Главная страница

Создание организационно-педагогических условий для реализации принципа преемственности в детском саду и начальной школе


Скачать 73.94 Kb.
НазваниеСоздание организационно-педагогических условий для реализации принципа преемственности в детском саду и начальной школе
Дата09.02.2016
Размер73.94 Kb.
ТипДокументы

СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ким Лариса Витальевна, педагог-психолог, ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района Санкт Петербурга.

Наше образовательное учреждение представляет собой единый комплекс «детский сад – школа». Экспериментальная деятельность в образовательном учреждении проходит в рамках районной экспериментальной площадки по теме: «Организационно-педагогические условия преемственности дошкольного и начального общего образования». В ходе аналитико-подготовительного и поисково-преобразующего этапов эксперимента, нами был разработан и апробирован диагностический инструментарий оценки эффективности взаимодействия педагогов и родителей.

В данной статье представлены отдельные материалы, которые, с нашей точки зрения, будут интересны различным участникам образовательного процесса, сталкивающимся с проблемой преемственности дошкольного и начального общего образования.

По результатам анкетирования различных групп родителей был проведён анализ ожиданий родителей от детского сада и школы:


Ожидания родителей от детского сада (на момент поступления ребёнка в детский сад)

Условия (комфорт и безопасность) – 30%

  • Сохранение жизни и здоровья, психологический комфорт и безопасность

  • Доброе, чуткое, заботливое, уважительное отношение к ребёнку

  • Чтобы ребёнок шёл в детский сад с удовольствием

  • Чтобы детский сад стал желанным и любимым местом, оставил счастливые воспоминания о детстве

  • Индивидуальный подход, надлежащий уход и внимание к ребёнку

Социализация – 30%

  • Научить правильному поведению, дисциплине, жизни в социуме

  • Научить лучше понимать других детей, лучше говорить, дружить

  • Чтобы ребёнок получил хорошее воспитание, манеры

  • Развивать положительные черты характера

  • Воспитать самодостаточного и счастливого ребёнка

  • Активно взаимодействовать с родителями, помогать в воспитании ребёнка

Интеллектуальное развитие и обучение -10%

  • Обучение необходимым навыкам

  • Расширение кругозора

  • Развитие интеллектуальных способностей

  • Подготовка к школе

  • Чтобы ребёнок получил желание учиться

Всестороннее творческое развитие – 30%

  • Выявление и развитие талантов и способностей

  • Развитие творческих способностей

  • Всестороннее, гармоничное развитие

  • Помощь в развитии ребёнка, как в умственном, так и в физическом

  • Сохранение и развитие в ребёнке лучших качеств

Ожидания от школы родителей выпускников детского сада

Условия (безопасность, квалифицированность педагогов) – 53%

  • Плавный переход из детского сада в школу, спокойный старт всех образовательных программ

  • Индивидуальный подход, добрые и отзывчивые учителя

  • Хорошее, заботливое, справедливое отношение к ученикам

  • Внимание и требовательность педагогов

  • Безопасность в школе, хорошая охрана

  • Качественная материально-техническая база

  • Квалифицированный педагогический состав

  • Взаимная совместная работа, плодотворное сотрудничество педагогов, психологов и родителей

  • Возможность обратиться в школу по любому вопросу

Социализация – 13%

  • Чтобы ребёнок адаптировался к школьному коллективу, нашел себе друзей, был заинтересован школой

  • Чтобы школа способствовала взрослению, самостоятельности, выработке ответственности, чувства коллективизма

  • Научить четкой дисциплине, внутренне воспринимать необходимость получения знаний

Интеллектуальное развитие и обучение – 25%

  • Вызвать и развивать у ребёнка интерес к учебному процессу

  • Укрепление желания учиться, познавать новое и интересное

  • Высокий уровень обучения детей, хорошие знания

  • Развитие более структурного мышления

  • Прививать любовь к знаниям и чтению

  • Обязательные домашние задания и работы над ошибками

  • Большее взросление ребёнка на научной основе

  • Получение полного качественного образования

  • Ценностный подход к обучению

Всестороннее творческое развитие – 9%

  • Наличие дополнительных занятий и кружков

  • Разностороннее развитие ребёнка

  • Найти в каждом ребёнке способности и положительные черты характера, поощрять и развивать их

Ожидания от школы родителей первоклассников

Условия – 4,5% (Иметь возможность посещать открытые занятия в школе)

Социализация – 41%

  • Воспитание в ребёнке коммуникабельности, умения устанавливать отношения и жить в социуме

  • Участие в общественной жизни школы

  • Больше направленности на развитие самостоятельности, ответственности и организованности в стенах школы

  • Подготовка ребёнка к «взрослой жизни»

Интеллектуальное развитие и обучение – 41%

  • Построить фундамент и зародить желание изучать предметы

  • Интересный, увлекательный процесс обучения от занятия к занятию

  • Научить думать, в том числе нестандартно мыслить

  • Научить формулировать мысли и выражать свою точку зрения

Всестороннее развитие – 9%

С нашей точки зрения, полученную динамику ожиданий родителей от образовательного учреждения в зависимости от возрастных задач в развитии ребёнка следует учитывать при планировании работы с родителями для реализации принципа преемственности в работе детского сада и начальной школы.

По результатам анкетирования педагогов детского сада, педагогов начальной школы, родителей дошкольников и родителей первоклассников был получен прогноз школьных трудностей ребёнока при переходе из детского сада в школу, с точки зрения различных участников образовательного процесса:

Трудности в адаптации к школе

педагоги

детский сад

72%

школа

74%

родители

детский сад

52%

школа

33%

Трудности в освоении школьной программы

педагоги

детский сад

47%

школа

58%

родители

детский сад

29%

школа

37%

Низкий уровень учебной мотивации первоклассников

педагоги

детский сад

35%

школа

47%

родители

детский сад

31%

школа

29%

Иные трудности (неблагополучие в семье, трудности в поведении, саморегуляции)

педагоги

детский сад

50%

школа

50%

родители

детский сад

12%

школа

11%



Выявленные различия в ожиданиях потенциальных трудностей первоклассника, с точки зрения педагогов и родителей, позволяют выстраивать просветительскую работу с родителями будущих первоклассников с учётом данной специфики.

По результатам опроса различных участников образовательного процесса нами был проведён анализ различных форм осуществления преемственности, наиболее приемлимых и значимых с точки зрения педагогов и родителей:

Педагогическое просвещение родителей

педагоги

детский сад

65%

школа

65%

родители

детский сад

32%

школа

63%

Круглые столы для родителей с участием специалистов

педагоги

детский сад

77%

школа

62%

родители

детский сад

46%

школа

43%



Информационные стенды для родителей будущих первоклассников

педагоги

детский сад

71%

школа

73%

родители

детский сад

69%

школа

80%

Открытые мероприятия в школе и детском саду

педагоги

детский сад

72%

школа

56%

родители

детский сад

82%

школа

99%


Совместная работа педагогов и родителей со службами сопровождения

педагоги

детский сад

82%

школа

63%

родители

детский сад

66%

школа

50%


Несовпадение точек зрения на проблему преемственности со стороны различных участников образовательного процесса необходимо учитывать при разработка системы взаимодействия дошкольного и начального общего образования, создавая организационно-педагогические условия для реализации принципа преемственности при переходе дошкольников в начальную школу.