|
Социальное проектирование как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания
Социальное проектирование как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Перед современным образованием стоят сложные задачи: не только дать выпускникам широкие знания, навыки, умения; но и помочь учащимся сформировать навыки активной жизненной позиции, воспитание социальной ответственности и навыков жизнедеятельности в современном обществе. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является важным ориентиром развития образовательной и государственной политики.
Новое время диктует внедрения новых технологий в образовательном и воспитательном процессах. Остановимся на одной из них – социальном проектировании.
Социальное проектирование – особый вид деятельности подростка, в ходе которого и благодаря которому происходит его наиболее интенсивное развитие. Оно позволяет подростку решать основные задачи возраста: формировать свою Я–концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Решение воспитательных задач, в том числе достижение целей духовно- нравственного и патриотического воспитания подростков возможно средствами социального проектирования. Оно предполагает:
– социально значимую деятельность, имеющую социальный эффект;
– деятельность, результатом которой является создание реального «продукта», имеющего для подростка практическое значение;
– деятельность, задуманную, продуманную и осуществленную подростком;
– деятельность, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
– деятельность, через которую формируются социальные навыки подростка.
Социальное проектирование является одной из множества деятельностей подростка, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Важным вопросом является роль и позиция взрослого – учителя в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция учителя может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.
Большое значение имеет готовность учителя к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Основная задача взрослого в ходе проектирования – это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку. Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка. В ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.
Продукт социального проекта обязательно должен иметь социальную значимость, т.е. не только разрешать личную трудность, но являться решением социальной проблемы. И эффект данного решения должен быть достаточно очевиден для внешнего оценивания. В такой ситуации подросток видит свою значимость в социуме, оценивает свои силы и возможности в умении и желании совершать на благо других добрые поступки.
Только реализовывая социальный проект, подросток попадает в ситуацию, которая заставляет не только слушать, делать что-то своими руками, творить, но главное трудиться душой.
В преддверии празднования 70-летия Великой Победы членами кружка «Юный краевед» под руководством учителя истории Ларюшкиной С.Н. была выдвинута идея о создании проекта «Память».
Основное назначение проекта – это создание условий для освоения ребятами социально значимого опыта в различных видах деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, направленного на активизацию лидерского и творческого потенциала, через организацию самоуправления, выполнения творческих заданий, которые посвящены 70-летию Великой Победы в войне1941-1945 годов.
Первым шагом нашей деятельности было определение конкретной проблемы, на решение которой будет направлен проект «Память».
Составили информационную карту проекта, в которую входили его структурные компоненты и содержание.
Была намечена цель - создание условий для формирования у подростков гражданско-патриотических качеств; сохранение исторической памяти о героическом прошлом Отечества и родного края. Для ее реализации сформировали задачи:
1. Привлечь к реализации проекта членов кружка, родителей, педагогов, различные общественные организации и учреждения.
2. Организовать:
рекламную кампанию по запуску нового проекта «Память», посвященного 70-летию Победы в ВОВ;
участие детей в социально-значимых делах по задуманному плану проекта;
организовать сбор материала о ветеранах ВОВ
3. Развивать коммуникативные навыки, интеллектуальных и творческих способностей в совместной общественно- полезной, социально-активной и познавательной деятельности
Сформировали инициативную группу. В нее входили: Кочетков И., Каверина М., Вилкина Т., Разумкова Т., Каштанова Н. Поисковая группа состояла из 7 человек.
Определили временные рамки реализации проекта (два учебных года):
1 этап – подготовительный – сентябрь-декабрь 2014;
2 этап – основной – январь-апрель 2015;
3 этап – завершающий – май-июнь 2015.
Разработали план - график реализации проекта.
Определили необходимые ресурсы и составили бюджет проекта с учетом имеющихся собственных ресурсов и ресурсов, которые необходимо привлечь.
Подводя итоги уходящего 2015 года, мы с полной уверенностью можем сказать, что поставленной цели мы достигли. Не будем подробно описывать все мероприятия, которые мы провели в преддверии 70–летия Великой Победы. Остановимся на самых значимых, на наш взгляд, достижениях.
Учащиеся нашей школы приняли участие в районном конкурсе-фестивале художественного слова и песни о войне, в областном конкурсе «Моя семья в истории страны» Ангелина Гущина получила диплом 1 степени на районном уровне и диплом 2 степени по области в номинации « Я смотрю на фронтовую фотографию». За работу «Мой прадед Гущин Александр Петрович- ветеран Великой Отечественной войны» Гущина Ангелина была награждена Дипломом 2 степени Логиновских районных краеведческих чтений.
Под руководством учителя ОПК Ларюшкина В.И. был собран и представлен реферат «Жизнь и судьба Васюковой Надежды Михайловны» За представленную работу Каверина Марина и Вилкина Татьяна были награждены дипломом 1 степени районных Сретенских чтений.
Силами кружка «Юный краевед» собран материал о работниках школы – ветеранах Великой Отечественной войны. Были заказаны портреты с краткой биографией пяти учителей и двух завхозов, в разное время работавших в нашей школе, оформлен стенд.
Проведена историческая викторина «Я помню и горжусь», а так же неделя истории, которые были посвящены героическим страницам военного прошлого нашего Отечества.
Гущина Ангелина (ученица 6-го класса) представила презентацию «70 лет Победы в Великой Отечественной войне». В своей работе она рассказала о своем дедушке Гущине Александре Петровиче, который воевал на фронте с 1943 года, участвовал в боях за освобождение Украины, Польши, Белоруссии и встретил Победу в Германии.
Подготовили территорию к празднованию 70-летия Великой Победы, расположили цветник у обелиска.
Оформили стенгазеты в честь праздника.
Наконец, наступил и сам праздник, к которому так готовилась вся школа и вся наша страна. С честью несли караул у обелиска лучшие ученики школы, с большим волнением представили литературную композицию для односельчан, на равнее со взрослыми артистами поселковой художественной самодеятельности исполнили песни военной тематики на праздничном концерте Сарминского ДК.
По лицам детей было видно их волнение и переживания за судьбу страны. «Радость со слезами на глазах» передалась им в полной мере.
Мы пришли к выводу, что социальное проектирование будет способствовать формированию лучших человеческих качеств – нравственности, порядочности, совестливости, ответственности, милосердия, которые всегда ценились человеком. Мы думаем, что проект поможет решить проблему сохранения традиций, духовности единой России, патриотического воспитания школьников и сохранения нашего села как единого культурного центра.
|
|
|