Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
|
Прозвенел уже звонок
Как всегда и без заминки
Начнем урок с читательской разминки.
За темными лесами,
Под ходячими облаками,
Под чистыми звездами,
Под красным солнышком.
Облачается небесами,
Подпоясывается зорями,
Застегивается звездами.
- Прочитайте присказку медленно.
- Назовите имена существительные.
- Прочитайте присказку, произнося существительные с вопросительной интонацией.
- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом существительные.
- Прочитайте скороговоркой.
- Прочитайте выразительно.
|
Начинается урок
Учащиеся выполняют задания. Работают в паре.
|
2.Проверка домашнего задания
|
|
Пересказ понравившегося отрывка сказки «Серебряное копытце»
|
3.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: первичная проверка запоминания ранее изученного материала.
|
Выполним структуру КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД
На карточке нужно зачеркнуть все одинаковые гласные буквы, из оставшихся букв составить слово
с
|
о
|
е
|
у
|
о
|
э
|
о
|
к
|
о
|
е
|
у
|
э
|
э
|
ы
|
а
|
о
|
о
|
е
|
ы
|
о
|
я
|
з
|
я
|
о
|
я
|
у
|
о
|
е
|
к
|
е
|
э
|
о
|
е
|
о
|
я
|
и
|
Какое слово составили?
Какие бывают сказки?
Какие сказки называют авторскими?
Назовите фамилии писателей-сказочников, произведения
которых вы читали
|
Сказки
Народные, авторские
обработанные или пересказанные авторами
А.С. Пушкин, П.П. Ершов, П.Бажов
|
4. Изучение нового материала.
Сообщения учащихся
|
О какой сказке поется в песне?
Сегодня на уроке мы встретимся с литературной
сказкой Сергея Тимофеевича Аксакова
1) Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Мать разделяет и горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.
|
Прослушивание песни «Аленький цветочек»
Аленький цветочек
Сообщения детей.
Наследник старинного дворянского рода, Аксаков несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе «знаменитого рода Шимона» - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году.
Любовь к природе будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения.
В Казанскую гимназию Аксаков поступил на десятом году. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное – нечто вроде лицея. В гимназии Аксаков провел три с половиною года.
Сказку «Аленький цветочек» он услышал в детстве во время своей болезни от ключницы Пелагеи, которая была великая мастерица сказывать сказки.
Пришла Пелагея, села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве…»
|
Работа с учебником
|
– Сказку, которую мы начнем читать сегодня, – «Аленький цветочек», – написал Сергей Тимофеевич Аксаков.
Структура ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН
Вы читали эту сказку?
А еще другие сказки этого автора читали?
– Но вначале прочтите внимательно слова, которые написаны под названием сказки.
– Что это значит?
– Кто такая ключница? Понятно ли вам это слово?
От какого слова образовалась слово ключница?
Ключница (ключник) (устар.) – слуга (обычно в помещичьем доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения.
|
Сказка ключницы Пелагеи.
Это обозначает, что сказку С. Т. Аксаков услышал от ключницы Пелагем, а потом записал ее.
Ответы детей.
|
5.Динамическая пауза (этап физической разрядки).
Цель: сменить вид деятельности.
|
Вы читали?
А теперь все быстро встали!
|
Мы читали!
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки!
Уходи от нас скорей!
Не пугай ты нас, детей!
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло!
Громче музыка играй,
Нас на танец приглашай!
(Звучит музыка, ученики выполняют танцевальные упражнения).
|
Первичное ознакомление с текстом сказки.
|
А теперь почитаем сказку.
Словарная работа: именитый, не ведаю, тувалет, венец, сажень.
Какие подарки заказали дочери?
Приближается праздник. Какой это праздник?
Какой бы подарок вы заказали Деду Морозу?
А теперь проведем структуру КОНАРС.
Вы выбираете себе подарок. Идете к тому углу, где ваш выбранный подарок.
Почему этот подарок выбрали?
Подумайте и объясните.
Структура ТАЙМД-ПЭА-ШЭА
Объясни свой выбор партнеру
Чтение второй части сказки
Словарная работа: колода, чертог, паче зеницы ока, пяльцы.
Нарисуйте рисунок к этой части
|
Чтение учащимися по логически завершенным частям.
Ученики читают сказку до слов: «Поехал он в путь, во дороженьку» (с. 198, часть 1-я).
Учащиеся отвечают на вопросы.
Объяснения детей
Дети продолжают чтение сказки до слов: «…а снял со своей руки золотой перстень и подал его честному купцу» (с. 202, часть 1-я).
|
6.Закрепление изученного материала.
Цель: применение знаний в типовых заданиях.
|
Структуру какую можно?
* Чья просьба оказалась самой трудной?
Сколько дочерей было у купца?
Куда собирался уезжать купец?
Какие гостинцы просили привезти его дочери?
Где увидел отец цветок?
Как купец понял, что это именно тот цветок?
Что случилось, когда он сорвал цветок?
|
|
7.Домашнее задание.
Цель: осознание метода построения нового знания.
|
Объяснение домашнего задания
* Читать сказку.
* Подготовить пересказ стр.202-206.
* Нарисовать, каким представляете аленький цветочек.
|
Записывают домашнее задание
|
8.Итог урока.
Рефлексия.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке
|
- Скоро прозвенит звонок
Подведем сейчас итог.
- Легко ли читать сказки и почему?
- Что было непонятно, сложно?
- Чем понравилась сказка?
- Можно ли назвать эту сказку С.Т. Аксакова волшебной?
- Какое волшебство вы увидали в сказке?
- Захотелось ли вам прочитать сказку Аксакова в полном варианте?
У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.
- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.
- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!
- Сегодня на уроке активно работали и с выражением читали …
|
|