«К игрушке надо подойти с точки зрения того. Насколько эта игрушка помогает изучать окружающее. Насколько она помогает активности и самостоятельности ребят» Н.К.Крупская
ПРИЧИНЫ, ПОБУДИВШИЕ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ИГРУШКУ – САМОДЕЛКУ
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме
представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.
Кукла - обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д.
Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок.
Так как дети младшего дошкольного возраста обладают наглядно - образным мышлением и очень любят игрушки - самоделки , мне пришла в голову мысль — сшить игрушки и использовать их на занятиях Игрушка, как средство гармонического воспитания детей, должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств, развитию художественного вкуса и творческих способностей.
ПОМОЩЬ ИГРУШКИ В ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММНЫХ ЗАДАЧ
Первые игрушки появились к сказке «Курочка Ряба». Дети очень хорошо знали сказку, но отвечать на вопросы по содержанию сказки не хотели, были пассивны. И вот перед детьми предстали игрушки - самоделки: курочка, мышка, яичко. Надо было видеть с каким восторгом, интересом, с какой радостью на лицах дети рассматривали эти игрушки Сказку рассказывать не пришлось, дети сами перебивая друг друга пытались рассказать и даже показать, действовать игрушками согласно содержанию сказки.
Алёнка говорит, обращаясь к курочке: «Ко-ко-ко», а Иринка поправляет: «Это не ко-ко-ко. Это курочка!»
Дима мышиным хвостиком толкает яичко,-«Бух»,а дети подражая бабушке и дедушке плачут. Игрушка побудила детей говорить словами, предложениями из двух- пяти слов, эмоционально въцюжатъ свои чувства, сопереживать деду и бабке.
Ожили игрушки- собачка, уточка, кошка, лошадка, петушок. Мягкие, пушистые помогали выполнять программные задачи, как на занятиях, так и в не их.
Большим событием было появление куклы в рост ребёнка. Детям было дано задание прийти нарядными: «Мы поедем в гости к кукле». Ехали в гости на «поезде» И вот детей встречает новая кукла. Увидев её дети завизжали, захлопали в ладоши. Они охотно разговаривали с куклой, отвечали на вопросы, были
очень активными Кукле дали имя Клава, как бабушка у Насти. С этого дня Клава стала членом нашего детского коллектива. Чтобы Клаве было не скучно для неё был сшит клоун Рыжик. Он оказался настоящим неумейкой. Детям приходилось всему его учить- складывать шарики в коробки по цвету, вкладывать коробочки одна в другую, убирать игрушки на место. Если мы уходили на музыкальное занятие и забывали Рыжика в группе, то приходя из музыкального зала, дети старались научить его всему тому, чему сами только что научились. Я часто наблюдала, как дети усаживали рыжика и «читали» ему книжки с выученными потешками. А наша Лиза, которая за столом измудрялась «накормить» и уши, и глаза, с серьёзным видом говорила: «Рыжик, возьми ложечку правильно! Умница! Дети росли и вместе с ними росли наши игрушки. Появились игрушки- самоделки к сказкам «Колобок», «Теремок», «Три медведя».
Наши игрушки помогали нам не
только активизировать речь малышей, они помогали в развитии элементарных математических представлений. Так по сказке «Три медведя» мы осваивали понятия: большой- маленький, больше- меньше, выше- ниже, цвет, форму. Дети рассматривали медведей, кровати, подушки, одеяла, тарелки и т.д..
Игрушка помогла преодолеть страх.
В группе была девочка Юля, она была очень неуверенная, девочка боялась и вздрагивала от любого шума. На помощь пришла обезьянка Анфиса Я предлагаю: «Юля, пройди по скамейке». Девочка боится.
«Смотри, Юля, как Анфиска шагает смело! Возьми её за хвостик». Юля боится, а за хвостик взялась и шагает.
А Алёшка боится подниматься по лестнице вверх, а Анфиска любит карабкаться выше Мальчику весело, он забыл о страхе, надо догнать проказницу. На
верху оказалось здорово, всё видно.
Игрушка и трудовое, нравственное воспитание. Средняя группа.
Андрей с Женей играли в лото, после игры не убрав за собой ушли играть другими игрушками. Стали мы наводить в группе порядок, я спрашиваю: «Кто лото не убрал?»
«Не я, не я».
Я говорю: «Я знаю, кто это сделал! Это Анфиса!»
Беру её на руки и начинаю ругать: «Как не стыдно подводить ребят Придётся тебя в ясли
отправить, чтобы малыши научили тебя порядку!»
Первым не выдержал Женя: «Не надо её отдавать, это мы играли!»
А Андрей бросился собирать лото. Мы попросили прощение у Анфисы. Вот и получился
урок нравственности для всех детей. Весь оставшийся день Женя и Андрей играли с
Анфисой.
Игрушка стала неотъемлемой частью наших занятии и игр. Любое занятие мы превращаем в игру.
Ручной труд.
Пришёл к нам в гости гномик и рассказывает: «Мы гномики, делаем все хорошие дела ночью, чтобы утром каждый человек мог бы получить сюрприз. Но вот беда, ночью темно».
Дети учатся сочувствовать. - «Бедные гномики», Учатся оказывать помощь.
И вот мы делаем из бумаги фонарики, оставляем их на столе. Утром стол пуст, фонариков нет, значит приходили гномики и унесли наши поделки. Дети в восторге.
Театр
В группе все игрушке доступны детям. Но охотнее всего они играют в театральном уголке. В совместной деятельности я часто показываю детям настольный театр, они смотрят с большим интересом.
Я заметила, многие дети забывают
прочитанные им рассказы через несколько дней, а вот после просмотра спектакля малыши и через две- три недели отвечают на вопросы об увиденном охотно и осмысленно. Просят показать ещё раз.
Детям в средней группе интересно самим участвовать в показе кукольного театра. Даже стеснительные ребята проявляли желание показать сказку. Сначала мы им давали самые немногословные роли. Алёнка говорила так тихо, что мы её еле слышали. Но я её хвалила: «Молодец, говоришь как настоящая мышка. Тихо- тихо». На следующий раз у Алёнки не было страха, что у неё что- о не получится и она говорила спокойно и уверенно.
Играя, мы стали придумывать сказки. Я расставляла по кругу игрушки, в середине волчок со стрелкой. Волчок «показывает» на две игрушки, надо придумать о них сказку. Сначала сказки были простыми, дети старались применить знакомые сказки. Но в старшей группе дети научились фантазировать, придумывать и разворачивать сюжеты новых сказок.
В результате использования игрушки- самоделки наблюдались следующие результаты:
Дети стали более раскрепощенными, активными;
Речь детей стала более выразительной;
С помощью игрушки у ребёнка:
Задействованы все каналы восприятия - зрение, слуха, осязания;
Происходит развитие психических процессов памяти, внимания, воображения, речи.