|
Проектная деятельность на уроках литературы в 5-9 классах
Методическая разработка на тему:
«Проектная деятельность на уроках литературы
в 5-9 классах»
Выполнила
Миранюк С.И.,
учитель русского языка и литературы МБОУ Вязовская ОШ
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ - с. 2 - 3
Основная часть
Глава 1. Организация проектной деятельности
на уроках литературы.
Алгоритм деятельности учителя и учащихся
в технологии проектного обучения - с. 4 – 11
Правила успешной проектной деятельности - с. 11
Общие подходы к структурированию проекта - с. 11
План действий учащихся в проекте - с.11 - 12
Критерии оценивания работ учащихся - с.12
-
Глава 2. Классификация проектов по литературе
Характеристика проектов по ведущему методу
или виду деятельности - с. 13
Виды проектов по содержательной деятельности - с. 13 - 14
Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта - с. 14
Глава 3. Использование метода учебного проекта на уроках литературы. - с. 14 - 15
Заключение - с.16 – 17
ПРИЛОЖЕНИЕ - с. 18 – 19
ЛИТЕРАТУРА - с. 20
Введение.
За последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.
На современном уроке не должно быть скуки, принуждения и лени, нет пассивности и страха, зато должна присутствовать радость от преодоления трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог ведет ребенка по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельность учащегося.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
По определению, "проект" - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:
1) создать собственную технологию;
2) перенять то, что открыто другими.
Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа - это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.
Проект - это буквально "нечто брошенное, пущенное вперед". В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление.
Основные требования к использованию проектной деятельности:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
4. Использование исследовательских методов.
5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).
Глава 1. Организация проектной деятельности на уроках литературы.
Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.
Этапы работы
|
Содержание работы
|
Деятельность обучающихся
|
Деятельность учителя
|
1. Подготовительный
|
Определение темы и целей проекта
|
Обсуждение и выбор темы
|
Предлагает темы проектов
|
Выделение подтем в теме проекта
|
Выбор подтемы или предложе-ние новой подте-мы
|
Совместное обсу-ждение подтем проекта
|
Формирование творческих групп
|
Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды
|
Организационная работа по объе-динению школь-ников в группы
|
Подготовка мате-риалов к исследо-вательской работе
|
Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы
|
Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса
|
Обсуждение и корректировка форм предостав-ления результата и критерий оценивания
|
Предлагает формы отчета и примерные критерии оцени-вания
|
2. Планирование
|
Определение источников, спо-собов сбора и анализа инфор-мации
|
Корректировка и дополнение пред-ложений учителя
|
Предлагает основ-ную литературу, способы сбора информации
|
3.Разработка проекта
|
Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение
|
Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации
|
Консультации, координирование работы обучаю-щихся
|
4.Оформление результатов
|
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета
|
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета
|
Консультации, координирование работы обучающихся
|
5. Презентация
|
Предоставление выполненной работы
|
Доклад о результатах работы
|
Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников
|
6. Оценивание
|
Оценка работ согласно разработанным критериям
|
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
|
Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы
|
Применение метода проектов на уроках литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.
Наиболее сложным для учащихся 5 – 7 классов является начало работы над проектом. Их пугает неизвестность, неумение работать в группе, ответственность не только за себя, но и за всех членов группы. Поэтому учитель сначала знакомит ребят с сутью проектного метода и мотивирует деятельность учащихся. Для этого в помощь начинающим работу над проектом должны быть собраны в папку все необходимые материалы, в том числе памятки, методические рекомендации. В связи с этим возникает необходимость создания пакета документов для учеников, который включает в себя:
Памятку по работе с проектом.
Требования к оформлению проекта.
Критерии оценивания проекта (портфолио, защита).
График консультационных дней.
Паспорт проектной работы.
