|
Опыт работы службы сопровождения замещающих семей кгкоу «Детский дом №20» с. Хурба Комсомольский район
Опыт работы службы сопровождения замещающих семей
КГКОУ «Детский дом № 20» с. Хурба Комсомольский район
За последние годы во многих регионах Российской Федерации созданы службы сопровождения замещающих семей, оказывающие психолого-педагогическую помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим в приемных семьях, и их родителям. В связи с особым вниманием со стороны президента России к проблеме семейного жизнеустройства детей-сирот, создание служб такого рода – необходимая мера по предотвращению возврата приемных детей в детские дома.
Специалисты службы сопровождения осуществляют комплексное психолого-педагогическое сопровождения замещающих семей, проводят индивидуальные и групповые консультации, занятия, семинары, тренинги по вопросам адаптации детей в новой семье, их воспитания и обучения; оказывают правовую помощь родителям и подопечным; при необходимости участвуют в проведении в установленном порядке проверок условий жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи.
Таким образом, задача специалистов службы сопровождения – оказывать своевременную и качественную помощь замещающим семьям в обеспечении нормального воспитания и развития приемных детей.
В Комсомольском муниципальном районе Хабаровского края служба сопровождения замещающих семей начала свою работу на базе КГКОУ «Детский дом № 20» с 1 мая 2012 года. В этой статье мы хотим поделиться своим опытом работы со специалистами тех служб сопровождения, которые только начинают свою деятельность.
Начало нашей работы нельзя было назвать легким. На тот момент не было какой-либо нормативной документации, регламентирующей деятельность службы сопровождения замещающих семей, не было никаких методических материалов. Мы строили свою работу, полагаясь лишь на опыт наших коллег из других регионов Российской Федерации, публикации которых находили в средствах массовой информации, в том числе и в интернете. Большим плюсом стало то, что два раза в неделю мы получили возможность работать в отделе опеки и попечительства по Комсомольскому муниципальному району, где могли вести прием граждан, рассказывать им о нашей службе, оказывать психолого-педагогическую помощь детям и родителям. В течение месяца мы объехали все сельские поселения района, познакомились с нашими замещающими семьями, побеседовали о проблемах, которые существуют на сегодняшний день и предложили пути их решения. А анкетирование позволило выявить круг основных вопросов, волнующих родителей, определить основные направления нашей деятельности.
В этой статье мы постараемся рассказать о том, как организована наша работа по этим направлениям.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи
Для того, чтобы замещающая семья могла получить комплексное психолого-педагогическое сопровождение, опекун (попечитель), приемный родитель обращается к нам по личной инициативе, либо по направлению органов опеки и попечительства. После первичной консультации родитель пишет заявление об оказании услуги по сопровождению семьи, дает письменное согласие на психолого-педагогическое обследование семьи и обработку персональных данных. Затем с замещающим родителем заключается договор о сопровождении семьи сроком на 3, 6 месяцев или на 1 год с приложением перечня услуг, который определяется самим родителем на его усмотрение:
- консультирование родителей по вопросам внутрисемейных отношений между взрослыми и ребенком (детьми);
- тренинги по межличностным отношениям замещающего родителя и приемного ребенка;
- консультирование по проблемам неадекватного поведения ребенка в семье;
- тренинги по коррекции проблемного поведения детей и подростков (воровство, ложь, агрессия и т.д.);
- оказание психологической поддержки замещающим родителям и приемному ребенку;
- подготовка детей к школе;
- оказание помощи в решении проблемных вопросов приемного ребенка в образовательном учреждении;
- консультирование для родителей по профориентации старших подростков;
- тренинги для подростков по выстраиванию целей, ближайших перспектив образования и работы;
- тренинги по формированию привязанности взрослого и ребенка на первоначальном этапе адаптации;
- тренинги по профилактике вредных привычек детей;
- тренинги по эмоциональному выгоранию замещающего родителя;
- логопедические занятия с детьми;
- консультирование семей узкими специалистами (врач-психиатр, дефектолог, логопед, юрист);
- диагностика замещающих родителей и приемного ребенка;
- посещение семьи на дому с целью оказания психологической и социальной помощи;
- подбор для родителей методической литературы, видеоматериалов по воспитанию детей.
