха на белой стене дома.

— Ах, негодник! — раздался крик матери. Мальчик вскочил и удрал. Вечером отец дал сыну разноцветную краску, и петух стал настоящим красавцем.

— Уголь не смоешь, так пусть уж картинка будет, — сказал довольный отец.

Мальчик умел рисовать красивые картинки, а отец отдал сына в ученики к сапожнику. Мальчик мечтал стать художником, но у отца не было денег, чтобы платить за учёбу.

Через месяц сапожник привёл ученика домой и показал родителям лакированный чёрный сапог. На голенище сапога была пришита аппликация красной птицы из кожи.

— Полюбуйтесь, что сделал этот паршивец! — закричал сапожник.

— Как красиво! — ахнули родители.

— Это парадные сапоги для офицера. Как он будет выглядеть на параде с красными птицами на сапогах? — сердито объяснил сапожник и ушёл.

Тогда отец отдал сына в ученики к портному. Все повторилось. Мальчик вышил красочного павлина на сером костюме, приготовленном для учителя.

За непрошенные художества мальчика прогнали и плотник, и гончар.

Однажды возле дома мальчика остановилась повозка. Господин, выглянув из окна, спросил:

— Кто нарисовал этого чудесного петуха?

Позвали мальчика. Господин пожал ему руку и сказал:

— Поздравляю, у тебя большой талант. Я художник, хочешь стать моим учеником?

— Больше всего на свете хочу! — закричал мальчик.

— Спасибо вам, господин. Все его из учеников выгнали: и портной, и сапожник, и плотник. Мы думали, он ни к чему не способен, — пожаловалась мать.

— Огонь в бумагу не завернёшь, — смеясь, сказал господин и пригласил мальчика в повозку.

Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Об этом говорят выводы ученых, основанные на многочисленных исследованиях. "Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии". "Способности существуют только в развитии... Способность не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания". "Способности не могут возникнуть вне конкретной деятельности человека".

И действительно, если ежедневно в течение 10 лет смотреть на картины, но не рисовать, то, имея и выдающиеся природные данные, сможем ли мы стать художниками даже через 10 лет? Конечно нет.
Однако задатки и способности к определенной деятельности далеко не всегда проявляются в раннем детстве. И поэтому очень рискованно развивать ребенка в одном направлении только потому, что у него вроде бы проявились способности к какому-то виду труда или искусства. Тем самым мы отнимаем у него время и силы для занятий другими областями деятельности.
Полагаю, что ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытым, может быть очень глубоко, способностям. Осуществить это можно только в процессе обучения под руководством взрослых. Ребенок всегда чего-то не знает, а раз он этого "чего-то" не знает, то как он "этому" может научить себя? Как он, ничего не зная в данной области, может составить план, программу и методику обучения? Человек может составить себе план самообразования, если у него уже есть необходимый запас знаний в данной области, т. е. минимальное, но достаточное общее представление об изучаемом предмете, чтобы самостоятельно постигать его дальше.
Обучение художественно одаренных детей строится на основании общих принципов обучения:

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучении;

  • принцип опережающего обучения;

  • принцип развивающего обучения;

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип креативности

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Успешности обучения одаренного ребенка способствует создание в образовательном заведении развивающей творческой среды, которая включает в себя в первую очередь образовательную среду-это разработка и внедрение рабочих, экспериментальных и авторских программ, это использование в образовательном процессе инновационных технологий (презентации, видеофильмы, проектная деятельность и т.д.)

Немаловажную роль играет творческая среда, которая подразумевает участие ребят в выставках, конкурсах, посещение экскурсий, прогулка по виртуальным музеям мира (программа гугл-арт проект).

Коммуникативная среда образовательного учреждения включает в себя дружеские взаимоотношения со сверстниками, взаимопонимание и творческий союз с педагогом.

Комфортность на уроке увеличивается за счет:

  • учета возрастных особенностей и художественных способностей учащихся:

  • создания творческой среды;

  • создания ситуаций успеха;

  • использования на занятии коллективной мыслительной деятельности (проблемные задания, мозговой штурм, коллективные творческие задания и др.)

  • использовании на занятии установления связи между изучаемым материалом и личным опытом учащихся;

  • установление связей урока с другими видами искусства.

Для создания благоприятной среды в работе с одаренными детьми огромную роль играет гуманистическая направленность педагога, которая проявляется, прежде всего, в отношении педагога к ребенку как к главной цели педагогического процесса, как к равноправному партеру по учебно–воспитательной деятельности; в доверительном, диалогическом общении с учениками; в уважительном отношении к их жизненному опыту, их мировоззренческих установкам.

Личные качества педагога включают в себя:

-эмпатию (позитивное отношение к обучающемуся,

-понимание, сопереживание,

-искренность (конгруентность).

Очень важно сформировать благоприятный эмоциональный климат на занятиях изобразительной деятельностью. Для этого необходимо:

1.Установить с учащимися партнерские взаимоотношения.

Очень важно на уроках создавать условия, благоприятные для духовного общения учителя и ученика. Диалог и индивидуальный подход – вот основа воспитания и обучения одаренного ребенка.

2. Вызов чувств переживания, эмпатии у детей в ходе общения с педагогом и сверстниками.

Уроки искусства немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова педагога, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Из опыта работы я могу сделать вывод, что чередование индивидуальной и коллективной деятельности, использование музыкального сопровождения, виртуальных прогулок по музеям мира, экспериментам с художественными материалами, способствуют тому, что детям интересно на уроке не просто присутствовать, а работать.

3. Познание собственных возможностей, мотивация одаренных детей на успех.

Очень важно на занятиях использовать наглядный и демонстрационный материал. Перед глазами учащегося должны быть таблицы и плакаты с образцами выполнения заданий, например плакат с изображением пропорций человека, способы тональной градации, построение линейной перспективы. В кабинете целесообразно разместить тематическую выставку работ учащихся, репродукции великих художников. На занятиях изобразительной деятельности и на уроках истории искусства я использую инструкционные карты, памятки, алгоритмы выполнения заданий, тестовые задания, презентации.

4.Представление возможности учащимся проявлять инициативу на разных дисциплинах изобразительной деятельности и истории искусства.

Многовариативность выполнения заданий на занятиях просто необходима. Ребенок может сам выбрать технику, художественный материал, способ, которым может быть выполнено задание.

5.Стимулирование самостоятельности обучающихся в получении знаний, в овладении новыми способами совершенствования своей творческой деятельности, в самообразовании.

Поиск дополнительной информации, составление творческих проектов, защита презентаций. При этом в помощь учащимся я предлагаю список литературы, книги о творчестве художников, обзор Интернет – ресурсов.

6.Оценка положительных результатов и достижений учащихся.

Раз в полгода проходит торжественное награждение дипломами победителей конкурсов районного, областного, всероссийского и международного уровня. Ребят поздравляют преподаватели, учащиеся музыкальных отделений.

Такие мероприятия очередной раз стимулирует учащихся на успех.

При организации благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей можно использовать:

  • Консультативную помощь для обучающихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

  • Информирование обучающихся о новейших достижениях в культуре и искусстве.

  • Знакомство обучающихся с новинками литературы.

  • Привлечение творческих учителей, работников культуры, художников для общения с детьми.

  • Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

  • Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения.

  • Проведение переводной и текущей аттестации обучающихся в форме защиты презентации.

  • Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

Таким образом, грамотно и умело продуманная педагогом организация творческой среды, безусловно, имеет огромное значение в работе с одаренными детьми.