Практика показывает, что учащихся уже с пятого класса нужно знакомить с элементами пакета документов. Это дает возможность ребятам не только понять, о чем идет речь, но и сосредоточить свое внимание на различных этапах работы, грамотном распределении времени и обязанностях; узнать заранее, по каким критериям будет оцениваться их работа. С полным пакетом документов учащиеся познакомятся в начале 8 класса и будут пользоваться им (с некоторыми изменениями, дополнениями) на протяжении всей учебы.
Также учителю рекомендуется до начала учебного года разработать некоторое количество тем проектов для каждой параллели, вывесить в кабинете перечень их для того, чтобы слабые ученики могли сделать свой выбор на основе предложенного, а более сильные, опираясь на материал, - разработать свои. Желательно, чтобы брались темы, представленные односторонне в школьном курсе или дающие общее представление о каком – либо явлении. Это может быть такая тема и вытекающие из нее вопросы, решения которых нет в учебнике или же материала дано мало.
Например:
5 класс
Проект «Мир пословиц»
Проект «Подруга дней моих суровых…» (О няне А.С.Пушкина)
Серия проектов:
Коллективная книга «Д.Ролинг – современная английская писательница и ее книги о Гарри Поттере»
Экспресс – музей Гарри Поттера
Аукцион волшебных предметов (из книги о Гарри Поттере)
6 класс
Проект – инсценировка «Басни И.А. Крылова»
Проект «На необитаемом острове»
Проект «Ночь перед Рождеством» (новогодние истории учащихся) после изучения произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
Проект «Моя басня»
Серия проектов (по произведению «Уроки французского»
В. Распутина)
Урок – проект доброты. Почему учительница поступила именно так?»
Мини - проект «Подарок главному герою» (по произведению «Уроки французского» В. Распутина)
Проект «Я памятник воздвиг нерукотворный…» (по итогам года)
7 класс
Проект «Рассказы о животных»
Сборник исторических материалов, памяток, рисунков «Как стать казаком»
Проект «Лицейские друзья А.С.Пушкина» или «Лицей в жизни А.С. Пушкина»
Проект «Я памятник воздвиг нерукотворный…» ( по итогам года)
8 класс
Рубаи. Фотопроект
Проект «Храмы Востока»
Проект «Три встречи Гринева и Пугачева» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Проект «Теория литературы – это просто»
Проект «История моей семьи в истории моей Родины»
Проект «Я памятник воздвиг нерукотворный…» (по итогам года)
9 класс
Проект – телепередача «Литература – уроки нравственности». Реклама.
Проект «Мой Лермонтов»
Проект «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»
Проект «Я памятник воздвиг нерукотворный…» (по итогам года)
Предварительно ознакомив учащихся с пакетом документов, используемых при работе с проектом, предоставив темы, учитель указывает сроки выполнения задания. Затем записывает желающих участвовать в проекте, раздает пакеты документов (Приложение 1).
После выбора темы идет постановка целей. Самостоятельно сделать это ребята затрудняются. Учитель помогает, предлагает свои варианты. Чаще всего учащиеся выбирают парные или групповые типы проекта, это стимулирует самообучение и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков.
Как же лучше организовать процесс работы над проектом?
С пятого класса для адаптации учащихся нужно постепенно вводить мини – проекты, краткосрочные и недельные проекты. Время подготовки не должно быть длительным, потому что ребята часто забывают или откладывают работу на последний день. При этом обязательны консультационные дни (количество консультаций зависит от продолжительности проекта и расписания). По характеру результата вначале лучше использовать продукционный проект (учащиеся, сделав что-то своими руками, будут более удовлетворены: в наличии есть оценка и «вещь») или информационный проект (получить информацию в наше время не составляет труда, остается ее только преподнести на должном уровне).
Таким образом, в 5 классе мною была организована реализация 2 краткосрочных и недельных проектов.
Серия проектов по теме «Д. Ролинг – современная английская писательница и ее книги о Гарри Поттере». Первый проект выполняется в процессе всего знакомства с жизнью и творчеством писательницы и изучения книги в открытках (3 урока). Второй и третий проекты – 4, 5 урок изучения темы (или использовать уроки внеклассного чтения для более глубокого изучения произведения).
