Главная страница

Рабочая программа по биологии (базовый уровень) для 5 класса


Скачать 0.56 Mb.
Название Рабочая программа по биологии (базовый уровень) для 5 класса
страница 1/3
Дата 27.02.2016
Размер 0.56 Mb.
Тип Рабочая программа
  1   2   3

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа № 4

Утверждаю

Директор МАОУ Апрелевской СОШ № 4

______________________ Е.В.Медведева

«_______» __________________ 2015 год

Рабочая программа

по биологии (базовый уровень)

для 5 класса

на 2015 – 2016 учебный год


Составитель: учитель биологии

Канева Людмила Григорьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 5 классе построена на основе:

- Закона Российской Федерации «Об образовании»;

- фундаментального ядра содержания основного общего образования;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

- Примерной программы основного общего образования по биологии;

- Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Биология. Бактерии Грибы Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, Г. Г. Швецова полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся;

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы.

Целью изучения биологии в 5 классе является осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки для формирования осознанного отношения к сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.

Задачами курса является:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;

- формирование общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;

- получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов;

- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления;

- создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.

В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Общая характеристика предмета

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Изучение биологии по данной программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Рабочая программа по биологии в 5 классе ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК) линии В.В. Пасечника. Для выполнения всех видов обучающих работ по биологии в 5 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

3. Электронное приложение к учебнику (www.drofa.ru).
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе
Личностные результаты

Развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы, методами естественных наук.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости, защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни.

Мотивация к дальнейшему изучению биологии.

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.
Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника;

работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва и организм как среда обитания;

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей;

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий, грибов и растений в природе и жизни человека;

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»

— отличать живые организмы от неживых; бактерии и грибы от других живых организмов; съедобные грибы от ядовитых;

— характеризовать среды обитания организмов, экологические факторы, бактерии и грибы, растения, основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— распознавать различные виды тканей;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека, роль растений биосфере; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Система оценки достижения планируемых результатов

Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагога и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.

Формы контроля:

- контрольная работа,

- дифференцированный индивидуальный письменный опрос,

- самостоятельная проверочная работа,

- тестирование,

- диктант,

- письменные домашние задания,

- компьютерный контроль,

- анализ творческих, исследовательских работ, проекты.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

Основное содержание оценки личностных результатов.

Методом оценки личностных результатов учащихся, используемым в образовательной программе, является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Оценка метапредметных результатов.

Диагностику метапредметных результатов обучения предполагается проводить через:

- анкетирование и наблюдение;

- решение задач творческого и поискового характера,

- учебное проектирование.

Оценка предметных результатов.

Диагностику предметных результатов обучения и УУД предполагается проводить через:

- урочное тематическое тестирование;

- выполнение индивидуальных творческих заданий;

- ведение фенологических наблюдений;

- проведение лабораторных и практических работ, экскурсий;

- защита проектов;

- написание сценариев игр и др.

Формирование УУД.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, биологии.

Формирование личностных действий (позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира).

  1. Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к природе родной страны и края.

  2. Подготовка сообщений, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу.


Формирование познавательных универсальных учебных действий (действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания) на уроках географии:

  1. Работа в тетрадях на печатной основе.

Задания в тетрадях носят различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении (работа таблицами, схемами).

  1. Лабораторные и практические работы.

Выполнение лабораторных и практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике. Выполнение системы лабораторных и практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками исследовательскими, сравнительно-аналитическими подходами и методами.

В результате использования разнообразных видов лабораторных работ, формируется навык составления формулировки выводов, умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия.

  1. Презентации учеников.

Формируют у учеников умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Формирование регулятивных действий (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения).

Предполагается использование следующих заданий:

- задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий): составление по плану, используя учебник и справочную литературу, описания живого организма;

- поиск информации в предложенных источниках (атласы-определители, справочники, Интернет т.д.);

- задания на упорядочивание и группировку биологических объектов;

- задание “Найди ошибки в тексте”;

- задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»;

- проверка учащимися небольшого теста графического или буквенного самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами (критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски);

- работы с тестом.

