|
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка
Методическая работа «Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка».
Выполнила Кушнерова М.В., учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 8» Волжского района г. Саратова
Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным. Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя.
Особое значение для обогащения словарного запаса приобретает словарная работа на уроках русского языка, поскольку по данным М. Р. Львова, до 4 класса половина новых слов входит в словарь обучающихся через уроки русского языка и литературы.
Но нельзя всю словарную работу превращать в словарно – орфографическую. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контакте развития речи. Об этом писали известные методисты: В.И.Чернышев, М.А.Рыбникова, Н.С.Рождественский, Е.Н.Никитина и другие.
В настоящее время под словарной работой принято принимать область методики русского языка, которая охватывает усвоение новых слов и значений, усвоение оттенков значения, эмоционально – экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, омонимов; активизацию словаря, т.е. использование новых слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т.е. устранение из активного словаря
Система изучения непроверяемых написаний слов в начальной школе основана на принципе двусторонней дифференциации, который предлагает учет, как специфики орфограммы, так и особенностей обучающихся.
Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых обучающиеся должны запомнить. Методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ.
В.В. Ераткина, опираясь на данные психолого-педагогических и лингвистических источников, перечислила и охарактеризовала довольно большое количество приемов, направленных на активизацию учебной деятельности при обучении непроверяемым написаниям.
Наиболее эффективными В.В. Ераткина считает следующие приемы:
- запись слов по алфавиту;
- группировка и запись слов по орфографическим признакам;
- подбор и запись однокоренных слов других частей речи;
- подбор слов с иноязычными элементами;
- подбор синонимов и антонимов;
- составление и записывание таблицы;
- выборочный ответ;
- составление «противоположных» орфограмм;
- составление словосочетаний;
- замена словосочетаний и описательных оборотов отдельными словами;
- письменный пересказ текста с использованием данных слов;
- выборочное списывание;
- сочинение по опорным словам.
В разных источниках по-разному определяется количество слов для ознакомления на одном уроке и необходимое количество повторных восприятий, а также их распределение по времени.
Объем кратковременной памяти человека равен 7±2. При определении оптимального количества слов для первичного восприятия нужно ориентироваться на нижнюю границу нормы (5), поэтому все слова из программных списков были разделены на группы, состоящие, в основном, из 5-ти слов. Изучение одной группы слов обычно осуществляется в течение 5-ти уроков. На каждом уроке на это может быть потрачено примерно 3-5 минут. На уроке № 1 происходит первичное восприятие группы слов, на уроке № 5 проверка усвоения написания данных слов. Проведение упражнений по закреплению предлагается на уроках № 2, 3, 4.
Урок № 5 посвящается проверке усвоения правописаний слов из изучаемой группы. С этой целью изучаемые слова диктуются либо всему классу, либо одному (лучше слабому) ученику, который пишет их на доске, а остальные потом сравнивают написание слов на доске и у себя в тетради.
Проверка усвоения может осуществляться с помощью перфокарт, упражнений с элементами программирования или в любой другой форме, удобной для последующего учета и анализа ошибок.
Контрольные словарные диктанты проводятся по мере накопления определенного программой количества изученных слов:
2 класс-8-10 слов;
3 класс-10-12 слов;
4 класс-12-15 слов.
Во 2-3 классах контрольные словарные диктанты могут проводиться
1 раз в 2 недели, в 4 классе-1 раз в 3 недели.
Для закрепительной работы на уроках русского языка в начальной школе используются разнообразные виды работ и упражнений, способствующих активному запоминанию содержащих в словах трудностей. Вот некоторые из них:
- списывание с различными заданиями;
- диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие);
- заполнение перфокарт;
- ребусы, кроссворды;
- иллюстрации;
- творческие работы (по развитию связной речи) – письмо текста по памяти, свободный диктант, изложение, сочинение, ответы на вопросы.
1. «Подскажи словечко»
На жарком солнышке подсох,
И рвется из стручков … (горох)
Прошу вас все слова называть,
Где –оро - надо написать.
2. Шуточные вопросы и загадки
а) В каких словах спрятались ноты?
(помидор, ребята, дорога)
б) В каких словах ель «растет»?
(понедельник, учитель)
3. Выписывание из словаря слов на разные темы: «Школа», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и т.д.
4. Выписывание слов на определенную букву: п, с, к, н и т.д.
5. Выписывание слов с ь в середине, в конце.
6. Выписывание слов с определенной гласной буквой: о, е, а.
7. Выборочный диктант (из текста записать только слова с непроверяемыми написаниями).
8. Ответы на вопросы.
Кто готовит уроки?
Кто живет в лесу?
9. Составление небольших рассказов по темам: «Школа», «Наш огород», «Мои друзья» и т.д.
10. Сочинение-миниатюра по опорным словам: декабрь, мороз, ребята, коньки, лыжи, весело.
