Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида п.Светлополянск
Верхнекамского района Кировской области
Конспект урока в 7 классе на тему:
«Правила безопасного поведения на воде и оказание первой медицинской помощи при утоплении»
Конспект разработала:
учитель ОБЖ МКОУ С(К)ОШИ VIII вида п.Светлополянск
Кировской области Верхнекамского района
Шилохвостова Люция Комилевна.
Светлополянск, 2012
Обеспечение личной безопасности и сохранение своего здоровья, пожалуй, одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На ранних стадиях своего развития это были, в основном, естественные, природные опасности. С развитием цивилизации к ним постепенно добавлялись многочисленные опасности техногенного и социального характера. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, т.е. «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели».
Плохая дорожная сеть, использование обветшалой производственной базы, устаревшее оборудование, недостаток культуры безопасного поведения неизбежно ведут к значительному росту несчастных случаев в быту, на транспорте и на производстве.
Поэтому первую медицинскую помощь должен уметь оказать каждый человек. Основная задача оказания первой помощи при несчастном случае - сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб, использовать любой шанс для его спасения. Это неоспоримо, но на практике мы видим явную беспомощность большинства граждан - очевидцев происшествий.
Таким образом, в рамках предмета ОБЖ необходимо прививать детям и подросткам навыки оказания первой медицинской помощи. Недостаточно давать только теоретические знания. Для того, чтобы подросток не растерялся в трудной ситуации и смог оказать доврачебную помощь, необходимо на уроках отрабатывать необходимые действия до автоматизма. Подросток должен знать какую первую медицинскую помощь он сможет оказать пострадавшему.
Уроки по отработке навыков первой медицинской помощи должны быть построены с учетом возрастных особенностей учащихся подросткового возраста. Они должны быть интересными, информативными, запоминающимися. Для этого необходимо использовать современные педагогические технологии, такие как модульное обучение, метод проектов, групповую и индивидуальную работу.
Уроки, посвященные первой медицинской помощи пострадавшим, позволяют заинтересовать подростков, повысить их активность, что благотворно влияет на освоение ими курса ОБЖ.
Цели:
Образовательная:
Формировать понятия о правилах поведения на воде в ЧС
Коррекционно-развивающая:
Развивать практические навыки спасения человека через выполнение практических упражнений и отработку алгоритма спасения утопающего; умение проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
Коррекционно-вопитывающая:
Воспитывать сознательное отношение к сохранению жизни, морально-волевые качества личности, взаимопомощь, осторожное поведение на воде.
Тип урока: урок изучения и усвоения новых знаний, умений и навыков.
Оборудование: проектор, презентация «Утопление», карточки с алгоритмом оказания первой медицинской помощи и правилами поведения на воде.
Ход урока.
Организационный момент.
Доклад дежурного по классу об отсутствующих, проверка готовности к уроку.
Введение в тему урока.
Если мы посмотрим на карту мира, то увидим, что две трети земной поверхности занято водой. Ни одно живое существо не может жить без воды. Но опасности на воде для человека многочисленны и серьёзны.
(читает учитель )
Летом в дождичек и зной
Не расстаться нам с водой.
К водоёмам мы стремимся
И под дождичком резвимся.
Но вода таит опасность!
Вы удивлены? Ну что ж,
Разберёмся – станет ясно
Разговор идет всерьёз!
Ребята, а чем вы любите заниматься во время летних каникул? (играть, рисовать, кататься на велосипеде, купаться, ходить на рыбалку)
Хорошо, с кем вы ходите купаться? ( с друзьями, иногда совсем одни, редко всей семьёй с родителями, потому что они на работе)
Знаете ли вы сколько опасностей может подстерегать вас на прудах, водоемах, реках? (не знаем, нет, да)
А что делать, если случилась беда на воде с вами или вашими друзьями, а может просто с людьми, купающимися рядом с вами? (оказать первую помощь, вызвать скорую).
Молодцы! Как же необходимо вести себя безопасно на воде и что делать при утоплении?
Что такое утопление? ( утопление – состояние пострадавшего, которое возникает в результате попадания воды в легкие)
Об этом мы сегодня и поговорим на нашем уроке.
Запись темы урока в тетрадь – слайд 1.
Изучение нового материала.
Ежегодно в России на воде гибнут люди.