Для формирования коммуникативных действий (умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками) предполагается использование заданий, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников:

- сдача мини-зачёта;

- проверка усвоения терминов по изучаемой теме;

- проверка знания биологических терминов.

Особое развитие коммуникативные действия получают на игровых уроках, обобщающих уроках, исследовательских уроках и при создании проектов.

Работа над проектами позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных результатов.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию коммуникативных умений.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 3. Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей.

Строение мха (на местных видах).

Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Календарно-тематическое планирование



уро

ка

Дата по плану

Дата фактич.

Тема урока

Проблемы, решаемые обучающимися (цели)

Планируемые образовательные результаты

5 а

5 б





Предметные

Метапредметные (УУД):

познавательные (П),

регулятивные (Р),

коммуникативные (К)

Личност-ные

Введение (6ч.)

1













Биология – наука о живой природе

Объект изучения биологии – живая природа. Биология - наука о жизни и ее закономерностях. Предмет, задачи и значение биологии. Связь биологии с другими науками, ее место в системе естественнонаучных и биологических дисциплин. Место биологии в формировании научного мировоззрения и научной картины мира. Естественные науки, составляющие биологию. Вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее развития. Понятие о биосфере и ее границах.

Определять понятия: «биология»,

«биосфера», «экология». Знать о многообразии биологических наук, а также процессах, явлениях и объектах, изучением которых они занимаются. Оценивать роль биологической науки в жизни общества

П: работать с различными источниками информации; отделять главное от второ­степенного; струк­турировать учебный мате­риал; давать определения понятиям; самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

К: воспринимать информацию на слух; работать в составе творческих групп

Проявлять познавательный интерес к естественным наукам; испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку

2













Методы исследования в биологии. Техника безопасности на уроках биологии

Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, её

получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Демонстрация

Приборы и оборудование. Организация фенологических наблюдений.


Ознакомиться с методами исследования живой природы и приобрести элементарные навыки их использования.

Знать и соблюдать правила работы в ка­бинете биологии

П: проводить элементарные исследования; работать с различными источниками информации.

Р: организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

К: воспринимать информацию на слух

Понимать значимость научного исследования природы

3













Разнообразие живой природы. Царства живых организмов

Отличительные признаки живого

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и

Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен

веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Определять принадлежность биологических объектов к царствам живых организмов. Анализировать признаки живого. Составлять план параграфа.


П: воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы; устанавливать причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; планировать этапы своей деятельности на уроке

К: слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения; овладевать навыками выступлений перед аудиторией

Осознавать значимость всех царств живых организмов в природе и жизни человека; понимать многообразие и единство живой природы на основании знаний о признаках живого

4













Среды обитания организмов

Водная среда. Наземно воздушная

среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания

Давать определения понятиям, выявлять приспособленность организмов к среде обитания. Характеризовать влияние деятельности человека на природу


П: работать с текстом, выделять в нем главное; структурировать учебный материал, классифицировать объекты. Анализировать связи организмов со средой обитания.

Р: организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

К: слушать учителя и отвечать на вопросы; работать в составе творческих групп; обсуждать вопросы со сверстниками

Соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

5













Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные.

Прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды на живые организмы

Знать факторы среды, оказывающие влияние на живые организмы. Характеризовать влияние деятельности человека на природу Определять степень воздействия какого-либо фактора, являющуюся наиболее благоприятной для организмов.

П: воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основании сравнений; находить необходимую информацию в тексте учебника.

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; оценивать свою деятельность на уроке.

К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения; строить монологическую речь, вести диалог

Формировать экологическое сознание

6













Обобщающий урок по теме «Введение»

Экскурсия

«Многообразие живых организмов,

осенние явления в жизни растений

и животных»

Лабораторные и практические работы

ПР №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе». Ведение дневника наблюдений.

Проводить непосредственное наблюдение

под руководством учителя. Оформлять отчет. Вести дневник фенологических наблюдений

П: наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; сопоставлять информацию из разных источников.

Р: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради

К: осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы

Соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Клеточное строение организмов (10ч.)

