|
Социальный проект «диалог поколений»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 142 г. Челябинска
Муниципальное Учреждение
«Комплексный центр социального обслуживания населения по Советскому району города Челябинска»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ»
Составители:
Жиличкина Ольга Александровна,
классный руководитель 6-1 класса,
МОУ лицей № 142 г. Челябинск,
руководитель кафедры технологии,
учитель технологии,
Клокова Елена Алексеевна,
заместитель директора
М У «Комплексный центр
социального обслуживания населения
по Советскому району города Челябинска»
Челябинск 2011 г.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 142 города Челябинска и Муниципальное Учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения по Советскому району города Челябинска» разработали социальный проект под названием «Диалог поколений». Данный проект предусматривает взаимодействие между поколениями учащихся и пожилыми людьми и инвалидами. Проект разработан в целях усиления патриотического воспитания, формирования гражданской позиции у подростков, уважение к людям старшего поколения и сохранения преемственности поколений.
1. Пояснительная записка
В современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью и пожилыми людьми. Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений.
Актуальность проекта заключается в том, что в наше время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми. Возникает необходимостью в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодежи. В уважительном отношении к пожилым людям и инвалидам, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь.
Новизна проекта связана с использованием понятий «поколение» и «диалог». Их значение сводится к следующему:
-
для детей – обмен, осведомленность о жизненном пути, проблемах и трудностях пожилых, оказание им помощи в освоении знаний, в т.ч., современных информационных технологий, реализации совместных инициатив;
для старшего поколения – взаимодействие внутри коллектива и с подрастающим поколением, спасение от одиночества, передача молодежи исторической правды, социального опыта, осознание своей активной роли в социально-экономическом и демократическом развитии страны;
для общества - устанавливаются отношения между поколениями, снижается социальная напряженность, формируется толерантность, партнерские отношения для достижения взаимопонимания и согласия.
Проект «Диалог поколений» включает в себя три направления:
«Дорогою добра» (организация досуга).
«Территория партнерства» (обучение компьютерной грамотности пожилых людей и инвалидов силами учащихся лицея).
«Умелые ручки» (творческая мастерская).
Целевые группы, на которые направлен проект:
учащиеся лицея №142, 6 -1 класса;
пожилые люди и инвалиды отделения дневного пребывания МУ «Комплексного центра социального обслуживания населения по Советскому району города Челябинска»
Цель проекта:
1. Создание условий для диалога между представителями разных поколений, а именно пенсионеров и инвалидов отделения дневного пребывания и учащимися лицея № 142 6-1 класса.
2. Формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, уважение к старшим и сохранение исторической преемственности поколений.
Задачи проекта:
организовать детей на дела, направленные на заботу и помощь о старшем поколении;
помочь пожилым людям и инвалидам повысить социальную активность;
укрепить значимость и важность старшего поколения в сегодняшнем дне;
организовать общение и взаимодействие детей с пожилыми людьми и инвалидами через реализацию данных проектов;
усилить патриотическое воспитание детей и сформировать твердую гражданскую позицию;
укрепит духовную связь между поколениями
Реализация проекта рассчитана на 2011-2013 гг.
2. Описание проекта
Для реализации достижения поставленной цели, а именно:
1. Создание условий для диалога между представителями разных поколений: пенсионерами и инвалидами отделения дневного пребывания и учащимися лицея № 142 6-1 класса.
2. Формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, уважение к старшим и сохранение исторической преемственности поколений. Выделено три направления: образовательное, воспитательное и эстетическое.
Проект предполагает работу с пожилыми людьми и инвалидами отделения дневного пребывания и учащимися лицея № 142 6 -1 класса в форме совместных творческих, познавательных и досуговых мероприятий.
3. Ожидаемый результат
Особая значимость проекта «Диалог поколений», в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У пожилых людей появляется уверенность в будущем своих внуков, а у детей истинные идеалы.
