|
Создание организационно-педагогических условий для реализации принципа преемственности в детском саду и начальной школе
СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ким Лариса Витальевна, педагог-психолог, ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района Санкт Петербурга.
Наше образовательное учреждение представляет собой единый комплекс «детский сад – школа». Экспериментальная деятельность в образовательном учреждении проходит в рамках районной экспериментальной площадки по теме: «Организационно-педагогические условия преемственности дошкольного и начального общего образования». В ходе аналитико-подготовительного и поисково-преобразующего этапов эксперимента, нами был разработан и апробирован диагностический инструментарий оценки эффективности взаимодействия педагогов и родителей.
В данной статье представлены отдельные материалы, которые, с нашей точки зрения, будут интересны различным участникам образовательного процесса, сталкивающимся с проблемой преемственности дошкольного и начального общего образования.
По результатам анкетирования различных групп родителей был проведён анализ ожиданий родителей от детского сада и школы:
Ожидания родителей от детского сада (на момент поступления ребёнка в детский сад)
Условия (комфорт и безопасность) – 30%
Сохранение жизни и здоровья, психологический комфорт и безопасность
Доброе, чуткое, заботливое, уважительное отношение к ребёнку
-
Чтобы ребёнок шёл в детский сад с удовольствием
Чтобы детский сад стал желанным и любимым местом, оставил счастливые воспоминания о детстве
Индивидуальный подход, надлежащий уход и внимание к ребёнку
Социализация – 30%
Научить правильному поведению, дисциплине, жизни в социуме
Научить лучше понимать других детей, лучше говорить, дружить
Чтобы ребёнок получил хорошее воспитание, манеры
Развивать положительные черты характера
Воспитать самодостаточного и счастливого ребёнка
Активно взаимодействовать с родителями, помогать в воспитании ребёнка
Интеллектуальное развитие и обучение -10%
Обучение необходимым навыкам
Расширение кругозора
Развитие интеллектуальных способностей
Подготовка к школе
-
Чтобы ребёнок получил желание учиться
Всестороннее творческое развитие – 30%
Выявление и развитие талантов и способностей
Развитие творческих способностей
Всестороннее, гармоничное развитие
Помощь в развитии ребёнка, как в умственном, так и в физическом
Сохранение и развитие в ребёнке лучших качеств
Ожидания от школы родителей выпускников детского сада
Условия (безопасность, квалифицированность педагогов) – 53%
Плавный переход из детского сада в школу, спокойный старт всех образовательных программ
Индивидуальный подход, добрые и отзывчивые учителя
-
Хорошее, заботливое, справедливое отношение к ученикам
Внимание и требовательность педагогов
Безопасность в школе, хорошая охрана
Качественная материально-техническая база
Квалифицированный педагогический состав
Взаимная совместная работа, плодотворное сотрудничество педагогов, психологов и родителей
Возможность обратиться в школу по любому вопросу
Социализация – 13%
Чтобы ребёнок адаптировался к школьному коллективу, нашел себе друзей, был заинтересован школой
-
Чтобы школа способствовала взрослению, самостоятельности, выработке ответственности, чувства коллективизма
Научить четкой дисциплине, внутренне воспринимать необходимость получения знаний
Интеллектуальное развитие и обучение – 25%
Вызвать и развивать у ребёнка интерес к учебному процессу
Укрепление желания учиться, познавать новое и интересное
Высокий уровень обучения детей, хорошие знания
Развитие более структурного мышления
-
Прививать любовь к знаниям и чтению
Обязательные домашние задания и работы над ошибками
Большее взросление ребёнка на научной основе
Получение полного качественного образования
Ценностный подход к обучению
Всестороннее творческое развитие – 9%
Наличие дополнительных занятий и кружков
Разностороннее развитие ребёнка
Найти в каждом ребёнке способности и положительные черты характера, поощрять и развивать их
Ожидания от школы родителей первоклассников
Условия – 4,5% (Иметь возможность посещать открытые занятия в школе)
Социализация – 41%
Воспитание в ребёнке коммуникабельности, умения устанавливать отношения и жить в социуме
-
Участие в общественной жизни школы
Больше направленности на развитие самостоятельности, ответственности и организованности в стенах школы
Подготовка ребёнка к «взрослой жизни»
Интеллектуальное развитие и обучение – 41%
Построить фундамент и зародить желание изучать предметы
Интересный, увлекательный процесс обучения от занятия к занятию
Научить думать, в том числе нестандартно мыслить
Научить формулировать мысли и выражать свою точку зрения
Всестороннее развитие – 9%
С нашей точки зрения, полученную динамику ожиданий родителей от образовательного учреждения в зависимости от возрастных задач в развитии ребёнка следует учитывать при планировании работы с родителями для реализации принципа преемственности в работе детского сада и начальной школы.
По результатам анкетирования педагогов детского сада, педагогов начальной школы, родителей дошкольников и родителей первоклассников был получен прогноз школьных трудностей ребёнока при переходе из детского сада в школу, с точки зрения различных участников образовательного процесса:
Трудности в адаптации к школе
педагоги
|
детский сад
|
72%
|
школа
|
74%
|
родители
|
детский сад
|
52%
|
школа
|
33%
|
Трудности в освоении школьной программы
педагоги
|
детский сад
|
47%
|
школа
|
58%
|
родители
|
детский сад
|
29%
|
школа
|
37%
|
Низкий уровень учебной мотивации первоклассников
педагоги
|
детский сад
|
35%
|
школа
|
47%
|
родители
|
детский сад
|
31%
|
школа
|
29%
|
Иные трудности (неблагополучие в семье, трудности в поведении, саморегуляции)
педагоги
|
детский сад
|
50%
|
школа
|
50%
|
родители
|
детский сад
|
12%
|
школа
|
11%
|
Выявленные различия в ожиданиях потенциальных трудностей первоклассника, с точки зрения педагогов и родителей, позволяют выстраивать просветительскую работу с родителями будущих первоклассников с учётом данной специфики.
По результатам опроса различных участников образовательного процесса нами был проведён анализ различных форм осуществления преемственности, наиболее приемлимых и значимых с точки зрения педагогов и родителей:
Педагогическое просвещение родителей
педагоги
|
детский сад
|
65%
|
школа
|
65%
|
родители
|
детский сад
|
32%
|
школа
|
63%
|
Круглые столы для родителей с участием специалистов
педагоги
|
детский сад
|
77%
|
школа
|
62%
|
родители
|
детский сад
|
46%
|
школа
|
43%
|
Информационные стенды для родителей будущих первоклассников
педагоги
|
детский сад
|
71%
|
школа
|
73%
|
родители
|
детский сад
|
69%
|
школа
|
80%
|
Открытые мероприятия в школе и детском саду
педагоги
|
детский сад
|
72%
|
школа
|
56%
|
родители
|
детский сад
|
82%
|
школа
|
99%
|
Совместная работа педагогов и родителей со службами сопровождения
педагоги
|
детский сад
|
82%
|
школа
|
63%
|
родители
|
детский сад
|
66%
|
школа
|
50%
|
Несовпадение точек зрения на проблему преемственности со стороны различных участников образовательного процесса необходимо учитывать при разработка системы взаимодействия дошкольного и начального общего образования, создавая организационно-педагогические условия для реализации принципа преемственности при переходе дошкольников в начальную школу.
|
|
|