Главная страница

Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше


Скачать 49.31 Kb.
Название Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше
Н.А.Чуракова
Дата 14.03.2016
Размер 49.31 Kb.
Тип Урок

Урок русского языка по УМК «Перспективная начальная школа»

в 1 классе

Автор учебника Н.А.Чуракова «Русский язык»

Тема: Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше

Цели урока: Создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ж], [ш] как всегда твёрдых.

Способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • Формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность.

  • Эмоционально-положительное восприятие учения.

  • Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Осуществлять действия по образцу и заданному правилу.

  • Сохранять заданную цель.

  • Видеть ошибки и исправлять их.

  • Контролировать свою деятельность по результату.

  • Адекватно понимать оценку взрослых и сверстников.

Познавательные УУД

  • Работать с разными видами информации.

  • Работать с вертикальным звуко-буквенным столбиком. умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

  • Осуществлять анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные УУД

  • Умение слушать и понимать речь других.

  • Оформлять свои мысли в устной речи.

  • Умение договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения.

Предметные

  • Обучающиеся научатся определять звуки [ж], [ш] как всегда твёрдые.

  • Писать слова с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением.

  • Узнают правило написания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше.


Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие

Если вы веселы - улыбнитесь!

Если вы дружны - возьмите за руку своего соседа, подержите его руку несколько секунд в своей руке и поделись с ним своим теплом.

II. Актуализация знаний

Работа в парах

На слайде слоги ма ве ри бо зу бё зю дя му ку ты лё

Разделите их на 2 группы.

На какие группы вы разделили? Сделайте вывод.

Буквы, каких гласных указывают на твердость стоящего перед ним звука?

Запишите их. Сделайте вывод.

III. Этап выявления места и причины затруднения

Учитель: А сейчас, ребята, закройте глаза ладошками. И мы вновь попадаем в Волшебный лес, полный сказок и чудес.

Учитель: Между Волшебницей и Машей возник спор.

Маша: Каждая буква согласного может обозначать два звука - твердый и мягкий? Например: [ в], [ в’], [ г], [ г’], [ д], [ д’].

Волшебница: Неужели каждая?

Маша: Каждая.

Учитель: Ребята, а вы согласитесь с Машей?

Ребята: Не согласимся.

Учитель: Тогда вам необходимо доказать, что есть только твердые и только мягкие согласные звуки.

Учитель: Мы начинаем новую главу. Откройте оглавление, прочитайте название главы, откройте нужную страницу 56.

Прочитайте тему урока. На какие вопросы вы хотели бы узнать ответы на уроке? Что уже известно по этой теме?

Поставьте перед собой цели на сегодняшний урок: я узнаю…., я смогу…, я научусь…

(ответы учеников)

Где могут понадобиться новые знания по этой теме? (ответы учеников)

Учитель: Сядьте ровно, опустите ноги, спинка прямая. Вы сегодня самые умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов в достижении этой цели.

IV.Этап построения проекта выхода из затруднения

Учитель: А что нам в этом поможет?

Ученики: Звуковой столбик.

Дети рассматривают звуковой столбик и выясняют, что не все согласные могут обозначать два звука, есть только твердые звуки [ж], [ш], [ц] и есть только мягкие.

Учитель: Произнесите звуки [ж], [ш], как они звучат?

Ученики: Твердо.

Учитель: Сделайте вывод.

V.Этап реализации построенного проекта

Учитель: Давайте сравним ваш вывод с выводом Волшебницы

Волшебница: Не все согласные звуки имеют пару по твёрдости - мягкости. Есть всегда твёрдые согласные звуки [ж, ш, ц] , а есть всегда мягкие согласные звуки [щ’, ч’, й’].

Учитель: Сравним информацию.

Ученики: Наш вывод совпадает с выводом Волшебницы.

VI.Самостоятельная работа

Учитель: Откройте тетради на стр.5 и выполните задание.

Ещё раз повторить, что звуки [ж], [ш] всегда твёрдые.

Проверка самостоятельной работы (в виде игры).

Дети по очереди быстро произносят по одному столбику слов, как скороговорку. Кто не сделал ни одной ошибки, тот выиграл.

Физминутка

(Дети повторяют по строчке за учителем и выполняют движения)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

VII.Введение новых знаний в систему знаний

Учитель: Ребята, какая задача стоит перед вами дальше?

Ученики: Выяснить, в каких случаях пишутся сочетания жи-ши, же-ше.

Учитель: Мы с вами уже встречались с этим правилом?

Ученики: Да.

Дети вспоминают правило: жи-ши пиши с буквой и, же-ше пиши с буквой е.

Учитель: Давайте сравним информацию с правилом на стр. учебника 57.

Что нового заметили?

Ученики: Жи-ши пиши под ударением с буквой и, а же-ше под ударением с буквой е.

На слайде слова с пропущенными буквами: ж..знь, ж..р, чиж.., ш…шка, маш…на.

Учитель: Какую букву нужно вставить в слова? Обоснуйте свой ответ.

Ученики: Поставим в словах ударение. Вспомним правило.

На слайде слова: ш…сть, ш…рсть, ж…сть.

Самостоятельная работа

Прочитайте инструкцию и вставьте нужные буквы. Проверьте, верно ли выполнил ваш сосед? Расскажи соседу, план работы над заданием.

На слайде слова: ш…пы, ж…них, ш…рстяной.

Учитель: Вставьте пропущенные буквы в словах. Почему это задание вызвало у вас затруднение?

Ученики: Эти буквы не под ударением.

Учитель: Если затрудняетесь ответить, обратись за помощью к Летучей Мыши (стр58).

Работа по учебнику стр.59 упр.25.

Запись слов с проговариванием. Выписать слова, вставив в них пропущенные буквы.

Что нужно знать, чтобы не допустить ошибок в написании слов?

Подчеркните сочетания жи-ши, же-ше.

VIII.Рефлексия

Продолжи:

Для меня было открытием……..

Теперь я могу……….

Могу похвалить себя за то, что я…………..

Итог

Каким правилом вы пользовались, чтобы проверить написание слов?

Ребята, у вас на парте лежат листы индивидуальных достижений, давайте их заполним.
Лист индивидуальных достижений

Ученик _________________________________

Я знаю особенность звуков [ ж], [ш]




Я умею ставить ударение




Я знаю правило жи-ши, же-ше




Моя активность в паре




Моя активность на уроке