|
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему:
«Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели»
Автор: учитель русского языка и литературы
Иванченкова Виктория Геннадьевна
Смоленск
2014
Урок на тему: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели»
Класс: 9 класс.
Предмет: русский язык.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
1) сформировать знания учащегося о сложноподчиненных предложениях с придаточными условия, причины и цели;
2) уяснить, что сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели имеют общее значение обусловленности;
3) развивать речь, внимание, мышление, пунктуационную и орфографическую зоркость;
4) воспитывать интерес к богатству языка и уважение к языку в целом.
Задачи урока:
1) научить находить придаточные условия, причины и цели в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;
2) научить ставить к придаточным условия, причины и цели вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному, отличать обозначенные виды придаточных от других видов;
3) научить правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений;
4) повторить правило написания гласных в корнях с чередованиями.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
3. Проверка домашнего задания.
4. Актуализация знаний.
5. Объяснение нового материала.
6. Закрепление нового материала.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Целеполагание
Тема сегодняшнего урока - «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели». На прошлом занятии мы говорили о придаточных места и времени, а сегодня познакомимся с придаточными условия, причины и цели, научимся распознавать их значение, ставить к ним вопросы и отличать от других видов придаточных
3. Проверка домашнего задания
Начнем с проверки домашнего задания по теме «СПП с придаточными места и времени».
Домашнее задание. Выполните тест “СПП с придаточными места и времени”.
1. Укажите СПП с придаточным места (знаки препинания не расставлены). Расставьте знаки препинания.
А. Счастье грибника в том чтобы в субботу на заре попасть в заветное место.
Б. Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку как воспитывают вкус к гравюрам и хорошей музыке.
В. Настоящего человека всегда тянет туда где трудно.
Г. Близкого человека только тогда поймешь когда с ним расстанешься.
2. Укажите СПП с придаточным времени.
А. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
Б. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
В. Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
Г. Молодежь должна быть достойна эпохи, в которой она живет.
3. Укажите СПП, в котором союз как находится в главном предложении.
А. Как только приду я на гулянье, он танцует и поет…
Б. Только я вошел в гостиную, как вдруг дверь бильярдной распахнулась.
В. Я помню, бедный, он слезами обливался, как с вами расставался!
Г. Уже более трех часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.
4. Актуализация знаний
Вспомним написание гласных в корнях с чередованиями. От каких условий зависит написание корневых гласных в чередующихся корнях?
Задание 1. Орфографическая разминка. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.
Притяжательное прил..гательное, провести к..сательную, нелепое предпол..жение, разг..ревшееся пламя, возл..гать надежды, выб..рать президиум, бл..стательное достижение, пор..вняться с колонной, соприк..сновение проводов, тёмно-зеленые водор..сли, ср..щение костей, непром..каемый плащ, повелительное накл..нение.
5. Объяснение нового материала
Придаточные условия, причины и цели
Вид придаточной части
|
Значение придаточной части
|
Вопросы
|
Союзы
|
Придаточная условия
|
указывает на условия осуществления того, о чем говорится в главном предложении.
|
при каком условии?
|
если; если..., то...; когда (=если); когда.., то...; коли; коль; коль скоро; раз; в случае если.
|
Придаточная причины
|
раскрывают или обозначают причину того, о чем говорится в главной части предложения.
|
почему? отчего? по какой причине?
|
потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что.
|
Придаточная цели
|
указывает на цель того, о чем говорится в главном предложении.
|
зачем? с какой целью? для чего?
|
чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы.
|
Примеры:
1. Если я заболею, к врачам обращаться не стану. (придаточная условия)
2. Посылаю ей все слезы в подарок, потому что не дожить мне до свадьбы. (придаточная причины)
3. Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрожек. (придаточная цели)
6. Закрепление нового материала
Задание 2. Подберите к главным предложениям из левого столбца соответствующие придаточные предложения из правого столбца, определите их вид. Ответ запишите в виде сочетания цифры и буквы.
Мама закрыла шторы
|
А. нужно не только любить, но и быть любимым.
|
Первыми тронулись на юг болотные птицы
|
Б. так как было душно.
|
Для того чтобы быть счастливым
|
В. потому что свет мешал малышу спать.
|
-
Я плохо спал этой ночью
|
Г. так как болота начали замерзать.
|
Если бы на отмели был песок
|
Д. чтобы мыслить и страдать.
|
Я жить хочу
|
Е. то можно было бы увидеть следы животного.
|
Задание 3. Творческий диктант. Закончите предложения, используя придаточные причины, цели и условия.
Начало быстро темнеть, потому что…
Надо было торопиться, так как…
Если у меня не получается что-нибудь, то …
Я пришел в кинотеатр заранее, потому что …
-
Если хочешь лучше узнать себя, ...
Начало быстро темнеть, потому что …
Он пришел, чтобы …
Когда мама сердится, я ….
Задание 4. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
Если ты хоч..шь слушать то я хочу петь для тебя.
В нижнем этаже дома окна вероятно были открыты потому что отчетливо слышались женские голоса и смех.
Дабы (не)утомить бл..госкло(н,нн)ого читателя разрешите поставить точку.
А коли у тебя бе..мозгла голова иди и землю рой или руби дрова.
Такая густая трава р..сла только по берегам озера потому что здесь было достаточно влаги.
Благодаря тому, что он мне помог я успел сдать работу (во)время.
7. Подведение итогов урока
1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях? С какими придаточными предложениями вы познакомились сегодня на уроке?
2. Как мы будем отличать придаточные условия, причины и цели от других видов придаточных частей?
8. Домашнее задание
Домашнее задание.
Задание 1. Выучите определения придаточных условия, причины и цели, их признаки.
Задание 2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
1. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш довольно охотно пос..щался.
2. Послушайте ведь если звёзды заж..гают значит это кому(нибудь) нужно.
3. Если падают звезды подстав..шь ли ты им ладонь?
4. Я упоминаю об этом исключительно для того чтобы подч..ркнуть бе..условную подли(н,нн)ость вещей Куприан.
5. Право я буду рад за вас так как только влюбле(н, нн)ый имеет право на звание человека.
Список использованной литературы
1. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/[Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение, 2010.
2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. - М.: Просвещение, 2014.
|
|
|