Данные МЧС по Кировской области за истекший 2011 год.
В Кировской области 44 человека утонули за 2011 год. Во время купания летом утонуло 16 человек, из них 3- дети. Основными причинами гибели людей остаются купание в необорудованных местах, нарушение правил поведения на воде и оставление детей у воды без присмотра. Спасено 50 человек.
Купание в водоемах, рыбалка летом и зимой доставляют удовольствие и взрослым, и детям. Но, к сожалению, иногда эти удовольствия могут закончиться трагически. Утонуть может любой человек, даже умеющий плавать.
Какие же правила следует соблюдать, чтобы с вами не случилась беда?
(учащиеся предлагают правила)
Правильно, молодцы. Составление памятки и запись в тетрадь-слайд 3.
Памятка безопасного поведения на воде.
1. Нельзя купаться в незнакомых местах. Когда ты купаешься, рядом должны быть взрослые.
2. Не стой и не играй в тех местах, откуда можно упасть в воду (на краю пристани, мосту, крутом берегу).
3. Не затевай шумных игр на плавающих средствах (лодках, катерах, надувных матрасах, плотах и т.д.).
4. Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать.
5. Не ныряй в незнакомых местах.
6. Не заплывай за буйки.
7. Не подплывай близко к судам.
8. Нельзя, играя на воде, тянуть друг друга под воду, топить.
9. Не заплывай далеко на надувных предметах.
10. Не раскачивай лодку, не ходи по ней и не перегибайся через борт.
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, какие правила коллективного купания были нарушены?
В походе летом.
Дружный класс в походе летом
Оказался у реки.
И привалу рады дети,
Тут же сняли рюкзаки.
Быстро сбросили одежду,
Очутились в речке все,
Не договорившись прежде
О порядке на воде.
И когда уж все оделись,
Рюкзаки забрали и
Поневоле огляделись:
А остались вещи чьи?
Стали звать, в ответ – молчанье.
Охватил невольный страх.
Все затихли. Вдруг мычанье.
Или будто стон в кустах!
Бросились туда мальчишки,
Догадавшись, друг в беде!
Вытащили. У парнишки,
Видят кровь на голове.
Голову перевязали,
В рюкзаке был медпакет,
Только после все узнали,
Что случилось на реке?
Петя первым в воду канул,
Головою вниз нырнул,
А на дне реки был камень!
Петя чуть не утонул.
Ошибки:
Детям не было известно можно ли купаться в данном месте.
Не было проверено дно у берега.
Не установлено ограничение заплыва.
Не разбились на группы, чтобы следить друг за другом в воде и после купания.
Молодцы!
Итак, правила безопасного поведения вы знаете, но как помочь человеку, если он начал тонуть? Слайд 4.
Тонуть - непроизвольно погружаться в воду, на дно (словарь Ожегова).
Различают два типа утопления:
Синий тип (истинное утопление)
Бледный тип (мнимое утопление)
Запись в тетрадь типов утопления.
Синий тип – истинное утопление, т.е. настоящее утопление, так как вода заполняет дыхательные пути. Тонущий человек пытается спастись, но периодически погружаясь, при вдохе он заглатывает воду, которая попадает в дыхательные пути.
Самостоятельная работа – выписать в тетрадь признаки синего утопления (карточки с описанием разных видов утопления раздаются каждому учащемуся) – Приложение 1.:
Синюшность кожи
Набухание сосудов шеи
Обильные пенистые выделения изо рта
и бледного утопления:
Бледность
Отсутствие пульса
Озвучиваем признаки и сверяем правильность записей у соседа по парте и на слайдах 5,6 презентации.
Работа с иллюстративным материалом (у каждого обучающегося иллюстративный алгоритм оказания первой медицинской помощи, такой же алгоритм на презентационной доске ) – Приложение 2- слайд 7.
Как вытаскивать пострадавшего из воды?
Пострадавшего в воде необходимо обхватить сзади под подмышками или за шею и на спине вытаскивать из воды, чтобы лицо было над водой. (Показ учителя, а затем пары учащихся между собой)
-
После того, как вытащили человека из воды, определите тип утопления и начинайте оказывать помощь.
При бледном и синем типах утопления порядок действий разный. Но во всех случаях необходимо немедленно вызвать скорую помощь.