На основании запроса замещающего родителя, а также диагностики проблемного поля семьи, мы составляем индивидуальную программу сопровождения замещающей семьи, в соответствии с которой ведем дальнейшую работу с родителем и ребенком:
Посещение семьи, первичная диагностика;
Углубленная (по необходимости) диагностика семьи/ребенка в
процессе сопровождения: изучение внутрисемейных и детско-родительских отношений; исследование параметров семейной системы (нормы, правила, границы, стереотипы взаимодействия); личностных особенностей членов семьи;
3. Диагностика семьи специалистами разного профиля, составление прогноза;
4. Консультации (индивидуальные, семейные, групповые, дистанционные);
5. Тренинги;
6. Коррекционно-развивающие занятия с детьми.
7. Итоговый мониторинг процесса сопровождения семьи;
На заключительном этапе сопровождения мы принимаем решение об отсутствии необходимости дальнейшего сопровождения семьи или о продлении договора по сопровождению и информируем о результатах работы территориальное подразделение опеки и попечительства.
Весь процесс оказания услуги по сопровождению фиксируется в следующих документах: журнал регистрации договоров о сопровождении замещающей семьи, журнал учета заявлений граждан о сопровождении замещающих семей, журнал первичных обращений граждан, журнал консультирования, протокол первичной консультации, протокол повторной консультации.
На каждую семью, получающую услугу по сопровождению, мы заводим личное дело, в которое помещаются все материалы, касающиеся работы с данной семьей.
Учитывая территориальные особенности Комсомольского муниципального района, отсутствие в поселениях центров социально-психологической помощи, работа нашей службы сопровождения носит мобильных характер. Мы регулярно выезжаем в сельские поселения для оказания экстренной психолого-педагогической помощи семье, а также для проведения занятий согласно индивидуальной программе сопровождения семьи. Такая форма работы особенно очень удобна для граждан, проживающих в отдаленных сельских поселениях, а также для семей, в которых воспитываются 3 и более детей, потому что выехать в город со всеми подопечными бывает очень накладно.
Конечно, существует определенная проблема, которая касается не только замещающих родителей, но и всего российского общества: не все семьи готовы идти на консультацию к психологу. Кто-то считает, что сам в состоянии решить возникшие проблемы, кто-то боится «вынести сор из избы» или признать свою слабость. К сожалению, многие замещающие родители пытаются появившиеся проблемы решать самостоятельно, забывая, что воспитание детей-сирот отличается от воспитания кровных детей. Не редки случаи, когда педагогическая некомпетентность становится причиной того, что приемные дети оказываются в детском доме. Поэтому очень важно, чтобы работа специалистов службы сопровождения была организована таким образом, чтобы приемные родители не боялись обращаться к ним, открывать свои проблемы.
Следующее направление работы службы – организационное. Оно включает в себя проведение различных акций, направленных на привлечение внимания граждан к проблеме сиротства, а также районных и поселковых мероприятий для замещающих семей. В рамках этого направления мы предлагаем следующие формы работы:
Акция «Хочу жить в семье», в рамках которой информация о детях, нуждающихся в семейном устройстве, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размещается в пригородных автобусах и администрациях сельских поселений.
Ведение рубрики «Письмо маме» и «Советы замещающим родителям» в районной газете.
Фотоконкурсы: «Улыбка на миллион», «Зимние приключения», «Лето, ах лето». Эта форма работы особенно эффективна на стадии адаптации ребенка в семье. В поисках решения по оформлению фотоальбома, подбора фотографий к нему рождается чувство единения, взаимопонимания между членами семьи, которых сблизило общее занятие.
В связи с тем, что в нашем районе очень много приемных семей, воспитывающих детей-подростков, возникла необходимость организовать работу по формированию здорового образа жизни. В этом нам очень помог ГУ «Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр «КОНТАКТ» г. Комсомольска-на-Амуре. Здесь, в интересной и занимательной форме, с ребятами проводят профилактические занятия о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Подростки имеют возможность побеседовать со специалистами на деликатные темы, которые очень волнуют ребят, но которые они стесняются обсуждать с родителями (половое воспитание, контрацепция, социальная ответственность молодой семьи).