Создание коллективной книги не вызовет у учащихся особых затруднений, если будет наблюдаться под руководством учителя. Второй проект – экспресс-музей – музей одного дня, который посещают на уроке учащиеся данного класса, а на перемене – учащиеся параллельных классов (с целью обучения проектной деятельности, развития познавательного интереса, расширения кругозора, сравнения со своей деятельностью). Время работы музея оговаривается на первом уроке.
Цели проекта:
расширить знания учащихся, проследить, насколько популярны произведения Д.Ролинг,
научить собирать и презентовать материал, развивать творческие способности учащихся.
Подготовка к уроку.
Рекомендованные разделы экспозиции: поттероведение, книги Д.Ролинг, кино, фото из частных архивов ребят.
Рекомендованные экспонаты: книги; журнальные, газетные статьи о Г. Поттере и его друзьях; отзывы читателей; фото из журналов, газет, наклейки, календарики, закладки, тетради с изображением героев; фигурки героев, живых существ из книги, жанровые сцены, макет замка; видеокассеты…
Требования к оформлению разделов и экспонатов: написать на карточке, чей экспонат, на ватмане – название «Экспресс – музей Гарри Поттера», выставочные залы музея.
Экспозиция собирается на столе во время перемены (что-то можно поместить на доску), предшествующей уроку.
С учащимися 6 класса продолжается работа над проектами, однако типы проектов могут меняться и ребята должны приобрести больший опыт в работе с данным методом. Так. При изучении басен И.А. Крылова предлагается реализовать краткосрочный проект – инсценировку. На уроке учитель делит класс на 3 – 4 группы, которые выбирают басни, персонажи, вариант демонстрации (театр теней, кукольный театр, обычный), определяется лучший вариант костюмов, декораций. Из действующих групп выделяются инициативные группы, реализующие проект и презентующие его на следующем уроке.
Также краткосрочным является и предложенный школьникам проект «На необитаемом острове». При его реализации учащиеся получают позитивный опыт приспособления к жизненным условиям, могут ощутить и осознать некоторые трудности, с которыми столкнулся главный герой.
Перед учащимися ставятся задачи:
Собрать как можно больше информации по книге Д.Дефо «Робинзон Крузо» о том, как он мастерил мебель, выращивал и сохранял зерновые, разводил домашний скот, сколько времени на это ушло.
Выполнить модель стула с описание процесса труда. Предлагается организовать пары (мальчик – девочка). Устанавливается срок завершения работы над проектом: за 2 урока до окончания изучения произведения. Распределяются обязанности (однако ребята по своему желанию могут поменяться):
- Собирает информацию, оформляет описательную часть проекта – девочка.
- Создатель творческой работы – стула (табурета) – мальчик.
Оформление результатов: стул (табурет) любой величины из любого материала. Информация и рассказ сдаются на листах в напечатанном или написанном от руки виде. Презентация проекта с рассказом о достижениях и трудностях, испытанных во время выполнения проекта, проходит на уроке.
При этом учащиеся часто расширяют границы работы, предлагают свои варианты. Так, один ребенок в ходе реализации проекта предложил создать не стул, а посеять пшеницу. Творчество в данном случае только поощряется.
Мини – проект, с одной стороны является легким вариантом проведения части урока, а с другой стороны, представляет опасность того, что цель урока не будет достигнута. Основными трудностями осуществления данного вида проекта является ограниченность во времени, неумение учеников сосредоточенно трудиться, наладить совместную результативную работу группы. Поэтому знакомство с мини – проектом, на мой взгляд, нужно начинать не ранее, чем с 6 класса. К этому времени учащиеся уже адаптировались после перехода во вторую ступень средней школы, привыкли к требованиям учителей, ознакомились с основными принципами работы с проектами, бережно. И тут удачным может стать мини – проект «Подарок литературному герою» по произведению «Уроки французского» В.Распутина. Возможно и другое название: «Посылка от читателя».
