|
Собирательные числительные
Тема урока: Собирательные числительные.
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями собирательных числительных, их сочетаемости с существительными; повторить склонения сложных и составных количественных числительных;
воспитание трепетного, внимательного отношения к слову, языку; осознание необходимости применять правила культуры речи;
сформировать навыки нормированного употребления собирательных числительных в косвенных падежах.
Оборудование:
«Русский язык. Теория. 5-9кл.» В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова;
«Русский язык. Практика. 6 класс» Г. К. Лидман-Орлова; компьютерные тесты в программе ««MyTest» «Правописание количественных числительных»; оформление доски для самостоятельной работы; опорная таблица «Склонение числительных»; карточки с зашифрованными словами; тесты «Правописание числительных».
ХОД УРОКА
I – Орг.момент.
II - Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
- Как склоняются числительные 5-20, 30? Просклоняйте тринадцать.
Эти числительные склоняются как существительное степь (3 скл.).
- Сколько окончаний имеют сложные числительные при склонении? Как они пишутся? Например, двести в форме тв. падежа.
Сложные числительные имеют 2 окончания: в середине и на конце слова, но пишутся слитно, например, двумястами.
- Как изменяются составные числительные? Меняется каждое слово или только последнее? Например, сто двадцать пять.
В составном числительном изменяется каждое слово. Пишется раздельно, например, ста двадцати пяти.
- Сколько падежных окончаний имеют числительные 40, 90, 100?
Эти числительные имеют 2 падежных окончания.
- Какие это окончания и в каких падежах?
О в им., вин. п.; а в род., дат., тв., пред. п.
- Устно просклоняйте числительные сто.
Сто, ста, ста, сто, ста, (о) ста.
Проверка домашнего упражнения. 2 – 3 учащихся выполняют по очереди тесты в программе ««MyTest» «Правописание количественных числительных».
III - Самостоятельная работа.
Учащиеся работают по вариантам в тетрадях. У каждого распечатанные тесты «Правописание числительных».
Тест №1
Укажите имя числительное:
А) семь;
Б) семерка;
В) Удвоить.
Укажите предложение, в котором употреблено имя числительное:
А) В этом доме одиннадцать этажей.
Б) Пятерка – очень хорошая оценка.
Определите подлежащее в предложении: Два брата весело шагали на рыбалку.
А) два;
Б) два брата.
Количественные имена числительные изменяются:
А) по падежам;
Б) по падежам, по числам.
В числительных 5 – 20, 30 мягкий знак пишется:
А) на конце числительного;
Б) в середине числительного.
В числительных 50 – 80, 500 – 900 мягкий знак не пишется:
А) в середине;
Б) на конце.
В составных количественных числительных склоняются:
А) все слова;
Б) только первое слово.
Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:
А) пятидесятью;
Б) шестьюдесятью;
В) восемьюдесятью.
Тест №2
Укажите имя числительное:
А) сотка;
Б) сотый;
В) столетний.
Укажите предложение, в котором употреблено имя числительное:
А) Я сегодня опять получил пятерку!
Б) На изготовление одного автомобиля с мотором затрачивается шестьсот часов.
В каких словах пишется Ь в середине слова?
А) сем…десят
Б) трид…цать
В) пят…сот
Г) четыр….мя
В каком числительном на конце пишется буква А?
А) девяност…;
Б) трист…;
В) ст…
Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:
А) двумстам;
Б) двухста;
В) двумястами.
Какое подлежащее в предложении: На столе лежит семь книг?
А) семь;
Б) семь книг.
Укажите числительное, которое пишется с НН?
А) 11;
Б) 14;
В) 19.
В каком сочетании правильно употреблен падеж числительного?
А) свыше четыре тысячи метров;
Б) свыше четырех тысяч метров.
Тест №1: 1- а, 2 – а, 3 – б, 4 – А, 5 – а, 6 – б, 7 – а, 8 – а.
Тест №2: 1 – б, 2 – б, 3 – а, в, г, 4 – б, 5 – б, 6 – б, 7 – а, 8 – б.
IV - Объяснение нового материала.
Учащиеся под диктовку записывают в тетради предложения: Три котенка сидели в углу. Трое котят живут в доме.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что в каждом предложении есть числительное, одно из них количественное (три), другое – собирательное (трое).
Работа с учебником.
Итак, сегодня нам предстоит узнать, что же такое собирательные числительные. Откройте учебник «Теория», §113, прочитайте правило.
- Итак, что же такое собирательные числительные?
Собирательные числительные обозначают определенное количество предметов как одно целое.
- Приведите примеры.
Двое, трое, четверо и др.
- Перечислите все собирательные числительные и запишите их в тетрадь.
- Оба (обе), двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.
Давайте запишем их в тетради. Всего собирательных числительных в русском языке 10. Последние 3 очень редко употребляются.
- С помощью каких суффиксов образуются собирательные числительные?
Собирательные числительные образуются с помощью суффиксов -ой- (двое, трое) и -ер- (четверо, пятеро и др.).
- Особое внимание обратим на то, что собирательные числительные употребляются не со всеми существительными, а только с некоторыми. С какими?
Ученик: 1) с сущ., обозначающими людей мужского пола (трое друзей);
2) с сущ., обозначающими детенышей животных (семеро козлят);
3) с сущ., имеющими только форму мн. ч. или обозначающими парные предметы (трое брюк);
4) с местоимениями нас, их (нас – трое, их – четверо).
- Как склоняются собирательные числительные?
Собирательные числительные склоняются как прилагательные во мн. ч.
- Какова синтаксическая роль собирательных числительных?
Синтаксическая роль собирательных числительных такая же, как у существительных.
- Итак, ребята, запомним это и будем соблюдать правила культуры речи.
V - Закрепление нового материала.
Работа с упражнением 419. Необходимо определить, с какими из существительных собирательные числительные не употребляются.
С существительным девчата собирательные числительные не употребляются. Мы не можем сказать трое девчат.
Выполнение упражнения 420. Здесь указаны собирательные числительные и случаи их употребления с существительными. Необходимо составить предложения с этими числительными.
Минута отдыха (мини-игра).
Прочитайте зашифрованные слова, придумайте слова подобного типа сами.
Смор1на, по2л, элек3к, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100н, 100п, ари100крат.
Упражнение 422 выполняется вначале устно, затем письменно с проговариванием по цепочке. Обязательно выделить окончания. Поставить данные в упражнении собирательные числительные в род., дат. и пред. падежах.
Р. Двоих, троих, четверых, пятерых, шестерых, семерых
Д. двоим, троим, четверым, пятерым, шестерым, семерым
П. (о) двоих, троих, четверых, пятерых, шестерых, семерых
- Обратите внимание на то, что совпадают окончания в род. и пред. падежах.
Упражнение 423 выполняют у доски 2 ученика, остальные в тетради:
Двое мужчин, трое друзей, пятеро котят, четверо щипцов, шестеро ребят, двое очков, семеро школьников, трое брюк, четверо волчат, девятеро медвежат, десятеро санок.
8. Подведение итогов урока.
Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с собирательными числительными, вспомнили, что мы вообще знаем о числительных.
- С какими существительными употребляются собирательные числительные?
9. Объяснение домашнего задания.
Дома необходимо выполнить упражнение 428. Чтобы сделать его правильно, необходимо вспомнить все, о чем мы говорили на уроке. Для этого надо прочитать§113 («Теория»), подготовить его пересказ.
|
|
|