4. Список литературы
http://www.ivgorduma.ru/igud/Dialogue-of-generations/
Ветераны и молодежь [Электронный ресурс]. - http: // www.amhmao.ru/pobeda_60. (2005)
Диалог поколений [Электронный ресурс]. - http: // www. ivgorduma.ru. (2009)
Шаг за шагом, или Технология разработки и реализации социального проекта [Электронный ресурс]. - http: // www.tula.marcetcenter.ru. (2007)
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ»
Направление
«Дорогою Добра»
1. Пояснительная записка
Когда человек стареет, уходит на пенсию, происходит изменение его жизненного статуса, определенной роли в обществе и семье. Эта неопределенность часто негативно влияет на психологическое состояние пожилых людей. Они чувствуют невостребованность своего жизненного опыта, знаниям и таланту. Им крайне необходимо общение, ощущение своей полезности и причастности к каким - либо делам.
Наша взаимосвязь основана на преемственности и связи поколений. Не секрет, что в наши дни разрыв в понимании между поколениями увеличивается. В данное время важно наладить постоянное общение молодежи с пожилыми людьми на основе традиционных форм и неформальных методов работы. Форумом для встреч поколений станет созданный с этой целью проект «Дорогою Добра». В его работе должны воплотиться традиционные ценности: милосердие, благотворительность, толерантность и почтительное отношение к старшим. Сегодня очень важно развивать эти ценности в подрастающем поколении.
Актуальность проекта состоит в том, что через досуговые мероприятия необходимо наладить связь между поколениями, сблизить ценностные ориентации молодёжи и старшего поколения, воспитать у молодёжи духовные качества: милосердие, сострадание, сочувствие, уважение, а также оказать взаимопомощь и поддержку путём развития взаимных интересов и совместных дел.
Цель программы:
1. Предоставление возможности активного участия пожилых людей и инвалидов совместно с учащимися в досуговых мероприятиях.
Задачи проекта:
Создать обстановку семейного праздника, досуга, в котором принимают участие оба поколения.
Сформировать интерес к традиционной культуре своего народа и родного края.
Развивать духовно-эмоциональную связь между поколениями.
Воспитывать уважение к людям старшего возраста
Реализация проекта рассчитана на 2011 – 2012гг.
2. Описание проекта
В проекте «Дорогою Добра» предусмотрено устраивать тематические и праздничные мероприятий, совместные чаепития, проведение лекций, совместные беседы, вечера воспоминаний, организация совместных прогулок, которые дети и пожилые люди совершают вместе. Во время проведения тематических мероприятий пожилые люди знакомят детей с народными традициями, истоками русской культуры. Люди старшего поколения прививают детям интерес к русским обрядам. На прогулках проводятся наблюдения за живой природой.
Пожилые люди двигаются, улучшают свою физическую форму, получают положительные эмоции. Поднимается их настроение, улучшается самочувствие.
Во время общения дети приобщаются к историческому прошлому своего народа через рассказы о войне, о легендарных героях прошлых лет, узнают о своих замечательных земляках, знакомятся с достопримечательностями родного города.
3. Ожидаемые результаты
Мероприятия проекта «Дорогою Добра» оказывают положительное воздействие на воспитание подрастающего поколения, уважительное отношение к пожилым людям, доставляя им радость в общении с детьми.
Проект позволит пожилым людям и инвалидам почувствовать себя нужными и интересными современному обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты в плане развития своих творческих способностей.
4.Тематический план
№ п/п
|
Наименования мероприятия
|
Срок реализации
|
1.
|
День пожилого человека
«Мы славим седину»
|
октябрь
|
2.
|
«Новогодние чудеса»
новогоднее представление
русские новогодние обряды
|
декабрь
|
3.
|
«От всей души»
вечер воспоминаний
концерт
|
февраль
|
4.
|
«Весенняя капель»
концерт «Дорогим бабушкам»
чаепитие
|
март
|
5.
|
«Живая память» 9 мая
воспоминания Ветеранов
праздничный концерт
|
май
|
6.
|
«Вместе весело шагать по просторам»
|
июнь
|
(В Приложении 1 представлен сценарий одного из мероприятий - «Мы славим седину». В Приложении 2 представлен фотоотчет).
