|
Социально-психологическая модель педагога в образовательных учреждениях спо
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
ГАОУ СПО «Арский агропромышленный профессиональный колледж»
Методическая разработка
на тему: «Социально-психологическая модель педагога
в образовательных учреждениях СПО»
Выполнил
преподаватель I квалификационной категории Мингазов Фарит Фоатович
«Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без при-дирчивости, ласковым, но без приторности, допускать шутку, но не превра-щать серьезное дело в шутку».
(К.Д. Ушинский)
Эффективное проведение теоретических уроков и занятий производственного обу-чения зависит прежде всего от хорошей психолого-педагогической, методической и специальной подготовки преподавателя и мастера производственного обучения.
Только образованный и эрудированный педагог может сформировать у обучаю-щихся глубокие и прочные знания, умения и навыки, только творчески работающий педагог может воспитать обучающихся, способных творчески мыслить и трудиться.
В современных условиях научно-технического прогресса к преподавателю предъ-являются повышенные требования.
Одним из важных требований, предъявляемых к педагогу, является наличие у него хорошей психолого-педагогической подготовки. Чтобы успешно формировать у обучающихся знания, привычки, способности, творческое мышление, педагог должен знать сущность и закономерности процессов обучения и воспитания, воз-растные особенности, психологические и педагогические закономерности их разви-тия.
Успех педагогической деятельности преподавателя и мастера производственного обучения во многом зависит от призвания его к профессии педагога и любви к про-фессии сельского механизатора, к детям. Любовь педагога к детям всегда должна сочетаться с большой требовательностью к ним, порой даже строгостью, человече-ской заботой об их будущем, пониманием их внутреннего мира.
Педагогом не может быть человек злой, мстительный, злопамятный, противопо-ставляющий себя обучающимся, равнодушным к их судьбам.
Без педагогического призвания работать преподавателем или мастером производ-ственного обучения очень тяжело, трудно овладеть по-настоящему педагогическим мастерством.
Успех в деле обучения и воспитания безусловно, требует от обучающегося и вос-питывающего человека высоких нравственных качеств, высокого уровня знаний, профессиональных умений и навыков, высокого уровня общей культуры. Однако одного этого мало. Требуется и наличие некоторых специфических психологиче-ских особенностей личности. Эти особенности относятся как к умственной, так и к эмоциональной и волевой сферам личности. Они тесно связаны друг с другом, влия-ют друг на друга и образуют единое целое. Поскольку эти особенности отвечают требованиям, которые предъявляет человеку педагогическая деятельность, и опреде-ляют ее успешность, они являются педагогическими способностями.
Педагогические способности – очень сложная, слитная и многогранная психологи-ческая категория. Однако в структуре педагогических способностей можно выде-лить ряд существенных компонентов, своего рода частных способностей. Исследо-вания психологов позволяют выделить несколько компонентов педагогических спо-собностей: личностные (представляющие собой черты, качества личности), дидактические (связанные с передачей информации) и организаторско-коммуника-тивные (связанные с организаторской функцией и общением).
Расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать в общении с ними. Расположенность педагога к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним, не перерастающем, однако в мягкотелость, уступчивость, безответственную снисходительность и сентименталь-ность, в искренности и простоте общения с детьми.
Обучающиеся очень наблюдательны и тонко чувствуют, искренне любит педагог свое дело или лишь выполняет тягостную для него обязанность. Обычно дети отве-чают взаимностью, если чувствуют глубокое расположение к ним.
Выдержка и самообладание. Важное для педагога личностное качество – выдерж-ка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденной ситуации владеть со-бой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не те-рять контроля над своим поведением. Сказанное не означает, что педагог должен всегда искуственно сдерживать свои чувства. Он может и повеселиться, и порадо-ваться вместе с обучающимися. Он может и гневаться, и возмущаться, и обижаться, но при этом не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на крикливо-злой, грубый и оскорбительный тон. Спокойствие и выдержка не должны переходить в безразличие и равнодушие. Большое значение имеет в этой связи на-ходчивость педагога, способность быстро ориентироваться, решать, как надо вести себя в той или иной ситуации.
Способность владеть своим настроением. Важная способность педагога – это способность всегда пребывать на уроке в оптимальном для работы психическом со-стоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной жи-востью, но без излишней возбудимости. Что бы ни случилось, педагог всегда дол-жен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелательной улыбкой.
Способность объяснять. Это способность делать свою мысль понятной для другого, пояснять и разъяснять трудное и непонятное. Способный педагог делает содержание учебного предмета доступным для обучающихся, преподносит им материал или проблему ясно и понятно, вызывает интерес к предмету, возбуждает у обучающихся активную, самостоятельную мысль. Педагог умеет в случае необходимости трудное сделать легким, сложное – простым, непонятное – понятным. В основе этого лежит постоянная установка на учет психологии обучающихся. Педагог учитывает уровень их подготовки, развития, помнит о том, что они знают, что уже могли забыть, предвидит и предупреждает возможные затруднения обучающихся.
