|
Эссе «Моя педагогическая философия»
Эссе «Моя педагогическая философия».
Передо мной чистый лист. На нём я должна изложить свои размышления. Написать всегда труднее, чем думать вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать себе ответ. Для чего я живу? Что мне дорого, важно, без чего я не могу обойтись?
Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности – философ. Учитель вдвойне, так как эта профессия – одна из самых ответственных.
Почему я стала учителем?
Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня, не попыталась поменять её на любую другую, спокойнее моей? Да потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле…Я - учитель !
А что значит для меня, быть учителем? Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится смотреть мир их глазами и находить в этом радость и удовлетворение. Для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не работа… Для меня быть учителем – это и значит жить.
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань между моей работой и личной жизнью. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников.
Учитель ведёт по ступенькам взросления будущего Пушкина, Ломоносова, Моцарта. Формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения и характера, работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны. «Ребёнок есть устремление в будущее» – говорил В. Сухомлинский. Педагогика есть наука будущего. Работая с детьми, необходимо проявлять творящее терпение, принимать ребёнка таким, каков он есть, дарить ему чувство успеха, победы над самим собой.
Давным-давно зимой, а может летом
Или когда тоскливый дождик моросил
Своей душой всем солнышком согретый
В мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс,
теперь уже выпускница школы)
Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становится многолетней. В моем представлении учитель - это друг по отношению к детям, их советчик, не дающий готовые истины, а сопровождающий и направляющий в ее поиске. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и учитель – открывает и взращивает индивидуальность каждого ученика.
Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли «звездочкой» или растворится в толпе «серой мышкой»? А значит, решив посвятить себя работе с детьми, главное для меня заключается в том, чтобы помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже труднопроходимую тропу, помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?
Для достижения этой цели каждый учитель должен самосовершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом. Я уверена, хороший учитель учится всю свою жизнь, работая над собой. « Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Для того чтобы «пробудить» ученика, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность есть только одно средство- интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ребенка.
Для осуществления поставленных целей в своей педагогической практике я широко использую информационно-коммуникативные технологии.
21 век отличается от других столетий своей информативностью. Современный урок невозможно сейчас представить без новых ТСО и ведущим среди них стал компьютер. Поэтому самообразование, информационно-технологическая компетентность каждого учителя сейчас стала необходимой. Но никакая, даже самая совершенная техника, не сможет заменить эмоционального учительского слова, вдохновить изучаемым.
И еще самым главным на педагогическом пути, на мой взгляд, является вера в себя, в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Надо только научиться воспринимать свои ошибки как опыт.
На работу иду, обо всём забывая,
С головой окунусь в мир, где нет мне покоя.
Знаю, ждут, налетят, едва с ног не сбивая,
А в глазах столько счастья! Где возможно такое?!
Я учу их и с ними учусь каждый день.
В страну знаний хотим мы открыть вместе двери.
Не ложится на лица сомнения тень.
Как мне верят они! Кто ещё так поверит?!
Нет секретов у них никаких от меня,
То порадуюсь с ними, бывает, расстроят.
Потерять их доверие боюсь, как огня.
Как открыты они! Кто так душу откроет?!
Одной из важных и обсуждаемых тем сейчас выступает взаимоотношение школы и семьи. Мне родители доверили самое дорогое, что у них есть – своих детей. Нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы будущее своего ребенка. И от меня во многом зависит, насколько он станет успешным, а мы с его родителями - единомышленниками.
Очень важным, мне кажется, сформировать свой стиль отношений с учениками, родителями, людьми, меня окружающими, отличительной чертой которого должно быть творческое сотрудничество, взаимное доверие и уважение, доброжелательная атмосфера, заинтересованность в результате.
«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», – писал Экзюпери. Это «приручение» предполагает огромную взаимную ответственность друг за друга, дает возможность понимать детей, чувствовать их как самого себя и быть понятым ими».
Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Иначе ты плохой учитель. Продолжать отдавать себя детям хочется без остатка, особенно, когда звучат слова твоего выпускника: «Спасибо Вам, за обретенный мною смысл жизни».
Мне нравится принцип: «Педагогика – это любовь». Мне повезло с учителями. Они научили меня любить школу, людей, себя, мир вокруг. Они зажгли во мне огонь, который я несу в своем сердце, душе. Огонь, согревающий и меня, и тех, кто рядом.
К.Л.Модерат сказал: «Сотвори мир в себе и подари его людям». Став учителем, я выполняю этот наказ.
Нет ученика без учителя, но и учителя нет без ученика. Это наша общая жизнь и ее надо наполнить мудрой любовью».
Я счастливый человек, потому что профессия моя – это радость общения с детьми. Это моменты счастья, когда я вижу широко раскрытые от удивления детские глаза, вижу благодарность и улыбки на лицах ребятишек.
Да, я счастливый человек, потому что утром с радостью иду в школу, чтобы снова и снова встретиться с детьми, коллегами – моими единомышленниками, живущими со мой в одном ритме жизни. А вечером, усталая, но счастливая, иду домой, где меня ждет моя семья.
И снова я буду продолжать думать о школе, строить планы, что надо сделать еще, и еще… |
|
|