5.Список литературы
http://soc-work.ru/article/509
http://www.neuch.ru/referat/47243.html
Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. М., 2004 г.
Кравченко А.И. Социальная работа. М., 2008 г.
Холостова Е. И.Социальная работа с пожилыми людьми М., 2003.
Приложение 1
Сценарий праздника Международного дня пожилого человека
«Мы славим седину»
Ведущий:
Добрый день, уважаемые гости.
Есть в разгаре осени
Праздник необычный, -
Небо блещет просинью,
Солнцем симпатичным.
Только называется он
Непарадным словом, -
Праздник именуют
День человека пожилого
Сегодня вас, пришли поздравить ученики 6-1 класса лицея № 142
1 ученик
Сегодня славим седину
Усталые морщинистые руки
А ведь бывало в старину
Не знали эти руки скуки
2 ученик
Вся ваша жизнь наполнена трудом
Теплом души и радостью согрета
Да поглядите, поглядите вы кругом
Милее лиц не видела планета.
3 ученик
И пусть гуляет осень на дворе
И мир перелистнул страницу века,
Как хорошо, что есть в календарях
День пожилого человека. (все вместе)
4 ученик
Вы достигли возраста такого
Что просится приветственное слово
Примите наши поздравленья
Здоровья, счастья и добра
И пусть плохого настроенья
У вас не будет никогда
5 ученик
На мир смотрите с наслажденьем
И грусть отступит и беда
Успех, удача и везенье
Пусть вам сопутствует всегда.
(у учащихся в руках разноцветные шары)
6 ученик
Крутится, вертится шарик земной.
Годы, как птицы, летят чередой
С праздником вас мы поздравить пришли,
И Вам в подарок шары принесли.
7 ученик
В красных шарах выраженье любви,
Мы их с собою сейчас принесли.
Дружбы и верности пламенный знак,
Мы принесли его в наших сердцах.
8 ученик
В синих шарах голубые мечты,
Чтобы мечтали по-прежнему Вы
Чтобы сбывались мечты все у Вас,
Этого мы все желаем сейчас.
9 ученик
В шаре зелёном надежда живет
В то, что счастливым окажется год.
В то, что на свете не будет войны,
Будут леса и сады зелены.
10 ученик
Черный же шар мы с собой не несли
Не потому, что его не нашли.
А потому, что в сердцах у друзей
Лишь пожелания солнечных дней
Ведущий
А сейчас Маша, Катя и Кристина исполнят для вас песню «Замечательный сосед»
(песня в приложении А).
1 ученик
Не страшны вам года
Хоть волосы седые
Коль сохранили навсегда
Вы чувства молодые.
2 ученикРецепта долголетья нет-
Хотя мы все о нём мечтаем.
Здоровья, счастья, долгих лет
От всей души мы вам желаем.
3 ученик
За годом год бегут года
Бегут они неутомимо
Спешат года назло всегда
Но пусть они проходят мимо
4 ученик
Ведите с ними рьяно бой
Живите дольше, не старейте
И всем врагам наперекор
Лекарств как можно меньше пейте
Ведущий
А сейчас ребята исполнят песню «Бабушки-старушки» (текст песни в приложении А)
5 ученик
Не подыскать такого слова
Чтоб в полной мере пожелать
Вам хорошего здоровья,
И никогда не унывать
6 ученик
Желаем счастья и добра
Поменьше горя печали
Чтоб было больше светлых дней
А хмурые, не посещали
7 ученик
Чтоб веселей вам всем жилось, частушки мы для вас споем!
ЧАСТУШКИ
Не смотрите вы на нас
Глазки поломаете
Мы не местные бабульки
Вы нас не узнаете.
У меня коса большая
Ленточка коротенька
Про меня дедок не думал
Я еще молоденька.
Баба Сима чай пила
Самоварничала
Всю посуду перебила
Накухарничала.
Дед Матвей большой рыбак
В речке выловил башмак
Но зато потом поймал
Затонувший самосвал.