Цели проекта:
Учить ребят быть добрыми, сопереживать, заботиться о других людях.
Исходя из первоочередных потребностей человека. Помогать ему решать проблемы в трудные периоды жизни.
Задачи:
Анализируя городские и деревенские условия жизни после войны, голод тех лет (работа с текстом), подобрать «продукты» в подарок главному герою.
Выполнить оформление «продуктовой посылки» и суметь объяснить свой выбор.
В течение года также продолжается работа над сборником «Наш поэтический сборник» («Моя басня»), но тип материала меняется. Задание усложняется: учащимся предлагается раскрыть языковую тему с элементами фольклора – ребята могут создать свои сказки о частях речи. При выполнении данного проекта реализуются умения, полученные на уроках литературы. Сложности работы над данным проектом следующие:
- неумение синтезировать полученные ранее сведения,
- ограниченность литературных и языковых навыков учащихся.
Поэтому возможно привлечение учеников старших классов: младшие, равняясь на сочинения старших, выполняют свой пласт работы. Трудность использования на уроках русского языка проектов заключается в том, что условия преподавания предмета почти не дают возможности применения данного метода, так как большая доля урочного времени приходится на формирование специальных умений и навыков. Времени не остается иной раз даже на закрепление.
В 7 классе учащиеся имеют более широкие возможности, они могут самостоятельно найти тему для индивидуального проекта, однако скрытое руководство учителя все равно должно присутствовать при формулировке темы, корректировке задач, рекомендациях литературы. На уроках продолжается работа над проектами. Так, в конце учебного года учащимся можно предложить на обобщающем уроке мини – проект «Памятник литературному герою». К этому возрасту ребята вполне владеют приемами работы с проектом, в состоянии организовать ее на уроке (особенно если они уже привыкли трудиться в группах), имеют свои предпочтения, обладают необходимыми навыками.
Обязанности в этом проекте учитель распределяет таким образом:
- подбор материала для надписи;
- рисунок памятника герою (возможен вариант в виде символа);
- составление речи на открытии памятника;
- подготовка мини – презентации.
Творческий проект по созданию сборника рассказов о животных, выполняемый учащимися 7 классов, ценен тем, что в ходе работы над ним школьники развивают самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самореализации и созиданию. Авторы в полной мере пытаются выразить свое отношение к животным, птицам. Этот проект можно предложить и учащимся 6 класса при изучении стихотворения Н.Заболоцкого «Журавли».
В 8 классе при изучении произведений Востока учащиеся могут проявить себя не только людьми, тонко чувствующими поэзию, но и оформителями, объединяющими литературу и фотоискусство.
Не каждый обычный ребенок способен понять философский смысл рубаи, хокку, танка, подобрать соответствующую им иллюстрацию, фот. Поэтому сложностью такого межпредметного индивидуального проекта будет отбор учащихся, обладающих не только знаниями, но и эстетическим вкусом. Чаще школьники замечают то, что лежит на поверхности ( яркие зрительные образы), но и задумываются о глубинном смысле, заложенном в произведении, поэтому «жемчужины» так редки среди этих проектов. Несмотря на это, учитель должен поощрять ребят, даже иногда завышать им оценку за участие в проекте, обосновывая, за что повышен балл. В этот же период можно заняться отработкой элементов проекта, обратить внимание на содержание портфолио.
Если работа над проектом осуществляется систематически, то к 14 годам учащиеся воспринимают любое нестандартное задание как проект. С одной стороны, это хорошо, так как у них уже выработался определенный алгоритм действий, с другой стороны, обычное выполнение задания учителя – это не проект. Поэтому нужно обратить особое внимание на наличие проблемы и путей ее решения, постановку задач.
Проектные задания по литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.
