|
Особенности работы педагога-психолога с родителями
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ учащихся в условиях школы-интерната VIII вида
(Выступление на заседании районного методического объединения
педагогов-психологов)
Я работаю педагогом-психологом в государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школе-интернате VIII вида пос. Паркового Краснодарского края. В нашем учреждении обучаются дети имеющие диагноз: умственная отсталость, то есть это дети, у которых стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного). Структура психики такого ребенка чрезвычайно сложна – первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений.
Семья – это малая социальная группа, основанная на любви, родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Взрослым необходимо обеспечить оптимальное психологическое сопровождение ребенка, поддерживающее стремление к самореализации, становление целостной личности, но необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Общеизвестно, что на первом месте по частоте заболеваний находятся сегодня сердечно-сосудистые болезни. И если не источником, то пусковым их механизмом являются напряженные моменты общения – разлады, ссоры, стычки. С этими же моментами связано подавляющее большинство неврозов – расстройств настроения, самочувствия и работоспособности человека без каких-либо органических причин. Есть также основания думать, что многие случаи наркомании, токсикомании, алкоголизма обусловлены отсутствием психологического комфорта в самом близком кругу общения – семье. Семья была, есть и остается в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Качество жизни и развития ребенка в семье определяется рядом параметров:
Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
-
Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни.
Демографический определяется структурой семьи.
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Деятельность родителей, педагогов и психолога в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками.
Целью взаимодействия психолога и семьи я вижу восстановление и замещение социальных связей ребенка.
Поэтому работа психолога в условиях школы-интерната VIII вида включает реализацию поставленных задач:
повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию и обучению детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, современных общественно-экономических условий, усиления их родительской ответственности;
-
оказание родителям психолого-педагогической помощи в защите прав, достоинств и интересов в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;
содействие в удовлетворении потребности ребенка в персонифицированной любви;
содействие изменению равнодушного и негативного отношения к ребенку и его семье со стороны отдельных школьников и работников школы;
оказание методической психолого-педагогической помощи классным руководителям в организации и осуществлении совместной деятельности родителей и детей в школе.
К главным функциям взаимодействия c родителями мною отнесены:
информационная функция;
воспитательно-развивающая функция;
формирующая функция.
Основными направлениями работы психолога с семьями учащихся с ОВЗ являются:
помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
-
помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещаемость образовательного учреждения;
распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
-
индивидуальное и групповое консультирование родителей, детей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей в семье и т.п.;
выявление запросов, потребностей родителей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определении мер их преодоления;
проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;
пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;
решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.
В зависимости от жизненной ситуации, в которой находится семья (как коллективный клиент), целями консультирования могут стать те или иные изменения самосознания (прежде всего, семейных мифов, правил), а значит, и отношений между членами семьи, поведенческие изменения. Но какую бы конкретную цель психолог ни поставил, важно, чтобы психологическое консультирование семьи было направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и окружающим миром, развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное «Мы».
Основополагающими принципами в работе с родителями выступают:
Первый – обеспечение эмоциональной безопасности для родителей.
Второй – это открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей.
Третий – необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с педагогами и психологом различными способами.
В подготовке к работе с родителями я использую материалы с интернет-сайтов и литературы для психологов, педагогов и родителей
Родители знакомятся:
с психофизиологическими и социально-психологическими особенностями развития детей разного возраста («Возрастные особенности и отклонения в темпераменте и характере ребенка», «Братья и сестры: как их помирить», «С какого возраста это возможно (половое воспитание), «Отличия мальчиков и девочек» и др.);
спецификой воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья («Организация познавательной развивающей среды дома», «Развивающие игры с ребенком», «Упорство и упрямство ребенка», «Компания и ребенок», «Друзья вашего ребенка», «Что делать если у вас агрессивный (застенчивый, замкнутый, конфликтный) ребенок?» и др.);
особенностями семейного воспитания детей («Кого ребенок назовет другом?», «Одиночество ребенка в семье», «Роль настроения, эмоций и спокойствия родителей в формировании психологического благополучия ребенка в семье» и др.).
Консультирование и просвещение повышает психологическую компетентность родителей, помогает глубже понять и принять детские «проблемы».
Анализ семейных ситуаций помогает родителям взглянуть на себя со стороны, и тем самым как бы объективизировать свое поведение, лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого соц. окружения, средств массовой коммуникации и информации.
Родительский труд – очень тяжелый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости Любовь, ласка, нежность, которые ребёнок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить сложные проблемы. Сердечность, чуткость, отзывчивость – это моральный иммунитет против зла и приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошёл школу доброты, школу подлинных человеческих отношений.
|
|
|