Для повышения компетентности приемных родителей в вопросах педагогики и психологии мы ввели такую форму работы, как психолого-педагогический всеобуч. Здесь родители могут познакомиться с интересующей их информацией по вопросам воспитания детей, поучаствовать в тренингах, в том числе тренингах по профилактике эмоционального выгорания, которые дают положительную установку на будущее, новые силы для воспитания ребенка, поднимают настроение.
Совместно со специалистами отдела опеки и попечительства мы организуем и проводим такие районные мероприятия как собрание опекунов (попечителей), приемных родителей, информационные встреча «Я – первоклассник!», «Диагностика адаптации первоклассников в школе», «В добрый путь, выпускник!», конкурсы и слеты замещающих семей «Семья – наш теплый дом».
Наши замечательные замещающие семьи с огромным удовольствием и очень активно принимают участие в подобных встречах, потому что здесь они имеют возможность обсудить волнующие их вопросы, поучаствовать в тренингах, конкурсах, проявить свои таланты.
Еще одна форма работы с родителями, которую мы предлагаем ввести - Совет опекунов, попечителей, приемных родителей. Здесь мы проводим работу, направленную на повышение педагогической компетентности замещающих родителей, тренинги, в ходе которых они учатся принимать верные решения в сложных ситуациях, возникающих в процессе воспитания приемных детей.
Ежедневно общаясь с приемными семьями, мы пришли к единому мнению, что для наших родителей необходимо создание клуба замещающих семей, который позволил бы приемным мамам и папам собираться вместе, отмечать праздники, ходить в театр, обсуждать наболевшие вопросы, делиться друг с другом опытом воспитания приемных детей. Ведь порой в семьях случаются такие ситуации, решить которые могут помочь только те люди, у которых был опыт решения подобной проблемы. Конечно, на заседаниях клуба должны обсуждаться вопросы, повышающие психолого-педагогическую и правовую компетентность попечителей, и все же основную цель деятельности клуба мы видим в организации общения между приемными родителями.
Еще одно важное направление деятельности нашей службы – работа по социализации приемных детей.
Этому направлению уделяется особое внимание, потому что в ситуации серьезных социально-экономических перемен, происходящих в нашей стране в настоящее время, дети-сироты оказываются наиболее уязвимыми. Их негативный социальный опыт вызывает эффект социальной некомпетентности, искаженное отношение к миру и себе. Для того, чтобы помочь приемным детям найти свое место в обществе, подготовить их к самостоятельной жизни, мы разработали программу, позволяющую подопечным адаптироваться в окружающей их действительности. В рамках реализации этой программы мы предлагаем проводить с ребятами мероприятия по пяти направлениям:
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни (занятия «Дыши свободно», «Даже не пробуй», «Умей сказать «НЕТ». Лектории для родителей «Что едят наши дети», «Спорт в жизни ребенка», «Гигиена ребенка», «Гигиена подростка»).
2. Эколого-краеведческое воспитание (посещение краеведческих музеев, центров).
3. Военно-патриотическое воспитание (экскурсии по городу, району с посещением исторических мест, предприятий. Лектории для родителей и детей «Патриотизм в душе каждого», «Моя малая Родина», «Что значит быть гражданином своей страны», «Моя семья – мой дом»).
4. Духовно-нравственное воспитание (организация выездов замещающих семей в драматический театр, музеи, киноцентры, зоопарки, детские развлекательные центры).
5. Профориентационное и трудовое воспитание (организация профориентационной работы, тестирование подопечных детей с целью выявления профессиональных интересов и склонностей. Беседа с подопечными детьми «Дороги, которые мы выбираем». Посещение замещающими семьями ярмарок учебных мест).
В рамках этой статьи мы обозначили основные направления работы нашей службы сопровождения замещающих семей, которые успешно реализуются на практике. Мы надеемся, что этот опыт будет полезен коллегам из других регионов. Ведь самым главным показателем эффективности работы являются улыбки детишек и благодарность наших замещающих родителей!
|
|
|