|
Сопровождение замещающих семей участниками волонтёрского отряда «Данко» моу гимназии №13
Сопровождение замещающих семей участниками
волонтёрского отряда «Данко» МОУ гимназии №13
(Руководитель: социальный педагог МОУ гимназии О.Д. Братухина)
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию у него автономности, инициативности, вплоть до проблем в гендерном вопросе. Без семьи ребенок не сможет стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Профессиональное сопровождение семьи и ребенка является главной составляющей всей технологии патронатного воспитания и создает условия для успешной адаптации и социализации ребенка. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот. Говоря об образовании, можно сказать, что именно педагог является первой ступенью сопровождения ребёнка и его новой семьи.
На сегодня в МОУ гимназии №13 более 700 обучающихся и из них 6 человек – опекаемые.
Только один ребёнок проживает с приёмными родителями.
5 детей проживают с бабушками и дедушками:
трое - в результате смерти матери и отказа отца;
один – у матери новая семья в другом городе, но контакт ежедневный,
один – ЛРП.
Как видим, специфика опеки в гимназии отличается от основной причины– социального сиротства.
С каждым опекуном мною поддерживается достаточно тесная связь (посещение на дому, индивидуальные встречи и консультации). В мою задачу входят налаживание контакта с каждым опекаемым: знание его интересов, возможных сложностей в учёбе или коммуникативности, вплоть до доверительных отношений.
Как социальный педагог, я привлекаю подростков (начиная со второго класса - индивидуально) к различным социальным делам. И являясь организатором и руководителем отряда волонтёров «Данко» с 2005 года, могу сказать, что отряд - удачная форма работы с детьми, и с опекаемыми особенно, т.к. у этих детей возможно обострённое чувство боли, обиды, даже агрессии. Работа с опекаемыми заключается в «НЕвыделении» их из детей, живущих с родителями.
Говоря о сопровождении таких детей через волонтёрское движение, можно привести яркие примеры и результаты.
-
Для опекаемой девочки были подготовлены совместно с инспектором ОДН поездка в ЦВСНП и посещение Академии МВД. Елена А. в течении целого года была координатором встреч со студентами Академии для проведения классных часов «Закон и подросток». Результатом этой работы стало поступление девочки с Академию, где она сейчас и обучается.
Гимназия делает упор на социализацию подростка, как личности, поэтому следующий запрос от опекаемых - саморазвитие и самовоспитание личности. Не случайно в программе отряда данному разделу отведено много часов. Проводился Демотиватор «Мой мир» с приглашением опекунов и родителей волонтёров, состоялась выставка коллажей «Мир глазами подростка». Каждый ребёнок (опекаемый в т.ч.) получает перед всем классом персональный «Информационный листок» за подписью социального педагога, а иногда и директора гимназии.
От подростков поступают вопросы о развитие человеческих качеств, а это значит, что ребята привлекаются к различным мероприятиям (в скобках указаны результаты создания ситуации успеха для опекаемого):
городской марафон «Здоровая Россия» - выступление агитбригады (статья в газете Центра «Семья» ТЗР с указанием фамилии);
-
акции в ДОУ - спектакль «Щенок» по правилам поведения, интегрированный урок по рисованию между обучающимися 5-ого класса и воспитанниками ДОУ, занятие по лепке «Кошка» (статья в газете «Городские вести»);
детская конференция «Твоё будущее - в твоих руках» разговор вёлся о вандализме ( персональные грамоты от ТУ ТЗР);
Всероссийская акция «Под флагом России» (фотографии выставлены на сайте КМП города);
Особое внимание опекаемые обращают на детей с ограниченными возможностями, скорее всего, в силу собственного понимания слов «сложная жизненная ситуация». Гимназия сотрудничает с Фондом «Дети в беде», работа которого направлена на паллиативную помощь больным детям (облегчение страданий и улучшение качества жизни пациентов, столкнувшихся с заболеванием угрожающим жизни):
благотворительный аукцион «Вера. Надежда. Любовь»,
благотворительный забег «Я помог ребёнку»,
благотворительная акция «Чудо – ёлка» в ТРЦ «Диамант» ТЗР.
Участие детей гимназии освещено в газетах «Молодой» и «Городские вести».
В результате того, что гимназистами понимаются слова «эмпатия», «толерантность», «сострадание», «терпимость», все ребята принимают участие в гимназической ежегодной благотворительной Ярмарке «Подари ребёнку подарок». Смысл ярмарки заключается в классных часа по разъяснению слов «сиротство» и «опека», в подготовке и продаже сладостей, сделанных собственными руками. Денежные средства от ярмарки идут всегда на подарки к Новому году детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации ( из многодетных или опекаемых семей). Результаты ярмарки освещены на Стене Успеха и выступлениях для родителей.
-
В силу своей работы я участвую в конференциях различной тематики, где освещаю работу с детьми. И каждый раз разговор веду и об опекаемых, т.к. наши дети разносторонние и активные. Обязательно о своих выступлениях рассказываю опекунам и опекаемым, для того, чтобы показать радость за успехи ребят, проявить заинтересованность в их судьбе. Опекуны отмечают, что такое внимание детям очень нужно и значимо.