В 8 классе перед учениками можно ставить уже более сложные задачи. Примером этого служит проект «Теория литературы – это просто». Рождение данного проекта связано с тем, что учащиеся испытывают затруднения при освоении литературоведческой терминологии. Поэтому предложенный недельный (несколько недель) проект направлен на выявление наиболее доступных для учащихся путей подачи материала.
Учебный проект, который возможно предложить обучающимся 8 класса, - сборник работ, объединенный названием "История моей семьи в истории Родины", можно предложить после изучения рассказа В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: "Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история".
Учащиеся старших классов – это уже самостоятельные люди,
способные не только придумывать темы проектов, но и успешно добиваться поставленной цели.
В 9 классе самая значимая и объемная тема - "Жизнь и творчество А.С.Пушкина", поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над созданием проекта "Памятник А.С.Пушкину". Реализация этого проекта поможет ученикам создать свой образ Пушкина, сделать его близким и даже "родным".
Старшеклассникам можно предложить краткосрочный проект «Посмотри и нарисуй», направленный на умение «увидеть» то, что сказал поэт. Объяснить, при помощи каких художественных средств он это сделал, и нарисовать увиденное (то, есть сначала проанализировать стихотворение, а потом синтезировать рисунок на основе этого).
Темы проектов (группы выбирают сами в единственном варианте) указаны в таблице выше.
Виды творческой работы (групповой и индивидуальной) – любые из списка плюс свои, подчеркнутые – обязательны (до 6 баллов):
кроссворды, игры к теме, подтемам,
вопросы по теме, подтемам с ответами,
темы сочинений (к основной теме),
эпиграфы к сочинениям,
планы сочинений,
образцы авторских сочинений или подборка с указанием источников,
рисунки – иллюстрации,
таблицы, схемы, словари, литературные диктанты по теме,
макет памятника литературному герою,
параллели с другими произведениями.
Также учащимся дается список того, что должно содержаться в портфолио:
Тема.
Перечень материалов.
Подтемы (разработка, короткие сведения, подтвержденные текстовыми выдержками).
Иллюстративный материал.
Выдержки из критической литературы.
Сами материалы.
Библиография.
Список участников проекта.
Презентация может проходить как групповая защита проекта: наиболее интересные фрагменты из работ защищаются групповой в виде рекламы, инсценировки, в виде презентации – ознакомления, которую представляет координатор группы.
1.2. Правила успешной проектной деятельности
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
1.3. Общие подходы к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6.Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.
1.4. План действий учащихся в проекте
Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:
1. Выбор темы проекта (исследования).
2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.
3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.
4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.
5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).
7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.
1.5. Критерии оценивания работ учащихся
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
45. Степень осмысления использованной информации;
6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10. Владение рефлексией;
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Глава 2. Классификация проектов по литературе.
Различают следующие виды проектов:
по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;
по предметно - содержательной деятельности;
по характеру координации проекта;
по количеству участников проекта.
2.1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности
1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Структура исследовательских проектов:
аргументация актуальности принятой для исследования темы,
определение проблемы исследования, его предмета и объекта,
обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,
определение методов исследования, источников информации,
выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,
обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:
цель проекта,
предмет информационного поиска,
источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака"),
способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),
презентация.
4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.
2.2. Виды проектов по предметно-содержательной деятельности:
1) культурологические (реферативные работы);
2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);
2.3. Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта:
1) с открытой координацией (жесткий), с закрытой координацией (гибкий);
2) личностный, парный, групповой.
Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, организуется такое взаимодействие, которое включает в себя связки "ученик - ученик", "ученик - учитель", "учитель - ученик", "ученик - класс", при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.
Глава 3. Использование метода учебного проекта на уроках литературы
Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.
Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.
Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы:
Учебный проект
Проблема проекта
|
"Почему?"
|
Актуальность проблемы - мотивация
|
Цель проекта
|
"Зачем?" (мы делаем проект)
|
Целеполагание
|
Задачи проекта
|
"Что?" (для этого мы делаем)
|
Постановка задач
|
Методы и способы
|
"Как?" (мы это можем делать)
|
Выбор способ и методов, планирование
|
Результат
|
"Что получится?" (как решение проблемы)
|
Ожидаемый результат
|
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1. Погружение в проект;
2. Организация деятельности;
3. Осуществление деятельности;
4. Презентация результатов.
Следовательно, выполнение задания требовало от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.
Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.
Заключение
Конечно, примерно треть обучаемых хотят учиться, но хотят делать это в знакомой им манере, они умеют учиться, но предпочитают это делать с помощью известных им средств и способов. Такая позиция обучающихся вполне объяснима, т. е. они субъективно трактуют эффективность обучения через безопасность, они хотят предсказуемости учебных действий. Познавательная мотивация в этом случае бывает высокой.
В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Ученик же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуацияхили новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому способствует метод проекта.
Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами:
зачем?
для чего (кого)?
как?
Первое требование - это наличие либо субъективно, либо социально значимой для ученика проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности учащиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы - это и есть ответ на вопрос "зачем?".
Второе требование: необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов, т.е. ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.
Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Третья важная характеристика метода проектов - его самостоятельность, которая определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.
Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений.
Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она
Личностно ориентирована;
Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
-
Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Результат использования метода проектов – создание внутренней мотивации к предмету. Углубление знаний и расширение диапазона умений учащихся.
Этот вид деятельности вносит разнообразие в учебный процесс. Позволяет школьникам творчески подходить к изучению материала. Работа над проектами на долгие годы остается в памяти ребят как неординарный учебный труд.
В качестве заключения заметим, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе "Профессия", человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.
Приложение 1
Алгоритм работы над учебным проектом
Тема: "История моей семьи в истории моей Родины", 8 класс
Тип проекта: творческий
Проблема
|
Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков
|
Почему?
|
Не интересуемся
Не сохранилось достаточно сведений
Отсутствие семейных традиций
Родители тоже плохо знают историю своей семьи
Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные
|
Что делать?
|
Изучить историю семьи
|
Как?
|
Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о семье
Изучить документы, семейные реликвии, фотографии
|
Что получить? (результат)
|
Сочинение "История моей семьи в истории моей Родины"
Познавательный (знания об истории семьи, предках)
Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)
Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)
|
Для решения возникшей проблемы учащиеся должны будут найти в семейных альбомах самую старую (или самую интересную, на их взгляд) фотографию, рассказать не только о том, где и когда она была сделана, но и узнать у родителей или бабушек и дедушек о людях, изображенных на ней, их судьбах и тем самым прийти к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколения, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к образу жизни предшествующих поколений, что в конечном итоге несколько снимает напряженность в разрешении вечной проблемы "отцов" и "детей".
Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.
Важен также и познавательный аспект, т.к. учащиеся, рассматривая старые фотографии, попытаются узнать, где и когда была сделана фотография, опишут костюмы начала и середины 20 века, что способствует развитию интереса к прошедшей эпохе, образу жизни людей.
Литература
Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011
Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2012
Алмазова И.Г. Проектирование как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития субъектов образования // Начальная школа. – 2006. - № 7.
Метод проектов // Завуч. – 2004. - № 8
Проектно – исследовательская технология. Теория и практика.- 2005.- С.67 - 80
Пулина А.А. Метод проектов в практике современного учителя. – НАТА.2000.- С. 5 – 13
Челишева И.Л. Метод проектов как мотивация учебной деятельности и способ формирования творческой личности учащихся // Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2009.- № 3. – С. 36 – 39
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М. Аркти, 2008
Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М., 1998.
Горбич О. И. Технологии личностно – ориентированного обучения. Метод проектов. Русский язык. № 21, 2009.
Журнал «Литература в школе» - № 7, 2002. Ст. Борисенко Н. Б. «Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся».
|
|
|