Опытный педагог способен представить себя на месте обучающихся, стать на их позицию. Он исходит из того, что ясное и понятное взрослому человеку может быть совсем неясным и непонятным обучающимся.
Речевая способность. Это способность ясно и четко выражать свои мысли и чув-ства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой и пантомимикой.
Речевая способность одна из важнейших в профессии педагога, так как передача информации от учителя к обучающимся носит в основном второсигнальный, словес-ный характер. Здесь имеют в виду как внутренние (содержательные) особенности речи, так и внешние ее особенности. Речь педагога должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Обучающиеся должны чувствовать заинтересованность в том, что говорит педагог.
Речь педагога должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразитель-ной, эмоционально окрашенной, с четкой дикцией, отличаться отсутствием стили-стических, грамматических, фонетических погрешностей.
Академические способности. Под академической способностью понимают эруди-цию педагога, капитальность его знаний, широту его умственного кругозора. Такой педагог знает свой предмет значительно шире и глубже, чем это нужно для урока, свободно владеет материалом, постоянно следит за новым в своей науке. Он изучает опыт других педагогов, заимствует у них все ценное, но никогда слепо не копирует чужую работу, как бы она хороша ни была, понимая, что у него другая группа, дру-гие обучающиеся и сам он другой человек. Надо помнить, что педагог, который пе-рестает учиться, перестает быть педагогом.
Организаторские способности. Они проявляются в двух видах: во-первых, в способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности; во-вторых, в способности правильно организовать собственную работу. Организация своей работы предполагает аккуратность и четкость, умение правильно планировать ее и осуществлять самоконтроль. У опытных педагогов вырабатывается своеобразное чувство времени – умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
Коммуникативные способности. Это способность устанавливать правильные вза-имоотношения с обучающимися (коллективом и отдельными обучающимися), учи-тывая их возрастные и индивидуальные особенности. Здесь необходимо воздержи-ваться от двух крайностей. Не следует снисходительно-отчужденно относиться к обучающимся, постоянно подчеркивать разницу положений, держать обучающихся на «дистанции». Но не надо делать и обратной ошибки – позволять фамильярные отношения, стирать всякую грань между собой и обучающимися.
Педагогическая наблюдательность. Это способность проникать во внутренний мир обучающегося, воспитанника, проницательность, связанная с тонким понимани-ем личности ребенка и его временных психических состояний. Способный педагог, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улав-ливает малейшие изменения во внутреннем состоянии обучающегося и правильно понимает, что значат эти изменения. Такой педагог легко отличает симуляцию вни-мания от подлинной внимательности. В процессе изложения материала педагог по целому ряду признаков (поведение на уроке, выражение лица, мимика и т.д.) состав-ляет верное впечатление о том, как различные обучающиеся усваивают новое содер-жание, понимают объяснение, и перестраивается в случае необходимости.
Суггестивная способность. Это способность эмоционально-волевого воздействия на обучающихся, способность предъявлять требования и добиваться их выполнения. Суггестивная способность зависит от развития воли, глубокой уверенности в себе, чувства ответственности за обучение и воспитание обучающихся, от убежденности педагога в своей правоте. Причем речь идет о способности требовать, добиваться своего, но добиваться спокойно, без грубого нажима, принуждения и угроз. Такие же черты педагога, как мягкотелость, наивная доверчивость, вялость, беспринцип-ная снисходительность, безволие, не содействуют успеху педагогической деятель-ности.
Педагогический такт. Он проявляется в способности находить наиболее целесо-образные меры воздействия на обучающихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от конкретной ситуации. Такт вы-ражается в умелом сочетании уважения и требовательности к обучающемуся, дове-рия и систематического контроля, в правильном использовании одобрения и осуж-дения. Тактичный педагог доброжелателен, чуток, отзывчив. Он прост и естествен в обращении с обучающимися.
Педагогическое воображение. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности обучающихся, связанном с представлением, что и при каких условиях из обучающегося получится в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных его качеств. Эта способность связана с педагогическим оптимизмом, верой в могущество воспитания, верой в че-ловека.
Распределение внимания. Способный педагог обладает высокоразвитым умением распределять внимание между двумя или несколькими деятельностями или объекта-ми. Он внимательно следит за тем, как излагает материал, как развертывает свою мысль (или слушает ответ обучающегося), в то же время держит в поле внимания всех обучающихся. реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонима-ния, случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, жестами, мимикой, походкой и т.д.).
Исходя из вышеизложенного можно отметить основные профессионально-психологические качества, которыми должен обладать педагог учреждений начального профессионального образования:
- личностные качества – характеризуют индивидуальные качества и отношение к самому себе;
- социально-личностные качества – характеризуют отношение к окружающему социуму;
- волевые качества – характеризуют психическую деятельность человека, опреде-ляющую его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий.
В работе с обучающимися педагогам необходимо использовать только позитивные психологические качества, лишь в этом случае можно достичь ауры взаимопонима-ния и уважение между педагогом и обучающимися.
На этой основе можно сотрудничать и вместе творить, заниматься исследователь-ской работой, то есть вводить активные методы обучения.
|
|
|