|
«Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Зеленоградский дворец творчества детей и молодёжи
Мастер-класс
Предмет «Общее фортепиано»
тема: «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»
Педагог дополнительного образования
Петрова Ольга Александровна
Дата проведения 14 марта 2014
Место проведения кабинет № 212, 15.00
МОСКВА 2014
Пояснительная записка
Занятия по предмету «Общее фортепиано» проводятся по дополнительной образовательной программе МХЦ «Лель» «Общее фортепиано». В соответствии с программой занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут.
Очень важную роль в педагогическом процессе занимает подбор репертуара для учащихся. Произведение, по своей сложности, должно соответствовать уровню подготовки ученика на данном этапе, и в тоже время нацелено на дальнейшее его развитие. Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Характер и музыкальные образы должны быть понятны и доступны для восприятия учащихся, лишь в этом случае можно рассчитывать на эмоциональный отклик во время исполнения музыкального произведения. Такими произведениями являются программные пьесы, в названии которых, заложен какой-либо образ или конкретный сюжет. Ярким примером программных произведений, написанных специально для детей, являются: «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детская музыка» С. Прокофьева, «Тридцать детских пьес для фортепиано» Д. Кабалевского, «Детский альбом» А. Хачатуряна, «Бирюльки» С. Майкапара и многие другие сочинения.
Важным этапом в работе над произведением является его анализ. На его основе составляется внутренний план действий, в котором намечаются, уточняются как практические, так и теоретические задачи: анализ музыкально-выразительных средств, особенностей мелодики, гармонического языка, фактуры и формы, необходимых для раскрытия музыкального образа. Решение этих задач предполагает достижение конечной цели музыкально-познавательной деятельности – осмысленную и эмоциональную передачу идейно-художественного содержания произведения.
Учащиеся: Мусорина Милена ( возраст 7 лет, 1 год обучения)
Евсихина Екатерина (возраст 10 лет, 4 год обучения)
Подстрельнова Алёна (возраст 11 лет, 5 год обучения)
Тема мастер-класса: «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах».
Цель мастер-класса: Трансляция педагогического опыта формирования исполнительских навыков учащихся различного уровня обученности, необходимых для создания художественного образа в детских фортепианных миниатюрах.
Задачи:
Формирование навыков музыкального анализа произведения;
-
Формирование пианистических навыков исполнения различных динамических оттенков;
Формирование исполнительских навыков для выразительного интонирования;
Активизировать способность к эмоциональному переживанию художественного образа.
План проведения мастер-класса
№
|
Этапы
|
Содержание
|
Пояснения
|
Кол-во минут
|
1
|
Организационный этап
|
Определение целей и задач, стоящих перед учащимся, при работе над произведением.
|
|
1
|
2
|
Основная часть
Мусорина Милена
Евсихина Екатерина
Подстрельнова Алёна
|
Работа над музыкальным произведением:
А. Кореневская «Дождик»
А. Хевелёв «Баба-яга»
Р. Глиэр «Эскиз»
|
1. Анализ музыкального произведения:
а) особенности построения, фактуры, штрихов
б) определение тональности, темпа, регистра пьесы
2. Работа над динамическими оттенками
3. Исполнение произведения
|
30
|
3
|
Заключительный этап
|
Подведение итогов. Ответы на возникшие вопросы
|
|
4
|
Литература
1. «Фортепиано маленькому пианисту». Б. Милич.
2. «Альбом ученика-пианиста» .Хрестоматия. И. Цыганова, И. Королькова.
3. «Детский альбом». А. Хевелёв.
4. «Пьесы 5 класс». Хрестоматия. Составитель Н. Копчевский.
5. «В музыку с радостью». О Геталова, И. Визная.
Приложение
Глиэр Рейнгольд (1875-1956)-советский композитор и педагог. Является учеником С. И. Танеева, А. С. Аренского, М. М. Ипполитова-Иванова и продолжателем русской музыкальной классики. Искренность, эмоциональность, благородство образов, ясность формы являются отличительной чертой стиля Р. Глиэра.
Алексей Хевелёв –молодой российский композитор и пианист, лауреат всероссийских и международных конкурсов, лауреат премии Д. Шостаковича фонда Ростроповича, член Союза композиторов России. Пишет много инструментальной, симфонической, оперной и, конечно, музыки для детей. «Детский альбом» написан автором в возрасте 6-12 лет.
Эскиз (франц.)-предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, неоконченный рисунок.
|
|
|