7













Устройство увеличительных приборов


Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа

ЛР №1:«Рассматривание строения растения с помощью лупы» (проверочная)


Знать особенности устройства различных увеличительных приборов и правил работы с ними. Определять увеличение лупы и микроскопа. Знать основные правила приготовления микропрепарата

П: выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками .

Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; представлять результаты работы; организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

К: воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Понимать необходимость приборов для изучения микроскопических объектов

8













Строение клетки


Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли


Знать особенности строения клетки растений. Различать на рисунках и таблицах частей клетки и ее органоидов, знать их функции.

П: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради; отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

Р: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения лабораторных работ; ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; действовать по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради

К: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Осознавать единство живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представлять клетку как микроскопическую биосистему.

9













Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука


Лабораторные и практические работы

ЛР № 2«Строение клеток кожицы чешуи лука» (проверочная)


Работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты растительных клеток. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Различать на рисунках и таблицах частей клетки и ее органоидов, знать их функции.

П: делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; овладеть умением оценивать информацию, выделять в ней главное; схематически изображать увиденное под микроскопом; приобрести элементарные навыки работы с приборами.

Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; организовать выполнение заданий учителя; развивать навыки самооценки и само-анализа; представлять результаты работы.

К: воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Принимать правила работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ

10













Пластиды

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты

Лабораторные и практические работы

ЛР №3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника» (проверочная)

Знать особенности строения клетки растений. Различать на рисунках и таблицах разные виды пластид, знать их функции. Работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты растительных клеток.

П: выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; овладеть умением оценивать информацию, выделять в ней главное; приобрести элементарные навыки работы с приборами.

Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; организовать выполнение заданий учителя; развивать навыки самооценки и само-анализа; представлять результаты работы.

К: воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Осознавать единство живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представлять клетку как микроскопическую биосистему.

11













Химический состав

клетки: неорганические и органические вещества

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке.

Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений


Объяснять роль минеральных веществ

и воды, входящих в состав клетки; различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Работать с лабораторным оборудованием, проводить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки

П: выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы; анализировать результаты экспериментов и делать выводы

Р: определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

К: работать в составе творческих групп

Понимать взаимосвязь объектов живой и неживой природы на основании знаний о химическом составе клеток.

12













Жизнедеятельность

клетки: поступление

веществ в клетку

(дыхание, питание)


Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).

Лабораторные и практические работы

ЛР № 4: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»


Объяснять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки (питание, дыхание). Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

П: анализировать результаты экспериментов и делать выводы; схематически изображать увиденное под микроскопом

Р: определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

К: работать в парах

Представлять клетку растений как целый организм, обладающий всеми признаками живого. Принимать правила работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ

13













Жизнедеятельность

клетки: рост, развитие, деление клетки



Рост и развитие клеток. Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений. Схемы и видеоматериалы о делении клетки


Знать существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки (рост, развитие). Объяснять результаты биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности организмов. Работать с текстом и иллюстрациями учебника

П: осуществлять поиск информации из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради; определять основную и второстепенную информацию; правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли;

Р: ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий

К: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам

Представлять клетку растений как целостный организм, обладающий всеми признаками живого. Представлять размножение как главное свойство живого, обеспечивающее продолжение рода. Понимать роль генов в хранении и передаче наследственной информации от родителей к потомству

14













Понятие «ткань»


Ткань.

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

ЛР № 5: «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» (обучающая)


Объяснять понятие «ткань», виды растительных тканей и их функции в растении. Выделять признаки, характерные для различных видов тканей. Работать с микроскопом и определять различные растительные ткани

на микропрепаратах. Оформлять результаты лабораторной работы в тетради.

П: классифицировать объекты (виды тканей); анализировать результаты экспериментов и делать выводы; схематически изображать увиденное под микроскопом

Р: определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения лабораторных работ

К: работать в парах



Понимать необходимость разнообразных тканей для жизни растений на суше.

15













Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов».

Систематизация и обобщение понятий раздела.

Контроль знаний и умений

работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов


Давать определения понятиям, классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

П: классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; структурировать учебный материал.

Р: адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

К: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при работе в группах

Оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме
  1   2   3