|
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) для 5 класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа № 4
Утверждаю
Директор МАОУ Апрелевской СОШ № 4
______________________ Е.В.Медведева
«_______» __________________ 2015 год
Рабочая программа
по биологии (базовый уровень)
для 5 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель: учитель биологии
Канева Людмила Григорьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 5 классе построена на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- фундаментального ядра содержания основного общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
- Примерной программы основного общего образования по биологии;
- Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Биология. Бактерии Грибы Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, Г. Г. Швецова полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся;
Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы.
Целью изучения биологии в 5 классе является осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки для формирования осознанного отношения к сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.
Задачами курса является:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- формирование общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
- получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов;
- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления;
- создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.
В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Общая характеристика предмета
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Изучение биологии по данной программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Рабочая программа по биологии в 5 классе ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК) линии В.В. Пасечника. Для выполнения всех видов обучающих работ по биологии в 5 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
3. Электронное приложение к учебнику (www.drofa.ru).
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе
Личностные результаты
Развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы, методами естественных наук.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости, защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни.
Мотивация к дальнейшему изучению биологии.
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника;
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва и организм как среда обитания;
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей;
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий, грибов и растений в природе и жизни человека;
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»
— отличать живые организмы от неживых; бактерии и грибы от других живых организмов; съедобные грибы от ядовитых;
— характеризовать среды обитания организмов, экологические факторы, бактерии и грибы, растения, основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— распознавать различные виды тканей;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека, роль растений биосфере; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Система оценки достижения планируемых результатов
Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагога и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.
Формы контроля:
- контрольная работа,
- дифференцированный индивидуальный письменный опрос,
- самостоятельная проверочная работа,
- тестирование,
- диктант,
- письменные домашние задания,
- компьютерный контроль,
- анализ творческих, исследовательских работ, проекты.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Основное содержание оценки личностных результатов.
Методом оценки личностных результатов учащихся, используемым в образовательной программе, является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Оценка метапредметных результатов.
Диагностику метапредметных результатов обучения предполагается проводить через:
- анкетирование и наблюдение;
- решение задач творческого и поискового характера,
- учебное проектирование.
Оценка предметных результатов.
Диагностику предметных результатов обучения и УУД предполагается проводить через:
- урочное тематическое тестирование;
- выполнение индивидуальных творческих заданий;
- ведение фенологических наблюдений;
- проведение лабораторных и практических работ, экскурсий;
- защита проектов;
- написание сценариев игр и др.
Формирование УУД.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, биологии.
Формирование личностных действий (позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира).
Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к природе родной страны и края.
Подготовка сообщений, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу.
Формирование познавательных универсальных учебных действий (действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания) на уроках географии:
Работа в тетрадях на печатной основе.
Задания в тетрадях носят различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении (работа таблицами, схемами).
Лабораторные и практические работы.
Выполнение лабораторных и практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике. Выполнение системы лабораторных и практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками исследовательскими, сравнительно-аналитическими подходами и методами.
В результате использования разнообразных видов лабораторных работ, формируется навык составления формулировки выводов, умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия.
Презентации учеников.
Формируют у учеников умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Формирование регулятивных действий (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения).
Предполагается использование следующих заданий:
- задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий): составление по плану, используя учебник и справочную литературу, описания живого организма;
- поиск информации в предложенных источниках (атласы-определители, справочники, Интернет т.д.);
- задания на упорядочивание и группировку биологических объектов;
- задание “Найди ошибки в тексте”;
- задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»;
- проверка учащимися небольшого теста графического или буквенного самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами (критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски);
- работы с тестом.
Для формирования коммуникативных действий (умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками) предполагается использование заданий, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников:
- сдача мини-зачёта;
- проверка усвоения терминов по изучаемой теме;
- проверка знания биологических терминов.
Особое развитие коммуникативные действия получают на игровых уроках, обобщающих уроках, исследовательских уроках и при создании проектов.