На что следует обратить внимание:
На дыхание,
Пульс (показ учителя, учащиеся находят пульс на сонной артерии у себя),
Сознание (зрачки реагируют на свет),
Наличие повреждений.
Если пострадавший находится в сознании:
После извлечения пострадавшего из воды снять с него мокрую одежду.
Вытереть его досуха, переодеть в сухое бельё и согреть (укрыть теплым одеялом).
Дать ему горячий чай.
Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но у него сохранены дыхание и пульс:
После извлечения пострадавшего из воды снять с него мокрую одежду.
Поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом.
При активации дыхания подержать его за язык.
Растереть тело и конечности пострадавшего по направлению к сердцу.
Если у пострадавшего нет ни дыхания, ни пульса:
После извлечения из воды перевернуть пострадавшего вниз лицом, положив на колено животом для извлечения из дыхательных путей воду.
Уложить пострадавшего на спину лицом вверх и очистить полость рта и глотки от песка, ила и др.
Начать выполнять искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
После восстановления дыхания направить пострадавшего в больницу.
4-5 минут - время, в течение которого можно оживить человека после остановки сердца.
Присмотр алгоритма действий на мультимедийном экране ( с комментариями учителя) – слайды 8,9,10.
4.Практическое изучение алгоритма действий.
Учитель рассказывает и показывает на одном из обучающихся.
Искусственное дыхание
Встать на колени у головы пострадавшего слева, подложить левую руку под шею, правую на лоб, запрокинуть голову, большим и указательным пальцами правой руки зажать ноздри.
-
Сделать глубокий вдох, плотно прижать свой рот к открытому рту пострадавшего и произвести выдох, следить, чтобы грудная клетка пострадавшего поднялась. Вдувать 10-15 раз в минуту.
Массаж сердца
Найти точку на два пальца выше нижнего края грудины.
Положить ладонь крест-накрест и толчками надавливать на грудь. На 1 выдох производить 5-6 толчков. Толкать 1 раз в секунду.
Искусственное дыхание и массаж удобнее делать двоим спасающим.
Практическое задание.
Учащиеся делятся на 2 команды. Капитаны команд тянут билеты (помощь при различных типах утопления). Команды выполняют задания под контролем учителя.
Рефлексия
Как работали при выполнении практического задания? (ответы учащихся)
Что узнали на занятии? (ответы учащихся)
Что научились делать? (ответы учащихся)
Что понравилось на занятии? (ответы учащихся)
Определение настроения в конце занятия при помощи смайликов настроения (демонстрируют их учителю).
Спасибо за урок!
Использованная литература:
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка, Москва, 2002.
Основы безопасности жизнедеятельности.6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Г.Маслов, В.В.Марков, В.В.Латчук, М.И.кузнецов и др. – 5-е изд., испр.- М.: Дрофа,2003.
Приложение 1.
Характеристика различных типов утопления.
Бледное (мнимое утопление ).
Этот тип утопления встречается в случаях, когда вода не попала в легкие и желудок. Подобное происходит при утоплении в очень холодной или хлорированной воде. К тому же неожиданный контакт с холодной водой часто приводит к рефлекторной остановке сердца. В каждом из этих случаев развивается состояние клинической смерти. Кожные покровы приобретают бледно-серый цвет, без выраженного посинения. Отсюда и название такого утопления.
Характер пенистых выделений из дыхательных путей будет так же заметно отличаться от обильного ценообразования при истинном "синем" утоплении. "Бледное" утопление очень редко сопровождается выделением пены. Если и появляется небольшое количество "пушистой" пены, то после ее удаления на коже или салфетке не остается влажных следов. Такую пену называют "сухой".
Истинное (синее утопление)
Этот тип утопления легко определяется по внешнему виду утонувшего - его лицо и шея сине-серого цвета, а изо рта и носа выделяется розоватая пена. "Синее" утопление наиболее часто встречается у детей и взрослых, не умеющих плавать и даже у хороших пловцов при разрыве барабанной перепонки, когда они внезапно теряют координацию движений.
Подобным образом тонут те, кто до последней минуты боролся за свою жизнь. Находясь под водой, они продолжали активно двигаться, максимально задерживая дыхание. Это очень быстро приводило к потере сознания. Как только человек терял сознание, вода сразу же в большом количестве начинала поступать в желудок и легкие.
Приложение 2.
|