Баба Вера заглянула
В скважину замочную
И на лбу её горит
Шишка крупноблочная
Старый дедушка Назар
Пошёл утром на базар
Но забыл он взять очки
Вместо кур купил крючки.
Дед Иван чиня розетку
Удивил сегодня нас
Он в розетку сунул палец
И смеялся целый час.
Из – за леса, из- за гор
Вышел дедушка Егор
У него в грибной корзинке
Только старый мухомор
А от дедушки Тараса
Некуда деваться
По колено борода
Лезет целоваться
Нам все льготы отменили
В этом нет ничьей вины
И без них мы перебьёмся
Лишь бы не было войны
(Звучит песня в исполнении пожилых людей)
1 ученик
Люди пожилые,
Сердцем молодые.
Сколько повидали
Вы путей-дорог.
Горячо любили,
И детей растили,
И надеждой жили:
Меньше бы тревог!
2 ученик
Люди пожилые,
Матушка Россия
Вас не баловала
Легкою судьбой.
Дай вам бог покоя,
Чтобы над рекою
Солнце озаряло
Купол голубой.
3 ученик
Люди пожилые,
Вы во всем такие:
Отдаете душу,
Опыт и любовь
Дорогому дому,
Миру молодому
И всему, что сердце
Вспоминает вновь.
4 ученик
Люди пожилые
Пусть года былые
Будут вам опорой,
Дети — все поймут:
И поклон вам низкий
От родных и близких
И от всей Отчизны
За бесценный труд.
Ведущий
Ребята подготовили для вас поздравительные открытки, принимайте их
(Дети дарят открытки с поздравлением, текст поздравления в приложении А)
Ведущий
А сейчас мы вас приглашаем пройти в столовую на кружечку ароматного чая
Приложение А
«Бабушки – старушки»
1.Под окошком кто сидит целый день обычно
Кто на нас всегда сердит и ворчит привычно
Кто ругает снег за снег, дождь за дождь ругает
И конечно лучше всех всё на свете знает. 2р.
Припев
Бабушки, бабушки, бабушки, старушки
Бабушки, бабушки ушки на макушке
Бабушки, бабушки мы вас уважаем
Только как вас понять, мы , узы, не знаем.
2.Кто к кому когда пришёл, кто чего нарушил.
Всё известно хорошо бабушкам-старушкам
Покачают головой строго и сурово
И боится их порой даже участковый 2р
Припев 2раза
«Наш сосед»
1.Как теперь не веселиться,
Не грустить от разных бед –
В нашем доме поселился
Замечательный сосед.
Мы с соседями не знали
И не верили себе,
Что у нас сосед играет
На кларнете и трубе.
Припев
Пап-пап
Па-па-рапа пап пап...
2. У других звонит будильник,
Мне будильник ни к чему,
Потому что доверяю
Я соседу своему.
Рано утром на работу
Он меня разбудит в срок.
У него свои заботы,
Начинает он урок.
Припев
Пап-пап
Па-па-рапа пап пап...
На работе день проходит,
Возвращаюсь ровно в пять.
Слышу, во дворе выводит
Он мелодии опять.
Целый день пенсионеров
Развлекается толпа,
Спорят, что теперь играет —
Вновь кларнет или труба.
Припев
Пап-пап.
Па-па-рапа пап пап...
Те, кто музыку не любит,
Очень злятся, ну и пусть.
Но зато мы эту песню
Заучили наизусть.
Я все больше привыкаю
И, поверьте мне, друзья,
Никогда, не засыпаю,
Если не услышу я:
Пап-пап
Па-па-рапа пап пап...
Стихи для поздравительной открытки
Уважаемая (ый)
____________________________________________
С праздником!
Теплый день осенний
Солнцем позолочен,
Радостной работой
Ветер озабочен.
Кружит листопадом
Осени в усладу,
Седину ласкает
пожилым в награду.
В этот день октябрьский
По веленью века
Чествует природа
Пожилого человека!
Ученики 6-1 класса лицея № 142
|
Приложение 2
Фотоотчет
Праздничный концерт «Мы славим седину»
|
|
|