Работа над проектами позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных результатов.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию коммуникативных умений.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка
|
Дата по плану
|
Дата фактич.
|
Тема урока
|
Проблемы, решаемые обучающимися (цели)
|
Планируемые образовательные результаты
|
5 а
|
5 б
|
5а
|
5б
|
Предметные
|
Метапредметные (УУД):
познавательные (П),
регулятивные (Р),
коммуникативные (К)
|
Личност-ные
|
Введение (6ч.)
|
1
|
|
|
|
|
Биология – наука о живой природе
|
Объект изучения биологии – живая природа. Биология - наука о жизни и ее закономерностях. Предмет, задачи и значение биологии. Связь биологии с другими науками, ее место в системе естественнонаучных и биологических дисциплин. Место биологии в формировании научного мировоззрения и научной картины мира. Естественные науки, составляющие биологию. Вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее развития. Понятие о биосфере и ее границах.
|
Определять понятия: «биология»,
«биосфера», «экология». Знать о многообразии биологических наук, а также процессах, явлениях и объектах, изучением которых они занимаются. Оценивать роль биологической науки в жизни общества
|
П: работать с различными источниками информации; отделять главное от второстепенного; структурировать учебный материал; давать определения понятиям; самостоятельно составлять конспект урока в тетради.
Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.
К: воспринимать информацию на слух; работать в составе творческих групп
|
Проявлять познавательный интерес к естественным наукам; испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку
|
2
|
|
|
|
|
Методы исследования в биологии. Техника безопасности на уроках биологии
|
Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, её
получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.
Демонстрация
Приборы и оборудование. Организация фенологических наблюдений.
|
Ознакомиться с методами исследования живой природы и приобрести элементарные навыки их использования.
Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии
|
П: проводить элементарные исследования; работать с различными источниками информации.
Р: организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
К: воспринимать информацию на слух
|
Понимать значимость научного исследования природы
|
3
|
|
|
|
|
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов
Отличительные признаки живого
|
Царства: Бактерии, Грибы, Растения и
Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен
веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение
|
Определять принадлежность биологических объектов к царствам живых организмов. Анализировать признаки живого. Составлять план параграфа.
|
П: воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы; устанавливать причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; планировать этапы своей деятельности на уроке
К: слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения; овладевать навыками выступлений перед аудиторией
|
Осознавать значимость всех царств живых организмов в природе и жизни человека; понимать многообразие и единство живой природы на основании знаний о признаках живого
|
4
|
|
|
|
|
Среды обитания организмов
|
Водная среда. Наземно воздушная
среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания
|
Давать определения понятиям, выявлять приспособленность организмов к среде обитания. Характеризовать влияние деятельности человека на природу
|
П: работать с текстом, выделять в нем главное; структурировать учебный материал, классифицировать объекты. Анализировать связи организмов со средой обитания.
Р: организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
К: слушать учителя и отвечать на вопросы; работать в составе творческих групп; обсуждать вопросы со сверстниками
|
Соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
|
5
|
|
|
|
|
Экологические факторы и их влияние на живые организмы
|
Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные.
Прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды на живые организмы
|
Знать факторы среды, оказывающие влияние на живые организмы. Характеризовать влияние деятельности человека на природу Определять степень воздействия какого-либо фактора, являющуюся наиболее благоприятной для организмов.
|
П: воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основании сравнений; находить необходимую информацию в тексте учебника.
Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; оценивать свою деятельность на уроке.
К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения; строить монологическую речь, вести диалог
|
Формировать экологическое сознание
|
6
|
|
|
|
|
Обобщающий урок по теме «Введение»
|
Экскурсия
«Многообразие живых организмов,
осенние явления в жизни растений
и животных»
Лабораторные и практические работы
ПР №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе». Ведение дневника наблюдений.
|
Проводить непосредственное наблюдение
под руководством учителя. Оформлять отчет. Вести дневник фенологических наблюдений
|
П: наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; сопоставлять информацию из разных источников.
Р: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради
К: осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы
|
Соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе
|
Клеточное строение организмов (10ч.)
|
7
|
|
|
|
|
Устройство увеличительных приборов
|
Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа
ЛР №1:«Рассматривание строения растения с помощью лупы» (проверочная)
|
Знать особенности устройства различных увеличительных приборов и правил работы с ними. Определять увеличение лупы и микроскопа. Знать основные правила приготовления микропрепарата
|
П: выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками .
Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; представлять результаты работы; организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
К: воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
|
Понимать необходимость приборов для изучения микроскопических объектов
|
8
|
|
|
|
|
Строение клетки
|
Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли
|
Знать особенности строения клетки растений. Различать на рисунках и таблицах частей клетки и ее органоидов, знать их функции.
|
П: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради; отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
Р: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения лабораторных работ; ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; действовать по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради
К: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
|
Осознавать единство живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представлять клетку как микроскопическую биосистему.
|
9
|
|
|
|
|
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
|
Лабораторные и практические работы
ЛР № 2«Строение клеток кожицы чешуи лука» (проверочная)
|
Работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты растительных клеток. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Различать на рисунках и таблицах частей клетки и ее органоидов, знать их функции.
|
П: делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; овладеть умением оценивать информацию, выделять в ней главное; схематически изображать увиденное под микроскопом; приобрести элементарные навыки работы с приборами.
Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; организовать выполнение заданий учителя; развивать навыки самооценки и само-анализа; представлять результаты работы.
К: воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы
|
Принимать правила работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ
|
10
|
|
|
|
|
Пластиды
|
Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты
Лабораторные и практические работы
ЛР №3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника» (проверочная)
|
Знать особенности строения клетки растений. Различать на рисунках и таблицах разные виды пластид, знать их функции. Работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты растительных клеток.
|
П: выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; овладеть умением оценивать информацию, выделять в ней главное; приобрести элементарные навыки работы с приборами.
Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; организовать выполнение заданий учителя; развивать навыки самооценки и само-анализа; представлять результаты работы.
К: воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы
|
Осознавать единство живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представлять клетку как микроскопическую биосистему.
|
11
|
|
|
|
|
Химический состав
клетки: неорганические и органические вещества
|
Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке.
Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений
|
Объяснять роль минеральных веществ
и воды, входящих в состав клетки; различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Работать с лабораторным оборудованием, проводить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки
|
П: выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы; анализировать результаты экспериментов и делать выводы
Р: определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.
К: работать в составе творческих групп
|
Понимать взаимосвязь объектов живой и неживой природы на основании знаний о химическом составе клеток.
|
12
|
|
|
|
|
Жизнедеятельность
клетки: поступление
веществ в клетку
(дыхание, питание)
|
Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).
Лабораторные и практические работы
ЛР № 4: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»
|
Объяснять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки (питание, дыхание). Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
|
П: анализировать результаты экспериментов и делать выводы; схематически изображать увиденное под микроскопом
Р: определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.
К: работать в парах
|
Представлять клетку растений как целый организм, обладающий всеми признаками живого. Принимать правила работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ
|
13
|
|
|
|
|
Жизнедеятельность
клетки: рост, развитие, деление клетки
|
Рост и развитие клеток. Генетический аппарат, ядро, хромосомы.
Демонстрация
Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений. Схемы и видеоматериалы о делении клетки
|
Знать существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки (рост, развитие). Объяснять результаты биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности организмов. Работать с текстом и иллюстрациями учебника
|
П: осуществлять поиск информации из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради; определять основную и второстепенную информацию; правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли;
Р: ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий
К: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам
|
Представлять клетку растений как целостный организм, обладающий всеми признаками живого. Представлять размножение как главное свойство живого, обеспечивающее продолжение рода. Понимать роль генов в хранении и передаче наследственной информации от родителей к потомству
|
14
|
|
|
|
|
Понятие «ткань»
|
Ткань.
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
ЛР № 5: «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» (обучающая)
|
Объяснять понятие «ткань», виды растительных тканей и их функции в растении. Выделять признаки, характерные для различных видов тканей. Работать с микроскопом и определять различные растительные ткани
на микропрепаратах. Оформлять результаты лабораторной работы в тетради.
|
П: классифицировать объекты (виды тканей); анализировать результаты экспериментов и делать выводы; схематически изображать увиденное под микроскопом
Р: определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения лабораторных работ
К: работать в парах
|
Понимать необходимость разнообразных тканей для жизни растений на суше.
|
15
|
|
|
|
|
Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов».
|
Систематизация и обобщение понятий раздела.
Контроль знаний и умений
работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов
|
Давать определения понятиям, классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.
|
П: классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; структурировать учебный материал.
Р: адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
К: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при работе в группах
|
Оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме
|
|
|
|