Главная страница

«Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры»


Скачать 56.64 Kb.
Название «Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры»
Дата 10.02.2016
Размер 56.64 Kb.
Тип Документы

Мастер-класс

по теме: «Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры».
Цели:

  1. образовательная – выявить сущность психофизических упражнений, их методические особенности.

  2. воспитательная – заинтересовать участников новым видом упражнений, показать, как психофизические упражнения влияют на интеллект и формирование характера ребенка.

  3. развивающая – создать условия для развития творческих способностей

участников мастер-класса.

Задачи:

  • передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий;

  • совместная отработка проблемы: «Чем отличаются два вида ходьбы?»

  • обеспечение эмоционального удовлетворения;

  • воспитание интереса к новым упражнениям и побуждение к деятельности.


Оборудование и наглядные пособия: мультимедийный проектор, плакат «Асаны», буклеты по теме, таблица эмоций, разработки уроков, методические пособия.
План мастер-класса

1. Индукция (постановка проблемной ситуации).

2. Презентация опыта:

а) актуализация (цели, задачи);

б) блок учебной информации:

  • понятие физического и психического сопряжения в двигательных действиях;

  • основные средства физического воспитания в сопряженном психофизическом развитии;

  • результаты реализации опыта.

3. Работа с проблемным материалом (самоконструкция, социоконструкция).

Практикум:

А) позы;

Б) этюды;

В) мимические упражнения;

Г) имитационные упражнения.

4. «Инсайт» (озарение). Образная интерпретация «Парад планет».

5. Рефлексия «Весенняя полянка».

6. Знакомство с выставкой.
1. Индукция (постановка проблемной ситуации).

Приветствие:

- Добрый день! – тебе сказали,

- Добрый день! – ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Мастер просит участников сказать друг другу: «Добрый день!».

Вот с этого доброго приветствия и начинается сопряженное психофизическое воздействие на всех участников мастер-класса. (Слайд 1). А тема нашего мастер-класса так и называется: «Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры».

План работы у вас в буклетах.
Мастер: Сейчас вы увидите 2 вида ходьбы (показывается обычная ходьба и ходьба по лесной тропинке с собиранием орехов, ягод и грибов).

Перед вами стоит проблема: чем отличается первая ходьба от второй?

( слушатели отвечают).

Мастер: В процессе занятия мы должны дать ответ на этот вопрос.
2. Презентация опыта.

А) актуализация (цели).

Плохое здоровье школьников, гиподинамия, психическая перегрузка, падение интереса к предмету определили актуальность нашей темы.

Каждый пятый ребенок в России рождается с нервно-психическими расстройствами, и в нашей школе немало учеников имеют патологии, связанные с нарушением головного мозга: РЭП, НПР, ДЦП и другие. Для них характерна общая физическая ослабленность, скованность, агрессивность, эмоциональная напряженность. Все это определяет цель нашей темы (Слайд 2):

- с помощью сопряженных психофизических упражнений оптимизировать социально-эмоциональную адаптацию и физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.
Б) блок учебной информации.

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления ученика в школе. Они укрепляют здоровье, содействуют правильному физическому развитию, закаливают организм. Однако обычный урок физкультуры не дает особого эффекта в плане психического оздоровления. В связи с этим на основе сопряженного психофизического метода был разработан комплекс специальных психофизических упражнений. Такие упражнения придают уроку эмоциональную окраску, способствуют оживлению, повышают интерес. С помощью эксперимента было доказано, что такие упражнения повышают физическую подготовленность и влияют на психическую сферу. Посмотрим два слайда (Слайд 3-4). На одном мы видим, что в результате применения таких упражнений у мальчиков увеличилось количество подтягиваний на 60%, пресс на 11%, сгибание рук на 9% и т.д.

На 2 слайде мы видим влияние на психическую сферу. Уровень напряжения в контрольном классе 39%, а в экспериментальном – 16,7%. Психомоторная работоспособность в экспериментальном классе выше на 14%. Почему же эти упражнения дают такой результат?

Суть принципа психофизического воздействия в том, что одно и то же упражнение можно использовать, как для обучения двигательным действиям, так и для развития интеллекта. Сопряженные физические упражнения действуют одновременно на физическое развитие и на психическую сферу. Тем самым повышается физическая подготовленность, и развиваются психическая сфера: познавательная, эмоциональная и коммуникативная. Школьники становятся физически крепкими и психически здоровыми.

Переверните буклет и вы увидите, что развивают такие упражнения?

Комментарий мастера: Сопряженные психофизические упражнения одновременно вырабатывают:

1. физические качества:

  • сила

  • быстрота

  • гибкость

  • координация

  • выносливость

2. психические процессы:

  • ощущения

  • восприятия

  • воображение

  • память, мышление

  • речь

  • эмоции

  • воля

  • внимание


Рассмотрим эти упражнения (Слайд 5).

А теперь проанализируем слайды с различными упражнениями (Слайд 6-13).
3. Работа с проблемным материалом. Практикум:

а) позы. Оригинальное упражнение «Три круга»

В европейских гимнастиках нет аналогов оригинальному упражнению «Три круга»: ноги стоят «округло», руки обнимают большой шар, кисти обнимают шар маленький.

Встаньте, расставив параллельно ступни на ширину плеч или шире. Колени чуть согнуты. Если ноги расставлены широко, то носки и колени следует чуть повернуть внутрь, чтобы поза была устойчивой. Позвоночник необходимо выпрямить, для этого таз несколько подать вперёд (присесть на высокий стул). Голова прямо, взгляд направлен вперёд (устремлен в бесконечность). Рот приоткрыт, кончик языка касается нёба позади зубов. Следя, чтобы туловище не отклонялось и оставалось вертикальным, поднимите руки вперёд и «обнимите толстое дерево» (придайте рукам округлое положение на линии груди). На расстоянии примерно 10 см ладони и пальцы рук «смотрят» друг на друга. Пальцы расслабьте и полусогните, как будто обнимаете малый мяч. Плечи свободно опущены, локти как бы висят. Зафиксировать позу в зависимости от возраста (несколько секунд до нескольких минут). Поза общеоздоровительная. Её можно применять как самостоятельное упражнение или заканчивать им любой комплекс упражнений.
Б) имитация: - первомайская демонстрация и уставшие учителя. Подсказать и проанализировать. Решение проблемы.
4. Образная интерпретация «Парад планет» (творческая работа).

Участники делятся на 3 группы и получают задание: имитировать планету: Солнце, Сатурн и Марс. На обдумывание дается 1 минута. Остальные группы угадывают. В конце «парада» ответить на вопрос: какие физические качества и психические процессы были задействованы?
5. Понятие о нейробике.
6. Рефлексия «Весенняя полянка».

На столе у слушателей лежат макеты цветов и бутонов подснежника. Предлагается выбрать цветок, если тема актуальна, т.е. психическое здоровье важно наравне с физическим. Если тема не актуальна, т.е. вполне достаточно физического здоровья, то выбираем бутон. На другой стороне оставляем свои впечатления о мастер-классе. Можно одним словом: грусть, радость, восторг.
7. Обмен мнениями. Знакомство с выставкой.