11. Разгадывание разных загадок
В будке спит, дом, сторожит,
Кто к хозяину идет,
Она знать дает
(Собака).
12. Дописать предложения:
В класс вошла …
Весело чирикает …
13. Группировка слов по месту ударения.
Лисица, коньки, мальчик
14. Слог потерялся
… радь
… нал
15. Собери слоги
16. Угадай слово:
мо…
са…
17. Из каких слов «выпали» гласные?
м. ш. н.
з. в. д.
18. Комментированное письмо или выборочный диктант (можно использовать и стихи и пословицы)
Дама сдавала в багаж:
Картину, корзину, картонку…
И маленькую собачонку.
Корми корову сытнее, молоко будет жирнее.
19. Дописать пропущенные слова:
Береги нос в большой… (мороз)
…. год начинает, а … заканчивает.
20. Кто как голос подает?
с...бака
п..тух
с..рока
к..рова
|
стрекочет
поет
мычит
лает
|
21. Составить предложения с данными словами: огород, овощи, помидор, огурец.
22. Составить предложения с данными словосочетаниями
дружные ребята
березовый сок
23. Подобрать к данным однокоренные слова
Дорога - ….
Желтый - …
24. Поставить словосочетание в нужном падеже.
Весенняя погода
25. Описать свою квартиру, используя слова: ванна, комната, коридор, телевизор, диван, кровать.
26. Подобрать к словам синонимы или антонимы.
Граница – (рубеж, край, предел)
Черный – (белый)
27. Заменить определение из толкового словаря знакомым словом:
- ящичек для ручек, карандашей;
- исполняющий в порядке очереди какие-либо служебные или общественные задания.
28. Выполнить по образцу:
Явления природы: мороз, …
29. Разгадывание ребусов
я У (улица)
О (яблоко)
30. Прием «сквозная буква»:
В кастрюле готовят горячие блюда, и поэтому из нее идет пАр:
Пар поднялся над кастрюлей:
Это суп готовит Юля.
Используется и шуточное запоминание: «В слове СУББОТА 7 букв, сколько же, сколько дней в неделе. 2 буквы б, столько же, сколько выходных».
Игра «Эстафета»
По сигналу учителя обучающиеся каждого ряда, начиная с последней парта, записывают на листке слово из словаря и передают лист впереди сидящему товарищу. Выигрывает тот ряд, чей лист по эстафете первым попадет на стол учителя. Условия: слова не должны повторяться, в записях не должно быть ошибок.
Увидел ошибку – исправь.
Кроссворд
а) перекрестки
1. Инструмент, которым забивают гвозди.
2. Инструмент, которым рубят дрова.
3. Малина, черника, крыжовник – одним словом.
4. Большой населенный пункт.
5. Овощ красного цвета
(Молоток, топор, ягода, город, помидор).
2. Заполни пустые клетки
Плод в скорлупе
Завтрак, …, ужин
Инструменты, которым рубят.
Водитель машины.
Место, где растут овощи.
Отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.
Много – люди, один – человек.
Мелкая зимующая птичка (орех, обед, топор, шофер, огород, свобода, человек, воробей).
3. Начиная с буквы М
-
Одна из двенадцати частей года.
Подземная железная дорога.
Мера времени.
Шкаф, стол, стул – одним словом.
Помещение для продажи товаров.
Транспорт.
Овощ.
Столица нашей Родины.
Напиток белого цвета, полученный для детей и взрослых.
Предмет из плотного материала для перевозки картофеля, сахара, муки и т.д.
Погода зимой (месяц, метро, минута, мебель, магазин, машина, морковь, Москва, молоко, мешок, мороз).
Заполнение перфокарт
Перфокарта изготавливается в виде папки. Внутрь вкладывается чистый лист. В прорезанные отверстия учащиеся вписывают нужную букву.
М л ко
Кла
Подпиши картинку
Литература
Аксенова А.К., Якубовский Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1987 г.
Бородин С.М., Бородина В.А. Учим читать. – Л., 1985 г.
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М., 1999 г.
Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. – М., 1996 г.
Введенская Л.А. Пословицы и поговорка в начальной школе. – М., 1963г.
Введенская Л.А., Саакьян Р.Я. Наш родной язык. – М., 1971 г.
Выготский Л.С. Мышление и речь. – М. 1956 г.
Елкина Н.В. и др. 1000 загадок. – Ярославль, 2004 г.
Ераткина В.В. Методика правописания безударных гласных в начальной школе. – М., 1989 г.
Жиренко О.Е., Л.А. Обухова. Проверочные работы по русскому языку. Учебное пособие к учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. 2 класс. – М., 2006 г.
Журнал «Начальная школа», № 2 1980 г., № 7-8 1992 г.
Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М., 1991 г.
Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. – М., 2004 г.
|
|
|