|
Мастер- класс для воспитателей доу «Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста — методы развития невербальной коммуникации.»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста — методы развития невербальной коммуникации.»
Побединская Ирина Викторовна, воспитатель ГБОУ СОШ 619 Калининского р-на СПб
ОО: Коммуникация, Социализация, Безопасность.
Цель мастер- класса: Систематизировать знания педагогов ДОУ по развитию невербального поведения (см.словарь), поделиться авторскими наработками по данной теме.
Цели и задачи, решаемые описанными ( см.ниже) методами:
Развитие умения понимать собеседника;
Развитие способности к сопереживанию, эмпатии ( см.словарь);
Научить видеть рассогласованность между вербальным и невербальным поведением собеседника;
Вызывать желание помогать, приходить на помощь;
-
Учить назвать свои чувства и чувства других людей;
Повышать уровень осознанности собственных эмоций и чувств;
Учить находить связи между событийной и эмоциональной сторонами жизни;
-
Учить идентифицировать опасные ситуации по невербальному поведению участников.
Методы развития невербальной коммуникации у детей дошкольного возраста.
Название метода
|
Описание метода
|
Формы проведения с детьми
Г- групповая
П- подгрупповая
И- индивидуальн.
|
"Пиктограммы( см. словарь)»
|
Детям предлагается из 6-8 пиктограмм требуемую- например: « У Кирюши сегодня потерялся котёнок и поэтому он очень грустный. Найдите Илью среди других детей».
|
Г П И
|
Игра «Настроение»
|
Каждому ребёнку для игры раздаётся игровое поле- лист формата А4 с нарисованным на нём кругом ( лицо) и глазами. К игровому полю также прилагается «ротик»- отрезок красной шерстяной нити (5-7 см.). Детям объясняются правила игры- как сделать лицо своего человечка грустным ( ниточку выложить дугой концами вниз), весёлым( дуга концами вверх) , удивлённым ( ротик колечком), сердитым ( ротик такой же, как у грустного лица), спокойным ( ротик выложить прямым отрезком). Дети параллельно с объяснением работают со своими игровыми полями.
Варианты игры:
1. Послушайте стихотворение ( или отрывок из рассказа). Какое это произведение по настроению- грустное, весёлое или спокойное?
2. Прослушайте муз.отрывок ( мелодия, 1 куплет песни). Какое настроение у этой мелодии?( весёлое, спокойное или грустное)?
3. Демонстрация иллюстраций, сюжетных картинок- какое настроение у героя , изображённого на картинке?( спокойное, весёлое или грустное).
4. Посмотри запись танца и определи его настроение. ( весёлое, спокойное или грустное)?
5. Сделай своему человечку такое лицо, какое у тебя было настроение, когда ты поссорился с другом? Когда ты гулял с родителями? Когда ты смотришь мультфильм по телевизору? Когда ты был на празднике в детском саду (и т. п.) Какое у тебя настроение сейчас? - это упражнение можно использовать как диагностическое- например, настроения детей до после какого- либо занятия.
Для детей старшего дошкольного возраста возможно усложнение:
- объясни, почему ты считаешь, что этот человек на картинке сердится? Почему ты думаешь, что это стихотворение весёлое? И т. п.
- предложить детям самим спеть весёлую песню, рассказать спокойное стихотворение, историю из жизни, когда ребёнку было грустно, станцевать весёлый танец и т.п.
|
П
П
П
П
П
П, И
П
|
«Живая скульптура»
|
При чтении детям различных литературных произведений, рассматривании иллюстраций ( чашка разбилась, ребёнок плачет)- предложить детям принять такую же позу, сделать такое же выражение лица, как у изображённого героя и после этого сказать, что чувствует этот герой.
|
П, И
|
«О чём грустит щенок»
|
Принести в группу мягкую игрушку- собаку (или любую другую с характерным выражением мордочки).
1. Спросить у детей, какое настроение у этой игрушки.
2. Передавать игрушку по гругу- пусть собачка скажет детям на ушко каждом уребёнку, что у неё случилось ( почему она грустная). Рассказы детей о том, что им сказала собачка.
3. Второй круг- дети передают собаку друг другу. Предложить каждому ребёнку утешить её, предложить помощь, подбодрить, сказать что-нибудь тёплое и хорошее или просто обнять.
|
П
|
Просмотр мультфильма ( отрывка) с обсуждением чувств героев в режиме «просмотр- пауза».
|
Пример: мультфильм «Лошарик».
1. Показ мультфильма с периодической остановкой для обсуждения и вербализации чувств героев. Стимулирующие вопросы педагога: Почему грустит дрессировщик? О чём он мечтает? Что сейчас чувствует Лошарик? ( или дрессировщик)? Почему дрессировщик рад? Что сейчас происходит? Хорошо ли поступил дрессировщик? Что делает сейчас Лошарик? Почему он раздаёт детям свои шарики? Почему дрессировщик отвернулся от Лошарика? Что он сейчас чувствует?
Предполагаемые названия чувств в речи детей:
- грусть ( дрессировщик)
- радость, надежда ( дрессировщик)
- симпатия, дружба ( Лошарик)
- обида, горе ( Лошарик)
- разочарование ( дрессировщик)
- равнодушие ( тигр, лев)
- стыд ( дрессировщик)
- любовь ( дети)
- раскаяние ( дрессировщик)
- прощение ( Лошарик).
Для детей старшего возраста необходимо обратить внимание на нравственные уроки мультфильма- ак поступают настоящие друзья. Можно ли простить друга, если он поступил с тобой плохо? Кто настоящий в этом мультфильме- тигр со львом или Лошарик? И почему?
|
|
Просмотр мультфильмов, рссматривание иллюстраций, где изображены потенциально опасные люди и ситуации.
|
После просмотра ( рассматривания) педагог задаёт вопросы-
- Какие чувства вызывают у вас эти люди?
- Что в их внешнем виде вызывает у вас настороженность, страх, недоверие?
- Как нужно действовать в этой ситуации?
Обратить внимание детей на невербальные признаки агрессии- сжатые кулаки, сдвинутые брови, напряжённая поза с наклоном вперёд, сжатые зубы, тяжёлый взгляд.
|
|
Игра «Верю- не верю»
|
Правила игры — воспитатель, говорит что-нибудь с выражением лица, позой и тоном речи, не соответствующим содержанию речевого сообщения содержанию) ( или соответствующим. Дети должны сказать «верю» - если невербальное поведение совпадает с вербальным. Если есть рассогласование- дети должны заметить его и по возможности объяснить.
Для старших дошкольников- дети сами по очереди становятся ведущими.
|
П
|
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем»
|
Дети делятся на 2 команды.
Одна команда ( 3-6 человек) загадывает какое-нибудь событие и проигрывает его перед другой командой, которая должна угадать, что же это было за событие. Речевое сопровождение:
1 команда: «Где вы, ребята, бывали? Что вы, ребята, видали?»
2 команда: «Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем.»
|
Г, П
|
-
Словарь терминов:
1. Невербальная коммуникация- общение людей посредством неречевого поведения ( мимики, жестов,позы).
2. Эмпатия- способность встать на позицию другого человека, проникнуть в его чувства .
3. Пиктограммы- зашифрованные послания, в данном случае- схематичные фигурки человечков с прорисованными лицами, иллюстрирующие основные эмоции- гнев, радость, удивление, грусть. Фигурки могут иметь разные позы, но одинаковые лица.
4. Вербальное поведение- речь человека и его речевые характеристики- содержание высказываний, темп, громкость, тон речи и т.п.
|
|
|