В своей работе обязательно поддерживаю любые начинания или инициативу опекаемых. Так Людмила Е. извила желание работать с ребёнком – инвалидом. Была проведена работа для общения Людмилы с больным ребёнком. Результатом этого общения стала победа в региональном конкурсе «Доброволец 2012 года» в номинации «Лучший доброволец в социальной сфере». Также была налажена связь с корреспондентом газеты «Городские вести» для выхода статьи с фотографией Людмилы.
Замещающая семья - это закрытая система. И вход в нее для специалистов закрыт или очень ограничен. Однако, существование специализированных структур, таких как отдел опеки и попечительства, педагогов, готовых осуществлять профессиональную помощь замещающим семьям в воспитании и социализации детей, подтверждает верность выбора девиза отряда волонтёров:
« Всем …»
Запрос опекаемого
|
деятельность
|
результат
|
1.профориентация
|
|
поступление Елены А.
|
2.саморазвитие и самовоспитание личности
|
тематические занятия в отряде по темам: «Мой мир!», «Кто я?», «Какой я?»
|
персональный «Информационный листок», вручаемый перед всем классом
|
3. «развитие человеческих качеств»
|
агитбригада городского марафона «Здоровая Россия»;
акции в ДОУ - спектакль «Щенок» по правилам поведения;
детская конференция «Твоё будущее - в твоих руках» разговор вёлся о вандализме;
Всероссийская акция
«Под флагом России»;
|
статья в газете Центра «Семья» ТЗР с указанием фамилии;
статья в газете «Городские вести»;
персональные грамоты от ТУ ТЗР;
фотографии выставлены на сайте КМП города
|
4. инклюзивное воспитание
|
от Фонда «Дети в беде»:
благотворительный аукцион
«Вера. Надежда. Любовь»
«Я помог ребёнку»;
благотворительная акция «Чудо – ёлка» в ТРЦ «Диамант» ТЗР
гимназическая благотворительная ярмарки «Подарок ребёнку»
|
статья в газетах «Молодой» и «Городские вести»;
|
6. участив жизни детей, оказавшихся в ТЖС
|
5. Моя методическая работа
|
конференция по одарённым детям;
|
показ на родительских собраниях слайды про ребёнка
|
7. Инициатива ребёнка
|
годичное общение с ребёнком - инвалидом
|
статья в газете «Городские вести» с фотографией;
победа в региональном конкурсе «Доброволец 2012 года» в номинации «Лучший доброволец социальной сфере» - Людмила Е.
|
Испытывают ли сами семьи потребность в психолого-педагогическом сопровождении? Что можно считать мишенями сопровождения? Что влияет на актуализацию потребности семьи в психологическом сопровождении? Как изменяются задачи и мишени сопровождения в зависимости от этапа становления и развития замещающей семьи?
Все эти вопросы стали предметом острой дискуссии среди специалистов в последние годы. Нерешенный на уровне федерального законодательства вопрос о легитимности сопровождения замещающей семьи дает почву для отрицания необходимости вывода детей в замещающие семьи из институциональных условий воспитания. В качестве аргумента приводится недостаточная контролируемость ситуации, которая может привести к различным злоупотреблениям, а также отсутствие профессиональной помощи, специализированных структур, специалистов, готовых осуществлять помощь замещающим семьям в воспитании и социализации детей.
Что же сами семьи думают о необходимости социально-психолого-педагогического сопровождения? Исследование потребностей замещающих семей различных форм семейного жизнеустройства в сопровождении показало, что, практически, каждый 3-й респондент осознает необходимость включения своей семьи в процессы сопровождения. Это совпадает с результатами социологического исследования, предметом которого стало изучение готовности москвичей к приему детей-сирот в семью . Каждый 3-й москвич, выразивший желание стать замещающим родителем, в качестве обязательного условия выдвигал возможность получить психолого-педагогическую и медико-социальную помощь .
Сами замещающие родители указывали, что в наибольшей степени они нуждаются в услугах помогающих специалистов на этапах вхождения ребенка в семью, его взросления и подготовки к независимой или полузависимой жизни. Наиболее востребованы и в меньшей степени удовлетворяются потребности в таких услугах, как «помощь психологов членам семьи в установлении контакта с приемным ребенком», «в выборе формы жизнеустройства на основании изучения потребностей и психологической готовности семьи», «помощь психологов и педагогов в соблюдении благоприятных условий для развития ребенка в семье».
Только один ребёнок проживает с приёмными родителями - Чепусова – чужие родители.
5 детей проживают с бабушками и дедушками:
трое - в результате смерти матери и отказа отца: Лисин - смерть, Порубай - смерть, Шевкунова - смерть,
один – у матери новая семья в другом городе, но контакт ежедневный - Епихина,
один – ЛРП Серебровский – лишение.
|
|
|